Глава 20: Оборотная сторона Подземельного мира
Майя чертыхалась, что за шестнадцать лет так и не научилась нормально плавать. Агния Францевна не раз пыталась обучить внучку плаванью, но Майя всегда находила отговорки. Она ссылалась то на больное горло, то на мигрень, то на плохое настроение, то на отсутствие счастливой резиновой уточки.
На своё счастье, девочка плюхнулась недалеко от берега и почти касалась ногами илистого дна. Морщась и кривясь от слизи и водорослей, щекотящих пятки, выбралась на каменистый берег. Вода была мерзкая и тягучая, походившая на мазут.
Майя не ошиблась, думая, что оказалась у чёрта на куличиках. Это был совершенно другой Подземельный мир. Ни роскошный, ни помпезный. Без огней и неонового сияния, без кристаллов и минералов. Он напоминал угольные шахты, и на жителях (все они были керамиками) лежал вековой слой пыли и копоти. Даже приглушенный блеск, которого пытались добиться горожане, натирая себя махровыми полотенцами и покрывая воском, отсутствовал. Это был настоящий Подземельный Мир: грязный, мрачный, зловонный и пугающий – сошедший со страниц страшной сказки о ядерной катастрофе.
Все таблички, надписи и указатели, говорящие о том, что вы всё еще находитесь в Губернии Ночи, были нарочно вымазаны мазутом. Жители квартала Битого Стекла не жаловали аристократов и внутренне Майя содрогнулась, вспомнив, что не состоит из пружин и шестеренок.
Бедняги-керамики погибали здесь не от стирания резьбы на деталях и не от выскочки пружин, а от ржавчины и коросты. Остатки, еще не полностью изуродованные окислением металлов, валялись по углам. В них было уже невозможно узнать черты тел, но можно было не сомневаться, что когда-то это были живые подземельцы.
Что делать — Майя не знала. Ждать помощи от трех подростков было бессмысленно. Летать обратно она не умела. Лестницы, лифты или эскалаторы, которые вели обратно в Нижнебург, точно не существовали.
«Мудрус!»
«М-да — отозвался изумрудный книжный червь.»
«Мы где?»
«Ты, не я — поправил червяк, — вляпалась в неприятности. Опять.»
«Как это произошло?»
«Тот купол состоял из всех элементов химической таблицы разом, он был отражением всего Подземельного мира. Отражением в режиме реального времени. То есть для тебя он сработал как портал.»
«И где я?»
«Ты попала в ту часть Подземельного мира, которая находиться во владении Полоза Сильвер-Голда, где живут преступники, бандиты, воры, бедняки и изгнанники... А ещё в ентой части гнездо ядоязыких.»
Майя взвыла.
«Нужно смешаться с толпой и спрятаться где-то, где тебя смогут отыскать.»
Майя стянула с бельевой верёвки, висевшей через улицу, кусок грубой темной ткани, пахнущей грибами и гнилью, и завернулась в неё словно в плащ, чтобы не быть такой заметной. Оставаться в переулке было опасно.
По совету Мудруса она завернула в работающий кофейных паб.
В пабе стоял запах бензина и машинного масла. Это было не удивительно, керамики могли питаться всем, чем хотели. Грузная женщина с пучком кудрящек, туго затянутых в хвост на затылке, носилась между столиков с подносом, на котором в тарелках лежали болты и шестерёнки, а жидкость в побитых кружках была сомнительного цвета и запаха. Посетители звали её Мадам Винта и, по-видимому, она и была хозяйкой заведения. Майя забилась в самый темный и далекий угол, в надежде, что её не заметят.
Пышная женщина в летах изо всех сил старалась выглядеть моложе своих лет, потому носила такое платье, с таким вырезом, за которое Майе стало бы стыдно. Волосы Винты цвета сливочного масла были выбриты с одного боку. А правый глаз закрывала повязка из красного бархата.
Один из посетителей, читавший потрепанную газету «Правда на колёсиках», охнул, сложил газету на столе и возбужденно вскочил с места, чуть не опрокинув кружку с Бензочино.
— Дело говоришь — воскликнул он в сердцах — всех саламандерсов валить пора, а их тела топить в Мазутном Озере — керамик ткнул дрожащим от опьянения пальцев в сторону водоёма, в который свалилась Майя.
— Чё ты так строг к ним? — спросила Мадам Винта, меняя одни сколотые кружки на другие. — Не все саламандерсы — крысы. Я знала нескольких дельных. Они не заслужили уничтожения.
— Все знают, что ты водишь шашни с мальчишкой Л'Горностаевых. Не будь ты лучшей стряпухой и не готовь самый цинусный Бензочино давно бы за такие связи тебя по болтикам разобрали и на помойку выкинули, — он встал, покачиваясь, возвышаясь над хозяйкой и глядя на нее с упреком, но Мадам Винта не дрогнула.
— Говори, но не костопыжься! Гоните в шею его — махнула она двум керамикам у входа — обкофеманился он сегодня.
Керамики подхватили посетителя под руки и вытолкнули из паба. Он продолжал бранить саламандерсов направо и налево, уже лежа в дорожной пыли. Мадам Винта смела остатки металлических крошек со стола в руку и прошла обратно за барную стойку.
Мадам Винта не ненавидела саламандерсов. Это был возможно единственный керамик способный ей помочь. Майя посильнее натянула капюшон на лицо и подсела за барную стойку. Мадам Винта проигнорировала присутствие девочки, продолжая протирать стол.
— Мадам Винта — Майя изо всех сил вцепилась в руку хозяйки — Помогите, пожалуйста. Я выпала сверху из Нижнебурга. Я знаю Никиту Л'Горностаева, он мой друг. Пожалуйста, я не знаю, что мне делать, я не хочу, чтобы керамики меня уничтожили. Я не делала ничего плохого. Я только неделю знаю о существовании Подземельного Мира.
Мадам Винта заткнула ладонью рот Майи и аккуратно приподняла ее капюшон, пустив на перепуганное лицо девочки немного света.
— Ты та девочка из Надземного Мира.
— Откуда вы знаете?
— Блэк Полуночник хотел это скрыть, но что скроешь от газетных балаболов. Говоришь, ты знаешь Никиту.
Майя кивнула.
— Эй, Винта — раздался требовательный крик посетителя — бахни мне ещё.
— Я разговариваю, Дёготь. Глаза разуй — грубо отрезала хозяйка — Еще раз услышу повышенный тон, будешь ждать свой заказ до самой смерти от ржавчины!
— Ты чё свободные уши? — спросил он у Винты — Кто это у нас такой скрытный? — Дёготь встал и подошел к Майе со спины.
— Сядь на место! — вышла из-за барной стойки мадам Винта, беря кувшин — сейчас бахну.
Хозяйка паба встала между Дёгтем и Майей, но тот успел схватить девочку за капюшон и дернуть. Ткань, скрывавшая Майю, упала на пол. А посетители паба мигом затихли, впав в состояние шока.
— Сала... Саламанд... Саламандерс здесь! — запинаясь пролепетал Дёготь.
— Какой саламандерс? ВремеНика с тобой! Керамик это, глаза разуй.
Мадам Винта попыталась быстро поднять ткань и накрыть Майю, но Дёготь наступил на ткань ногой и закричал во все горло:
— Саламандер! Саламандерская девчонка здесь! Хватай крысу!
Дёготь с силой толкнул Мадам Винту, так что та перелетела через барную стойку, ударилась спиной о шкаф с посудой и упала без чувств. На нее сверху посыпалась посуда, разбиваясь на черепки, отскакивая от пола. Керамик грубо схватил Майю за руку и под гогот и хохот выволок на улицу.
— Саламандерс! Гляньте, кого к нам занесло!
Любопытные керамики сбежались со всех сторон. Надо сказать, что многие вообще в лицо никогда не видели никого кроме своих собратьев и Майя была для них чудом света. Девочку окружила толпа, её схватила дюжина металлических рук. У некоторых недоставало пальцев, другие цепляли Майю за одежду крючками. Сопротивляется было бесполезно. Вернее бессмысленно. Ну вырвется она, ну убежит, только куда.
И что теперь с ней сделают. Почему-то в голове Майи вырисовывались картинки самых изощренных методов убийства.
— Разорвём её на части и отправим в Губернию Ночи по кусочкам. Пусть собирают. — кричали с одной стороны.
— Сольём саламандерса, не получим ни пылефира. Её родители выплатят кругленькую сумму — кричали другие.
Вот только Майя знала, что никто не будет платить за неё выкуп. Она барахталась в воздухе, верещала и звала на помощь.
— Керамики! — крикнул Дёготь, поднявшись на плечи товарищу, чтобы возвышаться над толпой — многие столетия саламандерсы и теневики относились к нам как ко сброду. Как к слугам и рабам. Заставляли делать всю грязную работу, жить в невыносимых условиях на свалке. Теперь наша очередь мстить. И эта девочка — он указал на Майю — будет первой жертвой нашего бунта. Сегодня прольётся ее кровь, а завтра мы захватим Облачную Фабрику и трон блэк Полуночника. Довольно кормить нас пустыми обещаниями о равенстве. Не дают нам равные права, мы возьмём их сами. Силой!
— Слейте её! Смерть саламандерсу! — хором скандировала толпа.
— Смотрите! — Мадам Винта, пробравшаяся к центру толпы, ткнула в сторону огней города — бур Стражей Мрака!
Керамики ослабили хватку и стали судорожно вглядываться в высь, переспрашивая: «Где? Где бур?». Но никто не мог ничего понять. Воспользовавшись замешательством собратьев, Мадам Винта со всей силы ударила по сгибам локтей рук, которые и держали Майю, и девочка шлепнулась на землю. Хозяйка паба подняла её и толкнула в сторону улицы:
— Сквозай девочка! Сквозай! Вон отсюда! — орала Мадам Винта на перепуганную и спотыкавшуюся Майю.
Девочка поднялась с колен и понеслась по узкой улице, боясь услышать преследователей. Она преодолела первую полосу покосившихся двухэтажных домиков с отколупившейся краской. Вторую и третью. Шокированные керамики пялились на нее как на сумасшедшую, но ничего ее предпринимали.