3 страница11 февраля 2024, 20:33

Глава 3

Больше двух лет прошло с того дня, но Кир помнил этот разговор почти дословно. Восемь месяцев назад Ник Ник умер, а через месяц после его смерти задохнулась и мама во время одного из приступов астмы. Кир тяжело пережил уход двух дорогих людей, погрузился в работу с головой, засиживаясь в офисе допоздна. Домой идти не хотелось, слишком тяжело было оставаться одному. Не спасали даже компьютерные игры, за которыми он тупо проводил все свободное время более полугода.

Месяца два назад все изменилось. Уже после рабочего дня, когда в офисе практически никого не осталось, к Киру подошел Верховодов и пригласил к себе в кабинет. Кирилл хоть никаких провинностей за собой не припоминал, но занервничал. Кто их, начальников, знает.

Знакомство с Ник Ником не повлияло на отношения Кира с Верховодовым, хотя тот и выполнил обещание: на ближайшей же планерке тогда объявил Кириллу благодарность за помощь пожилому человеку. Хотя имени этого человека не называл и вообще не стал об этом распространяться.

На столе в кабинете стояла тарелка с бутербродами, блюдце с нарезанным лимоном, два небольших стаканчика и маленький графин с чем-то золотистым.

- Кирилл, сегодня полгода, как не стало Коли. Давай помянем.

Неожиданно горло сдавила судорога, в глазах защипало, Кирилл не смог ответить, только кивнул. Сел, глубоко несколько раз вздохнул. Верховодов молча налил коньяку, также молча приподнял стакан красноречивым жестом и выпил. Кирилл последовал его примеру. Немного отпустило. Закусили лимоном и бутербродами.

«Наверное, надо что-то сказать», - подумал Кир: «Что там обычно говорят, чтоб земля пухом или царствие ему небесное...». Но говорить ничего не хотелось. Почему-то вспомнилась сцена из фильма «Москва слезам не верит», где мужики молча пили в Гошиной квартире.

Выпили еще по одной. Съели еще по бутерброду.

- Что ты знаешь про фильтры? - внезапно спросил Верховодов.

Конечно, можно было прикинуться ветошью, спросить, мол, про какие фильтры, но Кирилл не стал. Про фильтры он уже знал. Вернее, догадался, несколько раз услышав обрывки разговоров более опытных коллег.

- Я знаю, что они есть. Но что они из себя представляют, не знаю.

- Я тебе расскажу.

И рассказал. Сначала Кир подумал, что Верховодов напился и несет какую-то чушь. Но потом понял, что это просто страшноватая правда. А самое жуткое, что все это с сегодняшнего дня имеет непосредственное отношение к нему, к Киру.

Мы так привыкли к слогану «Найдется все» и верим, будто в Интернете действительно можно найти любую информацию. Да, можно, но не любую. А ту, которую нам предоставит поисковая система. Всемирная сеть уже давно перестала быть неконтролируемым океаном информации, а превратилась в стройную систему умело направляемых течений. Причем поисковики лишь выполняют заказы влиятельных структур, устанавливая фильтры на указанные темы.

Верховодов рассказал Киру, что с фильтрами работают только опытные, проверенные сотрудники. У каждого отдельный кабинет и своя тема, которую он «фильтрует». Сверху спускается инструкция, в каких именно рамках должна быть эта тема представлена пользователям поисковых систем. Формируются списки тегов и ключевых слов, по которым можно найти информацию по теме, и нежелательные запросы, которые не должны приводить к результату. Сотрудник ежедневно «мониторит» результаты поиска, выискивая сайты, где тема освещена не так, как надо. В зависимости от степени неблагонадежности ссылка в списке найденных результатов либо удаляется, либо спускается в рейтинге намного ниже, на страницы, до которых обычный пользователь сети уже не добирается.

Темы для контроля могут быть самыми разными, и жизнь влиятельных особ, и политические события, и достижения науки, и даже исторические факты.

- Получается, что от людей скрывают правду! - воскликнул Кир.

- Не скрывают, а фильтруют. Правда остается. Мы же не удаляем саму информацию с сайта. Мы удаляем ссылку на этот сайт из результатов поиска. А кто действительно ищет, тот найдет. Собственно, Кирилл, этот разговор я затеял, чтобы предложить тебе поработать с фильтрами. Причем, тема тебе знакома, и возможно, близка.

Сказать, что Кир был заинтригован, не сказать ничего.

- Даже не представляю, какая близкая мне тема нуждается в фильтровании.

- Мы называем этот процесс фильтрацией, - поправил Верховодов: - Помнишь, пару лет назад, когда ты познакомился с Николаем, он был поглощен проблемой роботов-уборщиков?

- Так он об этом постоянно говорил, до самой смерти. А когда запустили линию свиперов, управляемую единым центром, вообще был как не в себе. Мне кажется, его это и подкосило.

- То есть, про свиперов ты знаешь?

- Николай Николаевич так часто говорил на эту тему, что я и после его смерти иногда интересуюсь. Но пока, по-моему, все отлично. Проект «Green World», первое системное применение искусственного интеллекта, действует под эгидой ООН, почти все страны участвуют в финансировании и развитии этой системы. Я недавно прочитал, что мозг этого проекта зовут Грин, и начал он с разработки алгоритма по устранению Большого мусорного пятна в Тихом океане. Туда уже направлены свиперы-амфибии.

- Я удивляюсь, как все-таки люди неразборчивы в потреблении информации, - вздохнул Верховодов. – Могут месяцами обсуждать развод и дележ имущества двух старых маразматиков, но не видят новостей, которые изменят наше будущее, спасут или погубят нашу цивилизацию. Давно ты читал про Грина?

- Недели три, или месяц назад... Не помню.

- Так вот, ситуация развивается очень быстро. Грин учится и делает выводы быстрее, чем предполагалось. Пока большинство ученых это только радует, однако кто-то наверху уже насторожился. Вчера пришел список новых тем для фильтрации, и эта тема на первом месте. Я сразу вспомнил про Колю, а потом и про тебя. Думаю, Кирилл, ты лучший кандидат для этой работы.

- Но ведь получится, что я, наоборот, буду скрывать то, о чем предупреждал Ник Ник, вернее, Николай Николаевич?

- Кирилл, если ты откажешься, этим займется кто-то другой. Но мне важно именно твое отношение к этому вопросу. Завтра подпишешь документы о неразглашении и тому подобное, пару дней тебя поучат, расскажут, что к чему. А вот то, что я тебе сейчас скажу, больше никто не должен услышать.

Кир вдруг всем телом и сознанием ощутил, что в жизни его происходит что-то очень значительное. То, что изменит его существование, и еще неизвестно, в лучшую или худшую сторону. Под грудиной тревожно заныло, а ладони стали влажными. Но говорить или спрашивать он ничего не стал, а просто слушал Верховодова.

- Значит так, Кирилл. Тебе проведут инструктаж по работе с фильтрами, и поверь мне, все правила нужно будет выполнять неукоснительно. Конечно, тебе, придется подписать и юридические бумаги о конфиденциальности, ответственности за разглашение, и все такое. Все твои действия на мониторе, каждый клик будут фиксироваться. Копировать, выделять ничего нельзя, не говоря уже о посторонних носителях. Но если ты запишешь адрес какого-нибудь сайта ручкой на бумаге, - Верховодов выделил интонацией слова «ручкой на бумаге», - Этого система увидеть не сможет. Понял? И еще. Если какой-то адрес тебя заинтересует, не будь дураком, не открывай его даже на домашнем компьютере или в любом своем профиле. Кстати, сейчас во всех библиотеках есть компьютерные залы. Знаешь, я думаю, что это лучшее, что мы с тобой можем сделать в память о Коле. В данный момент...

3 страница11 февраля 2024, 20:33

Комментарии