2 страница3 февраля 2024, 22:42

Глава 2

Этот день Кир запомнил на всю оставшуюся жизнь. Он познакомился, а впоследствии и подружился с главным футурологом страны, профессором университета, и еще множество всяких званий и заслуг, о которых он узнавал позднее и, в основном, после смерти Ник Ника.

Их чаепитие тогда затянулось почти до вечера. Николай Николаевич увлеченно рассказывал о только что прошедшем в Стокгольме Всемирном конгрессе футурологов, где он выступил с докладом о роли России в недалеком и далеком будущем Европы и всего мира.

- Понимаешь, Кирилл, - профессор незаметно перешел на «ты». – Человечество совсем не поспевает за технологиями, которые само же и создает. Каждый день мы слышим об открытиях и изобретениях, о создании новых машин и приборов, но не можем просчитать, чем каждое из этих открытий будет нам полезно, а чем оно может быть опасно. А ведь наверняка уже развивается зародыш гибели человечества, но мы пока его не распознали, не поняли. Футурологи сейчас должны быть в каждом научном институте, в каждой лаборатории, но их нет. Такой специальности учат только в двух вузах США, да и то, пока это больше социальная философия.

Кирилл пытался возражать:

- Но ведь технологии улучшают жизнь людей. Мы получаем любую информацию, разные гаджеты сохраняют нам кучу времени, скоро роботы будут делать всю тяжелую работу. Наоборот, людям станет намного легче. Почему вы говорите о гибели человечества?

- Во-первых, мы получаем не любую информацию. Ты уже работаешь с фильтрами?

- Нет.

- Значит, об этом пока рано. А во-вторых, слишком большое количество информации не есть хорошо. Информация обесценивается, люди не успевают ее анализировать, вычленять важное, так сказать, отделять зерна от плевел. В океане ненужных сведений мы упускаем то, что действительно влияет на нашу жизнь. Вот пример: на конгрессе выступал представитель крупнейшей экологической организации. Говорил он, естественно, о проблемах экологии, а в частности, о мусоре на поверхности земли, в мировом океане и околоземном космическом пространстве. Ситуация такова, что, если уже сегодня не предпринимать активных действий по сокращению количества мусора на планете, в ближайшие пятнадцать-двадцать лет Земля превратится в огромную свалку.

О да, с этим Кир был абсолютно согласен. Собственно, утро и началось с этой темы. Звонила сестра и рассказала, что мать себя очень плохо чувствует, все больше страдает от астмы, постоянно задыхается. А причиной всему была непонятно откуда взявшаяся стихийная свалка совсем рядом с их домом. Она возникла года три назад на небольшом пустыре, но, как раковая опухоль поглотила и пустырь, и маленький лесок вокруг, и пруд, где Кир с одноклассниками когда-то даже купался. По ночам подъезжали грузовики и вываливали кучи отходов: строительных, пищевых и вообще непонятного происхождения. Жители района и дежурства устраивали, и в администрацию города ходили, и писали на телевидение, пытались даже дозвониться на горячую линию к президенту, но все без толку. Свалка росла и расцветала, отравляя жизнь вокруг.

- И это правильно, - Ник Ник продолжал свою тему, в то время как Кирилл задумался, вспоминая о доме. – Справиться с мусором на планете способны только роботы. Но зачем наделять роботов-уборщиков интеллектом, зачем объединять их в саморазвивающуюся, обучающуюся систему, объясните вы мне, наконец? Я в перерыве, кстати, подошел к Стивенсону, и задал этот вопрос. Он мне начал объяснять, мол, человечество пока не знает, как решать эти проблемы, а решать их нужно безотлагательно. А искусственный интеллект наберется информации и опыта и что-нибудь придумает. Я тогда просто не успел высказать аргументы против этой губительной утопии, нас отвлекли. Но все никак не могу успокоиться. Намерен развернуть борьбу с этой идеей, собственно, и с Толиком хочу на эту тему поговорить.

- Но что плохого в искусственном интеллекте, способном очистить Землю от мусора? - недоуменно спросил Кир.

- А сам подумай, Кирилл! - Ник Ник начал горячиться и говорить все громче. - Конечно, очень многое зависит от глобальной задачи, которая будет поставлена перед этой системой. Вернее, от того, как эта задача будет сформулирована, и какие алгоритмы поведения будут определены как возможные варианты, а какие, как неприемлемые. Например, мы сформулируем задачу: «Очистить планету от мусора». Мы сами не знаем, как это сделать, поэтому предоставим системе свободу для творчества. На первом этапе, скорее всего машина будет собирать и обрабатывать информацию по этому вопросу. Потом займется планированием, созданием роботов-уборщиков и логистикой. Количество машин будет неуклонно расти, так как мировые свалки разрастаются в геометрической прогрессии. Развиваясь, обучаясь и набираясь опыта, система неизбежно придет к выводу, что невозможно очистить планету, не уничтожив сам источник мусора. А что у нас является источником загрязнения планеты?

- Человечество? - неуверенно предположил Кир.

- Ну конечно! А значит полное истребление человечества в этой ситуации лишь вопрос времени.

- А как же законы робототехники, не навредить человечеству и все такое?

- Молодой человек, - вздохнул профессор. – Вы, видимо, любите фантастику? Принципы роботехники, впервые сформулированные Азимовым, так и остались в фантастических романах. В реальной жизни создатели искусственного интеллекта не обременены ни этическими, ни юридическими нормами. Никто не думает о будущем. Человечество также беспечно, как и тысячи лет назад...

2 страница3 февраля 2024, 22:42

Комментарии