5 страница21 ноября 2022, 19:22

Часть 4 - наблюдения и функции

По заключению, перед принятием узла Евхаристии, следует спросить больного*, готов ли тот принять таинство с преданностью; при достаточном терпении месса и причастие проводится так, насколько это будет удобно; можно провести таинство исповеди, а затем — причастия; если известно, что больному ничего не угрожает — удовлетворение прошения не будет самым надежным средством и может быть оспорено.

Будьте осторожны, чтобы больной ушел истинным и верным христианином. (1)

NB: при выраженной слабости умирающего все равно соблюдайте все уставы Св. Матери Церкви при отпущении грехов.

Если состояние больного улучшилось и он не собирается умирать еще долгое время (2), пускай или действуют согласно своей последней воле, оглашенной в присутствии домочадцев, или глубоко задумываются и вспоминают о неосторожных ошибках. (3)

Если больной потерял способность говорить, но все еще находится в здравом уме, не достаточно считать, что на все заданные до молитвы вопросы он ответил в своей душе положительно. Надо представить больному распятие Бога (4) и призвать святых, которых больной особо почитал. Так же недопустимо ограничиваться только приведенными выше молитва, а следует произнести молитвы, особым образом направленные к Иисусу Христу (5).

Проводить больного следует, по возможности, в отсутствии друзей и членов семьи во плоти (6), кроме тех случаев, когда этого требует ментальное здоровье больного. Не давайте надежды больному, находящемуся в слишком тяжелом физическом состоянии. Следуйте рекомендации выше. Часто больные испытывают пустые надежды и укрепляются в уверенности в своем телесном исцелении, которые им дают, нарушаю свою же профессиональную этику, обслуживающие их медики (7). Если нужно, то запритесь, чтобы было тише и безопаснее. Человек умирает и он должен это понимать, а родственники могут его переубеждать, и умирающему будет ментально дискомфортно от того, что вокруг него здоровые люди делают здоровые вещи, а он этого не может.

Однако, часто при твердости тела слабость может быть вызвана душевной болезнью (8). Папа приказал нам в таком случае вступать в состязание с врачевателями, так как не телесное не лечится обильными лекарствами. Такого же состязание требуется и от врача, с другой стороны (9). По тому во многих больницах и богадельнях для бедных твердо закреплено правило: ни один человек не может пройти к больному в тот день, когда тот приступил к исповеди. Это очень подходящая для этой цели практика, которую я поддерживаю и хвалю.

———

* В оригинале «пациента». Обратите внимание, что именно пациента, а не умирающего, например.

Пересказываю своими словами: если больной не умирает прямо сейчас и нет риска, что он умрет прямо завтра, то решение дать ему последнее причастие тут же может повлечь нагоняй от начальства, так так не факт, что у того случилась метанойа и случилась она во всем (то есть нужно «отжать» из пациента по максимуму грехов, чтоб тому в посмертии быстрее в рай попасть). Если все очень плохо — то священнику следует провести последнее причастие в зависимости от обстоятельств, например, по базовой схеме исповедь-причастие.

Да, так и написано

То есть требуется объяснить пациенту и проконтролировать, что если он выживет, то у него есть два варианта: 1) дать ход завещанию и жить в новых условиях (то есть получится, что расстаться со своим имуществом и там уже по обстоятельствам); 2) исповедоваться регулярно, пока не поможет.

Имеется в виду распятие со Христом. Это уточнение важно, потому что не только Господь, но и ряд его последователей были распяты, например, Св. Петр был распят вверх ногами, а Св. Андрей на диагональном кресте.

Это тоже важное замечание, что требуются именно «прямые» молитвы к Христу, а не к святым ходатаям.

Опять же очень интересное замечание, которое связано с тем, что подразумевается, что провожать умирающего могут невоплощенные друзья и члены семьи, то есть призванные святые и пришедшие души умерших родственников, например, а вот живущих во плоти лучше отослать.

Жерсон, конечно же, не имеет в виду, что медиков в принципе надо гнать от умирающего. Он говорит о том, что обслуживающий медперсонал не должен присутствовать при работе священника с больным. Желание медиков присутствовать все время при больном вполне понятно — это стремление помочь ему в любой момент (особенно, когда за это хорошо и регулярно платят). Но даже само их присутствие может внушить надежду умирающему, что все обойдется, и он будет относиться к исповеди не так серьезно. Да и вообще посторонние люли могут отвлекать. «Когда священник входит в комнату — медик из нее выходит».

Да, о психосоматике знали уже тогда, и задолго до этого.

То есть речь идет о том, что священник и медик должны находится в постоянном обсуждении состояния пациента, причин этого состояния и способов его лечения. При чем священник в данной ситуации выступает в роли психотерапевта, который и рад бы, если бы причиной болезни пациента была «органика». Интересен тот момент, что эта «состязательность» является обязательной и спущена и на священников и на медиков в приказном порядке.

5 страница21 ноября 2022, 19:22