Правда о тестах
8.5 глава
Часть 3
Мы собрались в библиотеке всего на минуту позже оговоренного.
Все были готовы записывать и ждали начала. Здесь было немало и других учеников, корпевших над учебниками. Все, от первогодок до учеников третьего года обучения, прилагали усилия, готовясь к занятиям. Это было заметно сразу.
— Ты опоздал.
— Я ел, Кушида меня позвала в кафе.
— Вы обедали вместе?! — спросил Ике, обеспокоенный полученной информации.
Ике недовольно уставился на меня, словно увидел во мне соперника. Ты же недавно мечтал о Химекаве, а сейчас ревнуешь к Кушиде, хочешь получить их обоих?
Даже не взглянув в мою сторону, Хорикита продолжила:
— Давай устраивайся поскорее.
— Ладно… — я уселся и вытащил свои записи.
— Думал, мне понадобится больше времени и усилий, но география на удивление несложная наука. Химия тоже проще, чем я предполагал, — заговорили Ике и Ямаучи.
— Это потому что там много вопросов на запоминание. На математике и английском много вопросов, на которые не ответить без знания основ.
— Не теряйте бдительности. На тесте могут быть вопросы по событиям современности. — Сказала Химекава.
— Событиям… современности?
— Именно. События в политике и экономике, произошедшие в последние несколько лет. А значит, будут вопросы, которых нет в учебниках.
— Блин, это нечестно! Разве тогда подготовка не становится бесполезной?
— Именно поэтому вы должны выучить все. — Нахмурилась Хорикита.
— Я вдруг возненавидел географию…
Конечно, вопросы по современным событиям вполне могут оказаться в тесте, но думаю, сейчас лучше забыть о них. Если зациклиться на вопросах, которых в тесте, возможно, не будет, пропустим более важные моменты.
— Разве мы не торопимся?
Разговор отошел от темы, и драгоценные минуты пролетали зря.
— Угу, мы задержались, потому что кое-кто опоздал.
— Продолжим сейчас это обсуждать?
— Это проблема для нас всех. Ну, так кто разобрался с доказательствами по индукции?
— Эм… мы вроде это проходили на прошлом уроке? Ох… — размышляя, Ике крутил в пальцах ручку.
— А, тот парень. Я проголодался, когда услышал его фамилию, поэтому запомнил.
— Френсис Ксавье! Ну, или как-то так?
Судо не удалось дать правильный ответ.
— Вспомнил! Френсис Бэкон!
— Верно.
— Ура! Я наберу высший балл!
— Да нет, это вряд ли…
Если мы продолжим в таком темпе всю следующую неделю и будем усиленно заниматься, скорее всего, сможем получить проходной балл.
— Вряд ли мы успеем с такими сроками.
— Да ничего страшного, с этой троицей все будет в порядке.
— Как и ожидалось от Хорикиты. Чувствуется твоя вера в нас!
Боюсь, она хотела сказать, что «Идиоты не простужаются», но это неважно.
— Эй, тише там! Разверещались тут! — ученик, сидевший неподалеку, поднял голову из учебника и посмотрел на нас.
— Прости-прости, виноват! Обрадовался, потому что правильно ответил на вопрос. Ты знаешь, что индуктивный метод придумал Френсис Бекон? Я теперь никогда не забуду, — сказал Ике, светясь от радости.
— Э? Вы что, из класса D?
Несколько парней поблизости подняли на нас взгляды. Судо ощетинился от раздражения.
— И что? Что с того, если мы из класса D? Какие-то проблемы?
— Нет-нет, никаких проблем! Я Ямаваки из класса C. Приятно познакомиться! — Ямаваки посмеивался, — Ну, как бы сказать… думаю, это хорошо, что классы делят по способностям. И я не должен учиться с кем-то вроде вас.
— Чего? — Судо, конечно же, едва сдерживал злобу.
— Ты обижаешься на правду. Интересно, если мы подерёмся в школе, из какого класса вычтут баллы? Или погоди, у тебя же нет баллов, чтобы из них вычитать. Если так, знаешь, тебя, скорее всего, исключат.
— Хочешь подраться? Ну давай?!
В тишине библиотечного помещения вспыливший Судо привлек всеобщее внимание. Если так дальше пойдет, учителя наверняка узнают.
— Он прав. Мы не знаем, что будет, если ты нарушишь правила. Не забывай, тебя могут исключить, — сказала ему Хорикита. А затем повернулась к C. — Можешь говорить что хочешь, но ты сам из класса C? Думаю, вам самим нечем особо хвастаться.
— Классы от А до С – результат погрешности в расчетах. Но вы все совсем на другом уровне.
— Как мило с твоей стороны это заметить. А мне кажется, что все классы, кроме А – просто несколько сортов одного и того же.
Ямаваки уставился на Хорикиту.
— Для низшего существа без единого балла ты говоришь слишком дерзко. Думаешь, можешь болтать, что вздумается из-за своего миленького личика?
— Спасибо за этот не имеющий отношения к теме комплимент. Я никогда раньше не гордилась своей внешностью, но чувствую себя некомфортно, получив похвалу от тебя.
— Блин! — Ямаваки встал, ударив по столу.
— Эй! Тут слишком много свидетелей, даже не начинай, — еще один ученик из класса C попытался сдержать Ямаваки, уцепившись ему в рукав.
— Вы знаете, что вылетите из школы, если завалите следующий тест? Жду не дождусь узнать, скольких из вашей компании исключат.
— Мне очень жаль, но из класса D не исключат никого. Чем беспокоиться о нас, займись лучше собой. Знаешь же, что если расслабишься, то точно завалишь.
— Хи-хи-ха, я завалю? Довольно шуток. Мы учимся не просто, чтобы не завалить тест, а чтобы получить оценки повыше. Не сравнивайте нас с собой. И да, радоваться знанию, кто такой Фрэнсис Бэкон? Вы в своем уме? Зачем вы учите то, чего даже не будет на тесте?
— Что?
— Вы вообще знаете, что войдет в тест? Вот поэтому вы и отстающие.
— С меня хватит! — Судо потерял самообладание и схватил Ямаваки за воротник.
— Эй, ты собираешься применить силу? С вас вычтут баллы. Тебя это устраивает?
— У нас уже не осталось баллов, чтобы из них вычитать!
Судо отвел назад руку. Он реально собирается ему врезать? Если это так, то проблемы будут просто катастрофические.
— Ладно, прекращайте! — сказала девушка.
Судо остановился, заметив появление нового персонажа.
— Эй, ты тут ни при чем, так что не вмешивайся!
— Ни при чем? Я пытаюсь заниматься, и просто не могу спокойно наблюдать происходящее. Если хочешь ему врезать, не мог бы ты сделать это снаружи?
Судо отпустил Ямаваки, выслушав аргумент блондинки.
— А вы, класс C, не слишком увлеклись провокациями? Думаете, школа проигнорирует такие высказывания, если узнает о них?
— П-прости, Ичиносе, я ничего такого не хотел.
Ичиносе? А, это же та девушка с которой разговаривала Хошиномия-сенсей.
— Ладно, пойдем. Если будем тут заниматься, тоже станем идиотами.
— Ага.
Ямаваки и компания его товарищей ушли.
— Если собираетесь тут учиться, не шумите.
Сказала Ичиносе, а затем ушла.
— Эй… он сказал, что этого не будет в тесте… так?
— Что это значит?
Мы обменялись взглядами. Материал, который Чабашира-сенсей обещала дать в тесте, начинался с эпохи Великих Географических Открытий. Мы все записали.
— Может, у всех классов разные тесты?
— Вряд ли… тест должен быть один для всех в параллели.
Как сказала Хорикита, задачи на тесте должны быть одинаковые и по пяти основным предметам. Иначе эффект от оценки по баллам нивелируется.
Может, класс С узнал об изменениях в тесте раньше остальных? Или только классу D ничего не сказали…
Меня смутила эта неожиданная информация. Что если содержимое тестов по истории действительно различается? Нет… было бы странно, если изменились только задания по истории…
В таком случае, получается, тест изменился полностью? Тогда вся прошлая неделя была потрачена нами зря.
Часть 4
Это было за десять минут до конца обеденного перерыва. Учебная группа собралась и направилась в сторону учительской. Мы все равно не можем продолжать заниматься, пока не узнаем, что будет на тестах.
— Сенсей, нам нужно кое-что уточнить.
— Вот это появление! На вас смотрит вся учительская.
— Простите за вторжение.
— Да все нормально, просто мы тут были заняты. Давайте коротко, — она писала что-то в тетради, не отвлекаясь от работы.
— На прошлой неделе, когда сообщали о том, что будет на тесте, вы точно не ошиблись? Только что ученики из класса С сказали нам, что у них будут другие задания.
Чабашира-сенсей слушала Хорикиту безо всяких эмоций. И вдруг ручка остановилась.
— Темы, которые будут на тесте, изменились в прошлую пятницу. Простите, забыла вам сказать.
— Что?!
Записав кучу всего на листе, она вырвала лист и отдала Хориките. Там был весь пройденный материал из учебника, только Судо и ребята его не проходили.
— Спасибо, Хорикита, что указала на промашку. И остальным тоже спасибо. Ну… увидимся!
— П-погодите, Сае-тян-сенсей? Разве уже не слишком поздно?
— Нет, я так не думаю. Они успеют все выучить, да?
Без задней мысли, Чабашира-сенсей попыталась выпроводить нас из учительской. Но никто не пошевелился.
— Даже если вы так и останетесь тут стоять, ничего не изменится. Вы же понимаете?
— Идёмте.
— Но Хорикита! Я не могу этого принять!
— Как сказала учитель, мозолить ей глаза будет напрасной тратой времени. Мы просто должны начать с начала и пройти нужный материал.
— Но ведь!..
Развернувшись на каблуках, Хорикита вышла из комнаты. Судо, Ике и Ямаучи неохотно двинулись за ней.
Чабашира-сенсей даже не посмотрела на нас. Ей не было стыдно за допущенную ошибку. Более того, я думал, остальные учителя хоть что-нибудь скажут по этому поводу.
Но, несмотря на то, что это было серьезное нарушение для классного руководителя, учителя молчали. Я на мгновение встретился взглядом с Хошиномией-сенсей. Она помахала мне с улыбкой. Похоже, это ответ. Не думаю, что она просто «забыла» сказать нам про тест.
Звонок прозвенел, когда мы уже были на пути к классной двери.
— Химекава, можешь кое-что сделать?
— А?… Что именно?
— Можешь рассказать классу об изменениях в тесте? — с этими словами Хорикита протянула Химекава тот самый исписанный учителем лист.
— Ладно, но… ты уверенна?
— Лучше всего, если это будешь ты. Да и тест не сдать, не зная, что в нем будет.
— Хорошо, я передам всем.
— А я пересмотрю план наших занятий до завтрашнего дня.
Хорикита нервничает, и это видно по её тону. Наши безумные занятия в последние несколько дней были бесполезными. И до теста всего неделя.
Но главная проблема – это мотивация Судо, Ике и Ямаучи.
— Хорикита, я знаю, будет трудно, но полагаюсь на тебя! — неожиданно поклонился Судо, — С завтрашнего дня я возьму перерыв в клубе. Это поможет?
— Ну…
С учетом того, что осталась всего неделя, разумное решение. И хотя это было то, о чем она могла только мечтать, Хорикита не могла принять это вот так сразу.
— Точно? Ты же понимаешь, что будет непросто?
— Учиться всегда непросто, верно? — Судо с широкой ухмылкой похлопал ее по плечу.
— Судо, ты серьезно?
— Происходящее меня реально бесит. И наш классный руководитель, и эти придурки из класса С.
Думаю, это можно назвать неприятностью, обернувшейся во благо. Из-за сложившегося положения Судо решил дать учебе шанс. Он наверняка почувствовал, что не сдаст этот тест, если не постарается. Новая мотивация Судо что-то изменила и в Ике с Ямаучи.
— Ничего не поделать. Похоже, нам тоже нужно постараться.
— Ладно. Если вы готовы, можете рассчитывать на мою помощь. Только, Судо… — Хорикита сбросила руку Судо со своего плеча, — К девушке нельзя без причины класть руку ей на плечо. Ещё раз так сделаешь — можешь не надеяться на помощь.
— Ты вообще не милая.
— Мы должны справиться!
— И я. — спокойно сказала Химекава и улыбнулась, затем посмотрев на меня, начала чего то ждать.
— …А? А, я чё, с вами?
— Ты что… сдался?
— Подумываю об этом…
— Ты же пообещал помочь мне. Или забыл? — Хорикита обернулась, заслышав мои слова.
— Да я думал, что немножко пострадаю и всё. Тем более я не очень хорошо объясняю. Люди бывают лучше или хуже в разных вещах, верно?
Честно, в деле объяснения другим, Хорикита и Химекава справляются лучше меня. Я не создан для подобного.
— Но твои оценки на тестах не так уж и хороши?
— Времени мало, будет лучше, если Хорикита и Химекава начнут работать вместе, а не каждая по отдельности. И меня беспокоит еще кое-что…
— Беспокоит?
То, что только произошло в учительской, слишком значительно, чтобы не обратить на это внимание.
Часть 5
— Химекава, за мной!
Стояло обеденное время. Взяв Химекаву, я направился в столовую.
— Мы куда?
— Сейчас обед, так что я решил пойти в столовую.
— Что? А… я обязательно должна идти?
— Обязательно.
— Но зачем?
— Я могу тебе рассказать, но можешь пообещать, что никому не проболтаешься?
— …Обещаю, что ни кому не скажу.
Вскоре мы добрались до столовой и прошли к автомату, выдающему талоны на обед. Купив талоны на две порции, я перебрался в очередь на раздачу. Оттуда я внимательно разглядывал учеников, покупающих обеды.
— Что ты делаешь? — с любопытством посмотрела на меня Химекава.
— Есть шанс получить немного ответов на наши вопросы.
Я продолжал наблюдать за покупающими еду учениками. Двадцатым на очереди стоял парень, которого я отметил как свою цель. Он взял набор блюд и тяжелой походкой прошествовал к столам.
— Отлично, идем!
— …Хорошо
Быстро обменяв талоны на еду, я подошел к ученику и уселся рядом.
— Эм, простите… ты же… Семпай, верно?
— А? Ты кто? — он окинул меня холодным взглядом.
— Вы на втором году? Или на третьем?
— На третьем. А ты, должно быть, первогодка.
— Я Аянокоджи из класса D. Семпай, ты тоже от туда?
— И что тебе от меня надо?
Химекава, с удивлением посмотрела на меня и шепотом спросила, как мне удалось это понять?
— Потому что он ограничился бесплатным обедом. А на вкус он не очень.
Семпай ел бесплатный овощной сет.
— Что за черт? Ты меня уже бесишь! — он попытался подняться и уйти вместе с подносом, но я его остановил.
— У меня к тебе просьба. Если выслушаешь, могу отблагодарить.
— Отблагодарить?
Мой тихий голос заглушил шум столовой. Ученики по соседству были поглощены дружеской беседой.
— У тебя сохранились задачи с промежуточного теста за первый семестр? Или, может, знаешь кого-то, у кого они остались, и поделишься информацией о нем.
— Эй, вы вообще понимаете, о чем тут говорите?
— Ничего особенного. Не думаю, что правила школы запрещают использовать тесты прошлых лет для подготовки.
— Почему ты спросил о них меня?
— Это просто. Я подумал, что будет проще договориться с кем-то, у кого нет баллов. Ну серьезно, бесплатный овощной сет на вкус так себе. Конечно, возможно, тебе он все-таки нравится. Ну, так как?
— Сколько?
— Пять тысяч, больше не дам. Очевидно, что почти все вопросы не будут одинаковыми. Сейчас я очень сильно рискую потерять баллы впустую, ведь, возможно, сходства вообще не будет.
— У меня нет задач, но… я знаю, у кого они есть. Если хочешь, чтобы я у него спросил, надо хотя бы тридцать тысяч.
— Тридцать – это очень много. У меня столько нет.
— А сколько есть?
— Двенадцать тысяч…
— Двенадцать… нет, не меньше пятнадцати.
— Пятнадцать тысяч? хе-е-ех…
— Если просишь вопросы к тестам у совершенно незнакомого человека, ты должен быть в отчаянии. Все-таки школа исключает любого, кто не сдаст. Я потерял уже практически всех своих друзей.
— Понятно… Но, видимо, у тебя нет выбора, потому что я не могу тебе дать то, чего у меня нет.
— Может, попросишь у своих одноклассников?
— Думаю, это невозможно.
— Хе-е-ех…
Увидев всё происходящее, Химекава подключилась к разговору.
— Я… Я дам часть своих баллов!
— Химекава… Некрасиво заставлять тебя просить баллы, мы лучше пойдём.
— Но… наши одноклассники…
— Лучше заставить их поучиться.
Химекава выглядела расстроенной.
— Ладно, я отдам ответы за десять тысяч баллов.
Химекава снова стала прежней.
— Правда? Спасибо большое!
— Значит, договорились. Конечно же, баллы вперед.
— Ладно, но если не сдержишь слово – пожалеешь. Сделаю так, что тебя самого исключат.
— Я не имею желания портить себе личное дело. Если пойдет слух о том, что я обманул первогодку, меня не простят.
— В таком случае, семпай, можно получить и ответы к пробному тесту?
— Хорошо, достану и их без проблем. Хотя мне и кажется, что твои попытки тщетны.
Кажется, семпай понял, о чем я подумал.
— Спасибо.
Он быстро освободил место. Думаю, он не хотел, чтобы его заметили за разговором с первогодками.
— Слушай, Аянокоджи… а так правда можно?
— Никаких проблем. Перевод баллов разрешен правилами школы, ничего незаконного мы не делаем.
— Это да, но разве правильно покупать вопросы за прошлый год?
— Если бы это было запрещено, в правилах так бы и написали. Кстати, я еще кое-что уточнил для себя в разговоре с семпаем. Похоже, такие транзакции тут норма.
— Да?
— Он не особо удивился и быстро согласился выслушать мое предложение. Думаю, в переговорах он участвует впервые. И у него есть ответы не только на тест, но и на пробный вариант. Это определенно.
Химекава выглядела всерьез удивленной.
— Аянокоджи, а ты очень умный.
— Просто подстраховываюсь, чтобы нашу троицу не исключили.
— Но это может не дать результата. Старые вопросы – это старые вопросы, верно? В нынешнем году тесты могут оказаться совсем другими.
— Задачи могут и различаться, но сходство, скорей всего, останется. Как раз на такие сходства я и надеюсь. Если все вопросы не совпадут — я потерял десять тысяч баллов.
— Но откуда ты узнаешь, какие… А…
— Просто запишу те ответы и вопросы, связанные с темой, которые Чабашира-сенсей нам недавно дала.
— Понятно.
Вскоре я получил сообщения от семпая-третьегодки с приложением. В нем был старый тест. Главные вопросы — Совпадает ли ответы и вопросы с нашей темой?
Химекава тоже пыталась заглянуть в мой телефон.
— И что? Такая же тема?
— Лишь некоторые. Скорей всего, именно такие будут в тесте.
Прошло некоторое время.
— Если покажи всему классу, то у всех будут как минимум пять правильных ответов.
— Во-первых, по математике всего пять вопросов сходятся по теме. По истории четыре, по английскому… — Я начал перечислять все сходства.
— Во-вторых, мы никому не покажем правильные ответы.
— П-почему? Ты же столько баллов на это потратил?
— В-третьих, далеко не факт, что даже вопросы с одной из тем, которые мы будем писать, будут. Существует шанс, что задачи в них специально меняют.
— Но…
— В-четвёртых, если рассказать сейчас, то все потеряют мотивацию и концентрацию. Более того, избыток уверенности – сама по себе проблема. Важно понимать, что старые тесты – это всего лишь подстраховка.
— Хм… Но что, если мы расскажем о них всем за день до экзамена. Потом скажем, что эти задачи примерно такие же, как будут в этом году. Что тогда все будут делать?
— Это будет неплохой вариант. Все попытаются вызубрить ответы, и у них это получится, так как их не очень-то и много. Тем не менее, все будут уже знать двадцать пять процентов всех вопросов.
— Значит, именно так и поступим?
— Нет.
— Ч-что!?
— В-пятых, если мы сделаем подобное, то очевидно, что у всех поднимутся оценки, а значит, и средний балл. Вместе со средним баллом и проходной балл.
Наверное, Кушида ещё не успела всем рассказать, про намеренное снижение оценок.
— Не знала, что так работает определение проходного балла. Ну, в принципе, логично. Выходит, тесты мы купили зря?
— В-шестых, это я купил ответы, а не мы.
— …
— В-седьмых, мы покажем ответы только тем, у кого с этим проблем. То есть Судо, Ике и Ямаучи. Примерно за три дня до теста.
Мы не пытаемся получить высоких оценок на будущем тесте. Мы хотим избежать исключения. Если замахнемся слишком высоко, план может провалиться.
А так есть шанс, что все из класса D сдадут.
— Эй… когда тебе пришло в голову всё это?
— Я всё придумывал постепенно.
— Понятно Аянокоджи, ты очень наблюдателен, не так ли?
— Я просто схитрил. Думаю, каждый, кто это умеет, сможет придумать то же самое.
— Вот как — Химекава коснулась своих губ указательным пальцем.
— У меня есть просьба. Можешь сказать, что это ты нашла старые варианты? Скажи, что получила их от старшеклассника, с которым подружилась.
— А? Х-хорошо, но тебя правда устраивает?
— Если я прошу об этом, значит да. К тому же одноклассники тебе больше доверяют. Будет намного лучше, если ты всем расскажешь.
— Ну ладно, раз ты так хочешь…
— Спасибо!
— В таком случае пускай это останется между нами.
— Ага.
— Ну тогда… Пошли в класс? — Химекава улыбнулась и встала со скамейки, а затем, мило нахмурившись, протянула мне руку.
Бонусная глава
Идя в сторону класса, Химекава спросила меня:
— Аянокоджи, тебе не кажется, что с появлением вот таких секретов между нами, у нас появилась некое доверие?
— Доверие? Называешь это доверием?
— Да!
— Ну может быть и появилась.
— Но знаешь, мне не очень понравилось то, как ты обошёлся с учеником класса С, используя меня. Тем более у тебя не получилось.
— Ну… Я хотел как-то… О, давай туда, там кое-какой очень вкусный сок продаётся.
Купив сок, мы зашли в класс. Дальше этот день переключился на беззаботный режим.