10 страница10 марта 2025, 19:43

Проблемы десятилетних

2008 год

Поначалу Виктору даже нравилось празднование своего юбилея: Есения уехала в лагерь и не мешала задувать свечи, Оксана и Влад подарили книгу, и он был в восторге, потому что книги из шкафа всё-таки заканчивались. А ещё он почувствовал себя не по годам взрослым, ведь одноклассникам до сих пор дарили игрушки, а ему — толстенный сборник рассказов в твёрдой обложке.

И сам праздник прошёл почти гладко и на тот же мотив: дача дедушки Толи и бабушки Тани, шашлыки, торт, родственники, коньяк. Первые полчаса Виктору даже нравилось внимание гостей, да и двоюродную сестру Есении Виктор рад был видеть. Юля подарила ему огромную коробку, упакованную в бумагу с танчиками. Виктор вежливо поблагодарил её и положил коробку к другим подаркам. Без «группы поддержки» Юлю можно было даже назвать милой: она смешно корчила рожицы, когда родственники начинали говорить о ней, и постоянно вплетала цветы в тёмные косички.

Хоть Виктор и сидел с людьми, которые ему никогда не нравились, и которым, кажется, не нравился он, всё было нормально. Его посадили во главе стола и отрезали самый большой кусок торта. Но потом всё снова пошло наперекосяк.

— Оксана, можешь подать мне салфетку, пожалуйста? — попросил Виктор, стараясь не измазать кремом всё вокруг.

Мама Оксаны (которую по-хорошему следовало называть «бабушка») отвлеклась от разговоров с другими гостями и как-то презрительно на него посмотрела. Виктор старался избегать её взгляда — ничего хорошего от него можно было не ждать. Так и произошло.

«Я же сказал «пожалуйста», что не так?» — успел подумать Виктор.

— Почему он называет тебя Оксана? — вдруг спросила она. И понеслась.

— Беда с ним. Не знаю уже, что ему не нравится, — Оксана так и не передала салфетку и Виктор весь перемазался тортом.

Настроение тут же упало. На руках и на душе было неприятно и липко. Виктор не мог это больше слушать, поэтому ушёл из беседки в дом и от скуки начал разворачивать другие подарки. Под тихое тиканье часов, он заглянул в каждый пакет: игрушечный пистолет, конструктор, солдатики — чего-то такого он и ожидал. Без интереса посмотрев на всё это богатство, Виктор устроился в кресле и открыл новую книжку. Там же он и уснул. Никто так и не обратил внимания на отсутствие именинника.

***

Оказалось, что Есения предотвращала многие ссоры. Обычно она либо разряжала обстановку болтовнёй обо всём на свете, либо даже не по своей воле брала большую часть удара на себя. Виктор далеко не сразу это заметил.

Хоть у Сени и не возникало трудностей с учёбой, она всё-таки была «трудным подростком» по словам Оксаны. В одно из воскресений Виктор, как обычно, сидел в комнате и оттягивал неизбежное. Нужно было нести дневник Оксане на подпись, и Виктор морально готовился к нагоняю, потому что там красовалась размашистая тройка по математике. Учителя вообще любят плохие оценки ставить крупнее, чем хорошие. Когда тянуть было уже некуда, Виктор зашёл на кухню и молча положил дневник, не выдавая волнения. Оксана расписалась и посмотрела на него исподлобья, тогда то и хлопнула дверь — это Есения вернулась с танцев.

— Есения, иди сюда, — отчеканила Оксана.

Копошение в коридоре прекратилось. Они оба знали, что от этого тона ждать можно только худшего. Виктор незаметно подтянул дневник к себе и поспешил в комнату. И даже оттуда он слышал, как Оксана отчитывает Есению. Оказалось, что та не сдавала деньги на обеды уже несколько месяцев и вместо этого носила с собой еду из дома. Видимо Оксана каким-то образом узнала это от учителя, и теперь её гнев был неистовым. Виктору стало жалко Сеню.

— Куда ты потратила деньги?

— Никуда, — просипела Есения. — Я коплю...

— На что?

— Не скажу.

Голос Оксаны резал острее лезвия, но Есения так и не сказала, на что откладывает деньги. Виктору было любопытно, но он знал, что ему она тоже не расскажет. Про тройку никто даже не вспомнил.

Таких случаев было много, однако Виктор и не догадывался, насколько Есения облегчает ему жизнь. В лагерь она уехала на целых три недели, и каждый день казался настоящей пыткой. Оксана и Влад словно впервые решили основательно взяться за его воспитание и глаз с него не спускали. Виктор даже подумал, что это связано с его десятилетием, будто с этого возраста игра началась по-настоящему.

Влад учил Виктора чинить машину, если это можно так назвать. Виктору отводилась роль помощника, который должен был подавать инструменты, светить фонарём (и не дай бог он посветит неправильно) и наблюдать. В общем — принеси, подай, отойди, не мешай. Виктор так и не понял, как он мог научиться разбираться в машинах, опираясь на девиз «смотри и учись», но в целом его эта роль устраивала, потому что возиться с грязными деталями не особо хотелось. Оксана же следила за тем, чтобы Виктор прочитал все книги из списка литературы на лето, поэтому он должен был приносить ей читательский дневник на проверку.

— А то всякие глупости только читаешь.

Виктор ещё никогда так сильно не скучал по Есении.

10 страница10 марта 2025, 19:43