Глава 20. Как узнать свои психологические различия
Что мы исследуем: Что относится к индивидуальному миру опыта?
Что нового: Что влияет на психологическую индивидуальность?
Чему мы научимся: Как избежать идентичного научения?
1. Личный [индивидуальный, ред., автора] мир опыта является конфиденциальным, частным, и может быть познан в подлинном или полном смысле только самим субъектом. (Хьелл Л., Зиглер Д. 2008) [1].
2. Индивидуальный мир опыта. Согласно выводу К. Роджерса это возможно только самому индивидууму, так как частный мир опыта человека является конфиденциальным. Термины "конфиденциальныйˮ и "частныйˮ обращают внимание на доступность и принадлежность знаний о своих психических различиях исключительно для самого человека, а для других – секрет. Поэтому, только индивидуум имеет возможность приобрести в процессе своего ведения образа жизни, то есть частного опыта, подлинные и полные знания о своей психологической индивидуальности.
3. Познание опыта. Когда наука говорит об опыте, то она использует значение термина "опытˮ, который берет своё начало от древнегреческого слова ἐμπειρικός [empeirikós], что означает опыт, приобретенный на основании испытания, эксперимента или попытки *. Таким образом, человек, желающий приобрести подлинные и полные знания о своих психических различиях, может это сделать, испытывая или тестируя свою психику. Что это не значит и что это значит? Обычно люди склонны думать о каком-то вопросе, прибегая к багажу информации, который они накопили по нему. Но в этом случае это не значит, что они тестируют психику. Почему? Когда человек хочет знать, как модель машины поведет себя при различных режимах, тогда он проводит тест-драйв. В процессе тест-драйва он не думает, что он знает об этой модели, а наблюдает, как она себя ведет в разных обстоятельствах. Тестировать свою психику– это буквально значит спрашивать себя, что я ощущаю с помощью чувств частного мира, пока веду свой образ жизни, а нето, что я знаю в целом о поведении людей.
* "Эмпирическийˮ. История и этимология эмпирический. Словарь Merriam-Webster.
4. Ощущения частного опыта. Говоря об ощущениях, психология обращает внимание на ощущения, исходящих от физических органов чувств (зрения, слуха, обоняния и т.д.) [2]. В этом случае речь идёт об ощущениях, воспринимаемых от материального мира, но не нематериального мира человека. Нематериальный мир человека воспринимается его психикой (от др. греч. ψυχικός (psychikos) – душа или жизнь), при этом видимых органов восприятия, таких как глаза, уши, нос, язык и т.д., психика не имеет. Тем не менее каждый человек может ощущать страх, тревогу, печаль, радость, гнев, удивление, разочарование и т.д. Возникает вопрос. При помощи чего, или каких органов человек может испытывать эти и многие подобные ощущения не материального содержания?
5. Органы для ощущений. Основанием для возникновения ощущений служит нервная система человека, которая мгновенно и соответственно реагирует на любые изменения внешней или внутренней среды, передаваемые ей органами (от др. греч. ὄργανον – [orɡanon], инструмент, орудие) чувств. Сознание, бессознание, предсознательная память, мышление, восприятие, являются инструментами психики человека. Психические инструменты (органы) чувств совместно с физическими органами чувств, участвуют в формировании ощущений, которые отражают восприятие материального и нематериального мира человека с помощью разнообразных чувств и эмоций [2, 3, 4, 5]. Наличие одних и тех же инструментов (органов) восприятия, возможность ощущать, соответствующая реакция на изменения внешней и внутренней среды делает нас идентичными. Но как могут нервные реакции на изменения среды делать нас индивидуальными?
6. Индивидуальное восприятие среды. Несмотря на идентичность среды, каждый из нас по-разному воспринимает одни и те же события, исходящие от внешней или внутренней среды:
· У кого-то они вызвали чувство интереса, а кто-то остался равнодушным [2, 6];
· Кто-то сверхчувствителен, а кто-то нечувствителен даже по отношению к большей нервной стимуляции [3].
Каждый из нас по-разному реагирует на одну и ту же ситуацию:
· Различия проявляют себя в степени реакции, которую определяют научение, чувства, эмоции, настроение и темперамент [2, 6].
Перечисленные различия в каждом отдельно взятом человеке говорят о его индивидуальном восприятии, способности ощущать при помощи чувств и соответствующей реакции на изменения среды. Обсуждая морфологическую, физиологическую и биохимическую индивидуальность, мы узнали, что они формируются под влияниями генов и среды. Но что влияет на психологическую индивидуальность?
7. Что влияет на психологическую индивидуальность. В согласии с изложенными теориями в книге Аткинсона Р.Л., и др., "Введение в психологию", на её формирование влияют частные различия в следующих областях психических процессов и поведения [2]:
· Научение *.
· Вера, ценности, мораль, совесть.
· Половая и гендерная идентичность.
· Чувства, эмоции, настроение.
· Темперамент.
· Возможности и способности.
* "Научением наполнена вся наша жизнь. Научение (learning) следует отличать от обучения (teaching) и образования (education). Научение может быть определено, как относительно постоянные изменения в поведении, происходящие в результате практики. С ним связано не только освоение нового навыка или учебного предмета, но также и эмоциональное развитие, социальное взаимодействие и даже развитие личности [индивидуума, ред., автора]. Мы учимся разному в своем поведении: чего бояться, что любить, как быть вежливым, как вести себя с близкими и так далее" (там же, курсив автора).
Чтобы исследовать эти процессы и своё поведение у человека имеется набор инструментов (органов), которые будут задействованы автоматически (без контроля с нашей стороны) для познания нашей индивидуальности.
9. Инструменты для исследования. Каким образом инструменты автоматически могу быть задействованы для исследования нашей индивидуальности? Чувство интереса направит наше сознание на предмет исследования. Эмоция интереса задействует мышление для понимания сути предмета исследования и его значение для ведения нашей жизни. Восприятие усвоит важное для нашего образа жизни. Усвоенное восприятием оно станет частью сознания, частью предсознательной памяти и частью бессознательного человека. В результате сознание пополнится новыми знаниями, что позволит управлять собой с учётом этих знаний, находящихся в предсознательной памяти. В процессе сознательной деятельности (научения) будет записана программа поддержания иного образа жизни (опыта) в виде индивидуальной устойчивой связи – чувств и эмоций. Приобретённые чувства и эмоции позволят пользоваться усвоенным поведением в автоматическом или бессознательном режиме [2, 6]. Теперь обратимся к идентичному в научении. Почему мы будем исследовать идентичное, если мы хотим узнать об индивидуальном? Когда мы исследуем идентичное, в остатке будет индивидуальное.
10. Идентичность в научении (learning). То, чего мы до сих пор достигли в научении связано в основном со средой западной культуры, которая даёт познания, относящиеся к идентичности, но не к индивидуальности в научении. Эта культура идентичности научила нас:
· Наслаждение вкусом еды становится очень важной ценностью в их жизни, поскольку это быстрый и доступный способ успокоить себя (фр. 4. 2).
· Полагаться на удобство еды, приготовленной вне дома, несмотря на существенный вред, наносимый таким питанием (фр. 5. 1; 6. 13).
· За более чем 100 лет предыдущая история США сформировала культ поклонения худобе, а религиозные догмы привили болезненный страх и чувство вины за лишний вес (фр. 7. 1, 3).
· Решение проблемы ожирения одним махом: "Известные чудо-диеты способствуют быстрому снижению веса, обычно более 5 кг в месяц, без каких-либо усилий" (фр. 8. 3).
· Понятие "диетаˮ представляет собой мистическую загадку с тайным смыслом, которую нужно разгадать (от слова "гадатьˮ), а не знать и понимать (фр. 11. 3).
· Вести образ жизни, при котором радикальный гедонизм (удовлетворение любого желания) станет единственной высшей ценностью и смыслом жизни (фр. 12. 11).
Кроме глобальной западной культуры существуют локальные культуры или национальные культуры, в рамках которых человек мог быть научен.
11. Научение национальной культурой. Кроме западной культуры, в некоторых семьях человек может быть научен национальной культурой. Но находясь в отрыве от той среды, в которой эта культура зародилась: других климатических условий, других продуктов, режима и рациона питания, другого ведения образа жизни, следование ей может приводить либо к увеличению веса, либо к недостаточному питанию. В любом случае это не является частным различием в научении. Частное различие в научении будет тогда, когда человек удовлетворит свою потребность в таком режиме и рационе питания, который будет учитывать понимание своих индивидуальных различий в морфологии, физиологии, биохимии тела, психологии, а также влияние окружающей среды. На идентичность в научении влияет вера, ценности, мораль и совесть.
12. Идентичность в вере. Западная культура не предоставила человеку возможности (де-факто) сделать свой выбор в отношении его веры. Хотя существует много теорий происхождения Вселенной и появление жизни, преподаётся только одна из двух основных – происхождение Вселенной случайным образом и появление всего живого на земле путём эволюции (возникшая на основе теории Дарвина и Уоллеса). Вторая основная теория, возникшая на основе Библии и названая креационизм (от лат. creatio, creationis "творениеˮ) полностью пренебрегается системами образований в ряде европейских стран и США. Таким образом, индивидуальность в вере была заменена на идентичность догмы, в которую должны все верить:
· "В настоящее время в России, где в течение многих десятилетий насаждался атеизм (и во многих европейских странах и штатах США), преподается только одна доктрина [догма, ред., автора] эволюционизма при полном отсутствии ее однозначного профессионально‑научного обоснования. Тем самым отдается явное предпочтение научно не доказанной теории, так как все попытки построить физико-математическую, атомно‑молекулярную и любую другую научную теорию универсальной эволюции закончились провалом, т. е. теория универсальной эволюции осталась чисто спекулятивной, до сих пор ничем не подтвержденной гипотезой словесно‑интерпретационного характера" (курсив автора) (Лукьянова И. Е., Овчаренко В.А. 2008) [7].
· "Сотворение мира не подлежит экспериментальному наблюдению и воспроизведению, а эволюция (в смысле возрастания упорядоченности) мира происходит так медленно, что ее также невозможно наблюдать и воспроизводить" (там же, курсив автора).
· Согласно мировоззрению материализма, весь окружающий мир состоит из материи как первопричины всего сущего. Психика или душа, сознание, мышление, дух и другие нефизические явления и процессы являются производными материи, а потому вторичны. Но так как доказать это естественно-научными методами это невозможно, теорию материализма наука сделала догмой (фр. 12. 4) [7, 8].
· В форме философии атеизма, западная культура через институты светского образования изменяет верования и поведение людей так, что они становятся догматическими материалистами. Одним из догматических последователей материализма Демокрита, а значит его культов необходимости и случайности, является широко известный американский философ-натуралист, профессор философии, Дэниел Клемент Деннет (фр. 13. 15) [9].
13. Индивидуальность в вере. Ввиду сложившейся среды материализма и эволюционизма в западном мире, существует потребность сделать свой выбор, чтобы приобрести индивидуальность в вере. Действительность такова, что за нас никто не в состоянии сделать выбор, тем более что этот выбор кардинально влияет на его диету, то есть, какой образ жизни человек будет вести. Опыт материалистического образа ведения своей жизни – "жить, чтобы естьˮ (потреблять), ясно доказывает его прогрессирующую пагубность [10, 11, 12].
14. Идентичность в ценностях, морали и совести. Догматы материализма и эволюционизма тесно связаны с ценностями человека, его моралью и совестью.
I. Ценности:
· Материализм отражает систему ценностей, для которой характерно внешнее и поверхностное восприятие окружающего мира с помощью физических законов и телесных ощущений (фр. 12. 4).
· Основываясь на авторитете науки, западное общество считает, что единственной высшей ценностью и смыслом жизни является материальное благополучие, которое обеспечивается "промышленностью, сельским хозяйством и медициной" [46]. По этой причине человек сосредоточился на материальных ценностях, игнорируя свои потребности, связанные с его душой (жизнью) или так называемой духовностью, в которую входят другие ценности, такие как: поиск действительной картины мира и своего места в ней; обоснованная вера; смысл жизни или бытия и т.п. (фр. 12. 5).
II. Мораль:
• "Ориентация на материалистические ценности сопровождается более низким уровнем самоактуализации * и субъективного благополучия **, а также часто приводит к асоциальному поведению # и нарциссизму Δ" (курсив автора) (Тим Кассер, 2015.) [42].
III. Совесть:
• "И нет ничего удивительного в том, что на таком экономическом фоне [где главная цель – потреблять как можно больше, ред., автора] эгоизм и откровенно материалистическое отношение к жизни больше не считаются моральными проблемами и все чаще становятся смыслом человеческого существования" (там же, курсив автора).
· "Ориентация на материалистические ценностисопровождается более низким уровнем самоактуализации * и субъективного благополучия **, а также часто приводит к асоциальному поведению # и нарциссизму Δ" (курсив автора) (Тим Кассер, 2015.) [11].
* Самоактуализация – стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных [индивидуальных, ред. автора] возможностей [13].
** Субъективное благополучие – удовлетворённость / неудовлетворенность ведением своей жизни, основанное на индивидуальных ценностях, таких как психическое и физическое здоровье, положение в семье, на работе, в обществе (неизвестный источник).
# Асоциальное поведение – (др. греч. а – отрицательная частица) – поведение личности, не отвечающее установкам, принятым в данном обществе. Асоциальная личность стремится к удовлетворению своих потребностей и интересов, не принимая во внимание при этом взгляды и желания окружающих людей.
Δ Нарциссизм – согласно З. Фрейду – состояние и направленность либидо [психическая энергия, ред. автора] на "Яˮ. Представление о нарциссизме восходит к древнегреческому мифу о прекрасном юноше Нарциссе, точнее Наркиссе (др. греч. νάρκισσος – narkissos) влюбившемся в свое отражение в воде. Обычно это понятие используется как синоним самовлюбленности [различать с любовью к себе, которая в отличие от самовлюблённости, основана на доказательствах, что человек достоин того, чтобы ценить себя, курсив и ред., автора] [13].
15. Половая и гендерная идентичность. Если наша вера будет основана на достоверных знаниях о происхождении Вселенной и появление жизни на земле, то это поможет установить свою гендерную идентичность. Установление гендерной идентичности означает потребность привести в полное соответствие (отожествления) ведения образа жизни со своим полом, основываясь на учении антропологии (наука о человеке) о половом диморфизме (от др.греч. δι- – два, μορφή – форма). Другими словами, вести свою жизнь в согласии с различиями признаков между мужчинамии женщинами, выраженных в двух соответствующих формах тела. Идентичность формы тела состоит в наличии одного тела, состоящего с одних и тех же частей тела и у мужчин и у женщин. В чем выражается индивидуальность формы тела пола?
16. Индивидуальность формы тела. Индивидуальность формы различается по форме тела (мужскогоили женского), и различием форм и пропорций частей тела мужчины или женщины, начиная от формы головы/лица и заканчивая формой пальцев стопы. Форма тела и пропорции частей тела определяется генетической конституцией, то есть набором хромосом, среди которых две пары, ответственные за будущий пол человека. Если комбинация состоит из двух хромосом ХХ, тогда пол будет женским, если комбинация состоит из двух хромосом XY, тогда пол будет мужским. Эти различия в комбинациях двух пар хромосом проявляют себя в наличии первичных и вторичных половых признаках мужчины или женщины [2, 4, 14].
17. Половые признаки. К первичным половым признакам относят мужские и женские половые органы. В общем *, к вторичным половым признакам у мужчин, относят наличие бороды, усов, волосяного покрова на груди, лобке и на других частях тела, более низкий тембр голоса. Уженщин – грудь, менструации, наличие волос на лобке, промежности, паховых складках, более высокий тембр голоса. Первичные и вторичные половые признаки развиваются при участии половых гормонов, соотношение которых у мужчин и женщин различное, что сказывается на очертании тела (рельефе) в основном за счёт скелета, мышц, величины и месторасположения подкожного жира [14]. Из-за разной величины и месторасположения подкожного жира, у мужчин очертания тела более резкие, а у женщин – более мягкие. Различная выраженность первичных и вторичных половых признаков в теле человека, создаёт основу для гендерной ** идентичности или различных социальных ролей в поведении мужчины и женщины. Социальная роль или гендерная идентичность формируется культурой.
* В частных случаях из-за генотипа вторичные половые признаки у мужчин и женщин могут существенно отличаться.
** Понятие "гендерˮ впервые появилось в работе Р. Столера в 1963 г. В дальнейшем, термин "гендер", заимствованный из лингвистики (gender — род (англ.)), использовался для обозначения культурных характеристик мужчин и женщин в отличие от пола – совокупности биологических характеристик – генетических, физиологических и репродуктивных [74].
18. Формирование гендерной роли культурой. Культура существенно влияет на гендерные различия тем, что определяет образ ведения жизни мужчины или женщины через роли, которые они должны выполнять [2]. В образ ведения жизни согласно гендерной идентичности включает в себя:
· Исполнение социальной роли в поведении, соответствующей своему полу.
· Наличие и поддержание определённой формы тела, лица, а также их частей.
· Особенности пищевого поведения.
В результате навязывания культурой образца социальных ролей, мужчина или женщина может ошибочно воспринять свою гендерную идентичность за индивидуальность. Тогда это проявится в стиле одежды, профессии, роли в семье и в обществе, форме и содержании своего поведения, включая пищевое. Поэтому так называемая "индивидуальностьˮ является извращением по отношению к гендерной идентичности, приводящей к ведению образа жизни не соответствующего подлинным потребностям индивидуума.
19. Результаты идентичного научения. Как видите, принятые догматы оказывают мощное влияние на наши ценности, мораль, совесть и гендерную идентчность. Поэтому, если человек хочет изменить свое отношениек ведению жизни, ему важно самому проверить свое научение. Проверьте, пожалуйста, чтобы убедиться, что это обосновано. При этом спрашивая себя – построена ли мое научение на прочном фундаменте, состоящем из достоверных знаний о происхождении Вселенной и возникновении жизни на Земле, или это догма, ничем не подкрепленная? Только тогда выбор человека станет не идентичен, а индивидуален не только в отношении веры, ценностей, морали и совести, но также в отношении половой и гендерной идентичности.
Следующая глава: Гендерная идентичность и индивидуальность
Что мы исследуем: Как искаженные линзы гендера сказываются на поведении?
Что нового: Какие эмоции по отношению к телу вызывают искаженные линзы гендера?
Чему мы научимся: Как эмоция интереса способствует гармонии в психике?
Рекомендации
1. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 607 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
2. Введение в психологию. Аткинсон Р.Л, Аткинсон Р.С, Смит Э.Е, Бем Д. Дж. и др. пер. с англ. – М.: 2003 – 672 с. (Сер. "Психологическая энциклопедия"). Rita L. Atkinson, Richard C. Atkinson, Edward E. Smith, Daryl J. Bem, Susan Nolen-Hoeksema. "Hilgard's Introduction to Psychology. History, Theory, Research, and Applications", 13th ed., 2000.
3. Уильямс, Р. Биохимическая индивидуальность: Основы генетотрофной концепции. Пер. с англ. Ж. Г. Шмерлинг. / Под ред. проф. С. Я. Капланского. – М.: Иностранная литература, 1960. – 296 с.
4. Физиология человека. В 3-х томах. Пер. с англ. / Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса – 3-е изд. – М.: Мир, 2005; Т.1 – 323с., Т.2 – 314с.; Т.3 – 228с.
5. Смит Н. Современные системы психологии. / Пер. с англ. под общ. ред. А. А. Алексеева – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. − 384 с. (Серия «Психологическая энциклопедия»)
6. Изард К. Э. Психология эмоций / Перев. с англ. – СПб.: «Питер», 2012. – 464 с.: ил. (Серия «Мастера психологии»)
7. Лукьянова И.Е., Овчаренко В.А. Антропология: Учеб. пособие/Под ред. проф., д-ра мед. наук., акад. АСО Е.А. Сигиды. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 240 с. – (Высшее образование).
8. Словарь античности: Пер. с нем.; Отв. ред. В. И. Кузищин / Сост. Йоханнес Ирмшер в сотр. с Ренате Йоне. – М.: Прогресс, 1989. – 704 с.
9. Деннетт, Дэниел К. Опасная идея Дарвина: Эволюция и смысл жизни / Дэниел Деннетт. – М.: Новое литературное обозрение, 2020. – 784 с. – (Серия "История науки").
10. Eckersley R. Is modern Western culture a health hazard? Int J Epidemiol. 2006 Apr;35(2):252-8. doi: 10.1093/ije/dyi235. Epub 2005 Nov 22. PMID: 16303804.
11. Кассер Тим. Быть или иметь? Психология культуры потребления. / Пер. с англ. О. И. Медведь – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. – 208 с.
Оригинал: Kasser T. The High Price of Materialism. Cambridge, MA: MIT Press, 2002.
12. Eckersley, Richard. Well & Good: Morality, Meaning and Happiness (2nd Edition). Text Publishing, Melbourne, 2005. (first published 2004).
13. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998, – 301 с.
14. Харитонов В.М., Ожигова А.П., Година Е.З., Хрисанфова Е.Н., Бацевич В.А. Антропология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 272 с..
15. Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / Пер. с англ. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. – 336 с.