18 страница12 марта 2024, 15:07

Глава 18. Индивидуальность психологическая

Что мы исследуем: Что является психологической индивидуальностью?

Что нового: Что мешает стать индивидуумом?

Чему мы научимся: Как возможно управлять своей судьбой?

1. Каким бы полным знанием о личности [индивиде, ред., автора] мы ни обладали в будущем, данный взгляд с необходимостью подразумевает, что индивидуумы не могут быть познаны наукой (в данном случае наукой психологией, занимающейся людьми) (Хьелл Л., Зиглер Д. 2008) [1]. 

2. Психологическая идентичность. Все люди рождаются, растут и развиваются в той или другой культуре, которая формирует их через свои социальные институты: семью, политику, СМИ, образование, экономику, науку, различные общественные объединения, искусство, национальные традиции и многие другие способы. Это идентично для всех граждан, принадлежащих к какому-либо государству. Такая идентичность необходима в любом общественном устройстве, чтобы люди могли сотрудничать или быть одной командой для эффективного взаимодействия. Эффективное взаимодействие любого общества возможно только при наличии чего-то общего в каждом человеке, что может объединить их для какой-либо совместной деятельности. Как возможно объединить идентичное, что есть в каждом человеке?

3. Идентичность формирует личность. Такое объединение возможно при условии психологической идентичности в культуре, политике, морали, законах, образовании, науке, экономике (производственная деятельность) и т.д. Поэтому человека получает воспитание и образование. В процессе своего взаимодействия с различными формами общественных и производственных взаимоотношений человек становится личностью. Личность отражает его внешнее поведение — психологическую идентичность. Что же является психологической индивидуальностью?

4. Что является психологической индивидуальностью? Этот вопрос для западной культуры остается неразрешимым — "индивидуумы не могут быть познаны наукой (в данном случае наукой психологией, занимающейся людьми)" [1]. Поскольку западное общество опирается на науку, неудивительно, что оно не знает, что представляет собою психологическая индивидуальность (фр. 12. 5). Специалист по социологии Зигмунт Бауман признаёт несостоятельность личности быть индивидуумом, несмотря на данное ему западным обществом право стать индивидуумом (фр. 14. 2). Но стоит ли винить в этом личность, которая была воспитана этим же обществом? За ответом обратимся к специалистам в теории личности. Так как их деятельность оплачивается нами как налогоплательщиками, то они обязаны дать нам ответ, почему личность не может воспользоваться своим правом стать индивидуумом.

5. Что мешает стать индивидуумом? Ещё в самом начале своей книги, доцент психологии Ларри А. Хьелл и профессор психологии Дэниел Дж. Зиглер обращают внимание, что природа человека, является загадкой для учёных:

· "В каких разнообразных направлениях велись поиски, какое множество концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас" (курсив автора) (Хьелл Л., Зиглер Д. 2008) [1].

Итак, два эксперта в психологии личности, признают психологические исследования многих ученых несостоятельным в определении сущности человека, поскольку "ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас". Что тогда можно ожидать от людей совсем не знакомыми с исследованиями в психологии личности? Однако, как эти эксперты объясняют причины несостоятельности своих поисков и несостоятельности множества концепций в понимании психологической индивидуальности? 

6. Причины несостоятельности. Эти причины берут свое начало в запутанности между понятиями "идентичность" и "индивидуальность" (фр. 14. 16). Поэтому эти учёные, не имея "ясного и точного ответа", что представляет собою "личностьˮ, "тем не менее" пытаются дать определение:

· "Хотя в настоящее время нет общепринятого единственного определения личности, тем не менее, в большинстве теоретических определений личность рассматривается как общая идея индивидуальных различий" (там же, курсив автора).

Как возможно "индивидуальные различия" рассматривать как общую идею? Разве это сочетание слов не подчеркивает дважды, что определение "личности" как "общей идеи" отвергает индивидуальность? (фр. 18. 3).

7. Бессознательная несостоятельность. Невероятно, но вполне предсказуемо, как сами эксперты, бессознательно, признают причины своей несостоятельности дать определения "личности":

· "Существенная трудность состоит в том, что между всеми нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом, но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми (там же, курсив автора).

Вот налицо результаты материалистического восприятия психики человека (фр. 13. 10). Далее, эксперты снова, бессознательно, подчеркивают свою несостоятельность отделить понятие "идентичность", как основы для формирования личности, от понятия "индивидуальность":

· Эти громадные различия [индивидуальность, ред., автора] усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы [идентичность, ред., автора] (там же, курсив автора).

Разве, перед этой фразой, сами автора не признают, что это в принципе невозможно? Как видите, даже специалисты, говоря о личности, тем не менее не разграничивают два взаимосвязанных, но различных понятия – идентичность и индивидуальность (фр. 14. 17, 18). Следовательно, личность для них выглядит "как общая идея индивидуальных различий". На самом деле к личности относится всё то, что "объединяет представителей человеческой расы". Что касается индивидуальности, то к ней относится все то, в чём они "разнятся не только своим внешним видом, но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми" (там же). Поэтому ответственность за то, что личность, сформированная западной культурой, не может воспользоваться своим правом стать индивидуумом лежит не столько на самом человеке, сколько на науке.

8. Индивидуумы не познаны психологией. Наука о психологии личности не даёт "ясный и точный ответ", что представляет собой личность, который "до сих пор ускользает от нас" (от специалистов в области психологии личности) (там же). Наука о психологии личности, признавая право человека быть индивидуумом, в то же время утверждает, что индивидуальность мешает им установить идентичность во всех людях – "громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы" (там же). Таким образом, наука о психологии личности подтверждает вывод, сделанный социологом Бауманом – что западное общество не обеспечивает возможность человеку стать психологической индивидуальностью, "то есть управлять своей судьбой и выбирать варианты, которых они действительно желают" [2].

9. Возможность управлять своей судьбой. Конечно, Бауман, говоря о судьбе, говорил о ней не как предопределённости, которой нельзя избежать. Наоборот, он говорил о судьбе, как о возможности управления своим будущим. Основанием для этого будущего служил выбор сегодня тех вариантов, которые бы соответствовали индивидуальным потребностям человека – "выбирать варианты, которых они действительно желают". В этом случае человек мог воспользоваться возможностью стать действительно "де-факто" индивидуумом. Это позволило ему поддерживать свое телесное и психическое здоровье в оптимальном состоянии. Вследствие чего, он может достичь подлинного удовлетворения — радости и счастья в своей жизни. Как видим, психологическая индивидуальность является решающим фактором  за ведение оптимального образа жизни. Поэтому хорошо узнать о своих психологических различиях. Но этому знанию мешает материалистическое восприятие психики человека.

Следующая глава: Материалистическое восприятие психики

Что мы исследуем: Что мешает выяснению психологических различий?

Что нового: Как правильно относиться к физическим исследованиям?

Чему мы научимся: Какая есть причина непознаваемости психологических различий?

Рекомендации

1. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 607 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

2. Бауман 3. Текучая современность / Пер. с англ. под ред. Ю. В. Асочакова. – СПб.: Питер, 2008. – 240 с.

18 страница12 марта 2024, 15:07