Глава 5. Важно ли соблюдать диету?
Что мы исследуем: Какая пищевая привычка связана с увеличением веса?
Что новое: Какая еда похожа на наркотик?
Чему мы научимся: Как определять причину увеличения веса?
1. За последние несколько десятилетий американцы привыкли полагаться на удобство еды, приготовленной вне дома. К сожалению, еда вне дома (FAFH) часто содержит меньше фруктов и овощей и больше калорий, жиров и натрия [соль, ред., автора], чем пища, приготовленная дома (FAH), и потребление FAFH связано с ожирением [1].
2. FAFH и ожирение. Как показывает исследование USDA, существует связь между ожирением и питанием вне дома. Данное исследование доказывает, что ставшая привычной для людей пища противоречит рекомендациям ВОЗ в области питания населения, где рекомендуется: – "снижение содержания жира, сахара и соли в обработанных пищевых продуктах" и "обеспечение наличия выбора здоровой пищи", то есть наличие среди прочего в меню, цельнозерновых продуктов, бобовых, орехов, рыбы, овощей и фруктов. [2]. Поэтому питание вне дома создаёт опасную среду, способствующую ожирению [3, 4].
3. Опасная среда. Вы спросите, насколько опасна эта среда? Эта среда отвечает за приготовление для человека такой пищи, которая, как наркотик, ставит его в зависимость от своего аромата, вкуса, доступности, удобства и удовольствия [5]. Еда, на приобретение которой уходит минимум времени при максимуме удовольствия при ее поедании. Еда, которую можно употреблять где угодно – на улице или в заведениях общепита, в машине или сидя в парке, на пикнике или в офисе, на корпоративе или дома. Еда на вынос или фастфуд подается в одноразовой посуде, что позволяет быстро избавиться от ее отходов и не тратить время на мытье. Еда, которая доступна в любое время суток – утром или вечером, днем или в полночь. Еда, отличительной чертой которой является обилие жира, соли и сахара, кофеиносодержащих напитков, а также наличие в ней сильных ароматизаторов, что делает ее во много раз ароматнее, аппетитнее, соблазнительнее, очень вкусной и быстро насыщающей за короткое время: "Быстрая еда содержит большое количество всех этих питательных веществ [жир, соль, сахар, кофеиносодержащие напитки, ред., автора] и поэтому представляет собой идеальной комбинацией для пищевых вознаграждений" [там же].
4. Пищевое вознаграждение и голод. Быстрая еда помогает вознаградить себя за напряжение от беспокойств, вызванных сумасшедшим темпом западного образа жизни. Но очень скоро снова возникает желание не утолить голод, а снять напряжение с помощью удовольствия от такой еды (процесс вознаграждения), хотя люди при этом уверены, что их побуждает голод к такой еде [4, 6]. Цикл повторяется, а вместе с ним и избыток пищи, ведущий к ожирению, и как следствие – вред здоровью. Таким образом, такое питание становится неотъемлемой частью образа жизни людей, которые слишком заняты, чтобы уделять должное внимание своему здоровью (фр. 4.2). Кто создает опасную среду, которая производит зависимость от еды, как от наркотиков? [12, 13].
5. Зависимость от еды. Зависимая пища готовится в трех форматах основных типов ресторанов:
· QSR – ресторан быстрого питания или фаст-фуд, где клиенты у стойки сами заказывают и забирают заказанное; к ним относятся наиболее известные бренды McDonald's, KFC, Subway и Tim Hortons, расположенных по всему миру.
· FSR – ресторан с полным спектром услуг, где клиентов у столиков обслуживают официанты, начиная от приёма заказа до уборки столика после их ухода; к ним относятся популярные бренды в США – Texas Roadhouse, Seasons 52, Cheddar's Scratch Kitchen и др.;
· FCR – формат такого типа ресторана делает упор на неформальный дизайн и ни к чему не обязывающий выбор блюд. Поэтому в таком формате, как ресторан фаст-кэжуал, могут быть официанты, обслуживающие частично столики, а может и не быть; к таким заведениям относятся популярные бренды в США – Panera Bread, Chipotle Mexican Grill, The Halal Guys и др.
Ряд медицинских исследований выявил причины привлекательности, и поэтому популярность ресторанов QSR, FSR, FCR.
6. Привлекательность QSR, FSR, FCR. Многочисленные исследования привели учёных к важным выводам о причинах стремления современного западного общества к питанию вне дома. Более того, эти исследования показали общую тенденцию к увеличению числа людей за последние десятилетия, питающихся вне дома. Эти показатели свойственны Австралии, Великобритании, Европе, США, а также развивающимся странам с более низкими уровнем дохода. Поэтому возникает закономерный вопрос, в чём же кроется причина такого пищевого поведения? Эксперты в области общественного питания из Ливерпульского университета Джона Мурса, сделали обзоры исследований в области питания. Эти обзоры были направлены на исследования статей связанных с потреблением еды в фастфудах и едой на вынос. Их статья "Детерминанты потребления еды на вынос и фаст-фуда: описательный обзор" выявила ключевые условия привлекательности еды вне дома:
· Компании по приготовлению еды на вынос и фаст-фуда вкладывают значительные средства в рекламу и специализированный маркетинг, одной из целей которых является формирование пищевого поведения детей и подростков, которое переносится во взрослую жизнь в качестве потенциальных потребителей еды вне дома [6, 7].
· Стремление к профессиональному успеху побуждает людей проводить больше времени на работе и меньше времени готовить дома, а также нежелание тратить время и силы на уборку после еды [6, 8].
· Доступность пищевой среды — еды на вынос и фаст-фуд в районе проживания или работы [6, 9].
· Низкая грамотность в вопросах питания, особенно среди населения с низким социально-экономическим статусом [6, 10].
· Отсутствие навыков приготовления здоровой пищи, особенно среди подростков и молодых людей [6, 11].
· Снижение чувства удовольствия от еды приводит к привыканию к вкусу. Поэтому удовольствие достигается за счет увеличения порций и повышенного употребления соли, острых соусов, майонеза и других приправ, что аналогично наркотической зависимости. [6, 12, 13].
· Создание ярких образов привлекательности еды на вынос и фаст-фуд, воспринимаемых с помощью органов чувств – зрения, вкуса, обоняния, приводит к усилению как тяги к еде, так и её перееданию [6, 14].
Что стоит за привлекательностью этой еды?
7. Модель питания. Привлекательность питания вне дома было сформировано особенностями западной модели питания, которая "включает чрезмерное потребление сладостей, десертов, безалкогольных напитков, красного мяса, переработанного мяса и молочных продуктов с высоким содержанием жира при более низком потреблении рыбы (жирных кислот омега-3), цельного зерна, фруктов и овощей" [6]. Как мы выяснили, рестораны формата QSR, FSR, FCR представляют собой опасную среду, которая готовит такую еду и тем самым способствует ожирению и риску хронических неинфекционных заболеваний.
8. Резюме. Привычка питаться вне дома обеспечивается сетью ресторанов формата QSR, FSR, FCR с опцией еды на вынос. Исследования доказали ключевую роль этих ресторанов в росте количества людей с избыточным весом и ожирением. Поэтому существует острая потребность в диете, направленная на поддержание здорового веса.
Однако есть еще одна опасность еды вне дома. В то время как ВОЗ и Министерство сельского хозяйства США провозгласили связь между ожирением и питанием вне дома, основное внимание уделялось поверхностной причине ожирения – чрезмерному потреблению высококалорийных продуктов, сахара, жиров и соли. В результате такой подход упускает из виду скрытые опасности еды на вынос и фаст-фуда.
Следующая глава: Скрытые опасности еды.
Что мы исследуем: Каковы невидимые опасности в еде?
Что нового: Что означает IV группа ультрапереработанных продуктов?
Чему мы научимся: Как распознавать ультраобработанные продукты?
РЕКОМЕНДАЦИИ
1. America's Eating Habits: Food Away From Home by Michelle Saksena, Abigail Okrent, Tobenna D. Anekwe, Clare Cho, Chris Dicken, Anne Effland, Howard Elitzak, Joanne Guthrie, Karen Hamrick, Jeffrey Hyman, Young Jo, Biing-Hwan Lin, Lisa Mancino, Patrick W. McLaughlin, Ilya Rahkovsky, Katherine Ralston, Travis A. Smith, Hayden Stewart, Jessica E. Todd, and Charlotte Tuttle Economic Information Bulletin No. (EIB-196) 172 pp. September 2018.
2. World Health Organization – section "How to reduce overweight and obesity."
3. Althoff T, Nilforoshan H, Hua J, Leskovec J. Large-scale diet tracking data reveal disparate associations between food environment and diet. Nat Commun. 2022 Jan 18;13(1):267. doi: 10.1038/s41467-021-27522-y. PMID: 35042849; PMCID: PMC8766578.
4. Sinha R, Jastreboff AM. Stress as a common risk factor for obesity and addiction. Biol Psychiatry. 2013 May 1;73(9):827-35. doi: 10.1016/j.biopsych.2013.01.032. Epub 2013 Mar 26. PMID: 23541000; PMCID: PMC3658316.
5. Garber AK, Lustig RH. Is fast food addictive? Curr Drug Abuse Rev. 2011 Sep;4(3):146-62. doi: 10.2174/1874473711104030146. PMID: 21999689.
6. Janssen HG, Davies IG, Richardson LD, Stevenson L. Determinants of takeaway and fast food consumption: a narrative review. Nutr Res Rev. 2018 Jun;31(1):16-34. doi: 10.1017/S0954422417000178. Epub 2017 Oct 17. PMID: 29037273.
7. Story M, French S. Food Advertising and Marketing Directed at Children and Adolescents in the US. Int J Behav Nutr Phys Act. 2004 Feb 10;1(1):3. doi: 10.1186/1479-5868-1-3. PMID: 15171786; PMCID: PMC416565.
8. Botonaki A, Mattas K. Revealing the values behind convenience food consumption. Appetite. 2010 Dec;55(3):629-38. doi: 10.1016/j.appet.2010.09.017. Epub 2010 Sep 25. PMID: 20875475.
9. Boone-Heinonen J, Gordon-Larsen P, Kiefe CI, Shikany JM, Lewis CE, Popkin BM. Fast food restaurants and food stores: longitudinal associations with diet in young to middle-aged adults: the CARDIA study. Arch Intern Med. 2011 Jul 11;171(13):1162-70. doi: 10.1001/archinternmed.2011.283. PMID: 21747011; PMCID: PMC3178268.
10. Miura K, Giskes K, Turrell G. Socio-economic differences in takeaway food consumption among adults. Public Health Nutr. 2012 Feb;15(2):218-26. doi: 10.1017/S136898001100139X. Epub 2011 Jul 11. PMID: 21740620.
11. Hartmann C, Dohle S, Siegrist M. Importance of cooking skills for balanced food choices. Appetite. 2013 Jun;65:125-31. doi: 10.1016/j.appet.2013.01.016. Epub 2013 Feb 10. PMID: 23402717.
12. Wang GJ, Volkow ND, Thanos PK, Fowler JS. Imaging of brain dopamine pathways: implications for understanding obesity. J Addict Med. 2009 Mar;3(1):8-18. doi: 10.1097/ADM.0b013e31819a86f7. PMID: 21603099; PMCID: PMC3098897.
13. Wang GJ, Volkow ND, Thanos PK, Fowler JS. Similarity between obesity and drug addiction as assessed by neurofunctional imaging: a concept review. J Addict Dis. 2004;23(3):39-53. doi: 10.1300/J069v23n03_04. PMID: 15256343.