Влюбленность, или мудрости старой гувернантки.
- Катенька, дорогая, что с тобой? В последнее время сама не своя. Даже Татьяну Евгеньевну в гости не зовёшь, а помнится, что ты веселилась с ней, - начала гувернантка Жизель Брюси, незамужняя женщина лет пятидесяти. По национальности она была француженкой.
-Не знаю, милая Жизель! Не знаю, - девушка резко опустилась рядом с ней на скамью, положив руки на колени.
- Тише, милая,- женщина приобняла ее, прижимая к своей груди, - прошу , откройся мне.
- Я все мечтаю о том, как брошу праздную жизнь и уйду преподавать французский язык при воспитательном доме. Вот об я думала последние две недели, - ответила она, вкрадчиво заглядывая гувернантке в глаза.
- Выскажись, станет куда легче, - Жизель аккуратно заправила за ухо девушки непослушную прядь, выпавшую из прически, - вижу, что врешь, по глазам вижу.
Екатерина вздохнула и вмиг покинула теплые объятия доброй женщины, отойдя от нее на несколько шагов вперёд. Они сидели в оранжерее князя Треплева. Вокруг них царил сладкий утренний покой, листва окружала их. Где-то у Михаила Павловича распускались ирисы с гортензиями, розы. В помещении было прохладно, внутренность его являла собой лабиринтик из коричневых горшков и зеленых стеблей.
- Милая Жизель, ты знаешь меня с пелёнок, была знакома с моей мамой, Царствие ей Небесное, - она обернулась, - я доверяю тебе как самой себе, поэтому верю, что ты сохранишь мою маленькую тайну.
Мадемуазель Брюси кивнула, и Катерина, переведя дыхание, продолжила.
- Я влюблена в одного прапорщика. Он отличается от остальных, - на этих словах по губам Жизель пробежала понимающая и сочувствующая улыбка, - Этот человек буквально бурлит жизнью! Во всех его движениях, в каждом взгляде и слове- жизнь. Он совершенно не похож на брата да и на остальных. Все эти джентльмены, несколько надменные и гипсовые, а он такой прелестный. Я смеялась с ним, настолько живо и хорошо он говорил. В этом юноше нет ни намёка на эту пустую гордыню, - Екатерина широко и счастливо улыбнулась, обнажив ряд жемчужных зубов.
Гувернантка смотрела на свою воспитанницу, глупенькую и молодую. Отчасти ей было жаль Катю, но с другой стороны каждый человек обязан влюбляться.
- Я рада за тебя, но пожалуйста, не теряй головы, - жестом женщина подозвала Треплеву к себе, пригласив в свои объятия. Екатерина мигом оказалась у ее ног, положила голову к ней на колени и подняла взор на гувернантку, - встань,милая!
- Нет, не встану. Скажи мне, что делать? Пройдёт ли это? Я не могу ни есть ,ни спать, даже читать бросила.. - она с надеждой глядела в лицо с только-только проявляющийся печатью старости, - А может, мне признаться ему?
- любимая Като, - с материнской нежностью обратилась к ней Жизель, - не торопись. Я думаю,что тебе стоит прожить эти дни, какое-то время подумать о нем, пострадать. Вскоре первый порыв пойдет, и тогда нужно немедленно заняться работой, -она медленно гладила девушку по голове.
Екатерина тяжело вздохнула и опустила взор, покраснев. Старая гувернантка была , пожалуй, ее неофициальным духовником, ведь именно с ней она делались горестями и радостями, раскрывала свои переживания и обиды не боясь, что это дойдет до брата или отца. Мадемуазель Жизель всегда слушала ее, поддерживала или успокаивала. Она почти заменила ей умершую при родах мать.
"Так кто же твой герой?"- хотела было поинтересоваться гувернантка, но неожиданно в оранжерее раздался размеренный топот сапог. Женщины вздрогнули. Однако, это отказался всего лишь старый князь. Он , засидевшись в своем кабинете, решил немного размять застывшие конечности и прогуляться по дому.
Заметив отца, Екатерина встала и поспешила к нему.
- Papa, благодарю тебя ещё раз, что позволил старику Фомке удалиться в деревню на покой, - улыбнулась она.
После ситуации на приеме у князя Треплева, лакея решили отправить в деревню.
- Скорее сослал , а не "позволил", - улыбнулся Михаил Павлович в ответ, - эх, у меня из головы все не выходит этот Пушкин.. большой, большой дар.. А Вы, Жизель, что думаете по поводу этого молодца?- князь сел на скамью подле гувернантки, в то время как Катя встала позади отца и положила руки ему на плечи.
- Талантливый юноша, у него, как мне кажется, большое будущее, - задумалась мадемуазель Брюси.
- Я тоже так думаю. Будь у меня хоть капелька таланта, то в молодости только бы и занимался сочинительством. Мечтал я когда-то литератором стать, но увы, сенатор, - он комично развёл руками, - впрочем, это к лучшему.
- А что Вы думаете насчёт его друзей? - Катенька сжала отцовские плечи в томительном предвкушении.
- Пущин подаёт большие надежды, говорят, очень мил и образован. Хочет служить под началом Сперанского.. - князь на мгновение умолк, в эту секунду Жизель взглянула на лицо Екатерины,- а этот.. как его.. который представил гостям Пушкина, все имя забываю..
- Константин Данзас! - не выдержала Катя, подсказывая отцу нужное имя. Ее ланиты покрылись лёгким румянцем.
По реакции воспитанницы мадемуазель Жизель сразу же поняла , кто является виновником нежных вздохов Катерины.
- Да, так его зовут. Я знаю, что он служит в Инженерном корпусе и причем весьма неплохо. Один генерал шепнул мне, что что будто бы у них Инженерном корпусе появился один очень активный и ревностный молодой человек. Однако.. несмотря на то, что я ценю этих троих, вместе им лучше не собираться. Кутят, - ухмыльнулся мужчина, - впрочем,. молодости это простительно.
-Papa, cher papa, не можем ли мы пригласить к нам Константина Карловича и расспросить его о Пушкине? Думаю, Вам было бы интересно узнать про то, каким же лицеистом он был, - с придыханием спросила девушка.
-Отчего же не Пущина?- обернулся к ней отец.
-Он очень мил, но крайне скромен. Боюсь, что когда Иван Иванович начнет говорить о Пушкине, то постарается выставить его в лучшем свете. А мне бы хотелось правды, - прощебетала она.
- Тоже верно, но не думаешь же ты , что Данзас будет говорить тебе чистую правду? - прищурился сенатор, - он тоже будет превозносить товарища, особенно перед вышестоящими людьми.
- Нет, он честный. Константин не будет приписывать Пушкину лишних достоинств в глазах вышестоящих. Данзас не занимается чинопочитаемым! Он расскажет о нем искренне и с любовью, - быстро сказала воодушевленная Екатерина.
- Хм, если это порадует тебя, то хорошо. Как раз, я знаю, Пущин завтра должен быть в театре, - князь Треплев встал со скамьи, поцеловал дочь в щеку, - Ладно, мои милые дамы, я вынужден Вас покинуть, время моего небольшого отдыха прошло.
Михаил Павлович неожиданно сильно закашлялся, почти согнувшись пополам. Рукой он сделал знак, чтобы к нему не приближались. После он попрощался с ними и покинул оранжерею, хрипло напевая себе под нос строки из Державина.
- Милая моя Катенька, не теряй головы,- Жизель ухватила девушку за юбку, заставив ту встретиться взглядом с гувернанткой, - обещай мне.
- Конечно обещаю, дорогая Жизель! - счастливая Екатерина бросилась к женщине на шею и зацеловала ее щеку, - Состояние papa меня сильно беспокоит.. Как бы этот кашель не стал причиной чего-нибудь страшного..
Женщины крепко обнялись.