ПТСР, духовность и ПТР
Клирик это соработник не только Бога, но и профессионалов, занимающихся физическим и психическим здоровьем человека (то есть у него тоже должна быть своя сраная брошюрка). Зона профессиональной ответственности клирика в этом тандеме это духовность человека. И вот тут придется дать определение духовности по учебнику. Духовность это: личный опыт; связь с тем, что превосходит личность; внутренняя система убеждений, дающая человеку смысл и цель в жизни, чувство священности жизни и видение способов улучшения мира. Духовность проявляется в: убеждениях; духовных практиках; духовном опыте.
Статистически духовные люди лучше справляются с такими проявлениями ПТСР как перепады настроения и негативные аффекты. Предположительно это потому, что: поведенческие риски ниже благодаря религиозному образу жизни; поддержка общины; ценности и смысл жизни всегда в поле зрения без АСТ и т.п.; молитва и медитация отработанный копинг.
Травма может влиять на духовность как негативно, так и позитивно. Например, для кого-то депрессия про богооставленность, а для кого-то про единение со страданиями Христа. Идеи богооставленности и наказания свойственны людям в наихудшем физическом и психическом состоянии (когда оно улучшается эти идеи уходят) и людям на ПАВ. В случае употребления ПАВ и наличия органических и биохимических нарушений в работе мозга не корректно говорить о духовном опыте, но когда физиологические аспекты преодолены нужно помнить, что травма всегда является точкой пересборки понятия того, что для человека есть вера, и результат не зависит от изначальной укорененности или чего-либо еще, и тут начинается ТТ и ФК. Однако, можно заранее понять, какие факторы усложнят «пересборку»: СПТСР и множественные травмы; другие психические проблемы; слабая или отсутствующая поддержка семьи и друзей; серьезные физические повреждения; недавняя неожиданная потеря близкого человека; другие стрессогенные перемены в жизни; алкоголизм; низкий уровень образования; юный возраст; стигматизация травмы.
С чего начать.
Зачастую клирик это первый человек, который может определить наличие ПТСР и объяснить травмированному человеку что с ним происходит, какие у него перспективы и возможности с этим справиться и куда следует обратиться за помощью (поэтому сраная брошюрка). Важно: религиозный рефрейминг крайне эффективен на дотерапевтическом этапе для буферизации стресса, однако если человек уходит в роптание и самобичевание это все только ухудшит.
Когда ПТСР диагностирован и человек находится в безопасной обстановке и получает стабильное лечение церковь зачастую является тем фактором, который помогает не просто качественно продвинуться на пути к психическому здоровью, но и полностью исцелиться. Это происходят благодаря тому, что духовная жизнь способствует стабилизации, развитию и гибкости психики в процессе обретения духовных смыслов. Также духовность помогает эффективно переживать скорбь и утраты.
Религиозные фичи, которые реляют: способность сохранять оптимизм; использование когнитивных и поведенческих стратегий для борьбы со страхом; моральный компас; опора в религии и духовности; поддержка семьи и сверстников; наличие образца для подражания; здоровый образ жизни; практика когнитивной и эмоциональной гибкости; обретение смысла и цели в жизни.
Посттравматический рост.
ПТР это «положительные личностные изменения, возникающие в результате борьбы с травмой и ее психологическими последствиями». Разные люди могут иметь разные траектории роста, и на протяжении самого роста соотношение паллиативной и конструктивной составляющей могут меняться по несколько раз. Статистически духовность это то зачастую тот самый фактор, который способствует превалированию конструктивной составляющей.
Таким образом деятельность клириков играет важную роль в помощи при лечении ПТСР и улучшения качества жизни после. Что клирики могут сделать для этого:
— Объяснять пострадавшим, что ПТР — это процесс, происходящий с течением времени, и поощряйте терпение и настойчивость на пути к обретению новых смыслов.
— Помочь людям понять, что реакция на травмирующие события – это нормально и что эти реакции могут быть предшественниками ПТР.
— Поощрять людей приобретать навыки управления сильными эмоциями, такими как тревога. Это можно сделать с помощью духовных практик, таких как молитва, медитация и осознанность, или с помощью методов психического здоровья, таких как управляемое воображение или прогрессивная мышечная релаксация.
— Создать безопасное место, где люди смогут обрести комфорт, раскрывая себя и позволяя другим оказывать эмоциональную и духовную поддержку.
— Работать с выжившими, чтобы изучить их ценности и убеждения, чтобы разработать надежные жизненные принципы, которые помогут справиться с будущими проблемами.
При этом следует проявлять осторожность в поощрении ПТР, поскольку попытки сосредоточиться на ПТР до того, как человек сам его испытает и осознает, могут быть истолкованы как попытка отлить из их уникальной чаши божественного испытания, а не как попытка помочь им донести крест. То есть человек сначала демонстрирует проявление ПТР через свой духовный рост и приобретенные навыки, и тогда клирик уже подчеркивает это так, чтобы у человека повысилась самооценка, самоуважение и самоэффективность и поясняет за ПТР и сосредотачивается на в этом направлении.
Как НЕ надо подмечать ПТР: «это испытание сделало тебя лучше и сильнее». Это звучит примерно также, как «вот так и надо было с тобой ебанашкой обойтись, чтобы ты перестал быть говном и стал человеком, до тебя же, уебка, по другому не дошло бы».
Как можно подметить ПТР: «ты смог найти в себе силы пройти через это и не озлобиться, твой пример вдохновляет меня и внушает веру в людей».