Глава 16.
Дин Чжитун также одарила Фэн Шэна неловкой улыбкой. Они оба оказались в одной лодке.
В середине декабря в деревушке Кан состоялась зимняя церемония вручения дипломов.
Дин Чжитун обсуждала это с Гань Яном, попросив его не приходить в этот день к ней, чтобы посмотреть, как она надевает шапку выпускника и получает свой диплом, и не искать ее после церемонии.
Гань Ян был ошарашен, услышав ее слова. Ему потребовалось немало времени, чтобы понять, что она говорит совершенно серьезно.
— Почему? — он тоже очень серьезно спросил ее о причине.
Дин Чжитун честно призналась ему в том, что туда приедет ее мать.
Некоторое время назад она отдельно сообщила родителям дату своей выпускной церемонии.
Дин Яньмин был далеко, поэтому он только ответил на электронное письмо, чтобы поздравить ее, и попросил сделать ее несколько фотографий и отправить их ему. Нетрудно было догадаться, что он планировал немного похвастаться перед коллегами и друзьями.
Янь Айхуа была в пяти часах езды от нее: обычно они просто болтали по телефону, но в этот раз она тут же заявила, что обязательно приедет на выпускной.
Дин Чжитун в шутку подумала, что Фан Хунцзянь из «Осажденной крепости»* отправился покупать диплом Клейтонского университета потому, что его отец был членом императорского экзамена и хотел увидеть газетный лист, а тесть был бизнесменом и хотел увидеть документ. Ее мать тоже потратила немало денег на ее образование, поэтому ей, естественно, нужно было посетить церемонию вручения дипломов, чтобы увидеть все своими глазами.
Но Гань Ян все равно не понимал, почему он не может присутствовать там, даже если туда приедет ее мать.
Дин Чжитун не очень хотела рассказывать ему о своей семье, поэтому она просто дала ему общее оправдание — это ошибка, которую совершает каждая мать в мире:
— Если позволить ей увидеть тебя, веришь или нет, что она тут же примется проверять банковские счета всей твоей семьи?
Она говорила шутливым тоном, и Гань Ян сначала не придал этому значения, сказав:
— Тогда пусть проверит! — выпалив это, он вдруг понял, что в его семье и в самом деле есть некоторые вещи, которые не подлежат проверке.
Дин Чжитун не могла найти других причин, но и Гань Яну нечего было сказать, поэтому он покорно согласился на ее уговоры.
Шутки шутками, но в день церемонии вручения дипломов, когда Дин Чжитун увидела внизу у здания общежития серебристо-серую «Хонду» своей матери, на которой та ездила много лет, ей стало как-то тепло на душе. Янь Айхуа уехала за границу в 1992 году, а Дин Чжитун в то время как раз училась в первом классе начальной школы. То есть ее мать никогда не участвовала ни в каких школьных мероприятиях вплоть до этой церемонии вручения дипломов, когда она наконец-то наверстала упущенное.
Церемония награждения проходила в актовом зале. Большинство студентов, оканчивающих университет зимой, являются магистрами и докторами наук, поэтому их в количестве было всего несколько сотен — несравнимо с тысячами, собирающихся каждый год в мае на спортивной площадке. Но они все равно были группой празднующих людей в черных шапках и черных мантиях, с разноцветными лентами, символизирующими университет, на плечах. Добавить к этому родителей и друзей, пришедших посмотреть на церемонию — и получалось довольно оживленно.
В английском языке это называется Commencement, что, помимо выпускной церемонии, также означает начало или происхождение. Директор, профессора и представители студентов по очереди выступали на сцене, рассказывая о будущем и о том, что произойдет через десять или двадцать лет. У такого холодного сердцем человека, как Дин Чжитун, это вызвало и ощущение фальши, и одновременно с этим на глаза навернулись слезы.
Сун Минмэй тоже была выбрала valedictorian*, поэтому и она произнесла речь на сцене. Никого из ее семьи там не было, но Бянь Цземин пришел, сидел на местах для родственников и друзей внизу и смотрел на нее с восхищением, подняв голову.
Зимой выпускников было гораздо меньше, чем летом, и ждать, пока зачитают имена и выдадут дипломы, пришлось недолго. Дин Чжитун увидела Фэн Шэна прямо перед собой, между ними двумя не было толпы народа, но он не обернулся и не заговорил с ней.
С тех пор, как она пригласила друзей поужинать вместе в честь получения своего offer, между ней и Фэн Шэном практически не было никаких контактов. Дин Чжитун догадывалась, что Фэн Шэн, вероятно, тоже слышал о ней и Гань Яне, и, возможно, даже узнал об этом после того, как принял решение остаться в Нью-Йорке. Эта мысль заставила ее напрячься еще больше.
Справедливости ради стоит отметить, что они оба являлись выпускниками одного и того же университета, начиная с момента подачи заявления и заканчивая получением работы. С реалистичной точки зрения, M-Банк и L-Банк являются большими банками BB, и все они находятся в самом центре Манхэттена — теперь они будут пересекаться регулярно, это идеальное время и место для налаживания контактов, но только из-за этой мелочи они больше никогда не заговорят друг с другом? В этом нет ни необходимости, ни смысла.
Она намеревалась найти возможность поговорить с Фэн Шэном после церемонии, но, сама того не зная, то ли из-за большого количества людей на месте событий, то ли из-за того, что он намеренно ее избегал, она развернулась и хотела уйти.
Однако к ней подошла Сун Минмэй, чтобы сделать пару совместных фото, а господин Бянь стал для них фотографом.
Дин Чжитун давно слышала о господине Бяне, и вот наконец встретилась с ним лично. Ему было около 35 лет, он имел приличную внешность, среднее телосложение и хорошую физическую подготовку. Слегка загорелая кожа символизировала его интеграцию в местное общество. Его рубашка и костюм были четко выглажены и двигались вместе с ним, словно приросли к его телу — очевидно, что на нем была дорогая и bespoke* одежда. В начале 1990-х годов он тоже уехал за границу, но было очевидно, что он не такой, как Янь Айхуа.
После того как было сделано несколько фотографий, Сун Минмэй представила их друг другу. Дин Чжитун назвала его «господин Бянь», но господин Бянь не проявил никакого высокомерия, посмотрев на нее с улыбкой и сказав:
— Зови меня просто Ben.
После завершения церемонии Дин Чжитун вернула шапочку и мантию выпускника, провела Янь Айхуа немного погулять по университету, купила несколько сувениров в Cornell Store*, а затем отправилась в кафетерий на ужин.
Янь Айхуа отлично провела время, сделала много фото и видео на свою камеру, а также была очень впечатлена Бянь Цземином, которого она только что видела, и за едой она все еще расспрашивала Дин Чжитун:
— Чем занимается парень той твоей однокурсницы?
Дин Чжитун на самом деле не очень ясно понимала, можно ли считать парнями ухажеров Сун Минмэй, выстроенных за ней в очередь. Она лишь сказала:
— Кажется, он открыл компанию, занимающуюся финансовыми аспектами. Дела идут неплохо.
Услышав об этом, Янь Айхуа восхитилась еще больше, начав расспрашивать теперь уже о Сун Минмэй: о ее положении, возрасте, откуда она, чем занимаются ее родители. Дин Чжитун отвечала неопределенно, слыша смысл слов своей матери: «Хоть она и немного красивее тебя, да и семейное положение у нее чуть лучше твоего, но в остальном вы схожи. Обе девушки, молодые и незамужние, окончившие престижный университет, так что и тебе следует найти парня уровня господина Бяня, ну или совсем чуть ниже его уровня».
Вот чего боялась Дин Чжитун и втайне была рада, что в итоге Гань Яну не пришлось видеться с ее матерью.
Именно в этот момент она вновь увидела Фэн Шэна.
Фэн Шэн пришел с родителями. То, что при таком количестве кафетериев и столовых в университете он выбрал тот же, что и она, было случайным совпадением. Но в этом не было ничего удивительного, ведь в прошлом они всегда обедали вместе, и это было место, куда они приходили чаще всего. Когда они встретились на расстоянии, оба были слегка удивлены.
Янь Айхуа проследила за взглядом дочери, оглянулась и первой открыла рот, чтобы спросить:
— Это... ведь однокурсник, который прибыл сюда с тобой из Шанхая, верно?
Когда Дин Чжитун только прилетела, Янь Айхуа встретила однажды Фэн Шэна в аэропорту. Вероятно, он произвел на нее хорошее впечатление, а у нее, как у гида, была отличная память, поэтому она не забыла его до сих пор.
Она все думала, как начать разговор без неловкости, когда они встретятся снова, но не ожидала, что проблема будет решена так просто.
Прежде чем она успела что-то сказать, Янь Айхуа улыбнулась и махнула рукой. Родители Фэн Шэна не знали, что происходит, и решили, что это кто-то из знакомых их сына, и тоже подошли с улыбкой. Фэн Шэн не мог притвориться, что не видит этого, поэтому первым кивнул Дин Чжитун. Дин Чжитун тоже встала и поприветствовала их, сказав:
— Здесь довольно многолюдно, давайте сядем вместе.
Таким образом, за одним столом сидели пять человек из двух семей. Дин Чжитун помогла Фэн Шэну, который отправился купить еду для своих родителей. Когда они вернулись с тарелками, оставшиеся три человека среднего возраста уже оживленно беседовали. Все они были родом из Шанхая и говорили на шанхайском диалекте, и это было похоже немного на встречу со старыми друзьями в чужой стране.
В тот год индивидуальные туристические визы в Соединенные Штаты еще не выдавались, поэтому родители Фэн Шэна записались в десятидневную туристическую группу, осматривающую все достопримечательности Западного побережья. Последние два дня они провели в Нью-Йорке и лично договорились с гидом о том, что покинут группу и приедут сюда, чтобы присутствовать на церемонии вручения диплома их сыну.
Здесь они добавили пояснение:
— Поскольку мы оба из Шанхая и работаем в государственном банке, гид знал, что ничего не случится, поэтому и согласился.
Это была всего лишь церемония, почему же к ней отнеслись так серьезно? Потому что еще сорок девять лет назад в их семье было много выпускников Лиги Плюща, а затем время взяло перерыв, что привело к сбоям, и вот почти шестьдесят лет спустя, наконец, появился еще один.
Янь Айхуа, естественно, поняла, что подразумевалось под этими словами, и, чтобы не отставать, рассказала, что много лет путешествовала по Соединенным Штатам и теперь руководит туристическим агентством в Нью-Йорке. Жила она в Грейт-Неке. Опасаясь, что они могут не знать, где находится Грейт-Нек, она добавила:
— Это Great Neck, находится на самой западной стороне Лонг-Айленда, откуда видно море.
Отец Фэн Шэна, который тоже немного разбирался в этом, сказал:
— Лонг-Айленд — богатый район, и дома там стоят дорого, верно?
— Неплохо, вполне неплохо, — скромно сказал Янь Айхуа, — не намного дороже, чем в Шанхае, и при этом площадь больше. Обычно это дома на одну семью, причем самый маленький занимает целый акр земли. Но это действительно стоящая покупка, это один из лучших школьных округов в США. Когда в будущем появятся дети, они смогут учиться в университетах Лиги Плюща без особых проблем.
— Верно, — согласилась мать Фэн Шэна. — Я всегда говорила Фэн Шэну, что после выпуска он сможет подыскать себе дом, так что, безусловно, лучше остаться в Соединенных Штатах. Если ты окончил престижный университет и у тебя есть способности, кто же захочет возвращаться?
Тут речь зашла о работе Дин Чжитун и Фэн Шэна, и выяснилось, что они одинаково способные, оба работают в крупных инвестиционных банках на Уолл-стрит, и поэтому разговор стал еще более оживленным. Обе семьи посоветовали своим детям поддерживать связь в будущем и заботиться друг о друге, так как они находятся вдали от дома.
Услышав слова родителей, Фэн Шэн тихонько вздохнул и извиняющимся взглядом посмотрел на Дин Чжитун. После того как заговорила Янь Айхуа, Дин Чжитун также одарила Фэн Шэна неловкой улыбкой. Они оба оказались в одной лодке.
Вот так общаясь за едой, их легкий ужин затянулся.
Только когда Янь Айхуа увидела, что уже поздно и ей пора было ехать обратно в Нью-Йорк, она попрощалась и поспешила на стоянку. Дин Чжитун знала, что она наверняка вышла, не предупредив мужа, поэтому удержать ее было непросто. Она просто попросила ее не торопиться в дороге и вести машину осторожно.
Сидя на пассажирском сиденье, перед расставанием Дин Чжитун достала из своего рюкзака одну книгу, вытащила из нее чек и протянула его ей.
Янь Айхуа сначала не поняла, что это такое, взяла чек в руки и с удивлением посмотрела на цифры на нем.
— Я еще не израсходовала средства на проживание, которые ты мне дала, и еще отложила немного денег с летней стажировки. Кроме того, два дня назад на мой счет поступил бонус после подписания контракта и расходы на переезд из M-Банка, — объяснила Дин Чжитун, имея в виду, что недостатка в деньгах у нее нет.
— Тун-Тун... ты... На самом деле, не стоит беспокоиться, — Янь Айхуа тоже ответила довольно легко, но ее слова были немного бессвязными.
Хотя уже стемнело и на стоянке царил полумрак, Дин Чжитун смогла разглядеть на лице матери нотки облегчения. Она поняла, что это ее радует.
Примечания:
1* «Осажденная крепость» — китайский роман, опубликованный в 1947 году, автор: Цянь Чжуншу; Фан Хунцзянь — герой книги
2* valedictorian — лучший студент курса, произносящий прощальную речь на выпускном (с англ.)
3* bespoke — сделанный на заказ (с англ.)
4* The Cornell Store — официальный магазин Корнеллского университета на территории кампуса, где можно приобрести учебные материалы универа, одежду, подарки, электронику и многое другое