ПРИБЫТИЕ ОБЕЗЬЯНЬЕГО КОРОЛЯ
Ах, мой милый Августин!
Бедный пьяный бродяжка,
Свалившийся в яму с чумными трупами.
Ты не заразился всеобщей чумой, потому что
слишком пьян от жизни...
Опять осень подкралась незаметно, и висель-
ники на лесных дорогах качаются под ветром сре-
ди дрожащих осиновых листьев, предчувствующих
волны голубого пламени. А висельники тем вре-
менем улыбаются безгубыми ртами и шепчут друг
другу о любви:
— Помнишь, как молоды мы были? И как мы
стали одиноки, и как бежали от прошлого на поис-
ки дивного нового мира и, ничего не найдя вовне,
возвращались в старые царства, но уже с новым
заветом, после всех этих ужасов, глядя на то, как
играют девочки в подъезде. Играют, ничего не бо-
ясь, и как будто тебе приснились эти жуткие худые
и полупрозрачные люди из твоего детства с сини-
ми от татуировок пальцами, прячущиеся за трубой
мусоропровода. Они — как призрачные короли,
чьи руки в призрачных перстнях, а на головах
стальные, ржавеющие короны, и в пальцах зажа-
ты ложки, подрагивающие над огоньками зажига-
лок, но эти люди не на обед сюда пришли: судя по
их нездоровой худобе, впалым щекам и бледным
лицам, они вообще кушают плохо и руки не моют,
и сгниют где-нибудь на тюрьме — легкие изъеде-
ны туберкулезом, СПИД почти доконал, и холод
глубоких сырых ям, куда сажают людей — всех
скоро пересажают, — проникнет в их призрачные
кости.
А отче Серафим (это светлый такой старик на
картинке, горбатый и тихий) говорил, что если ты
ловишь отзвуки Царства, то хоть стой всю жизнь на
коленях в яме с червями — тебе будет все равно,
потому что здешнее царство — временное, а небес-
ное Царство — вне времени, и если повезет, то
и тебя — да, да, тебя, с синими жуткими руками
и черной, как ад, душой, — возьмут под руки анге-
лы и приподнимут чуток, стальную корону с голо-
вы потянут, и плоть твоя треснет, как подгнивший
холст, и свет брызнет, и новая корона будет из све-
та, а все прегрешения (вольные и невольные) тебе
спишут по амнистии. И уже множество таких стра-
дальцев — одиноких, потерянных душ — спасли.
Наверх подняли. Потому что они здесь отмучались
и иногда так страдали, бедные, что хуже не приду-
маешь, даже говорить об этом неловко. Будь моя
воля, я бы всех прощал и на небо пускал.
Особенно таких, кто не может жить нормаль-
но, потому что у него сознание истончилось и бес-
сознательное — это такое море образов, а точнее,
поток со своими подводными течениями, прили-
вами и отливами (такой вот поток) — захлесты-
вает, бьет в берега осознанной, продуманной лич-
ности и конца-краю этому нет. А у Дани лодку оп-
рокинуло, или это опять котик не справился,
и Даня Нараян заснул, замерз и умер, и видит, как
тонет в ледяных волнах, и уходит под лед, и плы-
вет разбухший и страшный, потому что его Лара
Ратчадемноен пропала в подземном царстве и да-
же памяти о ней не осталось. А под водой только
вакханки с полными ногами, и даже Лара Ратча-
демноен всю дорогу была вакханкой, а Даня опять
себе напридумывал, злился и страдал от этого,
а потом сдавался, и его вакханки пьяные рвали на
части и ели, но музыка не прекратилась, и даже
камни плакали от нее, потому что если перестать
говорить, то камни возопиют, потому что должно
быть сказано.
И вот снова — в шипастой обезьяньей короне
(как семечко у проросшего из этого же семечка ва-
силька), со стилетом под сердцем, — двинешься,
а он глубже входит, — посреди бесконечной холод-
ной ночи, готовой полыхнуть синим пламенем
и исчезнуть, Даня Нараян грезит о любви, которая
никогда не перестает.
Может быть, скоро берег? Или то, что кажется
твердью сейчас, самое зыбкое из всего, что есть
в этом мире, как сгустившийся туман, на который
встаешь и, обманувшись, вскрикнув, пернув,
взмахнув руками, с неподдельным удивлением
уходишь под воду, где тебя оплетают щупальцами
студенистые существа. Они обнимают тебя все
крепче, как будто от любви, вгоняя стилет все
глубже, но, даже вонзившись в сердце, он не при-
носит успокоения, только боль.