КИТАЙСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
Страдал, как, бывает, страдают люди на пустых
перронах, когда звезды и небо слепнут от огней
города, и последние ларьки, билетные кассы и та-
бачные лавчонки закрываются, и пропускной
пункт угрюмый и темный, и перрон такой пустой,
как пуста зимняя сибирская степь под луной. Вок-
руг никого, и кажется, что одиночество распро-
страняется от этого перрона на весь город, как
наркоз расходится по кругам кровообращения, га-
ся последние нервные импульсы. И вот, пустой,
притихший и всеми покинутый город как бы рас-
сечен рельсами, и движущийся по ним поезд вы-
рывается из его вспоротого чрева, как кровь или
крик, и собирает все цвета, движение и последнее
тепло из оставшегося в статике и холоде окружаю-
щего пространства. Поезд везет в себе обособлен-
ные реальности полупустых вагонов — средоточие
тепла и света, где только жизнь и возможна. Вок-
руг — пустыня реальности, в окнах — отражения
самого же вагона, а за ними, как за призрачной
пеленой, холодный бесцветный мир, и только свет
из вагона делает его реальным. В вагон раз в пол-
часа заходит человек, и его не видно прямо, прос-
то что-то скользнуло в отражениях — какая-то фи-
гура. И может быть, это сама Лара Ратчадемноен,
но она почему-то обиделась на Даню Нараяна или
забыла вообще, как его зовут и кто он такой, и смот-
рит без ненависти, без любви, как будто сквозь не-
го, а он узнает ее в бесконечных отражениях, но
стесняется подойти и познакомиться с ней в этот
глухой поздний час. Она как будто умерла и роди-
лась вновь, но в этой жизни нет тех сил, которые
свели их вместе, и у него открылся портал в про-
шлую жизнь, а у нее нет, и Даня Нараян в один мо-
мент увидел прошлую жизнь Лары Ратчадемноен,
а она видит только пустой вагон и не видит ни Ки-
тая с его ступенчатыми рисовыми террасами, ни
скал-столбов, покрытых деревьями, чьи корни упи-
раются в ракушки и скелеты глубоководных рыб,
вросших в мел. А Даня Нараян вовсе не Даня Нара-
ян, и зовут его Цзяо Жань, и он идет, согнувшись
от холода под зимними ветрами, стучится в запер-
тые двери и окна, и ему наконец открывают в доме,
где Ратчадемноен как солнечный свет — с узкими
красивыми глазами и аккуратным ртом, — и зовут
ее Юй Вэнься, ах, да, шея у нее еще очень изящная
и ключицы красивые. И она поглядывает на Цзяо
Жаня, но он — бродяга какой-то, святой бродяжка,
который подкладывает цветы, упавшие с деревьев,
к ногам статуи Гуань-инь, а Юй Вэнься окружена
своей семьей — окружена-согрета. А потом прихо-
дят варвары, от которых пахнет железом, кровью,
пожаром, конским потом и бараньей шерстью,
и косы у мужчин черные, и халаты такие стеганые.
Железный круговорот уносит Цзяо Жаня, и Юй
Вэнь ся вынуждена танцевать с кривыми саблями,
хотя ей хотелось бы смотреть, как всходит рис,
и горят красные праздничные фонарики, и родо-
дендроны цветут.
И вот поезд останавливается на пустом полу-
станке, а вокруг тишина и холод, и Даня вспоми-
нает, что Лара ждет его дома: в конце железнодо-
рожной ветки, где холмы встречаются с небом,
а добропорядочные граждане закрылись в своих
домах и поглядывают на свои машины под окна-
ми — просто любуются и чувствуют себя как те
китайцы, которые открыли двери для Цзяо Жаня,
а про варваров не знают ничего. Ратчадемноен
посадила в бумажных горшочках васильки, и,
о чудо, они взошли — маленькие, нежные росточ-
ки, некоторые в шапочках проросших семян, —
это васильки-то, у них шапочка, как шипастая ко-
рона, и эта корона прикрывает нежные молодые
листики.
Здесь тебе и чудо, и иллюзия: смотришь утром
в окно, поверх стаканов с землей, — видишь свет-
леющее небо, видишь безымянного неизречимого
доброго Бога, который подмигивает тебе, застав-
ляет поволноваться в своем круговороте, а потом
опускает на тебя покрывало спокойствия, и твоя
душа прорастает в небо, как семечко, укрытое зем-
лей. Ты в последний раз видишь солнце, месяц,
звезды, спокойно идущие по небу. Почему-то вспо-
минаются секретики-золотинки в только что отта-
явшей из-под снега земле — крохотные окошечки
из стеклышек, присыпанные черной землей, под
которыми ямка с секретиком, — или вспоминает-
ся первый в жизни подснежник, найденный на
опушке березового светлого леса, пока взрослые
жарят шашлык или смотрят где-нибудь телевизор,
а потом — не успеешь оглянуться — рассованы по
квартирам-клетушкам, стареющим также быстро,
как и их хозяева с седыми волосами и печальным
взглядом. Дети выросли и разъехались, телевизор
и газеты надоели, климакс давно прошел и давно
уже не стоит, и это кажется страшным, но это не
страшно, просто как-то по-бюргерски — тихая
жизнь, где почти нет боли и любви.