ЗОЛОТАЯ ОРДА
У нас дома играет музыка и света много. С ули-
цы пахнет весной.
Пространство вокруг постепенно наполняется
чудесами, как если бы мы проснулись в семи ки-
лометрах от Великого шелкового пути, и ветер
бросал бы песок в закрытые ставни узорчатого
дворца, где арабские мудрецы и резчики по кам-
ню высекли над каждым окном геометрические
орнаменты, в которых застыло величие Божье,
и за этими окнами мужской зычный голос возве-
щает, что Бог един и велик.
На блюдах рядом с подушками и шелками фи-
ники и драгоценная вода в глиняном кувшине,
и небо, полное звезд, заглядывает в щели закры-
тых ставен. Но вот шелка превращаются в про-
стыни, купленные на распродаже, а вместо рез-
ных оконных проемов — белые рамы пластико-
вых окон. Но небо-то — и правда полное
звезд — светлеет постепенно, и такого светлого
неба нет нигде: ни в одном оазисе, потому что до
них три дня пути на машине на юг, в сторону эк-
ватора. Если поедешь туда, знай, что температура
скакнет вверх примерно в том месте, где в дерев-
САДЫ ЯБОНЕВНИ
14
нях вдоль дорог растут пирамидальные тополя
и луна бледным полукругом проступает на синем
небе. Рядом с машиной будут виться сарычи —
парить и пикировать вниз над коричневой сте-
пью с красноватыми внутренностями, вывалива-
ющимися из оврагов и обрывов. Ты увидишь
кладбища со сводчатыми мазарами, и еще реки
особого цвета — как бирюза, немного белесые от
мела или извести, — и радуги будут рядом с водо-
падами, и яблоневые сады в каждой деревне.
А чуть южнее на восток будут горы и пустыня —
одна из самых больших, — и в ней оазисы с пеще-
рами, где тысячи буддийских статуй излучают не-
здешнее спокойствие. Еще южнее — белые горы,
за которыми горы еще белее, а дальше Бирма
и Северный Таиланд, где в обширных долинах от
жары опадают широколиственные леса, а в горах
у водопадов воздух дышит прохладой. Дальше на
юг двигаться не будем, потому что хочется уже
сидеть в кафе, в удобных креслах, и пить кофе,
размешивая коричневый сахар палочкой из ко-
ричной коры, которая чуть сладковата на вкус
и вяжет во рту приятно. Сидеть на подушках, слу-
шать, как шелестит бамбук за окнами второго
этажа, и с недоумением поглядывать на пожилых
европейцев, которые высказывают официанту,
что кофе хотелось бы погорячей — принесите, де-
скать, другой, — и официант согласится с ними,
кивнет вежливо, принесет другой кофе, а вече-
ром переоденется в шорты и растянутую выгорев-
шую футболку и вернется к себе в деревню, где до
сих пор среди алых цветочных полей старики ку-
рят длинные трубки. Впрочем, если даже и не ку-
рят и нет у него родственников, которые стреляли
когда-то в китайцев в джунглях, то все равно его
семья поклоняется своим богам, и духам предков,
и королевам змей, и господу Будде. И у деда-то уж
точно все тело в шрамах и татуировках, и он се-
дой, серьезный и молчаливый, и не нравятся ему
ни кафе, ни супермаркеты, потому что зачем ему
эти удобства, когда он может говорить с духами
и связан с ними белой нитью сад син, и горы, во-
допады, лес — все шепчет ему о красоте, и душа
его успокаивается. Даже если его усаживают в ма-
шину — какой-нибудь огромный блестящий пи-
кап, — то он, дед этот, как гость из прошлого,
ожившая история семьи и страны: краска выби-
тых на коже палийских текстов поплыла немного,
а сам дед твердый, как высохшее дерево, и тайцы
кланяются ему при встрече, складывая руки ло-
дочкой, так, что кончики указательных пальцев
касаются лба, — жест, выражающий глубочайшее
почтение, потому что есть здесь что уважать. Тай-
цы вообще очень вежливые — и к путешествен-
никам, и вообще. Монголы тоже вежливые, что-
бы друг друга не поубивать, и иногда смотришь
на людей — они все как монголы средневековые,
и мы с Ларой, бывает, тоже — я сделаю опять все
не так, а она как кружкой в стену с размаху кинет
(хорошо, что у меня кружки из путешествий все
железные). И мы начинаем друг друга в рабство
угонять, как те монголы — у одного глаз посреди
лба, но как бы непонятно, есть ли еще два нор-
мальных или он как циклоп одноглазый, — ду-
маю, что есть, и он просто видит на три кочевья
вперед, то есть ясновидящий, и мы с Ратчадемно-
ен тоже ясновидящие. Она через сны видит, а я
иногда знаю просто, что будет, и сердце мое успо-
каивается. Утиный пух летит по степи, как снег,
но осень еще не такая поздняя, чтобы снег шел,
а это охотник-сокол бьет этих бедных уток, и они
гниют на камнях, или где там еще в степи их мож-
но развешать, чтобы подвялились. А потом этот
монгол, который к другим монголам ходил кумыс
пить, говорит со своими братьями, а те его дурач-
ком называют, потому что можно-то, оказывает-
ся, не только кумыса у них напиться, но и все доб-
ро их забрать и самих в рабство увести. И вот,
вместо того чтобы жить с легкой душой, мы, как
монголы средневековые, готовы весь мир завое-
вать и всех ограбить — и выяснить, кто самый
гордый, самый сильный и самый одинокий, как
дерево в степи или как одинокая гора, и дойти
в своей гордости до Бирмы и Лаоса, где умереть
от малярии или опиума, или просто бирманцы
убьют. Создать там свою Золотую Орду и пиро-
вать, пока подагра или цирроз не доконают. Зато
быть как Чингисхан — великий завоеватель, ко-
торому так не хватало любви и тепла, особенно
в детстве, и жизнь его вытеснила куда-то — то ли
к величию духа, то ли к великому психозу, — но
никто не будет спорить, что страдал он много.
18
КИТАЙСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ