Часть 2. Суррогатная семья
В ратае ГГ обретает свою новую семью. Не буквально. Сейчас я отрину исторические смыслы (например то, что если бросить Яна на охоте в беде и попробовать бежать за подмогой в город - ГГ казнят за то, что он бросил своего господина) и буду смотреть исключительно на взаимоотношения.
Условная ячейка общества состоит из двух "детей" - Индржих и Ян, и двух "родителей" - Гануш и Рацек.
--- Дисклеймер ---
За базар отвечу в следующих статьях с разборами конкретных сцен.
--- "Дети" ---
Оба "ребенка" - сироты, обретшие новую семью.
На Яна возложены сверхожидания, он всю жизнь учился , мать покинула его еще в детстве, а отец был занят работой, а не им.
В подростковом возрасте он потерял и отца. Его "усыновил" дядя, которого больше интересовало наследство отца Яна, нежели сам Ян, но, будучи, может и не хорошим, но уж точно не плохим человеком, Гануш не забивает на воспитание Яна и даже преуспевает в этом вопросе. С другим "родителем" отношения складываются сложнее - в английском варианте между ними, можно сказать, конфликт, в чешском - они скорее не знают друг друга и пытаются привыкнуть друг к другу, но давление новоприбывшего "родителя" на "ребенка" тоже ощутимо: "как же хорошо, что у вас есть еще одна башня в другом конце города, ик?" - отжал у ребенка личное пространство, в первую очередь, да.
Юноша ищет компенсации отсутствия материнской любви и заботы в компании банщиц, а "мужского воспитания" в компании солдат.
Ян ездит в лес, чтобы там в одиночестве поплакать *зачеркнуто* поохотиться. Когда он вынужден взять собой Индржиха то выпытывает из него подробности смерти его родителей, сам же он открывается Индржиху несколько позже, жалуясь на "скуку" - что вести суды еще скучнее, чем учиться, при этом продолжая скрывать свои истинные мысли и эмоции. Возможно, когда он вытягивал из Индржиха его боль по поводу утраты родителей он пытался пережить вместе с ним свою боль, которую вынужден скрывать по причине ... так и хочется сказать, что его как-то положение обязывает не ныть, но, драматургически, это скорее подростковое don't care поведение.
Ян задирает Индржиха. Провоцирует и сам в этом сознается. Зачем он это делает? Чтобы просто обидеть и унизить? - нет. Он заставляет Индржиха демонстрировать те эмоции, которые кипят в самом Яне, но он не дает им выйти наружу. Невротическое поведение вся фигня. Тем не менее , когда они едут на охоту, мы видим образцовый диалог, где малые говорят с друг другом о своих чувствах по форме, рекомендуемой психологами для разрешения конфликтов в семье.
Ян не только играет с Индржихом (и, скорее всего, не только с ним) в невротическую игру "покричи на меня, чтоб меня отпустило", но и "крутит динамо" - то проявляет дружескую близость, то строго говорит обращаться к нему с уважением, а потом говорит что "пошутил", посылая при этом противоположные сигналы. Это больное поведение, но, к сожалению, у Яна не было шанса не стать девиантным подростком. В первой половине игры на самом деле не понятно, кто из него вырастет - закрепится ли это девиантное поведение и станет ли он психопатом самодуром или же он "перерастет" свои возрастные проблемы.
В условиях гражданской войны у него появляется возможность показать, чего он стоит. Тут он раскрывается как хладнокровный, храбрый, уравновешенный, инициативный, умный, даже хитрый руководитель и, что немаловажно, способный уверенно, четко и кратко донести и обосновать свои мысли человек. В этом смысле он перекликается с Ганушем, который перед атакой на лагерь бандитов говорит "ну вот наконец я покажу, что меч на поясе у меня не только для красоты висит!" .
--- "Родители" ---
Гануш относится к обоим "детям" одинаково. Он может нудить, кричать, топать ножками, но он неизменно ... прав! Не смотря на форму, содержание его слов и действий педагогично и справедливо.
Отношение Рацека к "детям" рознится - он близок и добр к Индржиху, но сторонится Яна (в английском варианте даже злословит о нем за глаза).
Отношения же между Ганушем и Рацеком поданы последовательно и интересно. Сначала мы видим громкого, даже агрессивного Гануша и тихого, рассудительного Рацека, и, вроде бы, симпатии и отношение к героям предопределено... но... чем дальше, тем более заметно, что крики Гануша полны конструктивного смысла, а тихий вкрадчивый голос Рацека наполнен ядом. Если "доставашки" Индржиха Яном это невроз, еще не переросший во что-то жесткое, то Рацек Гануша иногда, вполне конкретно, абьюзит и Гануш, на удивление, абьюзится и сливается.
Людей с подобной картиной семейных отношений хватает, поэтому эти отношения и цепляют. Думаю, каждый человек в зависимости от своего личного жизненного опыта воспринимает каждого из этих "родителей" по-своему. В любом случае, отношения у них нездоровые, конечно, но и не трэшовые. Более того, мне кажется, что в этих отношениях преднамеренно заложен конфликт, который в дальнейшем может сюжетно выстрелить (но о исторических событиях, которые можно гипотетически объяснить через вот такие отношения, я расскажу во второй части "Квира" ).