Глава 6. Взаимосвязи психотипов
Взаимосвязи макиавеллизма, нарциссизма и психопатии
Предлагая рассматривать макиавеллизм, неклинический нарциссизм и неклиническую психопатию как единый синдром свойств, Полхус и Уильямс основывались, разумеется, не на общем впечатлении, а на формальном показателе сходства – на корреляционных связях между ними. В их исследовании, проведенном на сравнительно небольшой выборке (245 студентов-старшекурсников) значимость корреляций между показателями макиавеллизма, нарциссизма и психопатии превышала 0,1% уровень [Paulhus, Williams, 2002].
Связи между характеристиками, которые Полхус и Уильямс включили в Темную триаду, обнаруживались и ранее (см., например, [Biscardi, Schill, 1985; McHoskey, 1995]). Представление о том, что нарциссизм, макиавеллизм и психопатия относятся к близким психологическим реальностям, уже давно было настолько очевидным, что показатели каждой из этих черт использовались для валидизации опросников, предназначенных для диагностики двух других. Так, макиавеллизм использовался для валидизации на неклинических группах различных опросников нарциссизма. В свою очередь нарциссизм использовался для валидизации шкал психопатии. Такие работы есть и в настоящее время [Soyer et al., 2001; Sellbom et al., 2012].
Результаты анализа взаимосвязей между нарциссизмом, макиавеллизмом и психопатией представлены в нескольких десятках публикаций [Jones, 2013; Jones, Weiser, 2014; Rauthmann, Kolar, 2013; Veselka et al., 2012; Vernon et al., 2008; Williams et al., 2010]. При обобщении результатов всех исследований, в которых присутствуют все три показателя Темной триады [Furnham et al., 2014], было показано, что связь между нарциссизмом и макиавеллизмом варьирует в пределах 0,10–0,60; между нарциссизмом и неклинической психопатией – в пределах 0,21–0,60; между макиавеллизмом и неклинической психопатией – в пределах 0,22–0,70. Иначе говоря, значимые связи между составляющими Темной триады обнаруживаются почти всегда. Большой разброс в значениях коэффициентов корреляции обусловлен различиями между диагностическими методами, которые продолжают отрабатываться, и возрастом испытуемых (за пределами студенческого возраста связи между показателями Темной триады менее тесные).
О целесообразности рассматривать нарциссизм, макиавеллизм и психопатию как единый комплекс свидетельствуют не только взаимосвязи между этими чертами, но и их соотношение с другими психологическими характеристиками. Например, все черты, входящие в Темную триаду, положительно и на одном уровне значимости связаны с ориентацией на социальную доминантность по отношению к социальным меньшинствам, с восприятием иммигрантов как угрозы для внутригрупповой целостности и с предрассудками относительно иммигрантов [Hodson et al., 2009, Jonason, 2015], в большинстве исследований обнаруживают отрицательные связи с показателями эмоционального интеллекта [Zhang et al., 2015] и с таким фактором Большой пятерки, как Доброжелательность, уступчивость [Furnham et al., 2014], все черты Темной триады вносят вклад в отклоняющееся поведение подростков [Chabrol et al., 2009], носители всех черт Темной триады прибегают к манипулятивным стратегиям и обману в межличностных отношениях, в частности, при общении с партнерами противоположного пола [Adams et al., 2014; Black et al., 2014; Carter et al., 2014; Jonason et al., 2010, 2012a, 2012b, 2013, 2014, 2015; Jones, Weiser, 2014; Nathanson et al., 2006a, 2006b].
Вместе с тем, черты, образующие Темную триаду являются относительно самостоятельными конструктами, что показано во многих исследованиях. Так, известно, что носители Темной триады готовы лгать, если это помогает достичь цели или приносит выгоду [Baughman et al., 2014; Jonason, et al., 2014]. В одном из исследований, наряду с общей склонностью к обману, оценивалась также склонность к обману в разных ситуациях – при общении с близким человеком и во взаимодействии с преподавателями. В процессе эксперимента респонденты должны были ответить, что бы они сказали, если бы, например, их друг (подруга) узнал(а) о свидании на стороне, или, если бы преподаватель обнаружил в их работе плагиат и т.д. Как и ожидалась, психопатия и макиавеллизм, по сравнению с нарциссизмом, обнаружили более тесные связи со склонностью к обману во всех ситуациях, причем психопатия оказалась связана еще и с положительными эмоциями, сопровождающими обман [Baughman et al., 2014].
При сопоставлении с составляющими Темной триады само-мониторинга (психологической особенности, состоящей в умении отслеживать производимое на других впечатление и подстраивать свое поведение под ожидания окружающих) было показано, что нарциссизм связан с адаптивной формой само-мониторинга, макиавеллизм – с защитной, а психопатия – с обеими [Rauthmann, 2011]. Эмоциональный интеллект коррелирует с макиавеллизмом и психопатией и не связан с нарциссизмом [Petrides et al., 2011]. Макиавеллизм, нарциссизм и психопатия различаются по механизмам и триггерам агрессии [Kerig, Stellwagen, 2010; Jones, Paulhus, 2010], связаны с разными показателями поиска ощущений [Crysel et al., 2013; Emmons, 1981; Miller et al., 2010], по-разному связаны с базовыми чертами личности (Большой пятеркой, триадой Айзенка) [Furnham et al., 2014; Lee, Ashton, 2005]. Для понимания психологического содержания Темной триады важно, что относительная независимость трех ее составляющих обнаруживаются и на уровне общих оценок, и на уровне частных характеристик, формирующих суммарные шкалы макиавеллизма, нарциссизма и психопатии (то есть на уровне фасеток).