6 страница2 марта 2016, 22:34

Глава 5. Макиавеллизм

Макиавеллизм – единственная из трех составляющих Темной триады, не имеющая предыстории в психиатрии. Представление о макиавеллизме как о личностной черте возникло благодаря Ричарду Кристи, который предположил, что в политических интригах и обыденных отношениях могут использоваться похожие стратегии поведения. Руководствуясь этой гипотезой, он провел контент-анализ трактата Николы Макиавелли «Государь» и использовал утверждения, взятые из работы Макиавелли, для создания опросника. В соответствии с представлениями о макиавеллизме, согласие с утверждениями, вошедшими в опросник, свидетельствует о цинизме, эмоциональной холодности, аморальности и склонности манипулировать другими, прибегая к лести и обману [Christie, Geis, 1970].

Проведенная Кристи операционализация понятия «макиавеллизм» далеко не безупречна и, прежде всего потому, что макиавеллизм может играть совершенно разную роль в формировании благополучной Я-концепции, успешности отношений с близкими людьми и эффективности социально-политической деятельности (см. также [Калуцкая, Поддьяков, 2007; Jones, Paulhus, 2009]). В результате сильного сужения понятия «макиавеллизм» макиавеллистские стратегии, измеряемые опросником Кристи, часто оказываются дезадаптивными и редко приводят к успеху в долговременной перспективе.

В течение 40 лет в большинстве экспериментальных исследований макиавеллизма использовался оригинальный опросник MACH-IV (или его варианты), позволяющий оценить только суммарный показатель, хотя факторно-аналитические исследования с самого начала демонстрировали многомерность конструкта [Christie, Lehman,1970], что подтвердилось и в более поздних исследованиях [Hunter et al., 1982; Fehr et al., 1992; Rauthmann, 2012].

Тем не менее, в настоящее время не существует надежно выделенных и воспроизведенных в разных работах составляющих макиавеллизма, и обычно либо ограничиваются общей оценкой макиавеллизма, либо проводят факторизацию полученных в исследовании данных и определяют его составляющие «для данной выборки». Как правило, полученные фасетки в той или иной мере соответствуют трем особенностям – склонности использовать манипулятивные тактики, цинизму и прагматической морали. Например, на выборке мужчин было продемонстрировано, что общий показатель макиавеллизма подразделяется на три независимых фактора – Поиск выгоды (пример утверждений, входящих в фактор: «Раскрывать свои планы можно только в том случае, если это может быть тебе полезно», «Не стоит сдерживать свое обещание, если тебе это невыгодно»); Мизантропия («Знакомиться стоит с теми людьми, которые впоследствии могут быть чем-нибудь полезны»; «Общаясь с людьми, лучше говорит им то, что они хотят услышать») и Аморальность («Главное – это победить, а каким образом – неважно»).

Полученные составляющие макиавеллизма по-разному связаны с другими чертами личности. Показано, например, что они обнаруживают отрицательные корреляции с разными факторами Большой пятерки: чем выше показатель Поиска выгоды для себя, тем ниже Доброжелательность и Открытость новому опыту; чем выше Мизантропия, тем ниже Эмоциональная стабильность и Экстраверсия; чем выше Аморальность, тем ниже Доброжелательность [Rauthmann, 2012].

В экспериментальных исследованиях макиавеллизм проявляет себя в основном как дезадаптивная характеристика – он связан с экстернальным локусом контроля, психотизмом, невротизмом, фрустрированностью и, по некоторым данным, с низкой самооценкой, неблагополучной Я-концепцией и общей неудовлетворенностью жизнью [Егорова, 2009; Jones, Paulhus, 2009; McHoskey, 1999; Sakalaki et al., 2009; Yong, 1994]. Таким образом, корреляты макиавеллизма вызывают сомнение в том, что определяющий макиавеллизм «холодный» синдром (эмоциональная холодность, цинизм, нарушение моральных норм и манипулятивное поведение) имеет какое-то отношение к способности достигать серьезных карьерных высот и обретать власть. Действительно, карьерные достижения макиавеллистов невелики (см. обзор [Fehr et al., 1992]), однако в плохо структурированных организациях, там, где меньше правил и больше прав у начальника, они оказываются эффективными руководителями и превосходят не-макиавеллистов (см., например, [O'Connor, Morrison, 2001]).

Макиавеллизм связан с целым набором, если не «темных», то уж во всяком случае, не самых светлых сторон личности – с нечувствительностью к нарушению этических норм, саморекламой, социально-предписанным перфекционизмом и само-мониторингом (способностью отслеживать производимое на других впечатление и подстраиваться под то, что нравится тем, кто находится рядом в данный момент) [Abell, Brewer, 2014; Arvan, 2013; Rayburn, Rayburn, 1996; Sherry et al., 2006]. Макиавеллизм обнаруживает положительные (невысокие) связи с авторитарностью, социальной доминантностью и консерватизмом, отрицательные – с эмпатией и, более того, – ему присущи неадекватные эмпатические реакции (у макиавеллистов возникают положительные эмоции в ответ на грустные стимульные картинки) [Ali et al., 2009; Austin et al., 2007; Buckels et al., 2014; Christie, 1991; Hodson et al., 2009; Kiazad et al., 2010; Rauthmann, 2011].

Восприятие макиавеллистов окружающими несколько противоречиво. Их не хотят видеть среди близких друзей и коллег по работе, плохо характеризуют и начальники, и подчиненные. В то же время им приписывают лидерский потенциал и рассматривают как хороших представителей для участия в дебатах и дискуссиях, и это не случайно: макиавеллисты умело подбирают доводы, подстраиваются под настроение аудитории и не останавливаются перед искажением фактов [Wilson et al., 1998; Jones, Paulhus, 2009].

6 страница2 марта 2016, 22:34