8 страница2 марта 2016, 22:35

Глава 7. Основа этих взаимосвязей

Что лежит в основе связей между показателями Темной триады?

Связи между макиавеллизмом, нарциссизмом и психопатией, полученные в исследованиях, проведенных на неклинических выборках, указывают на то, что вариативность этих трех характеристик должна быть связана с какими-то общими факторами или, иначе говоря, три составляющие Темной триады должны иметь общее ядро. Несмотря на то, что Темная триада исследуется всего 12 лет, эмпирических данных уже сейчас достаточно, чтобы обосновано судить о возможных кандидатах на роль характеристики, обеспечивающей пересечение трех независимых конструктов – макиавеллизма, нарциссизма и психопатии.

Низкая доброжелательность

Определение места психологической характеристики в структуре личностных свойств предполагает, прежде всего, анализ ее взаимосвязей с наиболее общими чертами личности, поэтому Темная триада неоднократно сопоставлялась с Большой пятеркой. Опросник Большой пятерки был создан в середине 80-х гг. [McCrae, Costa, 1985, 1987] и позволяет диагностировать, как и следует из его названия, пять диспозиционных черт личности – Экстраверсию, Невротизм, Доброжелательность (уступчивость), Сознательность (добросовестность, контроль импульсивности) и Открытость новому опыту.
В первой же работе, посвященной Темной триаде [Paulhus, Williams, 2002] были получены отрицательные связи Доброжелательности со всеми составляющими Темной триады. Кроме того, Экстраверсия и Открытость новому опыту были положительно связаны с нарциссизмом и психопатией, Сознательность – отрицательно связана с макиавеллизмом и психопатией, и психопатия – отрицательно связана с Невротизмом, то есть нарциссизм обнаружил связи с тремя чертами Большой пятерки, макиавеллизм – с двумя, а психопатия – со всеми. При этом единственной чертой, с которой коррелировали все составляющие Темной триады, была Доброжелательность. На этом основании авторы исследования предположили, что низкая Доброжелательность, неуступчивость и есть то, что объединяет три «темных» свойства.

В настоящее время опубликованы результаты 15 исследований, в которых сопоставляются показатели Темной триады и Большой пятерки (например, [Jakobwitz, Egan, 2006; Nathanson et al., 2006a, 2006b; Williams et al., 2010; Lee et al., 2013; Miller et al., 2010; Furnham et al., 2014]). Результаты этих исследований не всегда подтверждают вывод, сделанный в первом исследовании. Связи Темной триады с Доброжелательностью действительно теснее, чем с другими чертами Большой пятерки, но они сильно меняются по величине от исследования к исследованию. Так, показатели корреляции Доброжелательности с нарциссизмом варьируют в пределах от –0,09 до –0,49, с макиавеллизмом – в пределах от –0,15 до –0,57, с психопатией – в пределах от –0,15 до –0,71. Даже если не учитывать результаты, полученные с помощью неудачных коротких опросников, картина все равно остается очень пестрой.

Честность – Склонность к обману

Честность – Склонность к обману представляет собой одну из базовых диспозиционных черт, входящих в шестифакторную модель личности, которая была предложена полтора десятилетия назад [Ashton, Lee, 2001; Ashton et al., 2007; Lee, Ashton, 2014]. Стандартное обозначение шестифакторной модели (HEXACO) образовано по первым буквам входящих в нее черт личности – Honesty-Humility, Emotionality, EXtraversion, Agreeableness, Conscientiousness, Openness to Experience. Пять черт HEXACO по содержанию напоминают черты Большой пятерки (хотя некоторые различия есть), а шестая (Честность – Склонность к обману) близка к Темной триаде и по смыслу, и по структуре связей с другими психологическими особенностями.

Как и Темная триада, она связана с социальной доминантностью, консерватизмом, асоциальным поведением, предрассудками, склонностью к риску, использованием манипулятивных тактик [Arvan,2013; Bourdage et al., 2007; Crysel et al., 2013; Hodson et al., 2009; Jonason et al., 2010; Jonason et al., 2009; Lee et al., 2010; Lee et al., 2013; Leone et al., 2012; Weller, Tikir, 2011 и др.]. По некоторым данным, при одновременном использовании в исследовании и Темной триады, и фактора Честность – Склонность к обману результаты (связи с другими психологическими характеристиками) получаются похожими, однако более отчетливыми – для фактора Честности – Склонности к обману [Aghababaei et al., 2014].

При непосредственном сопоставлении Темной триады и Честности – Склонности к обману обнаруживаются значимые связи, однако об их уровне пока трудно судить из-за небольшого количества работ. В двух исследованиях, проведенных на канадских выборках, коэффициенты корреляции находились в диапазоне от –0,80 до –0,94 (практически на уровне надежности опросника), в нашем исследовании – в диапазоне от –0,48 до –0,52 [Егорова и др., в печати; Lee, Ashton, 2005; Lee et al., 2013].

Эмоциональная холодность

Все свойства Темной триады связаны с низкой эмпатией, неспособностью распознавать эмоциональные состояния человека и адекватно на них реагировать, многие готовы признать, что именно дефицит эмпатии, или эмоциональная холодность, в значительной мере определяет связи между нарциссизмом, макиавеллизмом и психопатией [Ali et al., 2009; Andrew et al., 2008; Baron-Cohen, 2011; Brook, Kosson, 2013; Giammarco, Vernon, 2014; Jonason, Krause, 2013; Jonason et al., 2013; Jones, Paulhus, 2010а, 2010b; Wai, Tiliopoulos, 2012]. Темная триада имеет тесные связи с алекситимией, непосредственно связанной с неспособностью распознавать эмоциональные состояния и описывать их [Veselka et al., 2014].

При сопоставлении Темной триады и эмпатии всегда обнаруживаются отрицательные корреляции между составляющими Темной триады и глобальной эмпатией и одновременно – достаточно сложные отношения между Темной триадой и различными, более дробными, показателями эмпатии. Так, при выделении аффективных и когнитивных компонентов эмпатии были получены связи всех трех составляющих Темной триады с низкой когнитивной эмпатией; и макиавеллизма и психопатии, но не нарциссизма – с низкой аффективной эмпатией [Jonason et al., 2013]. При анализе способности человека распознавать позитивные, негативные и нейтральные выражения лица по фотографиям и по голосу результаты в целом свидетельствовали о низкой эмпатии носителей Темной триады, однако разные составляющие Темной триады продемонстрировали связи с дефицитом эмпатии в разных сферах [Ali, Chamorro-Premuzic, 2010].

При обсуждения причин общности трех составляющих Темной триады специфика и несовпадение связей макиавеллизма, нарциссизма и психопатии с показателями эмпатии вынуждает задать новые вопросы. Предполагаем ли мы, что разные показатели эмпатии являются вариантами некого общего свойства, проявления которого трансформируются в зависимости от структуры личностных свойств? Или, наоборот, мы считаем, что для общности составляющих Темной триады важно не происхождение свойства и не его специфика, а суммарная характеристика его внешних проявлений? Ответов на эти вопросы пока нет. Вместе с тем, предположение о том, что именно низкая эмпатия (или эмпатия вместе со склонностью к манипулятивному поведению) определяет пересечение свойств Темной триады, имеет много сторонников [Furnham et al., 2014].

Первичная психопатия

Первичная психопатия, связанная с эмоциональной холодностью, неспособностью распознавать эмоции, низкой эмпатией и отсутствием страха (например, [Ali et al., 2009; Jones, 2014]) рассматривается некоторыми авторами [Jones, Figueredo, 2013] как возможный предиктор всех трех показателей Темной триады. Более того, существует гипотеза, согласно которой первичная психопатия определяет связи между показателями Темной триады, а вторичная – обуславливает специфику психопатии и ее отличие от макиавеллизма и нарциссизма. Предположение о том, что первичная психопатия является тем ядром, которое определяет общность нарциссизма, макиавеллизма и психопатии, является наиболее умозрительным из всех представленных ранее и в наименьшей степени подкреплено эмпирически.

Высокая самооценка

В 2006 г. появилась книга Дж. Твенге «Generation Me: Why today's young Americans are more confident, assertive, entitled – and more miserable than ever before» («Поколение Я: почему сегодняшние молодые американцы более, чем когда-либо в прошлом, уверены в себе, напористы и убеждены в том, что у них много прав, и в то же время – так несчастны») [Twenge, 2006]. Основная идея этой обсуждаемой по сей день книги состоит в следующем: ориентация целого поколения психологов и педагогов на поддержание во что бы то ни стало высокой самооценки у детей и подростков привела к неожиданным результатам – сочетанию у нового поколения, с одной стороны, больших ожиданий, высокой требовательности, уверенности в себе, некоторого пренебрежения к окружающим, а с другой стороны – всего того, что бывает при столкновении неадекватной самооценки с реальностью: низкой продуктивности, оценки себя как неудачника, неспособности преодолевать трудности и общего ощущения собственной незначимости.

В книге и вышедших после нее полемических статьях было, в частности, показано, что старшим школьникам свойственны совершенно нереалистические ожидания (например, зарплата, которую они предполагают иметь к моменту достижения 30 лет, в 2,5 раза выше средней зарплаты по стране) [Reynolds, 2006]. Произошедшему у старших школьников с 1975 по 2006 г. увеличению самооценки (относительно интеллекта и будущих успехов) сопутствует снижение уровня компетентности [Twenge, Campbell, 2008].

На фоне рассогласования самооценки и реальности легко формируются не самые светлые личностные свойства, которые могут служить защитой благоприятной Я-концепции и способствовать как поиску обходных путей к успеху, так и оправданию действий, сомнительных с точки зрения морали. И это действительно происходит. Из свойств, входящих в Темную триаду, Дж. Твенге проанализировал только изменения, произошедшие с уровнем нарциссизма. В частности, на выборке студентов из 31 колледжа он показал, что за 25 лет уровень нарциссизма возрос на 0,33 стандартного отклонения [Twenge, Foster, 2008]. Вполне обоснованным кажется предположения, что эти изменения коснулись не только нарциссизма, но и двух других составляющих Темной триады, однако экспериментальных исследований на эту тему пока не проводилось.

Генетические влияния

При исследовании природы индивидуальных различий по показателям Темной триады анализировались, во-первых, роль генотипических и средовых влияний в вариативности этих черт; во-вторых, вклад генотипа и среды в ковариацию показателей Темной триады и других личностных черт, в-третьих, роль генетических полиморфизмов в вариативности показателей Темной триады.

В первом случае использовались методы родственных сравнений, позволяющие оценить генотипические и средовые компоненты фенотипической дисперсии. Во втором случае применялись также методы родственных сравнений, но их результаты использовались для разложения фенотипических корреляций на генетические и средовые корреляции (т.е. оценивалась ковариация генетических компонентов и ковариация средовых компонентов вариативности показателей Темной триады). В третьем случае использовались молекулярно-генетические методы: отбирались гены-кандидаты, имеющие полиморфные варианты и гипотетически связанные с особенностями присущими «темным» чертам, и рассматривалось, варьируют ли показатели Темной триады в зависимости от генетической вариативности.

Результаты первого близнецового исследования Темной триады, проведенного на 139 парах близнецах [Vernon et al., 2008], выявили значимую роль генотипа в вариативности всех составляющих Темной триады. Показатели наследуемости для нарциссизма, макиавеллизма и психопатии равны соответственно 0,59, 0,31 и 0,64. Из средовых компонентов наиболее значимой оказалась индивидуальная среда (различающаяся в паре родственников), а влияние общей среды обнаружено только на вариативность макиавеллизма. В более поздней работе, проведенной той же исследовательской группой на близнецовой выборке большей численности (358 пар) [Veselka et al., 2011] был подтвержден вклад генотипа только в вариативность макиавеллизма и психопатии.

При анализе роли генотипа во взаимосвязях показателей Темной триады было показано, что генотип вносит вклад в связи психопатии с макиавеллизмом и нарциссизмом: генетические корреляции равны соответственно 0,66 и 0,48.

Генотип играет существенную роль во взаимосвязях Темной триады с обобщенными и частными чертами личности (например, [Vernon et al., 2008; Veselka et al., 2011; Campbell et al., 2009; Petrides et al., 2011]). Показатели Темной триады обнаруживают наиболее тесные генетические связи с показателем Большой пятерки – Доброжелательностью (что можно было ожидать по результатам, получаемым по фенотипическим связям Темной триады и Большой пятерки). Генетические корреляции Доброжелательности с нарциссизмом, макиавеллизмом и психопатией равны соответственно –0,42, –0,70 и –0,78. Обнаруживаются также генетические корреляции нарциссизма с Экстраверсией и Открытостью новому опыту, а макиавеллизма и психопатии – с Сознательностью [Vernon et al., 2008].

Генетические корреляции с частными чертами личности (склонностью к риску, манипулятивностью, бережливостью, самомнением и рядом других) находятся преимущественно в пределах 0,20–0,50 и обнаруживаются для всех составляющих Темной триады [Veselka et al., 2011]. Тот факт, что все три показателя Темной триады имеют генетические связи с целым рядом черт личности, важен в контексте обсуждения причин их взаимосвязей, поскольку свидетельствует о роли генотипа в общности нарциссизма, макиавеллизма и психопатии.

8 страница2 марта 2016, 22:35