11 страница20 марта 2020, 09:55

НОВООБРАЩЕННЫЕ МУСУЛЬМАНЕ

ЭТНИЧЕСКИЕ И НЕЭТНИЧЕСКИЕ МУСУЛЬМАНЕ

Сегодня уже не те времена, когда люди исповедуют религию
только потому, что она считалась правильной у их предков и среди
представителей их народа. Многие люди, родившиеся в семьях немусульман, принимают Ислам. Это и есть так называемые «неэтнические», или новообращенные, мусульмане, и их становится всё больше.
Этническими мусульманами принято называть тех, кто принадлежит к народам, которые традиционно с давних пор исповедуют Ислам. К сожалению, в наши дни не все этнические мусульмане соблюдают свою религию и имеют достаточные знания о ней. Среди
неэтнических мусульман подобное небрежение в отношении религии встречается гораздо реже. Тем не менее, это не должно пробуждать в новообращенных мусульманах чувство высокомерия.
Изначально всех представителей мусульманских народов, включая
тех, кто не соблюдает религию, следует считать мусульманами, если,
конечно, они сами не отрицают данный факт. Нужно приветствовать их салямом и в остальном относиться как к мусульманам.
Среди тех, кто ставит религию во главу угла и в первую очередь
осознает себя мусульманином, а уже потом представителем какого-то народа, никаких разделений по принципу этнический/новообращенный не существует, так как на первом месте должна быть принадлежность к умме Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, а не принадлежность национальная.

НОВООБРАЩЕННЫМ ПРОЩАЮТСЯ ГРЕХИ, СОВЕРШЕННЫЕ ДО
ИСЛАМА

С принятием Ислама человек очищается от грехов, совершенных ранее. Это большая милость от Аллаха. Такое может случиться только раз в жизни: если мусульманин отступит от веры, а затем вновь примет Ислам, грехи не простятся.

Вместе с великой милостью прощения (вспомните, сколько вы
грешили до Ислама, не зная религиозных предписаний, сколько намазов пропустили, сколько постов не держали!) приходит и осознание того, что теперь за каждый поступок надо будет держать ответ.

Несмотря на то что грехи смываются, привычки, к сожалению,
остаются. Мало кто меняется в одночасье. Не следует ждать, что будет очень просто отказаться от всего запретного и начать совершать
обязательное. Вы можете столкнуться с трудностями, которые нужно стараться преодолеть. Даже если что-то не получается сразу, не
пускайте все на самотек, просите Всевышнего облегчить вам путь и
прикладывайте усилия.
Впрочем, нередки случаи, когда люди безо всяких особых трудностей сразу после принятия Ислама переходили к строгому соблюдению. Все во власти Создателя.
К воспоминаниям о времени до Ислама следует подходить с осторожностью. Хотя ваши грехи и прощены, по Воле Аллаха, они от этого не становятся одобряемыми поступками. Вспоминая, например, как вы танцевали на дискотеке, проводили время на вечеринках с алкоголем, спали с утра до вечера в выходные, не вставая на намазы, нельзя проявлять довольство этим, радоваться таким воспоминаниям. По большому счету, каждый момент времени до Ислама был сопряжен с отрицанием истины. Вместо того чтобы предаваться таким
воспоминаниям, лучше поблагодарить Всевышнего за великий подарок — Ислам.

НОВООБРАЩЕННЫЙ МУСУЛЬМАНИН И ОБЩЕСТВО

Семья

Далеко не у каждого, кто принял Ислам, — напряженные отношения с родственниками. Но, как правило, есть определенный период адаптации: вашим родным нужно время, чтобы понять, что вы изменились, что это серьезно, а не шутка, что это не из-за несчастной любви к кавказцу или желания жениться на восточной красавице, что это не мода и не секта. У некоторых этот период проходит через
месяц, у некоторых — тянется годами. Старайтесь проявлять мягкость, не спорить без нужды, рассказывать про Ислам ненавязчиво.
Лучше просто отвечать на вопросы.
Если родственники сильно недовольны, обвиняют вас в предательстве, проявляйте терпение и просите Всевышнего помочь вам.
Вы не одиноки, многие новообращенные через это прошли.

Вы должны слушаться родителей, даже немусульман, во всех
случаях, кроме одного — если они запрещают вам соблюдать предписания Ислама. Если вы по каким-то причинам не рассказываете о том, что приняли Ислам, помните, что на прямой вопрос о том, мусульманин/мусульманка ли вы, нельзя отвечать: «Нет». Такой ответ считается вероотступничеством, и вы тем самым выйдете из Ислама12.

Друзья и знакомые

С частью друзей и знакомых отношения обычно прерываются.
Скорее всего, вам просто станет неинтересно общаться.
Дружить и близко общаться с представителями противоположного пола нельзя (кроме супруга/супруги и близких родственников), поэтому старайтесь свести такие отношения на нет. Можно попробовать объяснить это человеку, с которым вы раньше дружили; можно молча прекратить общение.
Недопустимо приветствовать представителя противоположного пола поцелуем, объятиями или рукопожатием, как принято у
неверующих.
Лучше всего сразу после принятия Ислама познакомиться с
соблюдающими мусульманами. Так вы сразу будете узнавать на
практике исламские обычаи. Скорее всего, вы поразитесь доброжелательности, гостеприимности и участию, которые являются неотъемлемой частью исламского общества.
Если женщина незамужем, то для нее будет правильно начать
искать себе мужа среди соблюдающих мусульман. Незамужней
женщине во многих аспектах тяжелее, чем замужней. Замужняя
женщина может спросить совета у мужа; в сложных вопросах муж
принимает решения сам. Когда муж содержит семью, жена может
не работать, а ведь работа для женщины в наши дни часто сопря-
жена с запретным. Роды и воспитание детей приносят много воз-
награждений. С мужем просто путешествовать, в то время как без
сопровождения близкого родственника или мужа нельзя далеко уезжать от своего города. К тому же, муж, обладающий шариатски-
ми знаниями, учит жену всему необходимому. Обычно кандидатов
в мужья подбирают родители. Новообращенным же мусульманкам
лучше всего искать супруга через подруг, которые, в свою очередь,
просят мужей найти соблюдающего брата, который хочет жениться.

12. Если только вас не угрожают убить или искалечить, притом вы должны быть уве-
рены, что угрозу исполнят. Согласитесь, такое маловероятно в случае с родственни-
ками, хвала Всевышнему.

Советы

Старайтесь избегать споров по вопросам вероубеждения.
Просто получайте знания, со временем со всем разберетесь, если на
то будет Воля Аллаха. Первое время, когда вера еще очень слабая, а
знаний мало, особенно не рекомендуется спорить с неверующими.
Рассказывать неверующим об Исламе, безусловно, нужно. Но
не переоценивайте свои возможности: если вы еще недостаточно подкованы в религиозных знаниях, незачем пускаться в спор.
Первостепенно в данном случае призывать к Исламу своим примером — совершая благое и отстраняясь от греха. Знания, достаточные
для целенаправленного призыва к Исламу, — это не одна прочитан-
ная книга и не две. Не стоит, впрочем, и перегибать палку: несколько верных и уместно произнесенных фраз об истинности Ислама
могут помочь человеку задуматься. Каждая конкретная ситуация
требует своего решения, однако общий совет — воздерживаться от
дискуссий.
Новообращенные мусульмане обычно много времени отводят на
изучение того, как опровергать заблуждения, из которых они приш-
ли к Исламу. Так, бывший христианин со временем довольно умело
опровергает основные положения христианства, а бывший атеист
неплохо справляется с призывом среди материалистически настро-
енной публики. Это, в целом, правильно: чтобы призывать к Исламу,
нужно знать ход мыслей оппонента. Если ты сам был среди таких
людей, то ты разбираешься в их мировоззрении и, значит, можешь
предугадать их реакцию и аргументы. Это помогает.
Если вы не в мечети, то следует по возможности молиться в сто-
роне от толпы. В университете, например, можно заходить в пустые
аудитории. Впрочем, если немусульмане увидели, как вы молитесь,
в этом нет ничего страшного.

Когда человек только принимает Ислам, маловероятно, что он
мгновенно сможет стать воплощением исламской нравственности и
образа жизни. Это нормально, ведь внутреннее соответствие вере
приходит у большинства со временем — в процессе получения зна-
ний и практики Ислама, и человек не может полностью изменить-
ся за месяц или даже за год. Тем не менее, бывают ситуации, когда
враждебно настроенные родственники не дают мусульманину ника-
кого права на ошибку. Вы оказываетесь в ответе не только за свои
неизбежные ошибки, но и за каждого, кто называет себя мусуль-
манином, но грешит. Может создаться впечатление, что теперь вы
должны иметь ответы на все вопросы, давать свою оценку мировым
событиям, так или иначе связанным с Исламом, всюду иметь аргу-
менты и доказательства. Относитесь к этому спокойно, не поддава-
ясь на провокации. Если вы не знаете чего-то, молчите.
Во-первых, говорить без знания о религии — это грех, а обязан-
ности знать всё про всех на вас нет. Имам аль-Газали пишет в книге
«Ихья»:
«Поистине, простому человеку нужно просто уверовать, прояв-
лять покорность, заниматься своим поклонением и повседневными
делами, а знания оставить ученым. Для простого человека (не имею-
щего права на вынесение решений) совершать прелюбодеяние и за-
ниматься воровством лучше, чем говорить о вопросах знания.
Ведь тот, кто говорит об Аллахе и о религии без совершенных
знаний, впадет в неверие там, где сам не ожидал. Такой человек по-
добен тому, кто, не умея плавать, бросается в пучину моря».
Во-вторых, вопросы в таких ситуациях часто задают не потому,
что хотят узнать, а потому что хотят как-то выразить своё негодова-
ние или спровоцировать человека на ссору, поднимая сложные для
обсуждения темы. Помните, что в ответе вы прежде всего за себя, за
свои поступки и, соответственно, свои ошибки.
Помните, что надо стараться всегда вести себя наилучшим об-
разом, ведь Всевышний всегда нас видит. Вы представляете со-
бой Ислам, и по вашему поведению будут судить о нашей рели-
гии. Быть мусульманином — это большое счастье, но и большая
ответственность.

ЧТО ТАКОЕ АДАТ? АДАТ И ШАРИАТ

Адат — это обычай, традиция. Это слово имеет общее значение,
но используют его, как правило, в отношении обычаев и традиций
этнических мусульман.
У каждого народа есть своя культура и традиционный уклад
жизни. Но в спорных вопросах Шариат всегда должен стоять выше
адата.
Нет ничего плохого в том, чтобы соблюдать общепринятые нор-
мы поведения, когда находишься среди представителей того или
иного мусульманского народа. Но нужно знать, что адаты бывают
разные. Часть адатов в корне противоречит Шариату, например,
красть невест, устраивать свадьбы с алкоголем, носить косынку вме-
сто исламского хиджаба (то есть завязывать платок назад, открывая
шею и часть волос), свободно общаться и здороваться за руку с даль-
ними родственниками противоположного пола и т. п. Такие адаты
следует порицать, и ни в коем случае нельзя соблюдать их, даже если
все вокруг будут возмущены или обижены.
Тем не менее, есть и такие адаты, которые Шариату соответ-
ствуют и свидетельствуют о хороших манерах, например, обычай
иносказательно сообщать сватающемуся об отказе, чтобы его не
обидеть, или обычай после помолвки посылать девушке подарки.
Такие адаты не запрещены и не заслуживают порицания.
У многих народов, которые давно приняли Ислам, стерлись раз-
личия между тем, как принято, и тем, как положено по Шариату.
Иногда люди следуют установлениям Ислама, сами того не зная, и
наоборот — ставят традиции в один ряд с предписаниями Шариата.
Поэтому важно не торопиться с выводами, чтобы не осудить что-то
исламское, и не навязывать другим адаты своего народа, если они
не имеют основы в Шариате.

ЕСЛИ ВЫ СОСТОИТЕ В СВЕТСКОМ БРАКЕ

Каждая конкретная ситуация имеет свои особенности. Будет
правильно обратиться к знающему человеку, чтобы он помог вам
разобраться, например, к имаму мечети. А в общем виде правила
таковы:

«Гражданский» брак, не зарегистрированный в ЗАГСе, не счи-
тается браком по Шариату, даже если вы считали друг друга мужем
и женой и просто не хотели «штампа в паспорте». Если вы живете
вместе без регистрации в ЗАГСе, то по Шариату вы в браке, таким
образом, не состоите. Этот человек — для вас чужой, интимные от-
ношения с ним будут считаться прелюбодеянием, вам запрещено ка-
саться его и уединяться с ним в одном помещении без третьего лица.
Будучи в Исламе, мужчина имеет право жениться на мусульман-
ке, христианке или иудейке, а женщина может выйти замуж только
за мусульманина. Если человек, с которым вы жили до Ислама, со-
ответствует этим критериям, вы можете вступить с ним в законный
брак, то есть заключить никях, однако не обязаны это делать.
Если вы были христианкой или иудейкой, вышли замуж за му-
сульманина (то есть заключили никях), а затем приняли Ислам, то
ваш брак, разумеется, действителен по Шариату. Обратите внима-
ние, что несоблюдающий мусульманин — все равно мусульманин,
даже если он не читает намаз и не постится в Рамадан.
Под светским браком имеется в виду брак, зарегистрированный
государством в ЗАГСе13. Как поступить, если вы состоите в таком
браке?
Мужчинам:
Если вы приняли Ислам, будучи в светском браке с христианкой
или иудейкой, то ваш светский брак, по одному из мнений, действи-
телен по Шариату. Однако будет лучше для благодати в семье как бы
«обновить» брак, то есть пожениться по-исламски — сделать никях.
Рассказывайте вашей жене об Исламе, не давя и не принуждая, и
просите Всевышнего Аллаха одарить ее светом веры.
Если вы приняли Ислам, будучи в светском браке с женщиной не
из христиан или иудеев, например, атеисткой, или буддисткой, или
не придерживающейся никакой конкретной религии, то ваш брак
недействителен по Шариату, интимные отношения с этой женщи-
ной будут считаться прелюбодеянием, вам запрещено касаться ее  и уединяться с ней в одном помещении без третьего лица. Как бы
трудно это ни было, вам следует объяснить ей данное положение и
расстаться в надежде на то, что Всевышний Аллах одарит ее истин-
ной верой. Тогда вы сможете пожениться.
Женщинам:
Если вы приняли Ислам, будучи в светском браке с немусульма-
нином (в данном случае неважно, христианин он или атеист), то ваш
светский брак недействителен по Шариату, интимные отношения с
этим мужчиной будут считаться прелюбодеянием, вам запрещено
касаться его, обнажать перед ним что-либо, кроме овала лица и ки-
стей рук, и уединяться с ним в одном помещении без третьего лица.
Хотя это может быть тяжело, нужно объяснить ему данное предпи-
сание Ислама и расстаться. Просите Всевышнего, чтобы Он помог
вам преодолеть это испытание. Если Всевышний одарит этого чело-
века истинной верой, то вы сможете пожениться.

13. Решения о действительности такого брака относят исключительно к тем ситуаци-
ям, когда оба (и муж, и жена) на момент заключения брака являются немусульмана-
ми. Для мусульман нет другого способа заключения брака, кроме никяха.

11 страница20 марта 2020, 09:55