ИСЛАМСКИЙ ПОДХОД
Мы живем в смутное время перед Концом Света. Враги Ислама
стараются разрушить нашу религию — как извне, так и изнутри.
Заблудшие подрывают основы Ислама, среди мусульман распространяется невежество. Мусульманин сталкивается с вопросами, о которых бы даже не задумался, живи он на несколько столетий раньше. Мы встречаем сектантов, нас атакуют СМИ, нам читают проповеди невежды, называющие себя знатоками Ислама.
Современным мусульманам приходится тяжело. И именно поэтому — потому что нас
окружают ловушки, полные заблуждений, — надо получать знания.
Тем не менее, иногда кажется, что стоит выучить шесть столпов
имана и пять столпов Ислама, как-нибудь разобраться с омовением, намазом, внешним видом и еще парой вещей — и можно дальше не углубляться. Но, помимо базовых знаний, современному мусульманину нужно разбираться в отдельных общих и частных вопросах:
надо знать, где истина, уметь различать секты, понимать некоторые общие правила получения религиозного знания, хотя бы схематически представлять, как развивались исламские науки. Это поможет
избежать крупных заблуждений в религии.
Наиболее важные из таких вопросов мы собрали в этом разделе, который назвали «Исламский подход».
Часть глав этого раздела может показаться немного сложной, однако это необходимые знания
— и стоит сосредоточиться. Если каждый новообращенный будет
учиться, сектантов станет гораздо меньше.
КТО ТАКИЕ АШАРИТЫ (И МАТУРИДИТЫ)?
Чтобы объяснить, кто такие ашариты, надо начать с самого начала.
Наш Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, будучи послан как милость для миров, подробно рассказал о том, как и во что следует верить мусульманину, чтобы обрести спасение в вечной жизни. У нашего Пророка, да благословит его Аллах
и да приветствует, были доблестные сподвижники, которые распространяли религию Ислам. Шло время. Исламское государство расширялось, мусульман
становилось все больше. Ислам принимали целые народы. И со временем среди мусульман начали распространяться идеи, противоречащие истинной религии.
Появлялись секты, которым следовало противостоять. В частности, греческая философия с ее отнюдь не исламскими установками приобретала популярность и проникала в
умы. Мусульмане должны были излагать правильное вероучение доступно, с четкими и ясными аргументами — что они и делали.
Одним из тех, кто спорил с заблудшими, был имам Абуль-Хасан Али аль-Ашари. Он родился в 260-м году по мусульманскому летоис-
числению, так что его жизнь пришлась на вторую половину третьего столетия.
Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
«В конце каждого столетия Всевышний посылает исламской общине обновителя веры».
Иными словами, Создатель посылает учёного, который объяс-
няет людям, что желательно делать, а что — вредное нововведение.
Польза от этого учёного распространяется на всех мусульман, и при
его жизни заканчивается столетие (по исламскому календарю).
Имам Абуль-Хасан аль-Ашари был таким обновителем веры. Он
сформулировал положения исламского вероучения. Но ни в коем случае нельзя считать, что эти положения каким-либо образом отличались от того, что передал наш Пророк, да благословит его Аллах
и да приветствует. Разумеется, нет!
Вероубеждение, сформулированное имамом аль-Ашари, основано на Благородном Коране и на
том, что передается от нашего Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. Тех, кто исповедовал правильное исламское вероубеждение, в
разное время называли по-разному. Например, во времена, когда в исламском мире имела большое влияние секта мутазилитов, развившаяся в результате влияния на умы мусульман греческой философии, приверженцев истинного исламского вероубеждения, основанного на Коране и Сунне, называли термином «сыфатыя». А в наше время эти убеждения называются ашаритскими, потому что имам аль-Ашари получил известность, когда отстоял их в диспутах с различными заблудшими группами.
Последующие поколения стали
называть убеждения мусульман первых трёх веков именем этого великого имама. Проще говоря, это и есть вероубеждение Пророка, да
благословит его Аллах и да приветствует, и его сподвижников.
Таким образом, ашариты — это последователи имама Абуль-Хасана аль-Ашари в вопросах вероубеждения, они исповедуют сформулированные им положения, опираясь на достоверные доказательства.
Имам Мухаммад Абу Мансур аль-Матуриди тоже был исламским ученым, занимавшимся вопросами вероубеждения. В то же самое время, что и имам аль-Ашари, в третьем столетии по исламскому календарю, он также отстаивал правильное вероучение в спорах
с заблудшими. Последователей этого великого ученого называют
матуридитами.
Убеждения, сформулированные имамом аль-Матуриди, практически ничем не отличаются от убеждений, сформулированных имамом аль-Ашари. Расхождения — в основном словесные или касаются второстепенных тем и нюансов. А как может быть иначе, если оба ученые исповедовали то, с чем пришел наш Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует? Ашариты и матуридиты — это одно.
Поэтому, называя первых, обычно имеют в виду и вторых; называя
вторых, имеют в виду и первых. Ведь это один правильный путь, ведущий к спасению в вечной жизни.
И по сей день ашариты и матуридиты отстаивают истинную
веру в спорах с сектантами.
Великий исламский ученый Ибн Асакир пишет:
«Они, ашариты, неукоснительно следуют Корану и Сунне и отказываются от всего, что приводит к смуте. Они проявляют терпение во время трудностей и испытаний, опровергают врагов религии и всегда следуют за Кораном и достоверными хадисами. <…> Их источник знаний — это самый чистый источник. У них наивысший
уровень. И ничья критика не сможет подорвать их авторитет, и
никакой критик не сможет очернить их».
ЕСЛИ ВСЕВЫШНИЙ АЛЛАХ СУЩЕСТВУЕТ БЕЗ МЕСТА, ТО ГДЕ ЖЕ ОН?
Всевышний Аллах не ограничен пространством. Что это значит?
Это значит, что Он не характеризуется никакими пространственными категориями. Он не находится ни над чем-то, ни под чем-то, ни справа от чего-либо, ни слева от чего-либо, ни внутри чего-либо, ни вне чего-либо. Он не находится ни в какой точке внутри этого мира.
Он не находится вне этого мира. Спрашивать, где Аллах, — неправильно, неправильна сама постановка вопроса.
Пространство — сотворено. И Аллах не нуждается в своих творениях, и сам акт творения и его результат никак не влияют ни на Его Сущность, ни на Его качества и никак не изменяют их. Иначе это означало бы, что в предвечном совершенстве Аллаха и Его качествах есть изъян.
Здесь нужно подчеркнуть связь между нуждой и изменением,
а именно: если что-то изменяло бы Аллаха, то это означало бы, что
Он в этом нуждается. Некоторые заблудшие секты приписывают
Аллаху пространственную возвышенность. Но — если предположить такое — разве был Аллах пространственно возвышен до создания пространства и материи? Когда-то был момент, когда не было ничего, кроме Аллаха, ничего, по отношению к чему он мог бы находиться «вверху». Если понимать возвышенность Аллаха пространственно, получается, что до создания пространства у Аллаха не было этого качества, поскольку не было того, по отношению к чему можно было быть возвышенным. Это означает, что это качество появилось после создания материи и пространства, то есть получается, что
Аллах, чтобы описываться качеством пространственной возвышенности, нуждается в творении — и в данном случае это пространство.
Когда сектанты слышат, что мы отрицаем телесное бытие Аллаха
и то, что Он занимает пространство, они всегда спрашивают: «Как же тогда Он существует?» Что это, как не утверждение того, что Аллах в Своем Существовании нуждается в месте и направлении?!
Важно понимать, что, если что-то не описано пространственными категориями, это не значит, что этого нет. Отрицание того, что
Аллах находится вверху или над миром, — это не утверждение Его
небытия!
Человеку может быть сложно осознать существование без места. Однако то, что Всевышний существует без места, — это часть
нашего вероучения. Местом характеризуются создания, но никак не Создатель.
Кстати говоря, следует помнить, что, когда мы говорим, что Аллах
— Всевышний, мы не имеем в виду возвышенность в пространстве,
как уже было сказано. Мы имеем в виду возвышенность как ранг.
Необходимо также избавиться от расхожих представлений о
пространственном нахождении Бога, например, от известного сте-
реотипа, что Бог — на небесах.
ЧТО ТАКОЕ ШАРИАТ?
Шариат — это Закон, данный людям Богом. В арабском языке
слово «шариат» означает «правильный путь».
Посланники Аллаха приносят новые законы для людей. Закон, с
которым ниспосылаются пророки, — это нормы поведения, которые
Бог предписал людям.
Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует,
— это последний пророк. Он был послан ко всему человечеству, и
Закон, с которым пришел наш Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, — последний Закон. Этот Закон мусульмане называют Шариатом (и пишут с заглавной буквы)7
.
Некоторые законы были даны конкретным народам и не каса-
лись других. Но Шариат Пророка Мухаммада, да благословит его
Аллах и да приветствует, универсален: он предназначен для всего человечества, для всех народов и будет актуален до Судного дня.
В Шариате содержатся решения для всевозможных жизненных
ситуаций, он охватывает все стороны жизни. Шариат описывает, как выполнять религиозные предписания: как молиться, как соблюдать пост, как совершать паломничество. Регламентируя общественную жизнь, Шариат отвечает, как наказывать убийцу или вора,
каких животных можно разводить, а каких — нет, как вести торговлю.
Шариат структурирует личную жизнь: какими должны быть отношения жены и мужа, как воспитывать детей, каким должен быть идеальный распорядок дня. Шариат очерчивает нравственные нормы: быть жадным — дурно, помогать соседу — хорошо, злословие — плохо, скромность вознаграждается. Шариат указывает, как решать многие бытовые проблемы: как смывать с себя грязь, как принимать пищу, какую одежду носить.
Это путеводная звезда мусульманина. Каждый свой поступок необходимо взвешивать на весах Шариата.
Любое действие, с точки зрения Шариата, может быть оценено
как:
•Обязательное (фард). Это значит, что совершение действия
вознаграждается, а отказ от него — грех. К примеру, женщина
обязана скрывать все, кроме лица и кистей рук, при посторонних
мужчинах.
•Близкое к обязательному (ваджиб).
•Желательное (сунна). Это значит, что совершение действия
вознаграждается, но в отказе от него нет греха. Например, желательно чистить зубы при помощи веточки дерева арак (мисвак).
•Дозволенное (мубах). Это значит, что совершение действия не
вознаграждается, но и в отказе от него нет греха. Например, лежать
и сидеть дозволено.
•Нежелательное (макрух). Это значит, что за совершение действия греха не будет, зато за отказ от него будет вознаграждение.
Например, разговаривать в туалете нежелательно. Часть ученых выделяет нежелательное, близкое к разрешенному, и нежелательное, близкое к запрещенному. Согласно такому разделению, первое —
не грех, второе — грех.
•Запретное (харам). Это значит, что совершение действия —
грех (и за него ожидается наказание, если Всевышний не простит Своего раба), а отказ от него вознаграждается. Например, прелюбодеяние запрещено.
Таким образом, каждое наше действие относится к одной из
этих категорий. Следует не совершать запретное, воздерживаться от нежелательного, стараться совершать желательное и непременно соблюдать обязательное.
7.Закон другого посланника тоже могут назвать шариатом, но тогда это слово будет написано со строчной буквы, а также будет конкретизироваться, какой именно закон
имеется в виду (например, «шариат пророка Мусы, мир ему»).
КАКОВЫ ИСТОЧНИКИ ШАРИАТА?
Откуда берутся шариатские решения того или иного вопроса?
Первым источником является Благородный Коран — Слово
Всевышнего Аллаха.
Многие положения Шариата были разъяснены словами и поступками нашего Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. Одна из мудростей ниспослания пророков заключается в том, что
они, будучи людьми, могут на собственном примере показывать, как именно следует себя вести. Свод изречений Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и рассказов о его поступках и качествах называют Сунной.
Сунна — это второй источник Шариата.
Слова и поступки Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, запоминались, записывались и передавались по цепочке от одного человека к другому, от сподвижников — к следующим поколениям.
Такие передачи называются хадисами.
Хадисы — это высказывания Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, его советы, рассказы о его поступках и происшествиях в
его жизни.
Хадис всегда состоит из двух частей:
1) собственно рассказ;
2)список передатчиков, которые по цепочке передавали этот рассказ
друг другу.
Зачем нужен список передатчиков? Чтобы можно было проверить, насколько достоверен хадис.
Есть разные степени достоверности передач, и в Исламе существует целая наука о хадисах.
Также источниками Шариата являются единодушное мнение
ученых (иджма) и суждение по аналогии (кыяс).
ЧТО ТАКОЕ МАЗХАБ? ПОЧЕМУ ЕМУ НАДО СЛЕДОВАТЬ?
Зарождение четырех правовых школ (мазхабов)
Статья шейха Абу Адама ан-Наруиджи Источниками исламского законодательства являются Коран и
хадисы, наряду с единодушным мнением ученых (которое основано
на Коране и Сунне). Чтобы вынести решение, опираясь на источники Шариата, ученый должен определить, дан ли в них однозначный ответ на этот вопрос. Если нет — следует вынести решение по аналогии с решениями в похожих случаях. Для этого надо иметь энциклопедические знания: полноценное знание арабского языка и наук, связанных с арабским языком, знание Корана, хадисов и высказываний ученых вместе с пояснениями. Наконец, надо быть очень требовательным к себе, бояться совершить ошибку, обладать незаурядным интеллектом.
Ученых такого уровня (их называют муджтахидами) очень мало.
Более того, из-за серьезности этого вопроса, первые поколения мусульман установили очень жесткие требования к тем, кто претендует на статус муджтахида. Даже среди сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, было всего от
десяти до тридцати таких ученых!
Если среди мусульман первых поколений кто-то удостаивался
статуса муджтахида, этот человек, разумеется, собирал много учеников. Спустя какое-то время, однако, у конкретных четырех имамов учеников стало очень много. Это были имам Абу Ханифа, имам аш-Шафии, имам Малик и имам Ахмад ибн Ханбаль. Так случилось, потому что это были первоклассные ученые своего времени. Они лучше других знали Коран и хадисы. Их доказательства и рассуждения были на высшем уровне.
Их лучшие ученики, некоторые из которых сами были муджтахидами, передали их слова и рассуждения следующим поколениям и ответили на новые вопросы, опираясь на методологию основателя (правовой школы). Также они отсеяли слабые мнения основателя, если были уверены, что он бы изменил мнение, опираясь на их доказательства.
Этот процесс продолжался — поколение за поколением. Под руководством ученых четыре правовых школы достигли высокой ступени в развитии; принципы вынесения решений и сами решения тщательно записывались. Были вынесены решения по большинству вопросов с тонкими, но доходчивыми объяснениями на основе доказательств из Корана и хадисов.
В конечном итоге все изучающие исламское право получали знания, изучая принципы и решения данных правовых школ, потому
что это стало наиболее эффективным и надежным способом усвоить Закон, с которым был ниспослан Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует. Более того, правила предосторожности
предписывали выносить те решения, которые были тщательно изучены и одобрены знатоками Корана и хадисов на протяжении многовековой истории существования этих школ.
Приверженность этим школам сохраняет единство мусульман,
предупреждая появление многочисленных частных и слабых мнений и останавливая самозванцев, провозгласивших себя муджтахидами. Эти школы прошли проверку временем — они существуют уже больше одиннадцати столетий. Это значит, что различия во мнениях между ними объясняются вескими причинами; и точный ответ
не может быть дан с однозначной уверенностью.
(Конец слов шейха Абу Адама ан-Наруиджи)
Почему надо следовать мазхабу? Можно ли самому толковать Коран и хадисы?
Правовые школы, о которых говорится выше, иначе называются мазхабами. Слово «мазхаб» образовано от арабского глагола «идти» или «избрать своим путем». На сегодняшний день существует четыре мазхаба, и они названы по именам своих основателей: ханафитский (мазхаб имама Абу Ханифы), шафиитский (мазхаб имама аш-Шафии), маликитский (мазхаб имама Малика), ханбалитский
(мазхаб имама Ахмада ибн Ханбаля).
Мазхаб — это путь понимания Шариата. И вправду, как понять,
что нам делать в каждом конкретном случае? В одном хадисе говорится, что в молитве руки надо складывать на груди, в другом — что надо держать их по швам. Как совместить это в одном намазе? Выход есть. Нужно следовать одной из правовых школ — мазхабов. Тогда, чтобы понять, как делать, например, омовение перед молитвой, простому мусульманину не надо изучать полностью Коран со всеми
толкованиями и все хадисы по этой теме со всеми цепочками передачи. За него это уже сделали великие ученые прошлого, значение которых признала вся исламская община.
Как уже было сказано, правом толкования Корана и хадисов обладают только великие ученые, которых называют муджтахидами.
Сейчас таких нет. А обычный мусульманин не имеет права толковать самостоятельно Коран и хадисы и выводить из них, как надо поступать в той или иной ситуации. Это запрещено! Те, кто не обладает достаточными знаниями, обязаны следовать за теми, кто имел право
на толкование. Следование за кем-либо называется таклид.
Таклид в вопросах исламского права — это обязанность для всех, кроме тех, кто имеет право на толкование.
В наши дни часто говорится, что можно самому прочитать
Благородный Коран и сборник хадисов и, опираясь на прочитанное, вывести решение. Но разве получится правильно это сделать без знаний?! А ведь иногда заблудшие толкуют Слово Аллаха на основе приблизительного перевода смыслов Корана на русский язык!
Еще можно услышать, как предлагают использовать мнения разных правовых школ, самостоятельно выбирая из них то, что больше соответствует Шариату. Это ловушка. Выбрать лучшее из нескольких мнений точно так же требует высочайшего статуса. Почему?
Потому что мнение мазхаба — это то, что великие ученые выбрали в
качестве наиболее соответствующего Шариату. Выбирая одно из нескольких мнений как правильное, ты тем самым говоришь: «Вот этот
имам был прав, а вот те три имама — не вполне». Но как может про-
стой человек сказать так про ученых, которые гораздо лучше него разбирались в источниках?
Может возникнуть вопрос: «Почему же, если Ислам один, так
много разных мнений? Не лучше ли привести все к единому знаме-
нателю?» Почему нельзя просто, без мазхаба, «следовать Корану и
Сунне»? Тут важно понять два момента:
1) Все мазхабы восходят к мнениям сподвижников. Это абсолют-
но законно в Исламе, и в этом — милость от Аллаха. Уже сподвиж-
ники понимали некоторые вещи в Шариате по-разному, о чем есть
достоверные сообщения. Если сподвижники, лучшее поколение
мусульман, понимали по-разному какие-то положения, разве мы можем предположить, что они тем самым грешили? Нет, просто на-
личие отдельных расхождений в вопросах права — это нормально.
Это не ошибки в Шариате, это разное понимание.
2) Различия между мазхабами обычно касаются деталей. Общее в
мазхабах составляет примерно 75 процентов. Нет такого, чтобы один
мазхаб дозволял прелюбодеяние (да убережет нас от этого Аллах!), а
другой — запрещал. По ключевым вопросам все мазхабы совпадают.
Шейх Нух Ха Мим Келлер пишет:
«Призыв в наши дни следовать Корану и Сунне — очень привлекательный слоган, но в действительности за этим призывом — огромный шаг назад.
Это призыв оставить века подробнейшего, тщательного, кропотливого труда исламских ученых по обнаружению, расшифровке и изложению указаний Корана и Сунны, наитончайшего мастерства, вовлекающего разные спектры знания и разные науки, усилия муджтахидов, знатоков Корана, знатоков хадисов и других специалистов исламских знаний. Это призыв оставить плоды их трудов, оставить Шариат и последовать за современными так называемыми шейхами, которые, несмотря на все их амбиции, не могут соперничать с предшественниками. Это сродни
отказу от чего-то проверенного и надежного ради того, чтобы попробовать что-то новое».
Отказ от мазхабов — это новая идея, которая появилась среди за-
блудших примерно 100-200 лет назад и была введена в религию. Не поддавайтесь обману, не дайте себя сбить — следуйте мазхабу.
В разных местностях традиционно приняты разные мазхабы.
В России распространены два мазхаба: шафиитский и ханафитский. Выбирать мазхаб правильнее всего по тому, насколько легко будет получить ответы на вопросы, согласно этой правовой школе.
Например, если вы живете в Махачкале, где в мечетях имамы следуют шафиитскому мазхабу, и все ваши знакомые — шафииты, логично будет выбрать шафиитский мазхаб. В Казани же, к примеру, ханафитов подавляющее большинство, так что там резонно выбрать
мазхаб имама Абу Ханифы.
ИСНАД (ЦЕПОЧКА ПЕРЕДАЧИ)
Всевышний Аллах даровал общине Мухаммада, да благословит
его Аллах и да приветствует, много уникальных черт, которые не
были даны другим общинам. Одной из таких особенностей является иснад, то есть цепочка передачи знания. Первые поколения мусульман рассматривали иснад как первое и главное условие исламских
знаний.
Так Аллах выполнил Свое обещание сохранить Ислам, что включает в себя сохранение Корана, Сунны Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и различных исламских наук, которые необходимы для понимания Корана и Сунны.
Всевышний Аллах сказал в Коране (смысл):
«Мы, вне сомнения, ниспослали Послание (Коран), и Мы будем его охранять от искажения до Дня воскрешения» (сура 15 «Аль-Хиджр», аят 9).
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует,
разъяснил словами и на практике смысл Книги Аллаха. Обещание
сохранить Ислам относится не только к Корану, но также подраз-
умевает Сунну, понимание Сунны сподвижниками, пусть Аллах
будет доволен ими всеми, и понимание тех, кто перенял знание от сподвижников.
Иснад — это уникальная особенность нашей общины. Ни одна другая религия, никакое иное общество не подходит так строго и
скрупулезно к передаче религиозных знаний. Мусульмане первых веков Ислама тщательно исследовали каждое сообщение, которое дошло до них, будь то слова Посланника Аллаха, да благословит его
Аллах и да приветствует, его сподвижников, пусть Аллах будет доволен ими всеми, или кого-либо другого. Они самым доскональным образом изучили жизнь и характер каждого передатчика сообщения.
Так зародилась удивительная наука о передатчиках хадисов — потрясающая во многих аспектах.
Подробное описание людей, с датами рождения, датами смерти, качествами, чертами!
Ученый Абдуллах ибн аль-Мубарак сказал:
«Тот, кто ищет религиозные знания без иснада, подобен тому,
кто взбирается на крышу без лестницы».
Другой ученый, Суфьян ас-Саури, сказал: «Иснад — это оружие
верующего. Если нет оружия, чем же сражаться?»
Иснад актуален не только для передачи хадисов Пророка, да бла-
гословит его Аллах и да приветствует. Он незаменим в любой форме знания, например, в толковании Корана.
После того как хадисы были собраны в сборники, такие как
«Сахих» аль-Бухари, «Сахих» Муслима и другие, стало необязательно перечислять всех передатчиков. Достаточно назвать автора сборника, в котором есть этот хадис.
Автор сборника — звено в цепочке,
а передатчики от автора и до Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, указаны в самой книге.
И по сей день у нас есть ученые по всему миру во всех областях
исламского знания, которые имеют иснад, восходящий к авторам известных книг. Шесть основных книг по хадисам обычно преподаются с иснадом, который идет до авторов книг, а от них — к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует. Многие ученые совершали долгие путешествия ради иснада.
Что касается других наук, например, вероучения или исламского права, то здесь также преподаются книги с иснадом. Так, ведущие сирийские ученые имеют цепочку передачи в чтении и заучивании Корана наизусть, которая восходит к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, а от него — через ангела Джибриля — к Самому Всевышнему Аллаху.
Ученые говорят, что даже в наши дни следует получать знания у
обладателя иснада или хотя бы у богобоязненного учителя, который
сам, в свою очередь, учился у шейхов. (по статье шейха Мухаммада ибн Адама аль-Кавсари)
КТО ТАКИЕ ШИИТЫ?
Шииты — это исламская секта с большой историей. Шиизм зародился очень давно, однако вначале расхождения с суннитами
(то есть с теми, кто на истинном пути) были чисто политическими.
Первый вопрос, в котором мусульмане разошлись, — это власть, вернее, принципы наследования власти от Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. После смерти Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, его сподвижник Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, был избран халифом. Так решили, потому что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, еще при жизни указывал на его богобоязненность: он, да благословит его Аллах и да приветствует, всегда ставил Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, в молитве имамом, когда
болел.
В чем же мудрость того, что Пророк, да благословит его Аллах и
да приветствует, не указал на определенного человека со словами:
«Вот этот человек должен быть правителем после меня»?
Мудрость в том, что так Посланник Аллаха, да благословит его
Аллах и да приветствует, объяснил мусульманам то, что правитель
мусульман — это выборная должность. Шииты же сочли, что после Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, правителем должен был быть сподвижник Али, да будет доволен им Аллах, а далее — потомки Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. Так они откололись от большинства мусульман (и впоследствии практически все шииты демонстрировали явную не-
любовь к части сподвижников, например, к первым трем праведным халифам: Абу Бакру, Умару и Усману, да будет доволен ими Аллах).
Вначале расхождения были лишь в вопросе власти, однако за-
тем, на основе политических воззрений, появились отклонения и в вероубеждении.
Однако, на самом деле, шиизм опровергается довольно просто.
Приведем простой пример. Если спросить у них: «Имам Али, да будет доволен им Аллах, безгрешен?» — они ответят: «Да, он безгрешен!»
Дальше нужно спросить: «А община, которая присягнула Абу Бакру, да будет доволен им Аллах, впала в грех?» — и они ответят: «Да, впала в грех!» Вопрос: «Но имам Али, да будет доволен им Аллах, тоже присягнул Абу Бакру, да будет доволен им Аллах, значит, он тоже совершил грех?» Вот и вся теория…
Тем не менее, шиизм оказался весьма живучей идеологией, их
заблуждения разрастались, их убеждения складывались в сложную систему. У шиитов есть «свои» исламские книги, «свое» исламское право (отличающееся от истинного), свои ученые, свои ответвления.
Крайние шииты и вовсе дошли до обожествления сподвижника
Али, да будет доволен им Аллах! Хотя вначале новообращенным мусульманам очень интересно изучать разные направления в Исламе, лучше этого не делать.
Подобные изыскания оставляют такой черный осадок в душе, что
простому человеку, не ученому, не стоит читать книги шиитов.
КТО ТАКИЕ ВАХХАБИТЫ?
Ваххабит — член секты, известной убеждением, что у Аллаха
есть физические атрибуты, а также другими отклонениями от истины.
Они, к примеру, утверждают, что Аллах — это тело (пусть
Всевышний убережет нас от такого заблуждения!), что наш
Создатель имеет руки, ноги и находится на Арше8.
Они истолковывают аяты Корана по-своему, игнорируя толкования крупнейших исламских ученых. И многие немусульмане, решая, что ваххабизм — это и есть исламское вероучение, отворачиваются от Ислама.
Один новообращенный мусульманин написал:
«Для меня всю мою жизнь Ислам представлялся как какое-то полудетское учение для фанатиков и невежественных бедуинов. И касалось это, прежде всего, оборота солнца вокруг Земли, всяких там
рук и ног Аллаха - ну, не готов был я поверить в это...»
Основная стратегия ваххабитов — представлять свои заблуждения как истинную исламскую веру, подобно тем, кто продает вино
под видом виноградного сока.
Почему ваххабиты называются ваххабитами? Ваххабитами —
в целом — называют последователей человека по имени Мухаммад
ибн Абдуль-Ваххаб. Слово «ваххабит» — это не оскорбление и не ругательство, а исламский термин. Как последователей, к примеру, имама аль-Ашари называют ашаритами, так называют ваххабитами последователей Ибн Абдуль-Ваххаба.
Однажды к Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и да
приветствует, пришли послы из Шама, Йемена и Неджда и попросили, чтобы он обратился к Аллаху с мольбой благословить их земли. Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, три раза
повторил: «О Аллах, благослови страны Шама и Йемена». Его спросили: «А как же Неджд, о Посланник Аллаха?» Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, ответил: «Нет, оттуда появится рог шайтана». Исламские ученые говорят, что под «рогом шайтана» подразумевается Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб, который появился в Неджде в 12-м веке по мусульманскому летоисчислению.
Впервые ваххабиты заявили о себе в 1730-м году. Источником
распространения ваххабизма стала местность Неджд, родина
Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, который отклонился от истинного
пути праведных имамов, обвиняя в неверии большинство мусульман
своего времени. Мотивы его действий во многом были обусловлены политически.
В наше время о ваххабитах говорят много как мусульмане, так
и немусульмане. Далеко не все из того, что говорят, правдиво. Сами
ваххабиты отказываются называться ваххабитами (предпочитая термин «салафиты»), а не-ваххабиты нередко считают ваххабизмом то, что им не является. В этой неразберихе часто забывается, что такое ваххабизм на самом деле. А ведь ваххабизм — это прежде всего вероубеждение.
Ваххабиты уподобляют Аллаха творениям определенным
— крайне изощренным способом.
Они утверждают, что аяты
Корана, в которых употреблены слова, буквальное (но не единственное!) значение которых указывает на телесность, надо трактовать буквально. Иными словами, если в аяте в отношении Аллаха использовано слово «йад» (одно из значений которого — «рука»), они говорят, что у Аллаха есть рука (пусть Аллах убережет нас от такого заблуждения!). Это уподобление Аллаха творениям. Иногда они
добавляют: «Это рука, достойная Его величия», — или: «Рука есть,
но какая она: большая или маленькая, какого цвета, как выглядит — мы не знаем». Это глупо. Если ты говоришь: «Есть рука», — это уже уподобление9 .
В наше время косвенным признаком ваххабизма может считаться осознанное следование таким людям, как Албани, Ибн
Усеймин, Ибн Бааз. Ссылка на Ибн Таймийю или на Ибн Каййима
— это не обязательно признак ваххабизма.
Если человек не уподобляет Аллаха творениям, опираясь на буквальное прочтение аятов и хадисов, о ваххабизме говорить нельзя.
Определить ваххабита по внешности невозможно. Если мужчина носит бороду и укорачивает штаны, это не делает его ваххабитом. Если женщина носит черное и закрывает лицо, это не делает ее ваххабиткой.
Строго говоря, ваххабизм имеет лишь косвенное отношение к
вопросам фикха — исламского права. Действительно, эти сектанты допускают ошибки в фикхе, однако следование таким ошибочным мнениям не делает человека ваххабитом. Так, мнение, что читать Коран у могил запрещено, — неправильное, но это мнение никак напрямую с ваххабизмом не связано, хотя и характерно для ваххабитов.
Ваххабизм также связывают с отказом от следования мазхабам10
в фикхе. Действительно, многие ваххабиты отрицают, что нужно
следовать мазхабу. Тем не менее, сейчас — во времена всеобщего
невежества — не-ваххабиты также могут поддаться заблуждению
«безмазхабности», и легко можно встретить среди не-ваххабитов
человека, который не следует мазхабам. И наоборот: есть ваххабиты, которые строго следуют мазхабу (часто — ханбалитскому).
Ваххабиты известны и своей необоснованной критикой суфиз-
ма11. Однако не каждый, кто критикует суфизм, — ваххабит. Во-
первых, под суфиев маскируются разные грешники, а то и вовсе не-
мусульмане. Критиковать их абсолютно нормально, сами суфии это делают. Во-вторых, возможно, человек пока не разобрался, что та-
кое суфизм.
Не во всех бедах, происходящих с мусульманами, виноваты
ваххабиты, хотя, конечно, они вносят вклад в борьбу с истинным
Исламом. Но сейчас истерия вокруг ваххабизма усиливается, а религиозных знаний у мусульман мало. Люди ополчились против ваххабитов, высмеивая их и ругая во всех их проявлениях. Ваххабизм
распространился в России, когда мусульмане практически не соблюдали Ислам, а ваххабиты как раз отличались от основной массы
людей внешним соблюдением религиозных предписаний. Поэтому на постсоветском пространстве эти две вещи стали ассоциироваться друг с другом — ваххабизм и тщательное соблюдение Ислама. И до
сих пор некоторые считают ваххабитом любого соблюдающего мусульманина — того, кто совершает пятикратный намаз, например.
Такой бездумный подход к определению ваххабизма — это путь к неверию, ведь не все, что делают ваххабиты, плохо. Скажем, запрет музыки и свободная женская одежда — это правильно с точки зрения Ислама. Вместо того, чтобы порицать тех, кто щепетилен в вопросах религии, мусульмане должны проявлять большее усердие в поклонении Всевышнему Аллаху и соблюдении Сунны Пророка, да
благословит его Аллах и да приветствует, чем сектанты, будь то ваххабиты или кто-то другой.
Следует помнить, что в России ваххабитская секта весьма силь-
на, и у новообращенного мусульманина велик шанс с ней столкнуться. Многие среди новообращенных обращаются к ваххабизму, даже не понимая, что это ваххабизм. Многие симпатизируют ваххабитам,
потому что те кажутся знающими, соблюдающими и радикальными.
Вне сомнений, часть тех, кто следует за этими сектантами и цитирует Албани, перестанет так делать, если осознают, что именно исповедуют ваххабиты. Поэтому нужно получать знания и по мере сил передавать их другим.
10. Что такое мазхаб — читайте выше.
11. Что такое суфизм — также читайте выше.
9. Заблуждения такого рода стали появляться с переводом Корана и хадисов на другие
языки. Если по-арабски сказать «йад» по отношению к Аллаху, в этом нет проблемы,
так как слово «йад» обладает разными значениями. Но у слова «рука» таких значений
нет. «Рука» по-русски — это часть тела.
8. Аль-’Арш — одно из творений Аллаха.