3 страница19 марта 2020, 17:12

ИСЛАМ. ТАКЛИФ

Ислам — это покорность Единому Богу в соответствии с Его законами. Закон, которому следуют мусульмане, включает всё, что было ниспослано Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и да приветствует, от Всевышнего Аллаха.

Ислам основан на пяти столпах:
1. Шахада — исламское свидетельство.
2. Ежедневное совершение пятикратного намаза.
3. Ежегодное соблюдение поста в месяц Рамадан.
4. Ежегодная выплата закята (для состоятельных людей).
5. Совершение хаджа раз в жизни (для тех, у кого есть такая
возможность).
В первую очередь, человек обязан принять Ислам и произнести
шахаду, затем научиться совершать намаз. Когда наступит месяц
Рамадан, он обязан начать поститься. Когда придет время хаджа, он должен отправиться в хадж, если имеет для этого материальные и физические возможности. По истечению лунного года состоятельному мусульманину необходимо выплатить закят — отдать часть от
излишков своего имущества в пользу бедных мусульман.
Соблюдение столпов Ислама является обязанностью для каждого мукалляфа. Мукалляф — это разумный человек, достигший поло-
вой зрелости. Как только человек становится мукалляфом, на него
распространяются все предписания Шариата. Таклиф (обязанность
соблюдать Ислам) не распространяется на сумасшедших и несовершеннолетних4 детей. Если человек сознательно не соблюдает столпы Ислама, он совершает грех и наносит себе огромный вред.

ШАХАДА

Первое, что обязан сделать совершеннолетний разумный че-
ловек, до которого дошел призыв Ислама, — произнести шахаду.
Шахада — это свидетельство, после произнесения которого человек
становится мусульманином. Необходимо произнести следующее:
Ашхаду алля иляха илляЛлах. Ва ашхаду анна Мухаммадан
‘абдуху ва расулюх.
4. Совершеннолетие по Шариату наступает для девочек с первой менструацией, а для
мальчиков — с первой поллюцией. Это примерно в 12 лет. Если менструации и пол-
люции долго нет, то совершеннолетие наступает с 15-летием по лунному календарю.

Я свидетельствую, что нет никого достойного поклонения,
кроме Аллаха. И я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и
Посланник.
Шахада, несмотря на свою краткость, содержит в себе мно-
жество смыслов и фактически включает в себя все столпы веры.
Шахада — это ворота в Ислам, слова, которые делают человека чле-
ном исламской уммы. Произнести шахаду необходимо от всего серд-
ца, с искренней убежденностью и пониманием ее смысла. Условием
действительности шахады является отказ от своих прошлых убеж-
дений, противоречащих Исламу, и желание следовать религии на
практике. Желательно произнести шахаду на арабском языке в при-
сутствии мусульман.
Когда человек только принимает Ислам, он, как правило, еще не
знает в подробностях всех положений веры и предписаний Шариата.
На этом этапе достаточно общей веры и убежденности в истинно-
сти Ислама. Если какой-то вопрос для человека пока не ясен, сле-
дует держать в голове: «Я верю в это в той форме, как это передал
Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует», — и обязатель-
но обратиться за разъяснением к знающим людям.

НАМАЗ

Совершение намаза (араб. салят) является вторым столпом ре-
лигии Ислам. Его обязан совершать каждый совершеннолетний на-
ходящийся в здравом уме мусульманин. Намаз предписан верую-
щим в Коране, а способ его совершения дошел до нас от Пророка
Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует
Мусульмане совершают обязательную молитву (намаз) пять раз
за сутки: на рассвете, в полдень, после полудня, вечером и ночью.
Намаз может совершаться практически везде: в мечети и дома,
на рабочем месте и в учебном заведении, на улице, то есть в любом
чистом месте. Молиться можно индивидуально или в джамаате
(коллективно).
Намаз является важнейшим требованием религии и ее опорой,
обеспечивает связь верующего со Всевышним Аллахом, поэтому
он обязателен в любых условиях, даже во время болезни, в пути и  на войне. Намаз нельзя пропускать. Если по той или иной причине
человек не успел совершить намаз в должное время, его необходи-
мо восполнить, как только появится возможность. Тому, кто не мо-
жет встать для совершения намаза, можно молиться сидя, тому, кто
не может сесть, — лежа. Путешественник имеет право сокращать
молитву.
С практической точки зрения, намаз — это комбинация слов и
движений. Перед молитвой совершается омовение, затем мусульма-
нин встает по направлению к Каабе, сосредоточивается на предсто-
ящей молитве и принимает намерение совершить обязательный на-
маз во имя Всевышнего Аллаха, затем поднимает руки и произносит
слова «Аллаху Акбар» (Аллах превыше всего). В намазе мусульманин
читает суры из Корана, слова поминания Аллаха (зикры) и мольбы
(дуа). Завершается намаз приветствием «Ассаляму алейкум ва рах-
матуллах» (мир вам и милость Аллаха) вправо и влево.
Обучать намазу следует с детства. Намаз должен воспринимать-
ся ребенком как неотъемлемая часть жизни с самого раннего воз-
раста. Он должен видеть, как молятся его родители, и тогда вскоре
сам начнет повторять их движения. Такое можно наблюдать в лю-
бой мусульманской семье, ведь детям свойственно копировать всё,
что делают родители, а не заметить, что твои родители молятся, если
они соблюдающие мусульмане, невозможно. Дети сами расстилают
коврик, повторяют азан за родителями и следуют за ними в молитве.
К семи годам ребенка необходимо обучить всем молитвам и повеле-
вать ему регулярно совершать намаз.
ПОСТ
С практической точки зрения, исламский пост — это воздержа-
ние от еды, питья и половой близости в светлое время суток, то есть
от рассвета до захода солнца.
Соблюдение поста предписано мусульманам в Благородном
Коране:
«О те, которые уверовали! Предписан вам пост, так же, как он
предписан тем, кто был до вас, — может быть, вы будете богобоязнен-
ны!» (сура 2 «Аль-Бакара», аят 183)

С нравственной точки зрения, пост призван очистить человека
от грехов, позволить ему с помощью отказа от удовлетворения по-
требностей тела устремить всё своё внимание на исполнение рели-
гиозных обязанностей, размышления и полезные дела, уподобиться
ангелам, которые не нуждаются в еде и питье и постоянно поклоня-
ются Всевышнему Аллаху.
Если пост проходит легко, верующий благодарит Всевышнего
Аллаха. А если поститься тяжело, верующий радуется и надеется,
что за его терпение Всевышний Аллах простит ему дурные поступки
и укрепит его веру.
Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует,
предупреждал нас о том, что многим людям пост не несет ничего,
кроме голода и жажды. Поэтому мусульманину не следует ограничи-
ваться формальным отказом от еды и питья. Каждый по мере своих
сил должен уделять внимание внутреннему смыслу поста. Следует
оберегать свои глаза — отводить взгляд от запретного, язык — оста-
вить бесполезные разговоры, сплетни, споры, злословие, уши — не
слушать, как злословят или сплетничают другие; руки не должны
прикасаться к тому, к чему прикасаться запрещено, а ноги не долж-
ны идти в места, где совершаются грехи. Также необходимо обере-
гать свой желудок: мусульманину следует особенно следить за тем,
чтобы пища, которую он принимает на сухур и ифтар, была дозво-
ленной и не следует пировать во время ифтара. Ощущение голода и
слабости во время поста — благо для верующего.
Пост в месяц Рамадан — это обязанность мусульманина, а до-
полнительный пост — очень ценный вид поклонения. Рамадан яв-
ляется месяцем особой благодати. Мусульмане ждут месяц поста
с надеждой совершить как можно больше благих дел и заслужить
прощение грехов. Всевышний Аллах сделал этот месяц особенным
— в Рамадан легче отказаться от запретного, легче совершать покло-
нение и изменить свои привычки, а награды за благие дела в этом
месяце увеличиваются многократно. Всевышний Аллах осыпает ве-
рующего своими милостями в Рамадан, поэтому разумный человек
проявит уважение к посту и постарается провести этот месяц наи-
лучшим образом.

ЗАКЯТ

Состоятельные мусульмане один раз в год обязаны выплатить
в пользу бедных единоверцев 2,5% от своего имущества. Это своео-
бразный сбор, который в Исламе называется «закят», что буквально
означает «очищение».
Выплата закята — это обязанность, один из столпов Ислама, а не
просто добровольная милостыня или пожертвование. Истинным вла-
дельцем всего, что у нас есть, является Всевышний Аллах. Если вам
Всевышний дал больший достаток, чем другим мусульманам, на вас
ложится обязанность поделиться излишками с теми, кто нуждается.
Закят не выплачивается с имущества, которым пользуется че-
ловек в повседневной жизни, — с жилья, средств передвижения,
одежды или домашней утвари. Выплатить закят обязан только тот,
кто на протяжении всего лунного года владеет определенным коли-
чеством денег в виде сбережений, золота, серебра, имеет в собствен-
ности домашний скот, товар для продажи и т. п.
Менее состоятельные люди по Шариату не обязаны просить ма-
териальной помощи у более состоятельных, так как они имеют за-
конное право на получение закята, а богатые, отдавая им часть свое-
го имущества, выполняют свой религиозный долг.
Всевышний Аллах в Коране определил категории людей, кото-
рые имеют право на получение закята. Закят предназначен нищим,
у которых нет вообще никакого имущества, неспособным зараба-
тывать себе на жизнь, бедным, должникам, которые не в состоянии
отдать свои долги, людям, которые занимаются сбором и распреде-
лением закята, тем, кто недавно принял Ислам и нуждается в под-
держке, рабам, которых могут освободить за выкуп, людям, посвя-
тившим себя служению Исламу, и путникам, которые оказались без
средств в пути.
Помимо закята с имущества, мусульмане раз в год выплачивают
очистительную милостыню (закят аль-фитр) по окончанию месяца
Рамадан. Для того чтобы выплата этой милостыни в пользу бедных
стала для мусульманина обязательной, не ставится условием владе-
ние установленным количеством имущества весь лунный год, доста-
точно пребывать в достатке в праздничный день, когда выплачивает-
ся этот вид закята.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует,
предостерегал мусульман от скупости и страсти к накопительству.
Тому, кто копит имущество и не выплачивает с него закят, уготовле-
но суровое наказание после смерти. Закят призван излечить бедных
от зависти, а богатых от скупости и эгоизма, и установить хорошие
отношения в обществе между богатыми и бедными.

ХАДЖ

Хадж — это паломничество в Мекку в месяц Зуль-Хидджа, ко-
торое раз в жизни обязан совершить каждый мусульманин, имею-
щий материальную и физическую возможность сделать это. Мекка
— это главный священный город мусульман, расположенный на
Аравийском полуострове.
Хадж состоит из серии особых обрядов, куда входят облачение
в ихрам, стояние на Арафа, обход вокруг Каабы, бег между холмами
Сафа и Марва, бросание камней, жертвоприношение и др. Каждое
место, где выполняется обряд хаджа, связано с каким-либо истори-
ческим событием, а каждый обряд имеет свой смысл и историю.
Во время хаджа объединяются все мусульмане планеты. Все ве-
рующие, независимо от расы, национальности, совершают одни и
те же обряды и ритуалы, возносят молитвы Господу, Который Един
для всех. Во время совершения обрядов хаджа все люди равны: го-
сподин и слуга, правитель и подданный — все находятся на одном
уровне. Все мужчины-мусульмане, богатые и бедные, облачаются в
одинаковую одежду — два отреза белой материи.
Хадж служит напоминанием верующим о Судном дне, когда все
люди предстанут перед Всевышним Аллахом без одежды, в ожида-
нии того, что им придется держать ответ за всё, что они совершили;
в этот день человеку не поможет ни его происхождение, ни имуще-
ство, которое он накопил в этой жизни, ни положение в обществе.
Совершение хаджа — важнейшее событие в жизни мусульма-
нина, возможность заслужить прощение грехов, переосмыслить
свою жизнь и изменить ее к лучшему. Многие мусульмане после
хаджа начинают жить иначе, оставляют прошлые грехи, приобре-
тают способность глубже понимать и чувствовать Ислам, больше боятся Аллаха, а жизнь свою начинают разделять на «до» и «после»
совершения хаджа.

3 страница19 марта 2020, 17:12