ОСНОВЫ ИСЛАМА
КАК ПРИНЯТЬ ИСЛАМ
Принять Ислам очень просто. Нужно произнести свидетельство (шахаду), которая на арабском языке звучит примерно так:
Ашхаду алля иляха илляЛлах. Ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абдуху ва расулюх».
«Я свидетельствую, что нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха. И я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник».
Основные положения веры, которые должен признавать человек, принимающий Ислам, следующие:
1. Бог Един. У Него нет ни сотоварища, ни сына или дочери. Он
Един в истинном смысле слова, в котором нет места концепции о
троице или любым другим убеждениям, которые прикрываются словом «монотеизм», а на самом деле — скрытое многобожие.
2. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, является последним Посланником Аллаха, после которого не будет больше посланников или пророков Аллаха (в каком бы то ни
было смысле).
3. Благородный Коран — это последнее Божественное Писание, ниспосланное нашему Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и всё, что содержится в нём, является истиной.
4. Жизнь после смерти — это вечная жизнь, которую будет проживать каждый после смерти и в которой он получит воздаяние за свои благие и дурные дела.
5. Все предписания Благородного Корана и нашего Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, в абсолютной и ясной форме, правильны и являются истиной.
Когда человек принимает все эти основные положения веры как
истинные — на словах и сердцем — он становится мусульманином.
Основные столпы веры заключены в этих словах:
«Я уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его книги (в том виде, в котором они изначально были ниспосланы пророкам), в Его посланников, в Судный день, в то, что всё хорошее и плохое — всё от Всевышнего Аллаха, и в то, что мы будем воскрешены после
смерти».
Шахаду часто произносят в присутствии двух свидетелей, как
правило, в мечети. Однако это необязательно. Можно принять
Ислам в полном одиночестве. Проще говоря, если вы верите, что Бог
один и что Мухаммад — Его Пророк, вы уже можете считать себя
мусульманином и произнести шахаду.
Если вы приходите в Ислам из другой религии, также надо осво-
бодиться от убеждений, которые были частью вашей прошлой веры
и не соответствуют Исламу. Например, христианин должен засвиде-
тельствовать, что не считает больше Иисуса Богом.
Если вы пока не готовы исполнять все практические предписа-
ния религии, это не преграда для принятия Ислама. Главное — при-
знавать, что все исламские установления законны, то есть что каж-
дый мусульманин действительно обязан молиться пять раз в день,
поститься в месяц Рамадан, не есть свинину и не употреблять алко-
голь и так далее. Даже если вы понимаете, что, к сожалению, у вас
не получится сразу начать соблюдать все предписания, это не повод
откладывать принятие Ислама.
Быть немусульманином гораздо хуже, чем быть мусульмани-
ном, который грешит.
Тем не менее, надо осознавать, что принятие Ислама — это се-
рьезный шаг. И будет лучше, если вы с первого дня начнете соблю-
дать религию на практике и постараетесь не грешить.
ИМАН
Слово «иман» в арабском языке означает «вера».
Вера — это самое дорогое, что у нас есть. Она дороже всех мирских благ. Земные
богатства — песчинка по сравнению с истинной верой.
Иман — это
ключ к спасению в вечной жизни.
Важно понять, что имеется в виду не любая вера, а только ислам-
ская — истинная. Недостаточно просто верить во что-то «сверхъе-
стественное» — необходимо верить правильно. Не имеет ценности
вера в то, что богов много, вера в троицу или в человеческие реин-
карнации. Это «золото дураков». Грош цена такой вере.
Также, если в наши дни человек, знающий об Исламе, просто ве-
рит, что Бог есть, однако не относит себя к мусульманам, его вера не
принимается.
А вот исламская вера ценнее настоящего золота.
Мусульмане — обладатели истинного имана. Самый бедный мусульманин, на самом
деле, богаче самого влиятельного немусульманина.
Верующий заботится о своей участи в вечной жизни, в то время
как неверующие часто даже не задумываются об этом.
Всевышний Аллах в Благородном Коране сказал о неверующих
(смысл):
«Они знают о мирской жизни только явное, и они беспечны к
Последней жизни» (сура 30 «Ар-Рум», аят 7).
Верующий поклоняется своему Создателю, неверующий же по-
клоняется чему угодно, кроме Бога: природе и природным явлениям,
идолам, правителям, своим страстям и желаниям. Не бывает такого,
чтобы человек никому и ничему не поклонялся. Иногда, впрочем, он
убеждает себя, что не поклоняется никому. Но это неправда. Обычно
это означает, что он поклоняется самому себе.
Один из великих земных правителей сказал мусульманину, из-
вестному своей богобоязненностью: «Я исполню любое твое же-
лание, проси всё, что хочешь». Тот ответил: «Как же я могу про-
сить что-то у тебя, если ты раб моего раба?»
Правитель спросил:
«Как я могу быть рабом твоего раба, если я богатый правитель?»
Богобоязненный верующий ответил: «Ты раб своих страстей, а я
властвую над своими страстями».
Руководство для верующего — Закон Всемогущего, Всезнающего
Аллаха. А неверующий следует законам, придуманным людьми.
Людские законы постоянно меняются и противоречат друг другу;
это очень ненадежный ориентир.
Иман — это путь, который выбирают разумные, а неверие — это
путь глупцов. Размышляя, человек приходит к тому, что Бог есть,
что Он Один, что Он чист от недостатков и что пророки убеждают
нас в том, что они, на самом деле, посланы Богом, при помощи чу-
дес. Ислам — религия, в которой ценится разум, и вера разуму не
противоречит.
Есть шесть столпов веры (имана):
1. Вера в Аллаха.
2. Вера в Его ангелов.
3. Вера в Его Книги.
4. Вера в Его посланников и пророков.
5. Вера в Судный день.
6. Вера в предопределение, в то, что все хорошее и плохое проис-
ходит по Воле Всевышнего.
Если человек не признает хотя бы один из этих столпов, то его
вера не считается действительной.
ВЕРА В АЛЛАХА
Вера в Аллаха подразумевает веру в Единого Бога, Который не
имеет начала и никогда не умрет. Он совершенен, чист от всех не-
достатков и описан особыми — несотворенными — божественны-
ми качествами. Он создал этот мир, и Он Единственный имеет силу
творить.
ЧТО ТАКОЕ ТАУХИД?
Слово «таухид» означает «Единобожие». Мусульмане верят, что
Бог Один. Доказать истинность этого исламского убеждения, с точ-
ки зрения разума, очень просто. Создатель может быть только один,
потому что, если бы их было два и они бы захотели нечто создать, им
нужно было бы договориться насчет формы. Если бы они были не
согласны друг с другом, то это означает, что тот из них, который не
получил того, что хотел, — слабый. Значит, он не бог, потому что бог
не может быть слабым. Если же они всегда бы соглашались друг с
другом, то это означало бы, что они оба слабые, потому что им нужно
друг с другом соглашаться, а нужда в чем-то (в данном случае, нужда
в компромиссе) — это слабость.
Итак, таухид — это убеждение, что у Аллаха нет сотоварищей
ни в Сущности, ни в качествах, которыми Он описан, ни в действи-
ях. Иными словами, нет другой сущности, похожей на Сущность
Аллаха, и нет ни у кого таких качеств, которыми описан Аллах, и
лишь Аллах творит и уничтожает, и никто другой не может этого
сделать. Никто, кроме Аллаха, не может сотворить мир и управлять
им. Лишь Он достоин поклонения. Только у Него есть исключитель-
ное право устанавливать Шариат, то есть Закон. Аллах, в отличие от
всего остального, абсолютно самодостаточен.
Многобожие — это придание Аллаху сотоварища. По-арабски
многобожие называется «ширком». Ширк — это самый большой грех,
более того, это единственный грех, который Господь не прощает, и
многобожники будут вечно в Аду. Люди, которые придают Аллаху со-
товарища, не являются мусульманами.
Поэтому обвинение в многобожии — это самое страшное обви-
нение, которое можно представить. И без знаний нельзя никого об-
винять в этом, особенно если человек сам называет себя мусульма-
нином. Не все, что может кому-то показаться ширком, им является.
Иногда мусульмане впадают в крайность: им мерещится многобо-
жие в невинных вещах. Чтобы разобраться, где истина, нужно полу-
чать знания.
Очень важно следить за собой, не допуская и мысли о том, что
кто-то, кроме Всевышнего, может повлиять на ход событий. Ни
черная кошка, перебежавшая дорогу, ни расположение звезд, николдовство — всё это не имеет никакой силы. Если Аллах захочет,
чтобы что-то произошло, то, даже если соберутся вместе все люди и
джинны, они не смогут этому помешать. Поэтому мусульмане часто
произносят: «Ля хауля ва ля куввата илля биЛлях», — что означает:
«Ни у кого нет ни силы, ни могущества, кроме Аллаха».
АЛЛАХ НИЧЕМУ НЕ ПОДОБЕН
«Нет ничего подобного Ему»
Это часть аята Благородного Корана, который раскрывает
убеждения мусульман (сура 42 «Аш-Шура», аят 11).
В этом аяте выражен фундаментальный постулат исламско-
го вероубеждения. Мусульмане верят, что Бог не похож ни на что.
И это утверждение означает не только признание факта, что изо-
бражение Бога нельзя нарисовать на холсте или слепить из глины.
Данное утверждение понимается абсолютно. Всевышний Аллах не
похож ни на что вообще.
«Что бы вы ни вообразили себе, Аллах на это не похож».
Данное убеждение является одним их тех, что создают пропасть
между Единобожием в исламском понимании и другими мировоз-
зрениями, претендующими на монотеизм.
Ислам учит нас тому, что нельзя верить, что у Бога есть тело, что
Он занимает место, что Он находится в каком-либо направлении
(будь то верх, низ, право или лево), что у Него есть части, размер и
так далее. Все характеристики, присущие творениям, не могут быть
отнесены к Тому, Кто их сотворил, и являются недостатком, кото-
рый чужд Богу.
Возможно, это будет проще осознать в связи со следующим
рассуждением. Всё, что нас окружает, так или иначе определено.
Например, живое и неживое в мире имеет цвет, и можно спросить,
какой это цвет. Всё вокруг имеет свои слабости, и можно спросить,
какие они, как они проявляются. Размышляя о чем-то, мы уточняем,
какой у этого размер, род, возраст, характер. Всё имеет свои осо-
бенности и параметры. Параметры, ограничения, качества, о кото-
рых можно спросить: «Как?» — это всё характеристики творений.
Ведь у каждой вещи, которая имеет параметры, есть Создатель, Который создал ее и определил эти параметры. И абсолютно все
характеристики творений именно таковы: они конкретизированы
и имеют пределы.
Вот, например, девочка Сафия. Какой у нее возраст? Ей пять
лет. Кого она любит? Маму и папу. Какие у нее достоинства? Она
очень щедрая, особенно когда у нее хорошее настроение. Какие у
нее недостатки? Она боится темноты. Кто все это определил?
Определить это может лишь Тот, Кто ее создал, — Аллах.
Все качества творений, без исключения, нуждаются в опре-
делении. Но Сам Аллах никем не создан, и потому Он не описан
качествами, которые имеют пределы. Иными словами, все каче-
ства Создателя в корне отличаются от любого качества творе-
ния, то есть такого качества, о котором можно спросить: «Как?»
Следовательно, Аллах отличается от всего, что может предста-
вить человек.
Следует отгонять от себя всякие попытки представить Бога. В
частности, это важно для детей, которые начинают думать и осоз-
навать, что Аллах есть, начинают обращаться с молитвой к Аллаху
и могут пытаться нарисовать у себя в сознании какую-то картину,
пытаться представить себе, к кому они обращаются. Этот аят — ле-
карство от заблуждения.
АЛЛАХ СОЗДАЛ ЭТОТ МИР
Пример с фруктовым садом, который помогает понять, что у
мира существует Создатель:
«Если хозяин какого-нибудь фруктового сада вдруг однажды
утром найдёт в своих владениях деревья поваленными и разбросан-
ными, то примет это за результат урагана или какого-нибудь сти-
хийного бедствия.
Однако если в каждом ряду на своем месте не окажется, скажем,
каждого третьего дерева, то он тотчас догадается, что это сделал не
ветер, а разумное существо, какой-нибудь злоумышленник.
Как же человек, который не может допустить и мысли, что по-
рядок в пяти или десяти поваленных деревьях — всего лишь случай-
ность, думает, что случайностью является этот гармоничный мир?
Как может он считать, что этот мир создал сам себя?»
Логическое доказательство существования Аллаха:
Исходное условие А: Мы существуем здесь сегодня.
Исходное условие Б: Нашему существованию предшествовал
ряд событий, происходивших одно за другим и приведших к нашему
существованию сегодня.
Если мы существуем здесь и сейчас, тогда очевидно, что ряд со-
бытий, предшествующий нашему появлению, имеет начало. Тот,
кто говорит, что этот ряд событий бесконечен, тем самым ут-
верждает, что бесконечность пришла к концу, а это противоречит
логике. Это как если бы кто-то сказал: «Машина достигнет своего
пункта назначения только после того, как ее колеса повернутся бес-
конечно много раз», — и затем заявит, что машина прибыла в свой
пункт назначения. Тем не менее, ясно, что машина никогда не при-
была бы в пункт своего назначения, если бы бесконечное число обо-
ротов было условием ее прибытия.
Раз мир имеет начало, то должен быть Создатель, давший су-
ществование ряду событий, — поскольку их не было до того, как
они начались. Иметь начало и быть созданием — это одно и то же.
Создать — значит привести к появлению, и все имеющее начало
должно появиться.
Всё, что не является Всевышним Аллахом, создано и называется
«мир».
Сотворенный Всевышним Аллахом мир в арабском языке обо-
значается термином «аль-алям». Этот термин происходит от сло-
ва «аль-алямат», которое употребляется в значении «указание на
что-либо».
Сам по себе мир (аль-алям) содержит в себе ясное указание на
сотворившего его Творца.
СЫФАТЫ АЛЛАХА
Слово «сыфат» в арабском языке означает «качество». У
Всевышнего Аллаха очень много совершенных качеств — неограни-
ченное количество. Есть необходимый минимум, который следует
знать, — 14 сыфатов.
Итак, мусульманин обязан знать следующие качества, которыми
описан Аллах:
1. Существование (Аль-Вуджуд).
Аллах есть, и здравый рассудок не может представить, что Его
нет.
2. Безначальность (Аль-Кыдам)2
.
У Аллаха нет начала, Он не был рожден, Он не создан. Все,
что имеет начало, должно иметь Создателя. Аллах не сотворен и
безначален.
3. Бесконечность (Аль-Бака).
Аллах бесконечен, Он никогда не умрет.
4. Единственность (Аль-Вахдания).
Аллах Один, у Него нет сотоварища, соучастника. Нет никого,
кто бы походил на Него в Сущности, в качествах или в действиях.
5. Неподобие творениям (Аль-Мухаляфату лиль-хавадис).
Аллах не подобен творениям.
6. Самодостаточность (Аль-Кыяму бинафсихи)
Аллах ни в чем не нуждается. Аллах не нуждается в месте. Аллах
не нуждается в том, кто осуществлял бы выбор. Все нуждается во
Всевышнем, а Он ни в чем не нуждается.
7. Жизнь (Аль-Хайят).
Аллах живой и не меняется.
8. Знание (Аль-Ильм).
Аллах знает все, Его Знание не изменяется. Ему изначально из-
вестно всё, что произойдет.
9. Слух (Ас-Сам’).
Аллах всё слышит, даже то, как муравей ползет по камню.
Всевышний слышит не при помощи ушей или каких-либо других
органов.
10. Зрение (Аль-Басар).
Аллах всё видит, но не при помощи глаз или каких-либо других
органов.
11. Воля (Аль-Ирада).
Без Воли Всевышнего ничего не происходит. В мире обычно
соблюдается привычный порядок вещей: нож режет, огонь сжига-
ет и так далее. Однако это лишь внешние связи — всё происходит
по Воле Аллаха. Если Аллах захочет, то привычный порядок вещей нарушится. Так, когда пророка Ибрахима, мир ему, бросили в огонь,
пламя его не тронуло.
12. Могущество (Аль-Кудра).
Для Аллаха нет ничего невозможного, Он может всё.
13. Речь (Аль-Калям).
Речь Аллаха не такая, как у его творений, она предвечна, не со-
творена, не состоит из звуков и букв. Коран, как и другие Писания,
— это Речь Аллаха: Коран не сотворен и предвечен. Однако каж-
дое конкретное озвучивание Корана в этом мире, например, чте-
ние Корана чтецом, сотворено. Это сложный вопрос вероуче-
ния, он подробно разбирается в книгах. Достаточно знать, что
Речь Аллаха предвечна и не сотворена, и не сомневаться в этом.
Также следует знать, что Всевышний Аллах:
14. Живой.
15. Знающий.
16. Волеизъявляющий.
17. Всемогущий.
18. Слышащий.
19. Видящий.
20. Говорящий.
У Всевышнего есть еще не обязательное, но возможное, до-
пустимое для Него качество. Это сотворение чего-либо. Если Он
хочет, чтобы нечто существовало, то Он создает это; если не хо-
чет — не создает. Аллах не обязан творить этот мир. Но Он за-
хотел — и сотворил его. Всевышний творит без нужды творить3
.
Нужно помнить, что все качества Всевышнего принци-
пиально отличаются от человеческих, хотя для обозна-
чения иногда используется одно и то же слово. Знание
Аллаха, например, совершенно не такое, как человеческое.
Все сыфаты Аллаха предвечны и не созданы.
2. Безначальность и бесконечность Аллаха легче осознать, когда понимаешь, что Все-
вышний не ограничен временем и что время создано.
ШЕЙХ АБУ АДАМ АН-НАРУИДЖИ О ВЕРЕ В АЛЛАХА
Современный исламский ученый, шейх Абу Адам ан-Наруиджи в
краткой статье разъясняет, что включает в себя вера в Аллаха:
Слово «Аллах» в арабском языке значит «тот, кто наделен каче-
ством Божественности», а это сила создавать. Создать означает дать
чему-либо начало. Все, что имеет начало, будь то физический объ-
ект, действие, мысль или что-либо другое, должно быть создано и по-
тому называется созданием. Никто и ничто не имеет силы создавать,
кроме Аллаха, и все остальное — Его создание. Он один существует
без начала и конца, а все остальное создано Аллахом, и Он все под-
держивает. Таким образом, лишь Он достоин поклонения. Он ни в
чем не нуждается, но все остальное нуждается в Нем.
Поэтому допустимо использовать русское слово «Бог», когда мы
говорим об Аллахе.
Однако важно понимать, что, когда мусульмане называют Бога
«Он», они не имеют в виду, что Он охарактеризован полом. Бог — не
мужского, не женского и не среднего рода, поскольку Он не созда-
ние и не объект. Он охарактеризован лишь качествами совершен-
ства и чист от качеств созданного, таких как наличие детей, сотова-
рища, соперника или жены.
Качества Создателя не подобны качествам созданного, посколь-
ку качества, которыми Он описан, не имеют ни начала, ни конца. Он
не ограничен временем и пространством. Он создал их и все, что в
них существует, включая свет, тьму, холод, жару, природу, атомы,
цвет, добро и зло. Наше воображение ограничено, так что мы не мо-
жем себе Его представить. Поэтому мусульмане говорят: «Бог отли-
чен от всего, что вы себе можете вообразить».
Мусульмане верят, что Аллах охарактеризован качеством аб-
солютной Единственности. У Него нет сотоварища, ни полно-
стью, ни частично. Ни у кого нет качеств, подобных Его качествам.
Идолопоклонники верят, что у Бога есть сотоварищ или двойник.
Такого быть не может, потому что, если один из них хочет сделать
одно, а другой — другое, то тот, кто не добился желаемого, не может
быть Богом, поскольку он потерпел поражение.
Те же, кто верит, что Бог состоит из частей, например, христи-
ане, верящие в троицу, — они тоже ошибаются, потому что части
нуждаются друг в друге, чтобы сформировать целое, а то, что в чем-
либо нуждается, не может быть Богом. Добавим, что очевидное до-
казательство существования Создателя — это существование все-
ленной. Когда мы видим нечто, состоящее из частей, мы говорим:
«Кто-то это сделал». Например, когда мы видим автомобиль, мы
знаем, что у автомобиля есть начало. Кто-то его сделал. Если это так
для простого автомобиля, что же говорить о целой вселенной? Тот,
кто принимает это доказательство, должен также принять, что Бог
чист от качеств, заставляющих сказать: «Кто-то это сделал», — будь
то вес, объем, длина, ширина, форма, пределы, границы, структура,
физическое движение, физическое расстояние и физическое на-
правление. Иными словами, вы должны принять, что Бог не похож
на Свои создания. Это имеют в виду мусульмане, когда говорят: «У
Него нет равного», — то есть ничто не подобно Ему.
Мусульмане верят, что Бог характеризуется совершенными и не
имеющими пределов Жизнью, Зрением, Слухом, Речью и Знанием,
поскольку смерть, слепота, глухота, немота и невежество — это сла-
бости. Тем не менее, Его Жизнь, Зрение, Слух, Речь и Знание не по-
хожи на наши. Слова те же, а значения совсем другие. Так, напри-
мер, качества Бога никак не связаны со средствами, такими как тело,
душа, глаз, ухо, рот, язык или мозг. Наоборот, это совершенные ка-
чества Бога, у которых нет начала, нет конца, нет последовательно-
сти и которые не меняются.
Добавление к вышесказанному: очевидно, что Бог определяет су-
ществующие вещи и их характеристики и создает их. Следовательно,
мы должны заключить, что у него есть Воля и Могущество. Его Воля
и Могущество не имеют ни начала, ни конца и не меняются, как и
другие качества Бога.
Итак, мы рассказали немногое из того, что должны знать мусуль-
мане о Создателе и во что они должны верить. Однако качества Бога
не ограничены, поскольку Бог не может быть ограничен и не может
иметь предел или недостаток.
3. Это логично, ведь Аллах ни в чем не нуждается.
ВЕРА В АНГЕЛОВ
Человек, который уверовал во Всевышнего Аллаха, обязан ве-
рить и в Его ангелов. Это второй столп веры.
Мусульманин должен твердо осознать, что возможности его
органов чувств ограничены. Если мы чего-то не видим, не слышим
или не чувствуем, это не значит, что этого не существует. Создания
Аллаха отличаются друг друга по своей природе. Ангелы относятся к тем созданиям, которых человек не может познать с помощью ор-
ганов чувств. Но вера в них обязательна для нас, так как Всевышний
Аллах сообщил нам о существовании ангелов в Коране, а Посланник
Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, упоминал об ан-
гелах в хадисах.
Ангелы созданы из света, они не нуждаются в пище, питье, не
имеют пола и всегда заняты поклонением Всевышнему Аллаху. В от-
личие от людей, ангелы не грешат и строго выполняют все повеле-
ния Аллаха. Каждому ангелу доверено своё особое дело.
Перечислим имена и обязанности главных ангелов Всевышнего
Аллаха.
Джибриль — это самый главный ангел, через которого
Всевышний Аллах передает откровения пророкам, мир им всем.
Микаиль — ангел, который отвечает за такие природные явле-
ния, как дождь, снег, ветер и т. п.
Исрафиль — ангел, который протрубит в рог, возвещая о насту-
плении Судного дня и воскрешении умерших.
Азраиль — ангел смерти, который забирает душу человека, ког-
да тот умирает.
Мункар и Накир — ангелы, которые будут допрашивать челове-
ка о его религии в могиле.
Кроме того, к каждому человеку приставлены ангелы, которые
записывают его деяния — плохие и хорошие. Если человек успе-
ет покаяться прежде, чем будет записано его дурное дело, грех
будет прощен, и этот проступок не появится в книге его деяний.
Мусульманину следует всегда помнить о том, что рядом с ним ан-
гелы и они записывают его деяния, а за каждый свой поступок он
будет держать отчет.
У ангелов есть свои обязанности, но это не значит, что Всевышний
Аллах нуждается в них, чтобы забрать душу, допросить в могиле или
зафиксировать дела человека. Всевышний Аллах не нуждается ни в
ком и ни в чем, но Он пожелал создать мир именно таким образом, а
в каждом решении Всевышнего есть своя мудрость.
ВЕРА В КНИГИ
Всевышний Аллах через пророков, мир им всем, ниспослал
Священные Писания, обучающие людей вере в Единого Бога и
призывающие поклоняться только Ему и не придавать Ему сото-
варищей. Пророки, мир им всем, передавали откровения, которые
получали от Аллаха, полностью, без каких-либо искажений, добав-
лений или сокращений, разъясняли их людям и сами следовали им.
Каждое Писание содержало в себе призыв к Единобожию, знания о
Всевышнем Аллахе, особые для каждого исторического периода по-
веления и запреты, обучало людей тому, как им достичь счастья в
этой жизни и после смерти. Новое Писание могло отменить законы,
содержащиеся в предыдущем.
Некоторым пророкам были ниспосланы отдельные страницы
(свитки). Например, пророк Адам, мир ему, получил от Всевышнего
Аллаха 10 страниц Священного Писания, пророк Шис, мир ему, — 50
страниц, пророк Идрис, мир ему, — 30 страниц, а пророк Ибрахим,
мир ему, — 10 страниц.
Достоверно известно, что в разное время людям были ниспосла-
ны четыре книги:
1. Таурат (Тора) была ниспослана пророку Мусе (Моисею), мир
ему.
2. Забур (Псалтырь) был ниспослан пророку Дауду (Давиду), мир
ему.
3. Инджиль (Евангелие) был ниспослан пророку Исе (Иисусу), мир
ему.
4. Коран был ниспослан Пророку Мухаммаду, да благословит его
Аллах и да приветствует.
Часть Священных Писаний была предназначена для отдель-
ных народов или племен, но Благородный Коран с его установле-
ниями универсален и предназначен для всех людей до Судного дня.
Мусульманин обязан верить во все Писания, которые ниспосылал
Всевышний Аллах в их первозданном виде. Но верить в те вариан-
ты Таурата и Инджиля, которые доступны сегодня, мы не можем,
потому что все книги, кроме Благородного Корана, по разным причинам подверглись изменениям с течением времени и более не
являются Словом Всевышнего Аллаха в истинном смысле.
Благородный Коран
Благородный Коран — это последнее из Писаний, которые люди
получили от Бога через пророков, мир им всем. Мусульмане верят,
что Благородный Коран — это Слово Аллаха.
Благородный Коран ниспосылался Пророку Мухаммаду, да бла-
гословит его Аллах и да приветствует, постепенно в течение 23-х лет.
Известно, что в истории было как минимум семь человек, которые
полностью заучили Благородный Коран из уст самого Посланника
Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует.
К моменту смерти Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах
и да приветствует, Благородный Коран был записан частями — на
пальмовых волокнах, костях и других доступных в то время матери-
алах. Правителем мусульман стал праведный халиф Абу Бакр, да бу-
дет доволен им Аллах. Халиф со временем решился собрать Коран в
единый свиток. Так появились первые полные свитки Благородного
Корана.
Благородный Коран ниспослан на арабском языке. Коран состо-
ит из 114 сур (частей/глав). Каждая сура делится на аяты (отдельные
строки).
Коран необычайно легок для заучивания, что является од-
ним из чудес, которые даровал мусульманам Всевышний Аллах.
Большинство мусульман в мире не являются арабами, но осваивают
науку чтения Корана и за короткое время заучивают его наизусть от
начала до конца. Человека, который знает Благородный Коран наи-
зусть и сохраняет его в своем сердце, называют арабским словом
«хафиз». Среди мусульман, хвала Аллаху, всегда были и есть люди,
которые хранят Коран в своем сердце.
Каждый год в месяце Рамадан Благородный Коран полностью, от
начала до конца, прочитывается в молитве таравих. В этом заклю-
чена особая мудрость — вот уже четырнадцать веков ежегодно му-
сульмане всего мира в каждой общине повторяют полностью Коран.
Так Всевышний Аллах хранит Свою Книгу, ведь Он обещал, что
сохранит Коран без изменений до Судного дня, а Господь не нару-
шает Свои обещания.
«Воистину, Мы ниспослали Напоминание (Коран), и Мы оберегаем его
(от добавления, сокращения или изменения)» (сура 15 «Аль-Хиджр», аят 9)
ВЕРА В ПРОРОКОВ
Пророком является тот, кто получил Откровение от Всевышнего
Аллаха и обучает людей правильной вере, а посланник — это тот,
кто, помимо обучения Исламу, приносит новые законы для людей.
Каждый посланник — пророк, но не каждый пророк — посланник.
Пророков из людей выбирает Аллах, никто не может стать про-
роком по своему желанию или благодаря усердию в поклонении.
Пророками становятся самые достойные люди.
Мусульмане должны верить во всех пророков Всевышнего
Аллаха и в то, что все они призывали к Единобожию. Первым про-
роком был Адам, мир ему, последним — Мухаммад, да благословит
его Аллах и да приветствует.
В Коране упомянуты имена следующих пророков (в скобках
дано традиционное для русского языка библейское имя): Адам,
Идрис (Енох), Нух (Ной), Ибрахим (Авраам), Альяса’ (Елисей), Исхак
(Исаак), Исмаиль (Измаил), Салих, Закарийя (Захария), Айюб (Иов),
Муса (Моисей), Шуайб (Иофор), Дауд (Давид), Харун (Аарон), Юсуф
(Иосиф), Худ, Лут (Лот), Ильяс (Илия), Зуль-Кифль, Яхья (Иоанн
Креститель), Сулейман (Соломон), Узайр (Ездра), Иса (Иисус), Юнус
(Иона), мир им всем, и Мухаммад, да благословит его Аллах и да
приветствует. Некоторые относят к пророкам также упомянутых в
Коране Зуль-Карнайна, Хизра, Лукмана и Юшаа, а другие считают
их праведниками, но не пророками. В Коране упомянуты не все про-
роки. Сколько всего было пророков, известно только Всевышнему
Аллаху. Есть версия, что их было сто двадцать четыре тысячи.
Качества пророков
Всевышний давал людям новых пророков всякий раз, когда они
отклонялись от истинного пути и начинали поклоняться кому-то или
чему-то, помимо Аллаха. Чтобы люди последовали за пророками,
Аллах наделил их прекрасными качествами:
1. Правдивость. Пророки никогда в жизни не лгали, не обманы-
вали и не предавали.
2. Надежность. Пророкам всегда можно было доверять, они не
присваивали себе ничего, что им не принадлежало.
3. Непогрешимость. Всевышний Аллах хранит пророков, мир им
всем, от всех видов греха. Даже до начала своей пророческой мис-
сии пророки не грешили и имели репутацию благочестивых людей.
Ни один пророк не был язычником до того, как стать пророком. Они
никогда не сомневались в существовании Аллаха и не поклонялись
идолам. Никто из них не верил, что у Аллаха может быть сотоварищ
или сын, что Аллах похож на свои творения и т. п.
4. Интеллектуальное совершенство. Все пророки были умны и
проницательны.
5. Передача Откровения. Пророки передавали всё, что им ни-
спосылалось, ничего не утаивая, и сами неукоснительно следовали
тому, чему обучали людей.
Кроме того, все пророки были очень красивы внешне. Пророки
так же, как и другие люди, ели, пили, спали.
В качестве свидетельства пророческой миссии Всевышний
Аллах дает пророкам способность совершать чудеса. Чудо происхо-
дит, чтобы доказать, что пророк действительно является пророком.
Пророки — лучшие из людей, а самый лучший из них — это по-
следний Посланник Аллаха Мухаммад, да благословит его Аллах и да
приветствует.
Вера в Пророка Мухаммада,
да благословит его Аллах и да приветствует.
Мусульмане верят, что Мухаммад, да благословит его Аллах и да
приветствует, был пророком и посланником. Он был послан ко всем людям, арабам и не арабам, и джиннам. После него больше не будет
пророков, а его закон действителен до Судного дня.
Всевышний Аллах даровал Пророку Мухаммаду, да благословит
его Аллах и да приветствует, чудеса. Главное его чудо — это Коран.
Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, ут-
верждал, что Коран никогда не будет изменен. Прошло 1400 лет, и до
сих пор существует только одна версия Корана.
Помимо чудес, доказательством истинности пророческой мис-
сии Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветству-
ет, служит совершенство его личности — внутреннее совершенство
и совершенство в делах.
О совершенстве личности Пророка Мухаммада, да благословит
его Аллах и да приветствует, можно судить по тому, какие перемены
произошли после начала его пророчества.
Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, стал
пророком во времена, когда широко были распространены заблуж-
дения и грехи. Иудеи уподобляли Аллаха творениям и изменяли
Священные Книги. Христиане не могли согласовать между собой
массу противоречащих друг другу убеждений, например, веру в тро-
ицу и убеждение, что Создатель слит со своими творениями. Арабы
поклонялись идолам и промышляли грабежами. Но после того, как
пришел Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да привет-
ствует, на смену заблуждениям и нечестию пришла вера в Единого
Бога и необычайная мера покорности Ему.
Кроме того, Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да
приветствует, смог объединить и усовершенствовать арабское об-
щество, которое до его призыва было разделено на племена и семей-
ные кланы, постоянно враждовавшие друг с другом. После принятия
Ислама они объединились, чтобы защищать Пророка, да благосло-
вит его Аллах и да приветствует, и его послание, покинули свою ро-
дину, оставили свои семьи и не жалели имущества и жизни ради
Ислама. И всё это они делали исключительно ради исламского при-
зыва и возвышения религии, ведь Пророк, да благословит его Аллах
и да приветствует, не обещал им никаких земных благ, если они по-
следуют за ним.
ВЕРА В СУДНЫЙ ДЕНЬ
Мусульманин должен верить в наступление Судного дня.
Мир, который сотворил Аллах, не вечен. Когда-нибудь этому
миру придет конец, но это не значит, что на земной жизни всё за-
кончится. Каждого ожидает вечная жизнь после смерти, и от того,
как жил человек в этом мире, зависит его участь в мире следую-
щем. Каждый предстанет перед Судом Аллаха и ответит за то, что
делал в этой жизни, поэтому к Судному дню необходимо готовиться
заранее.
Вера в Судный день предполагает веру в воскрешение, отчет за
дела, взвешивание хороших и плохих деяний на специальных весах,
мост к Раю, награду для верующих после смерти и вечные мучения
для неверующих, водоемы, из которых мусульмане навечно утолят
жажду, заступничество пророков, ангелов и великих мусульман (по
Воле Аллаха).
Верующий должен быть убежден, что в Судный день каждый по-
лучит по заслугам. Тот, кто не получил наказания за свои мерзкие
грехи и несправедливость в этой жизни, получит его в следующей.
Тот, кто совершал много благих деяний и не получил за них возна-
граждение при жизни, получит его после смерти.
Вера в Судный день очень важна для мусульманина. Она должна
пробуждать в человеке ответственность за свои поступки и стремле-
ние не терять времени зря, ведь он знает, что будет спрошен за все
свои грехи — как явные, так и скрытые, а также за то, как он вос-
пользовался теми благами, которые даровал ему Всевышний Аллах.
Это убеждение оберегает человека от запретного и совершенствует
его нравственность.
ВЕРА В ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ
Вера в предопределение — это вера в то, что всё: и хорошее, и
плохое — происходит по Воле Всевышнего Аллаха и в соответствии
с Его предвечным Знанием.
В таком случае возникает вопрос: отвечает ли человек за свои
поступки, согласно Исламу? Да, отвечает. Ответственность связана
с намеренными поступками, которые мы совершаем каждый день.
Эти поступки совершаются нашими телами или в наших мыслях,
тем не менее, они предопределены и созданы Аллахом.
Наша жизнь состоит из множества намерений, решений. И тот
факт, что Аллах знает о том, какое решение каждый примет в кон-
кретной ситуации, не освобождает нас от необходимости выбирать
— и принимать правильные решения. Мы ведь не знаем предопре-
деления. Всевышний создает наши намерения, но это мы осущест-
вляем их. Когда мы делаем намерение на что-то, мы чувствуем воз-
можность сделать намерение на что-либо другое, нас не заставляют
совершать выбор.
Следует помнить, что Аллах мог бы создать нас сразу в огне Ада
— без каких бы то ни было предварительных действий с нашей сто-
роны. Это было бы мучение, а не наказание. По Своей Милости, Он
не сделал этого, а создал нас в этом мире и дал нам правила, которым
нужно следовать. Мучение в следующей жизни в соответствии с на-
меренным непослушанием Аллаху в этой жизни называется наказа-
нием, в отличие от воображаемого случая, если бы кто-то был сразу
создан в огне Ада.
Можно спросить: «Разве это справедливо, что Аллах делает од-
ного человека мусульманином и награждает его, а другого — инду-
истом и наказывает его?» Аллах не обязан ничего делать, и ваши де-
яния не влияют на Аллаха. Добрые дела не дают вам права войти в
Рай; вход в Рай — это милость от Аллаха. Некоторым Аллах облегчил
совершение добрых дел, а некоторым — нет. Некоторым Он даровал
способность преодолевать трудности в совершении благого, а неко-
торым — нет. Аллах создал часть людей для Ада, а часть — для Рая.
Это не является несправедливостью, поскольку у Аллаха нет созда-
теля или судьи, перед которым Он отвечает. Все Его создания — пол-
ностью Его, и Он может делать с ними, что пожелает. Недопустимо
говорить о жестокости Аллаха, поскольку нельзя судить Аллаха че-
ловеческими критериями (и никакими другими).
Аллах говорит в Коране (смысл):
«Аллаха — хвала Ему Всевышнему! — не спрашивают о том, что Он
совершает, ибо Он один - Владыка Всевышний, Которому принадлежит
всё величие. А они будут спрошены о том, что совершали» (сура 21 «Аль-
Анбия», аят 23).
Судить о действиях Аллаха — это не что иное, как неповиновение.
Великий ученый, имам ат-Тахави сказал:
«Предопределение — это тайна Аллаха, которая относится к
Его созданиям. Ни приближенному ангелу, ни ниспосланному пророку
не даны знания об этом. Глубоко погружаться в это и много размыш-
лять [о сущности предопределения] — это путь к заблуждению,
лестница к лишению и к греху. Поэтому опасайтесь, опасайтесь
чрезмерного размышления, погружения, случайных мыслей, ведь, во-
истину, Аллах скрыл знание предопределения от человечества и за-
претил искать его».
БУДУТ ЛИ НЕМУСУЛЬМАНЕ В РАЮ?
В современном мире распространено мнение, что «Бог — один,
а дороги к нему есть разные». Большинство людей считает, что
Истина относительна, что каждому народу досталась своя религия и,
несмотря на внешние различия, все они по-своему верны и угодны
Богу. Подобные идеи — это ложь и опаснейшее заблуждение.
Ислам — это единственная религия Истины, следование кото-
рой является основой спасения от Огня Ада.
В Благородном Коране сказано (смысл):
«Воистину, религия перед Аллахом — Ислам» (сура 3 «Али Имран»,
аят 19).
Для того чтобы быть верующим, мало просто говорить: «Бог
есть», — или: «Я верю в Бога». Человек является истинно верующим
лишь тогда, когда имеет правильное представление о Боге, когда
описывает Всевышнего Аллаха только тем, что Его достойно, отри-
цает в отношении Него какие бы то ни было недостатки, — всё это
можно найти только в Исламе.
Ислам — это религия всех пророков, мир им. Мусульмане ве-
рят в них и убеждены, что все они в разное время призывали к
Единобожию и были мусульманами. Это неотъемлемая часть ислам-
ского вероубеждения. Все пророки учили поклоняться Всевышнему
Аллаху — это Истина. Но мы знаем, что со временем законы и по-
ложения веры, с которыми они пришли, были изменены людьми.
Например, те, кто называет себя сегодня последователями пророков
Мусы или Исы, мир им, следуют искаженным учениям, а не тому, с
чем пришли эти пророки. Людей, которые отказались принять по-
слание от Бога, отказались уверовать в пророчество Мухаммада, да
благословит его Аллах и да приветствует, считать приверженцами
Единобожия никак нельзя.
Человек, который отвергает хотя бы один из столпов Ислама,
становится вероотступником и не получит прощения в вечной жиз-
ни, если не покается и снова не примет Ислам. Так что же можно ска-
зать о тех, кто отвергает истинность всех слов Пророка Мухаммада,
да благословит его Аллах и да приветствует, и вообще не желает при-
нимать религию?
В Благородном Коране есть множество аятов о том, что Ислам —
это единственный верный путь, например:
«Кто придерживается какой-то другой религии, кроме Ислама, его ре-
лигия не будет принята, и он в Судный день будет из тех, кто нанес урон
самому себе» (сура 3 «Али Имран», аят 85).
Отмененные религии не имеют никакой ценности перед
Аллахом, но не следует думать, будто мусульмане уверены, что им
гарантирован Рай, гордятся этим и радуются, что остальные люди
вечно будут мучиться в Аду. Это далеко не так. Каждый верующий
испытывает страх перед тем, что может умереть вне Ислама. Ведь
вера — это не личная заслуга человека, не результат его труда, а дар
от Всевышнего Аллаха, Который наставляет на Истинный путь, кого
захочет. Мусульманин каждому желает принять Ислам и заслужить
довольство Создателя, но сделать это можно только через следова-
ние Его религии — все остальные пути не верны.