8 страница11 августа 2024, 18:37

Глава 8. Программа Диететика: гармония с обществом и с собою

Что мы исследуем: Как возможна гармония человека в современном западном обществе?

Что нового: Как приобрести внутреннюю гармонию?

Чему мы научимся: Как увидеть реальную картину мира?

1. Однако поскольку человек не может жить без ценностей и норм, такой релятивизм * делает его легкой добычей иррациональных систем ценностей. Он возвращается к концепциям, которые уже были преодолены греческой философией, христианством, Ренессансом и Просвещением XVIII века. Требования государства, восторженное поклонение магическим качествам всесильных лидеров, могущество машин и материальный успех сделались источниками норм и моральных суждений человека (Фромм Э. 2012) [1].

* Релятивизм — это позиция, согласно которой, все ценностные суждения и этические нормы есть исключительно дело вкуса или произвольного предпочтения и что в области морали не может быть сделано объективно правильных утверждений (там же).

2. Гармония образа жизни человека с западной цивилизацией. То, что современное западное общество придерживается позиции релятивизма, говорит о том, что они не восприняли сердцем целостный образ этики своего Создателя (IV фр. 7. 13, 14). Они не смогли увидеть за бесчисленными правилами своих религий подлинный образ их Творца. В итоге они стали релятивистами, где каждый сам себе и бог, и законодатель, и судья, и исполнитель приговора. Однако, чтобы достичь гармонии человека в обществе, в котором он живет, необходимо понять целостный образ этики своего Создателя.

3. Понять целостный образ этики. Первоисточник — Псалом 1:1-3 *. В нем мы можем найти ответ, как человек может найти счастье, живя в западном обществе.

· "Как блажен человек, который не ходит на совет нечестивых, не стоит на пути грешников и не сидит в собрании насмешников! Но в законе Господнем радость его, и в законе Его он размышляет день и ночь. Он будет подобен дереву, прочно посаженному при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист его не вянет; И во всем, что он делает, он преуспевает".

· Комментарий учёного: Фромм Эрих. Человек для себя. 2012. Книга Фромма посвящена теме обсуждения вопросов этики, норм и ценностей, для осуществления индивидуальных возможностей человека в условиях современной жизни.

· Комментарий автора. Счастливый тот человек, который не участвует в обсуждении общих проектов с людьми, которые стоят на позиции релятивизма — «не ходит на совет нечестивых». Счастливый тот человек, который избегает совместных дел (бизнеса) с людьми, известных своими пренебрежением к нормам морали — «не стоит на пути грешников». Счастливый тот человек, который избегает пребывания в обществах не только пренебрегающих нормами морали, но и высмеивающих эти нормы, пытаясь доказать их глупость — «не сидит в собрании насмешников» (I фр. 13. 15–18).

· Наоборот, размышляя над нормами морали, данные его Создателем — «но в законе Господа», он сам приходит к выводам насколько для него полезно соблюдать эти нормы для его частного счастья (осознание). Как проявит себя осознание пользы норм Бога? – В «законе Господнем радость его». Следствием образа жизни, основанного на принципах морали, будет успешная жизнь, несмотря на разрушающее влияние западного образа жизни. Поэтому такой человек будет подобен дереву «прочно посаженному при потоках вод и лист его не вянет». Где под потоками вод понимается «дыхание жизни» (II фр. 4. 8, 9) Результат — он «приносит свой плод во время свое» во всяком своем предприятии «и во всем, что он делает, преуспевает».

* Библейский центр (англ. Bible Hub)/ Новая Американская Стандартная Библия – NASB (англ. New American Standard Bible)/ Псалом. 1. https://biblehub.com/nasb_/psalms/1.htm

4. Гармония внутренней красоты — души. Первоисточник — Исход 34:6, 7 *. Там демонстрируется целостный образ нашего Творца. Он не Бог карающий, как Его, к сожаленью, представляют религии. Он в первую очередь Бог милосердия. Поэтому Бог Сам раскрывает образ того, что представляет Его милосердие, подробно описывая его проявления в Своих действиях. Однако Его милосердие уравновешивается справедливостью для тех, кто продолжает нарушать его моральные законы, несмотря на проявленное к таким людям милосердие. Поэтому тот, кто осознает этот целостный образ Бога, тогда он захочет подражать Ему и таким образом достигнет гармонии красоты души.

· "Тогда Господь прошел перед ним и провозгласил: «ГОСПОДЬ, ГОСПОДЬ Бог, сострадательный и милосердый, медленный на гнев и многомилостивый и истинный, который хранит милость для тысяч, кто прощает беззаконие, преступление и грех; но Он никоим образом не оставит виновных безнаказанными, наказывая вину отцов на детях и на внуках до третьего и четвертого рода".

· Комментарий ученого. "Описание Его сущности с помощью ряда эпитетов. У куста Он явил Свой вечный, самосущный характер; при спуске на Синай Он Своим величием вызвал страх; теперь же, прощая Свой народ и снова оказывая ему милость, Он открыл Свой атрибут милосердия (Исход 19:16-19; 20:18-21). Чтобы сильнее запечатлеть эту черту Своего характера в Израиле, Он накапливал эпитеты за эпитетами, называя Себя Rachum, «нежным или сострадательным»; Channun, «добрый или человеколюбивый», раздающий Свои блага [дары, ред., автора] просто из доброты; Arek appayim, «медленный на гнев»; Rab chesed, «великий в милосердии»; Natsar chesed, «хранитель милосердия»; и Nasa Avon , «прощающий беззаконие». Тем не менее, чтобы предотвратить фатальное заблуждение, что Он есть Существо чистой и умеренной благосклонности, добавил, чтобы завершить описание, ссылку на Его справедливость. Он «никоим образом не оставит виновных безнаказанными» и «наказывая вину отцов на детях и на внуках до третьего и четвертого рода» (I фр. 28. 11, 17–19). Библейский комментарий Элликотта для англоязычных читателей *

· Комментарий автора. Человек может приобретать гармонию, отражая в своей жизнедеятельности целостный образ Бога, Его основную черту характера – милосердие. Милосердие включает быть нежным с тем, кто страдает от боли физической и/или душевной. Быть добрыми и человеколюбивыми, как к себе, так и другим (ведь я/мы тоже человек/и). Дарить не в ответ, а бескорыстно. Гнев уместен, когда проявляют зло со стороны других к нам или другим, но им важно управлять. Управлять гневом возможно, прощая злые поступки, как себе (если сожалеем о них) так и другим. Однако основная черта характера милосердие, как и все имеет границы. Те люди, которые не воспринимают проявленное к ним милосердие (включая нас), а продолжают нарушать моральные принципы Творца, сами себе отказывают в милосердии (I фр. 25. 4–6; 26. 13, 14).

Каждый человек имеет заложенные Создателем возможности — «образ Божий», чтобы развивать свои способности на основании того, что он «создан хорошим», подражая Ему в милосердии (I фр. 23. 10, 11). Гармония красоты души возможна при развитии частной философии.

* Исход 34, комментарий Элликотта для англоязычных читателей: https://biblehub.com/commentaries/ellicott/exodus/34.htm

5. Развитие частной философии. Первоисточник — Екклесиаст 2:1–11 *. Соломон, которому приписывают авторство этой книги, был самым известным мудрецом среди всех мудрецов Египта, Ближнего Востока и даже мудрее некоторых древних образцов мудрости [2]. В итоге его мудрость соответствует древнегреческому понятию «философия» **. Царь Израиля Соломон, как современные ученные, посвятил часть своей жизни исследованиям философии жизни человека: "Я посвятил себя поиску понимания и исследованию мудрости всего, что делается под небом" (Екклесиаст 1:13) #.

· "Я сказал себе: "Давай попробуем удовольствие. Давайте искать "хорошие вещи" в жизни". Но я обнаружил, что это тоже было бессмысленно. Поэтому я сказал: "Смех – это глупо. Что хорошего в том, чтобы искать удовольствия?" После долгих раздумий я решил подбодрить себя вином. И, все еще ища мудрости², я ухватился за глупость. Таким образом я пытался испытать единственное счастье, которое большинство людей находит за свою короткую жизнь в этом мире. Я также пытался найти смысл, строя себе огромные дома и сажая красивые виноградники. Я сделал сады и парки, наполнив их всевозможными фруктовыми деревьями. Я построил резервуары, чтобы собирать воду для орошения моих многочисленных цветущих рощ. Я купил рабов, мужчин и женщин, и другие родились в моем доме. У меня также было много крупного и мелкого скота, больше, чем у любого из царей, живущих в Иерусалиме до меня. Я собрал большое количество серебра и золота, сокровища многих царей и провинций. Я нанимал замечательных певцов, как мужчин, так и женщин, и имел много красивых наложниц Δ. У меня было все, что только может пожелать мужчина! И стал я выше всех живших до меня в Иерусалиме, и мудрость моя никогда не покидала меня. Все, что я хотел, я бы взял. Я не отказывал себе в удовольствии. Я даже находил большое удовольствие в тяжелой работе, награду за все мои труды. Но когда я смотрел на все, над чем я так усердно работал, все это было так бессмысленно, как погоня за ветром. Ничего действительно стоящего нигде не было".

* Екклесиаст 2. Новый Живой Перевод (NLT): https://biblehub.com/nlt/ecclesiastes/2.htm

** Философия – происходит от др. греч. φιλοσοφία «любомудрие, любовь к мудрости», далее из φιλία «дружба, любовь»вместе с σοφία «мудрость». 1. Любовь к знаниям и мудрости, поиск мудрости, сосредоточенное размышление, учеба у Платона и т. д. 2. Систематическое изучение объекта, исследования в Исократа (др. греч философ-софист). 3. Философия, исследование истины и природы у Платона и т. д. [3].

# Екклесиаст 1. Новый Живой Перевод (NLT):

Δ Некоторые переводы, как например Новая Версия Короля Иакова (англ. NKJ), вместо слов "имел много красивых наложниц" переводят как "прелести сыновей человеческих и музыкальные инструменты всех видов " (Екклесиаст 2:8): (https://biblehub.com/ecclesiastes/2-8.htm). Однако приведенный автором цитаты из Нового Живого Перевода (англ. NLT) больше соответствует среде, которую создал Соломон в своём царстве: "Царь Соломон любил многих чужеземок. Кроме дочери фараона, он женился на женщинах из Моава, Аммона, Эдома, Сидона и хеттеянок. У него было 700 жен царского происхождения и 300 наложниц" (1 Царств 11:1, 3): https://biblehub.com/nlt/1_kings/11.htm

6. Резюме царя Соломона. Первоисточник — Екклесиаст 2:24-26 (там же). Исследования царя Соломона для нас очень ценны, так как они основаны на выводах самого мудрого человека. Поэтому нам нет необходимости проверять все на собственном опыте, тем более, что мы не обладаем таким богатством и властью, как у Соломона.

· "Итак, я решил, что нет ничего лучше, чем наслаждаться едой и питьем и находить удовлетворение в работе. Потом я понял, что эти удовольствия от руки Бога. Ибо кто может есть или наслаждаться чем-либо, без Него? Бог дает мудрость, знание и радость тем, кто угождает Ему" (I фр. 13. 2, 4, 5).

· Комментарий ученого. Фромм Эрих. Иметь или быть? 2014. Книга Фромма посвящена анализу характера человека, исходя из двух основных направлений в образе жизни человека — «иметь» или «быть».

· Комментарий автора. Царь Соломон на собственном опыте убедился, что удовлетворение всех желаний приводит к бессмысленности жизни (Екклесиаст 2:1-11) (I фр. 12. 7–10). Царь Соломон признал, что удовлетворение потребностей «наслаждаться едой и питьем и находить удовлетворение в работе» наступает с помощью мудрости и знания, которые получает тот человек, «кто угождает Ему» (там же).

7. Гармония внешней красоты — тело. Первоисточник — 1-е Коринфянам 12:14, 18, 24-26 (комментарий к Новому Завету) *. Апостол Павел, желая показать собранию, как возможно гармонично взаимодействовать в собрании, в качестве наглядного примера, привел образ гармонично устроенного Творцом тело человека.

· "Наши тела состоят не только из одной части. У них много частей. Но Бог соединил все части нашего тела так, как Он решил лучше всего. На самом деле мы не можем обойтись без тех частей тела, которые кажутся нам самыми слабыми. Бог собрал наши тела таким образом, что даже те части, которые кажутся наименее важными, имеют ценность. Он сделал это для того, чтобы все части тела работали вместе, чтобы каждая часть заботилась о других. Если у нас болит одна часть тела, у нас болит все тело. Если уважать одну часть нашего тела, все тело будет счастливо".

· Комментарий ученого. ГАЛЕН. О взглядах Гиппократа и Платона. "Он [Хрисипп, ред., автора] ** утверждает, что здоровье тела зависит от пропорции (συμμετρία) [симметрия, ред., автора] # теплого, холодного, сухого и влажного, т. е. элементов тела, красота же, по его мнению, заключается уже не в пропорции элементов, но в пропорции частей тела, т. е. в пропорции между пальцем и пальцем, и между всеми пальцами и кистью и запястьем, и между всеми этими частями и локтем, между локтем и предплечьем, и между всеми частями вообще, как написано в "Канонеˮ Поликлета. Преподав нам в этом сочинении все пропорции тела, Поликлет подтвердил слово делом, создав статую согласно предписаниям своей теории и назвав саму статую, как и сочинение, "Канономˮ. Таким образом, по мнению всех врачей и философов, красота тела заключается в пропорции частей" (Фрагменты ранних греческих философов, 1989. 40. 3) [194].

· Комментарий автора. Тело состоит из многих частей. Все части тела соразмерно сложены между собой в одно тело, согласно своему предназначению, задуманному Создателем — «Бог соединил все части нашего тела так, как Он решил лучше всего». Каждая часть тела одинакова важна, независимо от чьего-либо мнения — «кажутся наименее важные» или «кажутся нам самыми слабыми». Чтобы иметь правильное отношение к разным частям тела, необходимо понять назначение каждой их них — «имеют ценность». Затем понять их взаимодействие в составе тела, как целостного организма для его гармонии — «Бог собрал наши тела таким образом"». Гармоничность целостного тела влияет на его здоровье (II фр. 9. 3–5; 17. 6–9).

* 1-е Коринфянам 12. Современная Английская Версия (англ. CEV): https://biblehub.com/cev/1_corinthians/12.htm

** Хриссип, родился ок. 280 до н. э. в Солах (Киликия), умер ок. 204, греческий философ, стоик. За основу познания Xрисипп принимает чувственное восприятие [эстетика, ред. автора] [44].

# Симметрия. В античной теории искусства под симметрией понималось не зеркальное отражение, как это принято сейчас, но строгая пропорциональность. Стремление греческих художников к идеальному соотношению отдельных частей между собой и внутри целого позволило классикам 5 веке, и в особенности Поликлету в «Каноне», создать определенные нормы, которые, хотя и были продиктованы временем, частично легли в основу эстетических представлений последующих эпох (там же).

Так как мы живем в среде западного общества, нам необходимо учитывать то, что может разрушать внутреннюю и внешнюю гармонию.

8. Разрушение гармонии. Как это ни парадоксально, но та же наука может не только созидать, но и разрушать нашу красоту тела и души. Другими словами, важно понимать, что не все научные фрагменты могут отображать реальную картину души и тела. Поэтому необходимо прислушаться к словам эксперта Джерри Бергмана *

· Комментарий ученого. Джерри Бергман. "Большинство известных случаев фальсификации в науке в наши дни приходится на биологические науки. Только в области медицинской биологии в 2001 году Управлением по соблюдению честности в научных исследований Минздрава США были раскрыты 127 случаев фальсификации. ...Проблема представляет собой не просто академический интерес: она касается здоровья и жизни людей. На кону оказывается нечто большее, чем престиж и деньги, – фальсификация может стать причиной человеческой смерти, и в медицинской науке фальсификаторы «играют жизнями». Подобные случаи происходят по всему миру" [6].

* Бергман Джерри, имеющий 9 ученых степеней, включая 2-е доктора наук. В частности, учёные степени по биологии, химии, психологии, а также в области анализа и научных исследований (там же).

9. Другая причина фальсификации в науке. Необычайная сложность человека и попытка науки познать его с помощью разделение на многие фрагменты привела к еще большей запутанности.

· Комментарий ученого. "Каждая клетка нашего тела по своей сложности многократно превосходит любой механизм, придуманный и созданный человеком. А ведь в нашем теле – многие миллиарды разнообразных, согласованно работающих клеток. Исследовать живой организм нелегко: его нельзя повреждать, чтобы понять, как он работает. И несмотря на усилия биологов и медиков, мы до сих пор очень мало знаем о том, как устроено и работает человеческое тело". (Каменский А.А., доктор биологических наук, заслуженный профессор МГУ (Московский Государственный Университет), заведующий кафедрой физиологии человека и животных биологического факультета МГУ с 2007) [7].

10. Видеть «картинку» — подлинный образ мира. Сложность синтеза единой и целостной картины окружающего мира состоит в том, что каждый человек на земле, живший ранее или сейчас, имеет свое видение части целого. Однако были среди них и такие творческие люди, которые посвятили свою жизнь исследованию той части, на которую они только были способны, чтобы отразить ее в отдельном фрагменте картины пазла. Более того, они были настолько высоконравственны, чтобы честно говорить о выводах своей научной деятельности. Но именно они могут отразить подлинное видение своего фрагмента пазла. Автору пришлось потратить много усилий и времени, чтобы отыскать таких талантливых и драгоценных индивидов. Автору потребовалось ещё больше времени на приобретение знаний, размышления, чтобы понять терминологию каждого учёного и долготерпения в складывании их фрагментов знаний в единый образ мира. Для этого потребовалось исследовать множество других источников, включая междисциплинарные науки, которые автору помогали видеть стыки фрагментов пазла, согласующихся с другими науками. Но в итоге автор испытал те чувства, о которых говорил Рене Декарт: "... и вскоре он удивится, что сделал успехи гораздо большие, чем те, кто занимался частными науками" [8].

11. Резюме. Развитие индивидуальности человека будет проявляться в искусстве синтеза осколков образа окружающего мира, в единую картину с помощью подлинных знаний. Это является нелегкой задачей, но творческой и человеку это возможно, поскольку он создан для этого. В итоге, по мере продвижения процесса складывания целостного образа подлинного окружающего мира, человек будет приобретать гармонию, ведущая его к счастью.

В следующей главе нас ожидает еще более интересный пазл "питание", который сам в свою очередь разбит на множество отдельных фрагментов пазла. Автор же синтезирует это множество фрагментов в одну картинку, назвав его оптимальным (наилучшим) питанием. Ваша же задача будет состоять в том, чтобы найти его место в общей картине "Диететика" — синтезе искусства жить.

Следующая глава: Современная теория сбалансированного питания

Что мы исследуем: В чем суть теории сбалансированного питания?

Что нового: Почему теория сбалансированного питания ошибочна?

Чему мы научимся: Что поможет нам изменить пищевое поведение?

Рекомендации

1. Фромм Эрих. Человек для себя./Пер. с англ. А. В. Александрова – М.: АСТ. Астрель, – 2012. – 320 с.

2. Encyclopædia Britannica Inc. https://www.britannica.com/biography/Solomon

3. Сборник Большого словаря древнегреческого языка: https://www.greek-language.gr/digitalResources/ancient_greek/tools/liddell-scott/search.html?l

4. Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. – М.: Наука, 1989. – 576 с.

5. Словарь античности: Пер. с нем.; Отв. ред. В. И. Кузищин / Сост. Йоханнес Ирмшер в сотр. с Ренате Йоне. – М.: Прогресс, 1989. – 704 с.

6. Бергман Джерри. Почему в современной науке свирепствует эпидемия лжи. https://creation.com/science-fraud-epidemic

7. Каменский А. А. Организм человека: просто о сложном: Материалы для подготовки к единому государственному экзамену и вступительным экзаменам в вузы: учеб. пособие / А. А. Каменский. – М. : Дрофа, 2007. – 267, [5] с.: ил., 16 л. цв. вкл. – (Выпускной/вступительный экзамен).

8. Декарт Р. Сочинения в 2 томах.: Пер. с лат. и франц. Том 1/Сост., ред., вступ. ст. В. В. Соколова. – М.: Мысль, 1989.– 654, [2] с, 1 л. портр, – (Филос. наследие; Том 106).

8 страница11 августа 2024, 18:37