Глава 6. Результат влияния клип-культуры
Что мы исследуем: Как в воспоминаниях и мыслях проявляется результат клип-культуры?
Что нового: Как в бессознательном проявляется результат клип-культуры?
Чему мы научимся: Как прекратить влияние вирусной программы клип-культуры?
1. Нами правят, наше сознание программируют, наши вкусы предопределяют, наши идеи нам предлагают — и все это делают в основном люди, о которых мы никогда и не слыхивали (Бернейс Э. 2010) [1].
2. Первый раз я поняла, что папа и моя семья волнуется за мое состояние здоровья. Я этого не осознавала. Я была слишком сосредоточена на своем теле, выраженного в минимуме фунтов и еды, и ничего кроме этого не видела вокруг себя (Заша Рассел Мэмет)[2].
3. Программирование нашего сознания. Когда-то мы просматривали короткие видео, связанные с различными формами лица, груди, живота, ягодиц, бедер и голеней. Постепенно в нашем сознании из этих разрозненных фрагментов тела запечатлелся образ идеального тела (I фр. 14. 6). Этот образ тела отличался экстремальной худобой или подтянутым телом с минимальным подкожным жиром. Однажды мы стали его воспринимать как красивый. Так клип-культура за нас предопределила идею красоты, а с идеей предопределила и вкус. Так незаметно для нас, через наше сознание клип-культура запрограммировала чужой образ тела и сделала его нашим (II фр. 14. 5–7). Так чужой образ тела стал частью нашего бессознательного и стал автоматически управлять нашим пищевым поведением. Однако наше сознание способно проследить этот процесс, если мы, как пленку прокрутим назад на примере воспоминаний и мыслей Заши.
4. Воспоминание и мысли Заши Мэмет. Результат влияния на сознание Заши. Детство. Первое критическое сравнение частей тела. В своем доме.
· Мама и я в ванной. Ее плоский живот и маленькая грудь. Я смотрела на свой живот. Он был пухлый. Он не такой, как у мамы. Почему? Беспокойство и боль.
5. Воспоминание и мысли (продолжение). Результат влияния на сознание Заши в начальной школе.
· Первый раз осудили мое телосложение. Рана. Боль. Мне восемь лет. Слышу, как мне говорят, что я толстая. Я не была толстой. С тех пор этот голос поселился внутри. Несмотря на то, что я не толстая, голос внутри говорит обратное здравому смыслу «Ты — толстая», снова и снова. Предвзятое отношение ко мне. Меня это напрягает и мне очень больно. Разные бренды одежды Marks&Spencer, Gap и т.п. на девочках в школе. Я хотела также одеваться.
6. Воспоминание и мысли (продолжение). Результат влияния на сознание Заши в шестом классе.
· Первый раз высмеяли мой стиль одежды. Мне стыдно, глубокая рана и желание спрятаться от всех. Боль. Не здоровая психика директора школы (думаю – он сумасшедший). Дети богатых родителей. Одежда брендов и аксессуаров Marks&Spencer, Gap, Banana Republic, Old Navy и Piperlime. Маленькие классы. Ужасные учителя. Клетчатая школьная форма. "День свободной одежды". Я выбрала из каталога Делии голубую футболку с бегемотом и надписью под ним "модный". Доминирование одноклассника. Мальчик из класса начал травлю моего стиля одежды: – "как я посмела считать себя модно одетой?" Дети из других классов присоединились к травле. Высмеивание. Неприятие ничего непохожего. Агрессия. Изгнание из их круга общения. Издевательство детей. Мне очень больно. Самоосуждение. Ненавижу себя. Нравлюсь ли я мальчикам? Сомнения в себе. У меня нет друзей. Я несчастна. Потеря надежды, что когда-нибудь кому-то понравлюсь.
7. Воспоминание и мысли (продолжение). Результат влияния на сознание Заши в школе искусств. Восьмой класс.
· Ненавижу свое тело. Я должна одеваться как все. Необходимо всем нравиться, особенно мальчикам. Стиль одежды сестёр Мэри-Кейт и Эшли Олсен. Богемность в одежде детей богатых родителей. Подражание их манере одеваться. Наблюдение, как одеваются другие девочки. Как они странно одеваются. Рваная, разносортная одежда. Скрытное копирование. Разочарование. У меня не такое телосложение. Мама говорит: надо следить за тем, что я ем. Запрещенные продукты. Мама: сколько ты ешь? Ограничение в количестве. Ты уверена, что голодна? Ненавижу своё тело. Страх ходить по магазинам, там, где были обычные продукты. Мама звала меня в отделы магазинов, где были продукты для похудения.
8. Отражение результатов в бессознательном. Эти результаты находят свое отражение в образе жизни Заши, который формирует ее ежедневное поведение. Бессознательное распознается на уровне ощущений, чувств и установок *. Утро. Пробуждение.
· Поза на кровати «эмбрион»: на боку с подтянутыми коленками к груди – спиной к внешнему миру. Ощущение беззащитности. Я не толстая, но должна быть худой. Желание лежать не двигаясь. Серость. Надо быть стройной. У меня ничего не получается. Ощущение слабости внутри. Безликость. Нельзя быть такой толстой. Ощущение беспомощности. Где моя талия? Желание ни о чем не думать. Надо заставить себя. Воспоминания о вчерашнем. Я должна иметь плоский живот. Чувство вины. Желание ничего не делать. Я должна кому-то понравиться. Я никому не нужна. У меня не такая грудь. Кто захочет встречаться со мной? Почему у меня не такие ягодицы? Я никому не нравлюсь. Желание никого не видеть и не слышать. Почему я не такая как все? Чувство никчемности. У меня не такие скулы. Зачем я живу? Надо встать. Зеркало. На кого я похожа. Я должна сегодня обязательно пробежать еще пару километров. Надо взять себя в руки.
* Установка (психология) — это оценки или чувства по отношению к человеку, идее или объекту, которые обычно положительны или отрицательны [3].
9. Продолжение. Надо собраться в школу.
· Чувство тревоги. Как мне одеться? Зеркало. Мне ничего не подходит. Что я должна одеть? Меня все раздражает. Что подумают мои одноклассники, если я так оденусь? Надо сегодня не есть. Школа искусств. Чувство страха. Надо держать себя в руках. Напряжение. Скованность. Я должна улыбаться. Самовнушение: со мной все хорошо. На переменке надо сходить в туалет. Туалет, зеркало. Зачем я надела такую юбку? Ощущение пухлости. Она не подходит к стилю. Завтра оденусь по другому. Надо приобрести такую блузку как у Эшли. Что-то надо сделать с моей сумкой.
10. Продолжение. Вечер.
· Ничего мне не интересно. Бессилие. Так хочется съесть хоть что-нибудь. Ванная. Зеркало. Чувство голода нарастает. Ощущение слабости. Хочется лечь. Я обещала позвонить папе. Надо подготовиться к урокам. Я не хочу ничего рассказывать маме, как прошел день, что я ела, какие оценки. Хочу, чтобы все оставили меня в покое. Ощущение опустошенности. Глухое и давящее чувство голода. Ни на чем не могу сосредоточиться. Надо выпить горячей воды, почистить зубы.
11. Продолжение. Результат влияния на сознание Заши проявляется в качестве сна и чувственных образах в ее сновидениях. Ночной сон. Частые пробуждения.
· Ощущение сердцебиения. Чувство страха. Сон. Давящее ощущение каких-то смутных образов. Что-то большое, неотвратимо надвигающееся. Я хочу бежать, но ноги не слушаются меня. Чувство тревоги. Пробуждение. Ощущение возможности упасть с большой высоты и разбиться. Чувство страха падения. Я пытаюсь удержаться на краю пропасти *. Сон. Ощущение потери границы сна и бодрствования. Пробуждение. Ощущение знакомой местности. Чувство ненужности. Не могу найти дорогу домой. Появляется мой дом. Двери. Ключ не подходит. Папа зовет. Ключ исчезает. Я не могу повернуться к нему. Где мама положила ключ? Пробуждение. Ощущение разбитости. Чувство одиночества.
* Психика отражает в сознании результаты бессознательной деятельности с помощью образов в сновидениях.
12. Невозможность принятия решения сознанием Заши. Чтобы прекратить поведение Заши, которое привело ее к ужасному заболеванию нервной анорексией, ей необходима помощь специалиста. Однако страдающие нервной анорексией избегают обращаться к врачу (I фр. 21. 12; 29. 18). Поэтому видя все ухудшающееся физическое и психическое состояние Заши, ее отец принимает вместо ее сознания свое осознанное решение.
13. Осознанное решение папы. Вместо дочери, ее папа принимает решение прекратить поведение, направленное на саморазрушение ее психики и тела.
· "Однажды вечером он пришел домой с вечеринки, взял меня за плечи и сказал: «Тебе не позволено умирать»" (III фр. 7. 2–4).
Почему Заша не могла принять своим сознанием решение за обращением к специалисту?
14. Невозможность принятия решений. Состояние Заши было результатом влияния клип-культуры, связанной с «идеалом худобы».
· Принятия решения сознанием Заши о начале познавательной деятельности в отношении подлинной красоты было невозможно. Такая возможность у нее могла появиться только после успешного лечения в клинике неврозов. Но врачи не смогли помочь Заши разобраться в причине ее самоистязания. Они лечили следствие (I фр. 29. 10, 11).
15. Сознание Заши и ее отчет. В 2005 год Заши исполнилось 17 лет. Ее сознание делает отчет перед собой за результат того, что она восприняла как действительность (подлинность).
16. Дом и забота ее семьи. Начало пробуждения сознания Заши.
· Папа твердо уверен, что я нуждаюсь в серьезном лечении. Он направляет меня в клинику неврозов. Первый раз я поняла, что папа и моя семья волнуется за мое состояние здоровья. Я этого не осознавала. Я была слишком сосредоточена на своем теле, выраженного в минимуме фунтов и еды, и ничего кроме этого не видела вокруг себя (I фр. 29. 18).
17. Клиника неврозов. Процесс лечение и осознание Заши бессмысленности внешнего "выздоровления".
· Лечение сосредотачивалось на возможности набрать определенный вес к определенному сроку с помощью определенного питания. Пришло открытие (осознание). Сосредоточенность в лечении на определенных числах и еде, только в обратном порядке, это только внешнее "выздоровление". После разрешения покинуть клинику, я уехала на лето из дома и снова потеряла все набранные фунты. А главного виновника этого страшного заболевания, так никто и не выявил (I фр. 29. 19, 20).
18. Внутренний монстр. В приведенном анализе роли сознания Заши нас интересует две его возможности. Эти две возможности сознания помогут нам прекратить действие бессознательного направленное на разрушения психики и тела. В случае Заши ей никто не помог (в том числе и в клинике, где она лечилась) разобраться в "виновности" бессознательного, как причины ее заболевания. Заша определила бессознательное, как «внутреннего монстра», с которым она ведет борьбу.
· "Я обнаружила, что мое расстройство на самом деле никогда не было связано с весом или с едой – просто так проявляет себя монстр".
Ее сознание смогло использовать одну из его возможностей – отчет перед собой за результат того, что она восприняла как действительность. Однако далее, как использовать это пришедшее к ней озарение, она не знала, да и не могла знать ввиду того, что эти знания касаются невидимых глубоких психических процессов, происходящих внутри человека.
19. Прекращение действия вирусной программы бессознательного. Мы же воспользуемся знаниями о роли сознания в психике человека (II фр. 10. 8; IV фр. 4. 3). Это прекратит в будущем действия "монстра" (загруженной вирусной программы "худой − значит красивый") покинул наше бессознательное и перестал нами управлять. Для этого сознание имеет возможность начать познавательный процесс, направленный на синтез образа подлинной красоты души и тела человека.
· "За сознательными содержаниями следуют бессознательные процессы, которые воздействуют на эти содержания или вместе с ними" (курсив автора) (Скляр А.Ю., Кардош Р., Хассин Р.Р., 2021) [4].
Подобный процесс формирования на основании имеющихся тогда знаний уже однажды произошел в древней Греции в Афинах. Мы увидели результаты этого *. Это наш исторический опыт и мы можем воспользоваться им, используя современные достижения наук, отражающие подлинный окружающий нас мир. Но об этом в следующей главе.
* В третьей моей книге "Что не так с диетой? Какова роль эстетики" рассказывается о сердце источника формирования классической (образцовой) красоты — Античных Афинах. Там формировалось чувство красоты с помощью всеобъемлющего воспитания. В результате там впервые был сформирован целостный образ красоты – калокагатия. Это воспитание было направлено на создание образа калокагатии – гармонии внутренней и внешней красоты или гармонии души и тела.
20. Резюме. Клип-культура произвела глубокие изменения в бессознательном юной девушки. В результате этих изменений она стала страдать нервной анорексией. Ее пример является ярким доказательством, что сознание управляет человеком в рамках бессознательного. Поэтому для изменения пищевого поведения необходимо загрузить новую программу, основанную на целостном восприятии подлинного окружающего нас мира.
Следующая глава: Программа Диететика: синтез искусства жить
Что мы исследуем: Как современная наука познает окружающий мир, и каков результат?
Что нового: Как синтез искусства жизни приведет человека к счастью?
Чему мы научимся: Как достичь гармонии человека в обществе?
Рекомендации
1. Бернейс Э. Пропаганда / Эдвард Бернейс; Пер. с англ. И. Ющенко. – М.: Hippo Publishing, 2010. – 176 с.
2. Заша Мамэт рассказывает о своей борьбе с расстройством пищевого поведения в сентябрьском номере журнала Glamour https://www.glamour.com/story/zosia-mamet-opens-up-about-her-eating-disorder
3. Установки/Введение в психологию: https://courses.lumenlearning.com/waymaker-psychology/chapter/attitudes-and-persuasion/
4. Sklar AY, Kardosh R, Hassin RR. From non-conscious processing to conscious events: a minimalist approach. Neurosci Conscious. 2021 Oct 19;2021(2):niab026. doi: 10.1093/nc/niab026. PMID: 34676105; PMCID: PMC8524171.