Глава 5. Отражение клип-культуры в сознании
Что мы исследуем: Как распространенность «клиповой культуры» повлияла на образ жизни Заши и ее способность управлять собой?
Что нового: Как в сознании конкретного человека отражается клип-культура?
Чему мы научимся: Каким образом влияние клип-культуры проявилось в пищевом поведении?
1. На личностном уровне, ... обстреливают нас разорванными и лишенными смысла «клипами», мгновенными кадрами. По сути дела, мы живем в «клип-культуре». Вместо получения пространных, соотносящихся друг с другом «полос» идей, собранных и систематизированных, нас все больше пичкают короткими модульными вспышками информации — рекламой, командами, теориями, обрывками новостей, какими-то обрезанными, усеченными кусочками, не укладывающимися в наши прежние ментальные ячейки (Тоффлер, Э. 2004) [1].
2. Личностный уровень. В качестве наглядного образа рассмотрим историю Зашы Рассел Мэмет. Ее история покажет нам, как клиповая культура влияет на личностном уровне на сознание юношей и девушек. Заша американская актриса и музыкант, ставшая известной через сериалы "Девочки" (2012 г.), "Родители" (2010 г.), "Соединенные Штаты Тары" (2009 г.). История Заши примечательна тем, что она смогла раскрыть многие подробности о своем расстройстве пищевого поведения (нервная анорексия). Обычно люди, страдавшие нервной анорексией стыдятся своего пищевого поведения и поэтому скрывают все, что было связано с этим расстройством. Однако главное в истории Заши то, что она находилась в той среде, которая полностью пропитана идеалом худобы, как эталоном красоты. Несмотря на такую среду, Заша смогла осознать причину ее заболевания и совместными усилиями близких людей излечится. Реконструкция истории Заши поможет нам глубоко прочувствовать влияние клип-культуры на ее образ жизни.
3. Реконструкция истории Заши. Этот анализ роли сознания в образе жизни Заши Рассел Мэмет на период 2005 года, был реконструкцией ее истории в возрасте 17 лет [2]. Для этого необходимо было передать окружающий "климат", "местность" и "почву", виляющие на формирование бессознательного Заши (III фр. 15. 2–4). Для этого я использовал большей частью ее воспоминания изложенных в номерах журнала "Гламур" (англ.) за февраль и сентябрь 2014 г., декабрь 2015 г., март 2016 г. Чтобы разобраться в ее школьном окружении, была исследована тема школьного образования 1990 – 2000-х годов в штате Калифорния, г. Лос-Анджелес. Необходимо было понимать историю Лос-Анджелеса, его месторасположение, экономическое и культурное развитие, досуг, спорт и развлечения. Отдельно исследовать жилой район Пасифик Палисейдс и некоторых известных ее жителей на фоне общего развития города. Было исследовано множество сайтов по моде 1990–2000-х годов, известных модельеров и их моделей (в том числе Мэри-Кейт и Эшли Олсен), брендов, магазинов и бутиков этих брендов. В отношении мамы и папы Заши была использована информация частично из Википедии (англ.), частично сайтов посвященных их кинорежиссуре и фильмографии. Для воспроизведения роли сознания в жизни Заши, использовались знания современной науки о психологии человека, его поведения, психических процессов, происходящих в ней. Пробелы в процессах сознания Заши дополнил своими воспоминаниями в состоянии депрессии, особенно касающихся процесса сна и сновидений [1].
4. Анализ роли сознания Заши. При анализе истории страданий Заши нервной анорексией, мы исследуем влияние «клиповой культуры» * на ее сознание и то, как эта «культура» повлияла на ее образ жизни.
· "Многие люди проводят непрерывное время за просмотром коротких видео. Это фрагментирует время людей на десятки секунд видео, и тогда привычки мышления людей также фрагментируются" (курсив автора) (Чжан, Дж. 2022) [3].
Социолог Элвин Тоффлер описывает «клиповую культуру» как бомбардировку сознания людей фрагментированной и бессмысленной информацией в быстрых, мгновенных кадрах ** [1]. В случае Заши мы рассмотрим, как ее сознание было завалено несвязанной и часто противоречивой мозаичной информацией, связанной с «идеалом худобы», что в конечном итоге привело к ее страданию нервной анорексией (III фр. 4. 4, 5).
* Под клиповой культурой подразумевается культура, в которой средства массовой информации во многом определяют существование субъектов культуры и, самое главное, связанные с ними способы репрезентации информационного контента в медиа. Целостность культурной действительности информационного общества оказывается возможной только в результате непрерывной работы субъекта [человека, осознавшего свою индивидуальность, ред. автора] культуры по собиранию и систематизации огромного количества несвязанной и противоречащей друг другу «расплывчатой» мозаичной информации, которая транслируется из средств массовой информации в виде усеченных, нарезанных на кусочки и фрагменты аудиовизуальных образов [4].
** В течение первого квартала 2024 года контент в TikTok среднем набирал 18 173 просмотра. Instagram был второй по популярности платформой, а его Reels генерировали в среднем 16 152 просмотра. Короткие видео Facebook, также называемые Reels, заняли третье место. YouTube Shorts — примерно 650 на момент исследования [5].
5. Наблюдение за своим поведением. Сознание Заши Рассел Мэмет в 2005 год, когда ей было 17 лет. Проживание в жилом районе Пасифик Палисейдс города Лос-Анджелес, штат Калифорния, США. Поведение Заши проявлялось в ее образе жизни, который был отражением «клип-культуры».
· Начала голодать. Бегать. Позывы к еде сдерживаю. Ограничиваю себя в порциях еды все больше и больше. Ночью по несколько раз просыпаюсь, иду к холодильнику. Открываю его. Долго смотрю на продукты. Закрываю и стою часами перед ним, как бы ни съесть ничего. Срываюсь, снова открываю холодильник, пытаюсь не думать о содержимом холодильника. Не выдерживаю и достаю из него еду и кладу в рот. Затем выплёвываю обратно в мусорное ведро. Потом снова беру и ем. Утром наказываю себя, добавляя к пробежке ещё километры. Днем по несколько раз чищу зубы. Яростные позывы к еде на некоторое время проходят, но потом с новой силой накатываются, тогда пью горячую воду. Сегодня было новое испытание, когда пришли гости. Накладываю гостям еды как можно больше, а затем себе остатки. К еде почти не притрагиваюсь, время от времени в своей тарелке двигаю еду так, чтобы казалось, что порция уменьшилась. Каждый день по несколько раз снимаю одежду и смотрю в зеркале на свой живот, ноги, ищу отложения жира, затем взвешиваюсь на весах. Если вес не падает, снова уменьшаю порции еды или стараюсь голодать. Жизнь в ежедневных мучениях. Мне только 17 лет, а я жду смерти.
6. Наблюдение за поведением своего окружения (среды). Сознание Заши под влиянием города проживания. Лос-Анджелес. Голливуд. Центр киноиндустрии. Компания "Парамаунт Пикчерз Корпорейшен". "Аллея славы". Звезды прошлых лет и современности.
· Открытая одежда. Декольте. Фотографы. Высокий бюст. Мода и стиль звезд. Длинные ноги. Концертная площадка " Голливуд-боул". Театр "Долби" (церемонии вручения премии "Оскар"). Демонстрация голливудской красоты. Поклонники. Обтягивающие платья. Улыбка. Тонкая талия. Журналисты. Худые ноги. Выразительные скулы. Вспышки фотоаппаратов. Скрытая личная жизнь. Кинокамеры. Плоский живот. Бульвар Сансет (буквально бульвар закатов), одна из главных улица города. Наружная реклама. Длинное плоское худое тело. "Ангелы" Victoria's Secret. Высокие и резко выделяющиеся скулы. Торговые Центры. Адриана Лима. Обувь. Бренды одежды и аксессуаров. Кевин Кляйн. Унисекс. Gap. Old Navy. Forever 21. Магазины одежды. Яркая многослойная одежда. Беверли-Хиллз. Центр спортивной медицины Sky Sport & Spa. Тренажерные залы. Персональные тренера Боб Харпер, Джиллиан Майклс, Джесси Павелка. Улица Родео-Драйв. Жизель Бюндхен. Polo Ralph Lauren. Высокая супермодель. Маленький вес. Сансет-стрип – ночная жизнь. Модели-андрогины. Кейт Мосс. Большие солнцезащитные очки, струящиеся юбки, ковбойские сапоги и свободные джемперы. Образ жизни звезд. Рестораны. Рок-клубы. Наркотики. Ночные клубы. Алкоголь. Whisky a Go Go – ночной клуб на 8901 Бульвар Сансет на Сансет Стрип.
7. Пасифик Палисейдс и некоторые ее жители (продолжение наблюдения). Сознание Заши под влиянием района проживания. Западная часть Лос-Анджелеса.
· Побережье Тихого океана. Серферы. Демонстрация частей тела. Залив Санта-Моники и южные склоны гор Санта-Моники. Пляж Уилл Роджерс Стейт Бич. Открытые купальники. Демонстрация ягодиц и груди. Бегуны. Кроп-топы. Жилой район. Дом актрисы Линдси Энн Крауз (мама Заши). Кейт Гарри Хадсон – американская актриса, писатель и стильная деловая женщина. Старые особняки. Магазины с натуральными местными продуктами. Тренажерные залы. Бутики. Стиль одежды Мэри-Кейт и Эшли Олсен. Брендовая одежда от дизайнеров Карла Лагерфельда, Александра МакКуина, Веры Вонг и др. Супермодели. Кейт Мосс, Хайди Клум, Алессандра Амброзио и др. Магазины Forever 21, H&M, ZARA и др. Синагога Кехиллат Исраэль. Дженнифер Лав Хьюитт – американская актриса, продюсер и певица. Велосипедисты. Открытый живот. Фитнес. Парки Хантингтон, Темескал Каньйон и др. Спортивные площадки. Бегуны. Карен Кейн – американский модельер. Рестораны. Современные частные дома. Обилие зелёных насаждений. Джинсовые мини-юбки. Многоквартирные дома.
8. Школа искусств (продолжение наблюдения). Сознание Заши под влиянием места учебы Заши.
· Подростки имеют много карманных денег. Эталон стиля в одежде по образу близняшек Олсен. Стиль в одежде бохо-шик (сочетание богемности и элегантности) и гранж (пренебрежение к моде, главное удобность, смешивание не сочетаемого). Юноши. Их пренебрежение мною. Я совсем не нравлюсь Кристоферу. Агрессия девочек. Издевательства.
9. Мама Заши — Линдси Энн Крауз (продолжение наблюдения). Сознание Заши под влиянием семейной обстановки. Заша живет в доме только с мамой. В основном мама Заши занята на съемках сериалов – 2005 год.
· Дом. Мама поменяла очередную диету. Чтение сценариев. Магазины продуктов. Запрещенные и разрешенные продукты. Подготовка к своей роли. Обезжиренные продукты. Взвешивание на весах. Участие в сериалах. Плоский живот. Сериалы "Полиция Нью-Йорка" (1993 − 2005), "Скорая помощь" (1994 − 2009), "Закон и порядок. Специальный корпус" (1999 – 2020 гг.), "C.S.I. Место преступления" (2000 – 2013 гг.), "Шпионка" (2001 – 2006 гг.), Мыслить как преступник (2005 – 2020 гг.). Мама и буддизм. Ученик Сумати Марут. Медитация. Строго следит за весом и количеством съеденной пищи за сутки. Организация буддийской образовательной программы. Учение Буды Дхарма. Отъезд на буддийский фестиваль. Продукты без сахара и малым количеством жира. Взаимоотношения мамы с бывшим мужем Дэвидом Мэмет по поводу воспитания их дочери. Запрет телевизора. Отец Заши Дэвид Алан Мэмет. Философия иудаизма. Написал и издал книгу "Древняя религия". Пишет книгу об антисемитизме.
10. Резюме. Проживая в Лос-Анджелесе, центре киноиндустрии Голливуде, сознание Зашы подвергалось влиянию клип-культуры, направленной на формирование образа худобы, как эталона красоты. Это влияние отразилось в ее образе жизни, а проявилось в ее расстройстве пищевого поведения.
Следующая глава: Результат влияния клип-культуры
Что мы исследуем: Как в воспоминаниях и мыслях проявился результат клип-культуры?
Что нового: Как в бессознательном проявляется результат клип-культуры?
Чему мы научимся: Как прекратить влияние вирусной программы клип-культуры?
Рекомендации
1. Тоффлер Элвин // Третья волна. – Москва: АСТ, 2004. – 781 с.
2. Заша Мамет рассказывает о своей личной борьбе с расстройством пищевого поведения в сентябрьском номере журнала Glamour https://www.glamour.com/story/zosia-mamet-opens-up-about-her-eating-disorder
3. Zhang, J. (2022). Analyze how Short-Form Video Apps Affect Popular Culture and People's Entertainment. In J. A. Wahab, H. Mustafa, & N. Ismail (Eds.), Rethinking Communication and Media Studies in the Disruptive Era, vol 123. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (pp. 278-282). European Publisher. https://doi.org/10.15405/epsbs.2022.01.02.23
4. Романов Н.А. Клиповая культура в современном медиапространстве // Человек. Культура. Образование. 2017. №3 (25). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klipovaya-kultura-v-sovremennom-mediaprostranstve (дата обращения: 04.08.2024).
5. Statista.com / Ведущие социальные видеоплатформы и функции 2024 года по количеству просмотров видео. https://www.statista.com/statistics/1466343/short-video-platform/