Pasapa
Субстрат – не био, а хим. Поэтому синоним – "атомарный паразит".
Пасапа иногда путают с "плесенью", но это возможно только от большого незнания. Пасапа живут внутри организмов и не видны. Плесень покрывает поверхности снаружи и земляне увидят её без проблем.
Пасапа – паразит, поражающий большую часть видов сапиэнтов, почти всех С и большинство Si форм. Вреда как такого почти не наносит.
Происхождение не установлено; подозревается искусственное создание его энергосапиэнтом (или лухэз), развитием технологии яуков (яуками или прэтосами или иными) и т.д.
Действует имитационным способом дублируя прежде всего управляющую (нервную или кожную) структуру. Перестройку могут проходить в несколько этапов, не имеют никакого стандартного химического маркера и потому пасапа трудно обнаруживаются.
Большинство сапиэнтов не имеют специализированных быстрых способов обнаружения пасапа и используют долгое наблюдение или обращаются к "санитарам" айсэй. Некоторые сапиэнты страдают от вспышек психоза "охоты на пасапа".
Борются с пасапа специальные службы, в основном "санитары", из айсэй. Основные методы противодействия пасапа – уничтожение заражённых; а излечение, если и возможно, то часто рискованно и всегда долго и дорого. Большинство сапиэнтов позволяют санитарам сжигать своих членов, поражённых пасапа и уничтожать корабли, отказывающиеся проходить проверку. Некоторые сапиэнты имеют свои специализированные модули лечения и госпитали и другие системы противодействия пасапа. Некоторые высокоразвитые сапиэнты имеют "иммунитет" от проверок абордажниками айсэй, т.к. сами очень активно и тотально мониторят ситуацию в своих локусах; это прежде всего боро, клеа, фли и т.п. ... а лухэз даже айсэй инспектировать стремается.
Проблема пасапа, тнм, весьма далека от разрешения удовлетворительным способом в основном из-за активного целенаправленного сопротивления заражённых.
Фиксирующий субстрат пасапа (как и плесени) не молекулы, как у земной жизни, а атомы. Поражающий элемент пасапа (вирион) относительно крупный, но может самособираться из обломков. Полнокомплектный вирион пасапа сохраняется в вакууме при 4К бесконечно долго, но возможность заражения им "из космоса" очень мала. Вирион химически активен, что обуславливает возможность лёгкого заражения, но, с другой стороны, обычно приводит к его уничтожению при вхождении в обитаемые миры; например, пасапа надёжно гибнет при прохождении через озоновый слой Земли. Вирион включает в себя как очень распространённые элементы (С, H, N итд), но также и серу с фосфором, и бор с литием, и ... поэтому его случайное образование невероятно.
Запись функционала пасапа осуществляется в основном плоскостной кодировкой, также и линейной. Основные "алфавиты" углерод-водородный, углерод-кремниевый и серный. Пасапа легче и быстрее всего поражает углерод-кислородную формы жизни, почти с такой же скоростью – метановую, углекислую, низкотемпературную кремниевую. Надёжно поражает фосфорные, мышьяковую, фтор- и хлор- водородные формы. Биохимию на основе бора обычно меняет на иную. Потенциально способен поражать иные низкотемпературные формы с фиксажём на молекулах.
Не может разрушить, но может сосуществовать с плесенью.
Химизм
Химизм пасапа поразительно лаконичный. У него всё очень просто, хотя и разнообразно. Если для земных организмов характерны ферменты из десятков тысяч макромолекул, то для пасапа это обычно 2-3 минимолекулы.
В регуляции жизнедеятельности пасапа ключевую роль играют две группы сигнальных факторов, называемых квантативом и квалитивом или спецфактором и обычным сигналом. Квантатив представлен различными электрондефицитными (положительными) ионами, например, СО. Квалитив – отрицательными, например, ОН. Количество и соотношение меж спец и обычными сигналами колеблется у пасапа в разных формах очень сильно. Также выделяют базовые "факторы" или носители, которые могут собирать как количественные, так и качественные сигналы; все такие платформы крепления имеют кольцевую молекулу в основе конструкции.
Химические реакции в основном представлены реакциями "изучения" и реакциями производства. В ходе большинства реакций производства создаются количественные сигналы; в ходе почти всех реакций изучения – производятся и сигналы качественные.
При дисбалансе отрицательных и положительных компонент заряд может выравниваться оболочкой.
Баланс веществ-сигналов определяет жизнеформу пасапа.
Цикл
Патоген – это произодимая пасапа пространственно выделенная единица (вирион). Внешне выглядит как простая плоская или объёмная минералоподобная форма: пирамидальная игла, гексошип, тетролуч и т.п. Обычная форма похожа на снежинку. Патоген проникает в биосреду механически или методом ионофореза (флюктофореза), иногда проникает только его обломок. При достаточном уровне развития носителя хозяин пасапа предпринимает усилия по повышению эффективности заражения других живых существ.
Патун – это базовая единица, способная к заражению в данных теущих условиях. Может содержать 2 или более субъединиц, но обычно это единый комплекс, в одном месте. Стандартный патоген-снежинка имеет структуру из 1 центрального участка и 6 основных лучей, каждый из которых в функциональном отношении – патун. Т.о. самая распространённая форма полнокомплектного вириона пасапа может в теории заразить до 6 организмов. Ядро снежинки содержит большое количество разных сигнальных веществ (и специфических и промышленных), в разнообразных сочетаниях.
Через некоторое время после создания патун переходит в активное состояние, в котором он становится заразным. Это определяется внутренними часами патуна (не патогена), а не сигнальными веществами; каждый патун даже в составе одного патогена имеет свой срок ожидания, очень сильно различающийся по масштабам времени, но имеющий малое число возможных периодов.
Ознакомление со средой. После активации патун проходит стартовую (ознакомительную) стадию жизни, что почти не отражается на нём внешне. В ходе этой фазы патун производит или инактивирует на док-платформах вещества-сигналы. Через некоторое время стадия ознакомления прекращается и патун переходит в фазу действия.
Действия патуна после фазы ознакомления существенным образом зависят от баланса и количества веществ-сигналов, а также физических и химических факторов. Основные следующие жизнеформы пасапа на этом этапе – спора, апоптоз, исследователь, кондуктор, инфектор и производитель.
Спора образуется из патуна почти "механически" при неблагоприятной среде и низких уровнях веществ-сигналов. При этом патун обрастает разными молекулами и ионами – от простой органики до литиевых заглушек. Как результат получается внешне компактная форма, химически нейтральная, физически стабильная, биологически пассивная и жизнеспособная. Несмотря на возможность дальнейшего развития, спора далее со временем гибнет почти всегда; с точностью в несколько порядков выживаемость составляет всего порядка миллионных долей.
Апоптоз наступает при наличии благоприятной физико-химической и неблагоприятной биологической средах. Это может быть безжизненное окружение или высокоспециализированная примитивная клетка. В таком случае обазуется мало веществ-сигналов как количественных, так и качественных. Если патун в такой среде не может перейти в состояние споры, он саморазрушается. Процесс апоптоза запускается малым количеством заполненных веществ-доков и низким уровнем веществ-сигналов. Часто по незнанию неопытные исследователи заразы запускают этот процесс, ликвидируя возможность самим обнаружить такой вид жизни.
Исследователь – редкая, но существенно важная жизнеформа пасапа. Эта жизнеформа образуется в благоприятной биосреде, для которой, однако, данный патун не настроен. Химически это выражается в малом количестве производственных сигналов, но высоком – качественных. Внешне жизнеформа пасапа в таком состоянии выглядит очень характерно: это множественные древовидные структуры или аналоги с большой внешней поверхностью и выделенной отдельной оболочкой ядерной частью. Потенциально пасапа может перенастроиться на неожиданую среду, но чаще переходит в состояние кондуктора, а ещё чаще гибнет.
Кондуктор образуется обычно как следующая стадия после исследователя, если пасапа не смог настроиться на среду. До некоторой степени он похож пассивностью на спору, но имеет специальные сигнальные группы на поверхности, сочетающие парами сигнальные вещества обоих типов. Форма кондуктора также специфическа: это компактное тело с длинными выступами-жгутами с сигнальными площадками. Функционально это предупредительные единицы, могущие сообщить иным пасапа о неудачном опыте приспособления. В таком состоянии пасапа действовать не может; это фактически просто сложное вещество, которое может использовать другой пасапа (в разных жизнеформах!) В конечной части перехода пасапа в состояние кондуктора он собирает все неизрасходованные вещества сигналы в доки; поэтому кондуктор является и чем-то вроде консервов для других пасапа.
Инфектор – быстроразвивающаяся жизнеформа пасапа. Она развивается, если патун имеет подходящие для условий настройки и попал в благоприятную среду. Это происходит вначале разрастанием инфектора, а затем простым бинарным делением поражённых клеток хозяина. Деления самогo инфектора могут происходить с резким перераспределнием "наследственности" либо с дублированием с небольшими вариациями. Первые деления происходят преимущественно с резкой дифференциацией. Так патун образует многообразный неклеточный стартовый организм из очень разнородных "модулей". Можно сказать, что зародышевая "клетка" может поделиться на мышечную и нервную клетку. Зародышевые клетки не имеют возможность апоптоза (самоубийства); и в ходе развития организма пасапа могут быть занесены конусом роста или за счёт отрыва в любую часть поражённого организма хозяина и там дать начало новому типу ткани или новому типу автономных клеток. Зародышевая клетка может поделиться на зародышевые либо генеративные клетки; дифференциация происходит в значительной степени как под влиянием настроек патуна, так и случайно. Если имеющийся "наследственный" материал распределяется резко различно, то и новые клетки действуют далее как зародышевые; а если распределение примерно одинаково и пара клеток сохраняет контакт, то они изменяют механизм действий и так получаются клетки генеративного (стандартного) типа. Далее генеративные клетки создают ткани из более-менее одинаковых квазиклеток. Постепенно эволюция зародышевых клеток почти прекращается (т.к. зародышевая клетка может поделиться и на генеративные клетки и на зародышевые; но генеративные – только на генеративные). Далее организм пасапа растёт в основном за счёт наращивания, вариации и гибели генеративных клеток. Они, однако, сохраняют механизм мутации, что позволяет им также приспосабливаться к среде, хотя и не меняясь при этом кардинально. И зародышевые и, особенно, генеративные квазиклетки, настроены на имитацию химизма организма хозяина. Т.е. в печени образуются клетки хотя и не печеночные ?, но с тем же функционалом: они более-менее поглощают и выделяют те же вещества, что и клетки печени хозяина. При этом в среде простых клеток хозяина (например, клетки хряща или крови) в клетке пасапа образуется мало качественных веществ-сигналов; и такая квази-клетка гибнет. Как результат всего этого механизма развития пасапа, он эффективно дублирует организм хозяина, но акцентируясь на сложных клетках (типа нервных или анализирующих клеток иммунитета). Это приводит к тому, что пасапа не может развиваться в простых организмах, но сложные организмы при этом обычно становятся более эффективными; в т.ч. гораздо устойчивее к заражению любым патогеном: от прионов до иных паразитов-организмов (типа глистов). Это ставит вопрос о том, что вообще считать заражением и болезнью.
Производитель образуется если один развивающийся патун встречается с другим, тоже развивающимся патуном. При этом образуется промежуточная ганглеобразная формация. Далее она делится, но не по границе контакта, а поперёк, при этом образуется два многоклеточных организма. Один из них – относительно стандартный инфектор (со слегка оптимизированным химизмом) и второй – высокоспецилизированный организм-производитель. Он содержит в себе большинство настроек обоих предковых организмов, но мечтает о выделении из текущего организма. Для этого он движется против линии оптимальности среды. После выхода из организма хозяина он отделяется либо остаётся снаружи, продолжая питаться хозяином как клещ или пиявка. Остаётся ли он на хозяине или отделяется, такой пасапа-производитель начинает массированную генерацию патунов с разнообразными настройками. Это механизм распространения пасапа. Что интересно, этот механизм неспециализирован в отношении вида. Иначе говоря, если пасапа поразил на планете некоего кролика, то заражение далее идёт по всем типам сложных организмов, не ограничиваясь начальными кроликами. Более того, далее гипердемия может более успешно развиться у коров, но тотальное поражение планеты произойти с пыльцой какой-нибудь ели. Ввиду зависимости настроек производители пасапа и от исходных настроек патуна, но и организма хозяина, внешне производитель может выглядеть как угодно. Как блоха, если поражено было насекомое; либо как едва выделяющийся участок кожи у, например, крокодила; либо как лейкоцит какой-нибудь и т.д. Как следствие такой мимикрии даже развитые сапиенты испытывают сложности в определении именно самой опасной жизнеформы пасапа – производителя.
Согласователь
Организм пасапа имеет уникальный механизм атомарного согласователя. Это простая и компактная структура, имеющая в основе сдвоенное кольцо или восьмёрку. Этот комплекс напоминает молекулу платформы-дока, но она и сложнее и имеет иное назначение. Она является матрицей и патрицей для дешифровки "наследственности" (настроек пасапа). На основе молекулы-согласователя создаётся "переводчик" кода в данной клетке. Это позволяет пасапа использовать кремний вместо углерода или фтор вместо хлора и т.д. Переводчик заменяет, например, любой щёлочный металл в исходном коде на литий. Далее этот литий по условиям в данной клетке распознаётся как натрий либо калий. Как результат, пасапа может легко менять одни атомы на сходные и, потому, создавать молекулы сходного действия из иного набора исходных веществ. Это супер универсальная химлаборатория, которая позволяет менять и конечные вещества в производстве (например, белки), но и саму "наследственность" и нуклеотиды (т.е. саму кодировку). Как конечный результат, пасапа может заражать почти любую форму жизни и в почти любых условиях. Хотя эффективность заражения очень сильно различается, но в целом более сложные организмы пасапа заражает эффективнее: легче, быстрей, надёжнее. Родная система иммунитета организма хозяина, как правило, совершенно неэффективна против заражения и развития пасапа. Более того, клетки анализа иммунной системы обычно дублируются пасапа почти так же быстро и массово, как и нервные. Что усиливает иммунитет хозяина ... но не против пасапа.
Из-за наращиваемого характера подборной подстройки к заражаемому виду, пасапа усложняются и частенько переходят на более развитый вид. Как результат – пасапа чаще заражают разумный вид в данной локусе. Это очень полезно ... для пасапа.
В редко случающихся случаях пасапа удаётся захватить весь локус. В этом случае всё развитие переориентируется на цели распространения пасапа, включая научные исследования. В частности, пасапа развивают такое направление своей атаки, как "лидирующие прионы". Это метод предварительной модификации химизма жизни, облегчающий дальнейшее заражение; причём это может быть даже добровольным со стороны заражаемых! их могут обмануть, что это полезная для них модификация (и обычно это отчасти правда). К счастью, такие заражённые локусы просто на раз вычисляются санитарами айсэй с последующими действиями, которые назвать деликатно "оргвыводами" язык всё же не поворачивается. Но для экспедиций, особенно не очень развитых цивилизаций, поражённые локусы опасны, т.к. заражённая цивилизация интенсивно использует мимикрию под прежнее состояние, а заражённые учёные при появлении чужих сапиэнтов интенсивно занимаются вопросом заражения и их. Вообще пасапа – пожалуй, самые запуганные существа среди сапиэнтов не находящихся под прямой угрозой. И действительно, у самых широкраспространённых пасапа база существования хрупка и вполне возможно их тотальное уничтожение силами айсэй.
Расы. Иногда разные волны заражения в одном локусе встречаются. У пасапа в базовую биологику входит поиск других пасапа, и поэтому они легко, надёжно и быстро обнаруживают наличие иного варианта пасапа. При этом, будучи весьма тревожными, никаких войн с другой расой пасапа они не начинают, а наоборот выступают миротворцами, увеличивая долю конструктивизма в этом локусе ... в своих интересах. Или же они скрещиваются.
Вопрос.
Почему пасапа очень редко удаляют?