8 страница11 января 2018, 23:07

Болотная нежить


Бездумная вырубка лесов, неутихающий дачный бум, скупка частниками бывших сельхозугодий оставляют охотникам всё меньше места для любимого увлечения. 

Нам приходится уезжать все дальше в поисках районов, где "цивилизация" еще не успела всерьез навредить природе и разогнать диких зверей и птиц. Поэтому, когда мой давний товарищ Сергей Захаров пригласил поохотиться в Псковскую область, где в глухой деревушке жили его родственники, я охотно согласился.

Как мы добирались до намеченного пункта - это тема для отделенного рассказа. Замечу лишь, что и в советские времена дороги здесь существовали лишь на карте, а ныне - от них и следа не осталось. Деревушка, если можно так назвать пару покосившихся избушек на лесной опушке, жила практически автономно от остального мира. Лишь бетонные столбы ЛЭП напоминали, что на дворе все-таки XXI век.

Бабка Дарья, которая приходилась Сергею двоюродной тетей, встретила нас очень радушно. А когда выяснила ось, что ее муж - Григорий Севериныч по совместительству является местным егерем, радости нашей не было предела. Решили отметить встречу.

За столом, начали расспрашивать Севериныча о местной дичи. Дело в том, что деревня находилась у Полистово-Ловатского болотного массива - одного из крупнейших и древнейших на северо-западе страны. Здесь вообще-то заповедник, но кое-где разрешена охота а водоплавающую птицу. 

Старик заверил. что болотной дичи кругом достаточно, но, замявшись, предупредил: "Только ходить осторожно надо - топь шутить не любит. Да и вообще, мало ли чего там можно повстречать".

Бабка Дарья решительно встряла в разговор: " Чего темнишь, старый? Говори прямо, что нечисть в наших местах завелась. Люди кикимору видели, а она может в самые гиблые места заманить так, что не выберешься". Мы пошутили, что знаем от кикимор надежный заговор и отправились на охоту. 

Охота действительно удалась. Под умелым руководством Севериныча за пару дней мы обошли несколько небольших озер и речушек. И каждый раз возвращались с богатым трофеями. На третий день егерь предложил сходить на дальнее большое озеро. Встав на рассвете,  долго шагали по чуть заметной тропке, перепрыгивая через ручьи и обходя затянутые тиной лужи. На озере нас ждал настоящий птичий базар: никогда не приходилось видеть такого изобилия пернатых. Забыв о ружьях, мы несколько часов наблюдали за уткам, куликами и другими птицами. Опомнились, когда внезапно пошел дождь. Севереныч, чертыхнувшись, сказал, что непогода, судя по всему, надолго. "Придется напрямки направляться через гнилое болото, - с явным сожалением сообщил он. - Иначе до темноты не успеем". 

В промокших куртках и облепленных грязью заколенниках мы едва поспевали за нашим егерем. Но вскоре он замедлил шаг, обернувшись, распорядился: "Дальше след в след за мной. Топь начинается".

Утопая по колено в упругом, брызгающем мутной жижей мхе. опять побрели вперед. Постепенно смеркалось. Тут-то и случилось ЧП - Сергей, который замыкал нашу колонну, запнулся о невидимою кочку и рухнул прямо в бочажок - болотный омут, покрытый крупными листьями какого-то растения. Я, было, рванулся ему на помощь, но Савереныч заорал: "Стой на месте дурак, а то туда же угодишь". Он осторожно обошёл меня, отстегнул с ружья ремень и кинул Сергею, барахтающемуся в топи. 

Пока старик тянул утопающего, я огляделся в поисках палки или ветки и оторопел: совсем рядом на травяном острове сидел какой-то неведомый зверь. Мне удалось его рассмотреть: серовато-зеленое, покрытое чешуей туловище с очень короткими перепончато-когтистыми лапами и толстым хвостом, большая плоская рыбья голова, широкая пасть, усеянная мелкими острыми зубами. Чудище в котором было не менее полутора метров, не походило ни на крокодила, ни на гигантского варана. Оно уставилось на меня холодными маленькими глазками, отливающими красноватым светом и, похоже, готовилось к нападению. Почти автоматически я снял с плеча ружье и пальнул по этой рыбоящерице. Могу поклясться, что мелкая дробь просто отскочила, от ее спины, зверь тут же нырнул в болотную жижу и исчез. Сзади я услышал спокойный голос Севереныча: "Вот ты и познакомился с нашей кикиморой". 

Когда вернулись в деревню, егерь поведал, что странного зверя встречали охотники и местные жители. а однажды он распугал целую группу туристов. 

Уже в Москве я рассказал об этом странном событии знакомому зоологу. Тот вразумительно объяснить не смог и пообещал посоветоваться со знающими людьми. Через несколько дней позвонил и с явным недоумением сообщил: "Знаешь, если ты верно описал свою кикимору, то это, похоже, ихтиостега - помесь кистеперой рыбы и земноводного. Этот хищник как раз в болотах обитал, но загвоздка в том, что это было 300 миллионов лет назад. Может быть, климатические сдвиги его к жизни вернули. А может, это мутант какой-то".

Владимир СМЕЛЯНСКИЙ

8 страница11 января 2018, 23:07

Комментарии