Первые возвраты
Не дождавшись окончания уроков, я под предлогом плохого самочувствия попросил отпустить меня домой. В школьном гардеробе я не смог найти свою куртку и, растерянный, обратился к однокласснику с просьбой помочь её узнать. Это было мелкое событие, в сравнении с теми, что ждали меня впереди, но оно почему то прочно засело у меня в памяти.
Я понятия не имею, что происходит. Мысли хаотично перемешиваются, снова и снова возвращаясь к тому моменту в 2025 году, когда я внезапно оказался здесь, в 1994. Что случилось тогда? Почему я здесь? Повторится ли это снова? А что, если всё это лишь сон, и я скоро проснусь? Или наоборот — будущее было сном, и я только что проснулся в своей реальности? Может, я просто задремал на уроке, и всё, что произошло — это яркие и пугающе реалистичные иллюзии?
Я иду по улицам города, который одновременно родной и незнакомый. Через тридцать лет здесь многое изменится. Трасса, вдоль которой я шагаю, выглядит непривычно пустой, и лишь редкие машины проезжают мимо меня. Я инстинктивно пытаюсь посмотреть время, но в кармане нет привычного смартфона. Конечно, его не может быть — первый мой телефон я куплю только в начале 2000-х. А сейчас даже вышек мобильной связи в нашем городе ещё не построили.
Дома никого не было, когда я пришёл. Брат ещё не вернулся с учёбы, а родители должны были вернуться только вечером. Бродя по комнатам, я начал замечать, как многое изменилось. Вещи, которые когда-то казались современными, теперь выглядели архаично. Телевизор, ранее не казавшийся мне таким огромным и массивным. Телефон с дисковым номеронабирателем, который мне нравилось крутить просто так, без цели набрать номер. В моей комнате на столе лежали книги, которые я читал когда-то, до того как в моей жизни появился компьютер. С тех пор бумажные книги меня больше не интересовали.
Был обед, и я пошёл на кухню. В какой-то момент я застыл в замешательстве, не понимая, как разогреть еду из холодильника. Микроволновка, которой я так привык пользоваться, давно вытеснила любые воспоминания о том, как мы обходились без неё. Теперь мне пришлось вспоминать, как пользоваться плитой.
Справившись с задачей и пообедав, я взял лист бумаги и ручку. В голове крутилось одно: записать все важные даты из будущего, которые я смогу вспомнить. Это было моей проверкой реальности. Если всё это не сон, если я действительно в прошлом, такие знания могут оказаться бесценными. А что, если только я знаю, что будет дальше?
Мои мысли прервал Митош, вернувшийся со школы. Он был ещё подростком — таким юным, каким я давно его не видел. Глядя на него, я осознавал, как сильно он изменится в будущем. Воспоминания о нашем детстве останутся только на фотографиях.
Когда родители вернулись с работы и мы сели ужинать, я решился рассказать им о том, что со мной произошло. Они отнеслись к моему рассказу с недоверием, но слушали внимательно, время от времени задавая вопросы. Возможно, они пытались выяснить, выдумываю ли я это, и искали несоответствия в моих словах. Наш разговор затянулся, завершившись только ближе к полуночи.
На следующий день я пошёл в школу. Я не понимал, зачем это мне, ведь я уже давно закончил школу и университет. Но уже в первые дни я осознал, что многое из школьной программы я просто не помню. Митош тогда очень помог мне, заново объясняя формулы, методы расчётов и важные события. Через пару недель я восстановил свои знания по программе того класса.
У меня появилось очень много свободного времени. Уроки заканчивались около двух часов дня, и после этого я мог делать что угодно. После многих лет работы это казалось чем-то невероятным и комфортным. Даже домашние задания казались пустяком.
Но вскоре мне стало скучно. Не было привычных развлекательных программ, фильмов, музыки и компьютерных игр. То, чем интересовались мои друзья и одноклассники, больше не захватывало меня. Зато я с удовольствием рассказывал им о будущем. О том, что будет с их жизнью, как технологии изменят наш мир. Но эти рассказы дошли до учителей и родителей одноклассников, и они настояли на том, чтобы мои родители показали меня врачам. Те провели тщательное обследование, но ничего необычного не нашли. Все решили, что это просто проявление моего воображения, и отправили меня домой с рекомендацией не беспокоить людей такими историями.
Я вернулся к учёбе, а с Андреем, Виктором и Евгением стал проводить меньше времени. Когда-то мы уже обсуждали все те темы, которые им сейчас интересны, и были в тех местах, куда они только собираются.
Всё чаще я задумывался о том, насколько изменился наш мир. В будущем мы стали жить быстрее, решали множество задач одновременно. Доступ к знаниям стал мгновенным. В интернете можно найти ответ за секунды, а осмысление книги требует времени. К тому же сами книги ещё нужно искать — идти в библиотеку или магазин.
Компьютеры и интернет вошли в нашу жизнь так быстро, что я почти не заметил, как они стали её неотъемлемой частью. А сейчас, в 1994 году, я чувствую себя неполноценным без этих технологий. Я привык не запоминать информацию — всегда можно найти её в интернете. С развитием искусственного интеллекта я даже стал меньше размышлять сам, перекладывая задачи на компьютер.
Когда наступило лето, школа ушла на второй план, и я, наконец, вспомнил о событиях декабря 2025 года. Наверное, именно солнечная вспышка вывела из строя всю электронику. Возможно, это произошло по всему миру. Нас предупреждали о возможных катастрофах, но я не ожидал, что они будут столь разрушительными.
Но что случилось после, 11 декабря? Могло ли полярное сияние быть настолько ярким? И как я оказался в прошлом? Чем дольше я размышлял об этом, тем больше страх и тревога охватывали меня.
В поисках ответов я отправился в библиотеку. Там я погрузился в книги по астрономии, внимательно изучая устройство Солнца, его циклы активности и процессы, происходящие при солнечных вспышках и выбросах коронарной массы.
Тогда у меня появилось предположение: вспышка могла произойти в направлении Земли. Но обычно такие явления связаны только с мощным излучением, которое не вызывает столь длительных последствий. Может быть, вспышек было несколько? Или на Солнце произошёл гигантский выброс вещества из короны, который затронул всю планету? Ответов на эти вопросы я не смог найти в книгах. Но у меня есть шанс снова дожить до этих событий и попытаться изучить их, чтобы понять, что на самом деле произошло.
Когда начался новый учебный год, я был полон энергии и жажды знаний. Я быстро освоил всю программу текущего года, успешно сдал экзамены и перешёл в следующий класс. Повторив это ещё раз, я завершил школу на два года раньше, одновременно с Митошем.
В этот раз я выбрал Московский механико-машиностроительный институт и поступил на факультет фундаментальных наук по специальности «Физика». Я верил, что именно там смогу найти необходимые инструменты для своих исследований и встретить специалистов, глубоко разбирающихся в интересующей меня области. Митош же снова поступил в Карлов университет в Праге.
Во время учёбы у меня появилась идея создать убежище, оснастить его необходимыми измерительными приборами и зафиксировать всё, что произойдёт в декабре 2025 года. Я много общался с профессорами, консультируясь по методам изучения солнечных вспышек и их последствий. Меня также интересовали способы защиты от них. Мне говорили, что описанные мной последствия необычны и подобного на Солнце ранее не наблюдалось.
Меня всё больше увлекало понятие времени. Я читал научные и фантастические книги и затем обсуждал эту тему с профессорами. Просмотрел, наверное, все фильмы о путешествиях во времени, которые смог найти. Мой активный интерес к этому привлёк внимание окружающих, но мне удалось объяснить его как часть подготовки к написанию собственного фантастического произведения, для которого я, якобы, собираю материал.
После окончания учёбы я вернулся домой и начал переделывать подвал нашего дома в бункер. Я расширил и укрепил его, обшил стены металлическими листами, чтобы защитить от излучения. Сделал запас продуктов и воды. Бункер был рассчитан на меня, родителей и Митоша с его семьёй. Возможно, в этот раз ничего не произойдёт, но я решил, что мы должны быть готовы к тому, что, возможно, придётся провести в укрытии какое-то время, пока на поверхности снова не станет безопасно.
За пределами бункера я построил небольшую импровизированную обсерваторию. Для неё я приобрёл телескоп со специальными солнечными H-альфа фильтрами, чтобы наблюдать за активностью Солнца. К обсерватории я провёл туннель прямо из бункера, чтобы в случае опасности не пришлось выходить на поверхность.
Чуть дальше, также вне зоны бункера, я устроил подземное хранилище для дизельного топлива. Это было сделано специально, чтобы в случае пожара топливо не угрожало безопасности бункера. В качестве резервного источника топлива я запас уголь, который мог использоваться для обогрева в печи. Для выработки электричества я подготовил несколько дизельных генераторов и установил солнечные панели. Помимо этого, у нас было несколько полностью заряженных аккумуляторных батарей. Все электронные приборы я спрятал в металлические контейнеры, надеясь, что они там будут защищены от излучения.
Внутри бункера я организовал небольшую библиотеку, где собрал разнообразные энциклопедии, справочники, техническую и художественную литературу на случай, если электронные устройства снова выйдут из строя. Я также записал на лазерные диски много полезной информации, считая их более устойчивыми к излучению. Таким образом, хотя бы часть знаний останется. В дополнение к этому я приобрёл всеволновые радиоприёмники и различные дозиметры. Собрал два детектора электромагнитного излучения и магнитного поля, которые выводили показания на бумагу. Один детектор я разместил снаружи, а другой внутри бункера, чтобы отслеживать интенсивность проникающего излучения.
Наступил 2025 год. Я тщательно записывал все новости о событиях, происходящих на Солнце. За этот год случилось более десяти вспышек класса Х.
4 декабря я наблюдал через телескоп появление на Солнце гигантского пятна. По оценкам специалистов, его размер вскоре достиг 300 тысяч километров. Именно о нём предупреждали в новостях, ожидая очень серьёзных последствий. В этот момент я понял: всё повторится. Все события, которые я записал вскоре после своего возвращения в прошлое, сбывались одно за другим. Это подтвердило моё предположение — я действительно пережил их и вернулся назад во времени.
Митош с семьёй приехал из Праги, и мы собрались все вместе. В целях безопасности перебрались в бункер, полностью отключив электричество в доме. Излучение, которое может вывести из строя электронику, потенциально опасно и для человека. Его вредное воздействие могло проявиться со временем. Уже с начала декабря дозиметры и детекторы работали без остановки, а их показания записывались на бумажной ленте.
10 декабря в 21:41 по местному времени погас свет. Одна из ламп заискрилась и выпустила дым, погружая нас во тьму. Мы зажгли свечи и начали проверять бункер. Я первым делом изучил показания детекторов — они отключились, зафиксировав на бумаге всплеск излучения. На поверхности уровень радиации достиг 4 грей, а внутри бункера — 0.55 грей.
Большинство сложной электроники вышло из строя, даже несмотря на то, что она была спрятана в металлических контейнерах. Но фонарики и один из радиоприёмников всё же работали! В эфире не было ни одного сигнала — ни радиостанций, ни каких-либо других передач. Мы оставили радиоприёмник включённым, надеясь услышать хоть какой-то признак изменений.
Приоткрыв металлическую дверцу на окне, мы осторожно выглянули наружу. Небо, как и в прошлый раз, светилось ярким сиянием. Несмотря на то, что я уже видел это однажды, зрелище оставалось завораживающим. Это было не просто событие, а грандиозное космическое явление, которое сложно было осознать до конца.
Мы залили топливо в один из генераторов и завели его. Оказалось, что все лампочки, которые работали в тот момент, перегорели. К счастью, у нас были в запасе обычные лампы накаливания, которые не пострадали. Свет вновь наполнил бункер, возвращая нам хотя бы немного спокойствия.
Тем вечером мы долго обсуждали, что ждёт всех нас впереди, и как это событие изменит мир. Завтра днём с помощью телескопа мы сможем узнать, была ли это солнечная вспышка или что-то ещё. Но уже тогда было ясно, что уровень излучения на поверхности настолько высок, что способен уничтожить всё живое. Мы надеялись, что хотя бы часть Земли могла уцелеть.
Ночью мы спали спокойно, чувствуя себя в безопасности внутри бункера. Радиоприёмник работал всю ночь, но эфир молчал — ни одного звука, ни одного сигнала. Мир словно исчез.
11 декабря в полдень мы решились выйти из бункера. Родители отправились к соседям, чтобы узнать, как те пережили ночь, а мы с Митошем осматривали дом и через телескоп наблюдали за Солнцем. Пятно на его поверхности оставалось таким же — никаких видимых изменений. Если произошёл корональный выброс массы, разглядеть его через мой телескоп было невозможно.
Родители рассказали, вернувшись, что в окрестных домах также не осталось работающей электронной техники. Мы снова вернулись в бункер. Попытки починить детекторы не увенчались успехом, и я понятия не имел, какой уровень радиации сейчас в бункере и за его пределами. Мы приняли решение больше не рисковать и оставаться в укрытии как можно дольше. Признаки опасности проявились даже в мелочах: комнатные цветы, которые стояли на подоконниках дома над нами, начали увядать.
Радиоприёмник продолжал издавать лишь слабый шипящий шум. Мы сидели в ожидании, обсуждая, что же случится вскоре. Оставалось только надеяться, что этот день принесёт ответы и что мы переживём его, чтобы узнать, что будет дальше.
Земля под ногами вдруг задрожала. Волна холода пробежала по моей спине. Страх исчез — вместо него пришла пустота, мысли замерли. В следующий момент я осознаю, что сижу за школьной партой. Всё тот же класс, та же тетрадь с датой, и вокруг одноклассники, с которыми я уже дважды заканчивал школу. Но сейчас я помню всё это лучше, чем в прошлый раз.
Это не случайность — после вспышки что-то отправило меня в прошлое вновь. И, возможно, я буду возвращаться ещё. Но что происходит с миром после каждого возврата? Неужели только я перемещаюсь во времени, или это происходит со всеми? Я должен сообщить об этом! Мы должны быть готовы. У меня есть немного данных о вспышке, и я могу передать их учёным. А то, что произошло 11 декабря, всё ещё остаётся загадкой. Продолжает ли мир существовать или исчезает, когда я возвращаюсь? Мне нужны более точные приборы и специалисты, которые помогут это понять.
С помощью школьных учителей я нашёл контакты ближайшего научно-исследовательского центра и отправил им письмо, подробно рассказав всё, что знал о событиях 10–11 декабря 2025 года. Меня вскоре пригласили на собеседование, на котором присутствовали ведущие специалисты из разных областей. Я был благодарен им за то, что согласились выслушать меня, ведь подобное заявление от меня, ещё подростка, о будущем, что нас ждёт, могло выглядеть сомнительным. Всё что я рассказал, они записали, попутно задав множество вопросов. Больше всего их заинтересовали события будущего и мои возвраты в прошлое.
Позже последовали новые встречи с учёными из разных стран. Это вызвало настоящий ажиотаж в СМИ, и вскоре я стал весьма известным.
Меня пригласили учиться и заниматься научной работой в Массачусетском технологическом институте. Я согласился. Быстро сдав все школьные экзамены, я переехал в США, выбрав специализацию "Инженер-ядерщик". На тот момент мне было всего 13 лет.
Получив степень доктора наук, я решил остаться в университете и преподавать. Но моей основной целью было нахождение в институте до декабря 2025 года. Здесь было доступно всё необходимое научное оборудование, и с помощью коллег-учёных я мог бы провести гораздо более точные измерения. Когда вспышка произойдёт, у нас будет полдень — идеальное время для наблюдений за солнечной активностью. Ранее, находясь дома, я не мог вовремя начать исследования, так как Солнце уже скрылось за горизонтом.
В нашем институте с ноября 2025 года работала серия детекторов, которые круглосуточно собирали данные о радиации и магнитных полях. Мы с коллегами планировали изучать солнечную активность, находясь в подвальном помещении физической лаборатории.
Но 10 декабря в два часа дня по местному времени внезапно всё прекратилось. Аппаратура выключилась, свет погас, и я почувствовал резкое ухудшение самочувствия. Возврат настиг меня прежде, чем я успел что-то осознать. 11 декабря для меня так и не наступило. Все наши приготовления оказались напрасными.
Учёные снова слушают мой рассказ о будущем, но я всё чаще замечаю, что начинаю забывать детали и путаться в описаниях событий. Это неудивительно — совокупно в двух предыдущих возвратах и до них я прожил уже целый век! С каждым разом мне верят всё меньше. Их вопросы становятся всё более каверзными, словно они пытаются поймать меня на неточностях или разоблачить.
При возврате я не могу перенести с собой ничего материального — ни технологий, ни физических доказательств, которые могли бы подтвердить мои слова. Всё, что у меня остаётся, — это знания, которые я смог запомнить и удержать в памяти.
Чтобы сохранить контроль над знаниями, я создал собственную базу данных, где систематизировал всю важную информацию, чтобы ориентироваться между возвратами. Эта база, которую я назвал «Атласом», стала инструментом для структурирования моих знаний. Однако каждый раз после очередного возврата мне приходилось восстанавливать её заново, заполняя данными из того, что я смог вспомнить.
В очередной раз мы готовимся к вспышке, строим более надёжные бункеры, обсуждаем возможное переселение на Марс. Но с приближением даты вспышки обстановка во многих странах накаляется. Возникают беспорядки, а бункеры, на которые мы возлагали такие надежды, не спасают. Возврат у меня происходил после вспышки, сразу или в течение нескольких часов после неё, независимо от того, в какой точке планеты я находился.
С каждым новым возвратом я всё сильнее ощущал нарастающую усталость и угасание веры в будущее. Повторяющиеся события, раз за разом идущие по одному и тому же сценарию, всё больше угнетали. Но тогда у меня ещё оставалась надежда: если мы сможем найти способ пережить 10-11 декабря 2025 года, эти бесконечные возвраты наконец прекратятся.
В каждом новом возврате, когда я снова был подростком, я действовал иначе, уже зная, какие решения были оптимальными. Это удивляло взрослых. Моя серьёзность, практичность и способность предвидеть события казались им странными и неестественными. Я значительно отличался от своих одноклассников, но как могло быть иначе? Для них эта жизнь — первая.
Меня часто называли вундеркиндом. Многие удивлялись, как мне удавалось так быстро усваивать знания и решать задачи. Но мой секрет был прост: у меня было значительно больше времени для учёбы и накопления опыта. За столько лет любой смог бы добиться впечатляющих успехов.
Каждый раз я посвящал много времени тому, чтобы передать свои знания о будущем, но всегда оставались сомнения. Никто не был готов направить все ресурсы на выживание без полной уверенности. Мне приходилось терпеливо ждать, пока некоторые из моих предсказаний сбудутся, но я всё равно не знал, что происходит в 2025 году после моего возврата. Остаётся ли кто-то в живых на Земле? Чтобы получить ответы, было принято решение изучить солнечную вспышку как можно более детально. Наблюдение за Солнцем решено было вести из космоса, и меня включили в состав исследовательской группы.