Вступление
В начале XIX века Дания вступила в войну с Англией после своего присоединения к континентальной блокаде, и это ослабило ее, дав преимущества норвежскому народу в борьбе за национальную независимость. Датский король не мог допустить этого, и в попытках удержать Норвегию под своим влиянием, он назначил своего двоюродного брата, датского принца Кристиана-Фредерика, правителем в Норвегии.
Однако, не только Дания грезила обладать властью над Норвегией. Шведский принц Карл-Юхан был осведомлен желанием правящих классов Швеции возместить потерю Финляндии, которая отошла к России в 1809 году. Пятого апреля 1812 года в Петербурге состоялась встреча, где был составлен тайный пакт, согласно которому Россия должна была оказать содействие шведскому народу в борьбе с Данией за Норвегию, а Швеция взамен дала гарантию поддержать Россию в борьбе против Наполеона, и признать ее права на владения Аландскими островами и Финляндией.
Во время битвы под Лейпцигом в 1813 году император Наполеон Бонапарт I потерпел поражение от союзных армий России, Швеции, Пруссии и Австрии. После этого разгрома Швеция начала военные действия против Дании. В 1814 году после ряда поражение Дании не оставалось ничего, кроме как подписать Кильский мирный договор, который означал, что теперь Норвегия принадлежала Швеции.
Когда новость о подписании Кильского договора дошла до Норвегии, принц Кристиан-Фредерик отказался выполнять требования договора и стал во главе всенародного сопротивления против Швеции, будучи объявленным регентом. В апреле Государственное собрание Норвегии приняло Эйдсвольскую конституцию и провозгласило Кристиана-Фредерика королем Норвегии.
Карл-Юхан в ответ обвинил датское правительство в том, что оно способствовало норвежцам в борьбе за независимость и потребовал, чтобы король Дании отозвал своего мятежника и заставил норвежцев повиноваться Кильскому договору. Союзники Карла-Юхана, представители России и Англии, не разделяли его радикальных мер, и хотели разрешить конфликт дипломатическим путем. Тридцатого июля шведская армия вступила на земли норвежской провинции. Шведская армия превосходила норвежской во всем: своей численностью, уровнем подготовки, качеством и владением оружия. Четвертого августа была занята крепость Фредрикстен. Несмотря на успехи шведов, норвежцам удалось разгромить корпус генерала Гана в столкновениях у Скоттеруда и Лиера, однако это не спасло их, и шведам вскоре удалось заблокировать норвежский флот в Осло-фьорде. Кристиан-Фредерик не видел более смысла в сопротивлении.
Четырнадцатого августа в Моссе начались переговоры о заключении мира, и была подписана Мосская конвенция, согласно которой должны были быть отменены первоначальные пункты Кильского договора, и Швеция признавала Норвегию независимым государством и обещала уважать ее конституцию. Король Кристиан-Фредерик обязывался отречется от престола, а на его место должен был избраться шведский король, который, однако, не мог назначать шведов на посты в Норвегии. Военные действия прекратились, были освобождены все норвежские крепости, лишь Фредрикстад был занят шведами. Норвегия таким образом сохраняла ограниченные полномочия во внутренней политике, но вопросы, касаемые внешних дел были под руководством шведского министерства иностранных дел.
Несмотря на все уступки, оказанные шведским народом, мелкие конфликты между Норвегией и Швецией существовали непрерывно, и норвежцев не покидал дух к национальной свободе и желание сбросить с себя шведские оковы.