1 глава.
На самом деле Эридану и не нужно было сегодня так стараться, перед приходом Надзора. Но он решил, что в этот раз не даст им повода забирать у него сестру. Хара все еще спала в соседней комнате. Подметая пол, он заглянул в комнату к сестре.
Белые, почти прозрачные волосы разметались по, набитому сухой травой, матрасу. Щеки раскраснелись. Он прошел к постели девочки и приложил руку ко лбу. Температура за ночь не сильно упала, хотя он почти всю ночь пытался ее сбить. Дыхание девочки было тяжелым и где-то в районе груди булькало.
-поспи еще немного – прошептал он, сметая невидимые пылинки с пола.
Утро выдалось солнечным и неожиданно теплым. Затяжные осенние дожди размыли тропинки за его невысоким домом и теперь в саду царила непролазная грязь. Эридан протер мутное стекло кухонного окна. Состоящее из сотни разных осколков, оно посылало разноцветные блики на ржавую печь, но разглядеть что происходит с наружи не получалось. Эридан осмотрел полупустую, но чистую комнату.
-Придраться у надзора не выйдет. Не в этот раз – он провел шершавой ладонью по белым, как и у сестры волосам.
Эридан сидел на крыльце дома. В руках у него был старый компас и уголь, что бы можно было пометить деревья в лесу. Сегодня он отрабатывает часы, которые задолжал главе поселения за лекарства для Хары. Надзор, а сегодня пришла пожилая женщина, не здороваясь с парнем, прошла в дом. Снимать резиновую обувь или хотя бы отбить грязь, комьями прилипшую к бокам сапог, она и не думала. В Отменённых землях ее знали. Эридан слышал, как парни, работавшие вместе с ним на лесозаготовке, называли ее Куча. Мясистое и рыхлое тело похожее на внутренняя часть гриба, ту, что под шляпкой. Волосы, длинные и почти полностью седые, были собраны в высокое гнездо на голове и держалось это гнездо на одной единственной шпильке. Брезгливое выражение лица и рыбьи глаза.
-какая грязь – ее слова ударились о пустые стены дома с небольшим эхо – я всегда говорила, что ты недостаточно заботишься о девчонке. Мы, с сестрами Комнат милосердия, воспитывали бы ее лучше.
Куча прошла по дому, оставляя за собой липкие катышки глины, упасшие с ее сапог. Она прошла в комнату Хары. Насмешливо фыркнула, почувствовав в душе липкую смесь отвращения и жалости. Одежда, висевшая на стуле у кровати, потеряла цвет уже давно. Кое где виднелись свежие латки. Брезгливо тронув одежду, она сделала пометку в своих желтых бумагах.
На кухне Куча склонилась к маленькой кастрюле, стоявшей на плите. Обмакнула палец в мутную жижу и понюхала
- и этим ты кормишь десятилетнюю девочку, бестолочь? Так она никогда не окрепнет, а хилые в поселении нам не нужны – еще одна заметка появилась в бумагах
Эридан молча стоял в дверях дома. Разговаривать или пытаться обаять эту женщину не получится. Она ненавидит детей, и она одна из немногих могла справляться с этой работой. Здоровье, как она заявила, не позволяло ей работать ни в лесу, ни в шахтах с углем. Остаются Комнаты милосердия.
-ты похож на недоумка еще больше с таким выражением лица – злобная усмешка промелькнула и затерялась в хохоте Кучи. Ее тело колыхалось от приступов смеха. Видимо ей казалось, что это была удачная шутка.
Когда женщина ушла, на столе кухни остался желтый обходной лист. Уже пятый, с того дня как пропали родители. По одному листку в год. Корявым подчерком Кучи, стояла надпись «пригоден для жилья». Значит еще целый год они проживут вместе и будут получать мясо от общего пайка. Эридан свернул лист в трубочку и перетянул бечёвкой. Сестра знает, что ее надо будет отнести Главе поселения, Теодору. Парню не нравилось отправлять сестру в дом Главы Поселения. Толстый и с неприятным голосом, он встречал Хару с улыбкой и приглашал к столу. У девочки хватало гордости ничего не брать из его дома. Глава никогда не делал ничего безвозмездно. За любой подарок или угощение он рано или поздно требовал платы.
Зазвонил колокол. Звук заставил парня поморщиться, пора на работу.
Надев грубые сапоги, для работы в лесу, он направился вниз по дороге. Предстояло пройти почти три километра, прежде чем ты попадал в места вырубки.
Сегодня лесорубов отправили на Северный склон. Старые вырубки. Опасность выше, но платят лучше.
- я напоминаю, что, если вы по какой-то причине не выходите к лагерю до темноты, вас не будут искать. В лесу каждый сам за себя. Вы обязаны проверить наличие компасов и запомнить отправную точку. Каждому желаю удачи – закончив ежедневный инструктаж, главный лесничий поднял топор и подавая пример остальным, двинулся к своему участку.
Прошедшие дожди и опавшие листья превратили склоны в опасные горки. Эридан осторожно, боком спускался по отвесному склону. Внезапно его сапог зацепился обо что -то... он споткнулся. Очнулся Эридан в темноте, затылок и щеку саднило. По началу он даже не понял, где находится. Одежда промокла, то ли от вечерней росы, то ли от прошедшего дождя. Топор был все так же привязан к поясу. Его наличие он проверил первым. Потерять топор, означало, лишиться жалования за месяц. Осторожно поднявшись, попытался разглядеть направление в компасе. Чуть ниже слышен шум ручья. Он уже однажды терялся в лесу и неплохо изучил свой участок за несколько месяцев работы. Понял так же, что скатился почти до самого низа участка. Единственный вариант — это возвращаться сейчас.
Взбешенный своим положением, он знал, что рассчитывать может только на свои силы. Местные знают – ночь в лесу почти равно смерти. Значит выбираться придется сейчас.
Эта работа была не такой уж и плохой, учитывая, что все в поселении тебя считают уродом и тупицей. Постарался библиотекарь.
В поселении не было лучшего места для Эридана, кроме как прогулка к ветхой библиотеке. После войны не наступил апокалипсис, как все ждали. Люди продолжали жить. Часть недовольных ушли на острова. Эти земли зовутся Отмененные. Исчез интернет и мобильная связь. Поэтому книги теперь в большой цене. Должность библиотекаря – одна из самых желанных у подрастающих детей. В свои редкие часы отдыха Эридан заглядывал в библиотеку, в надежде, что искатели принесли новые книги по электротехники или радиотехники. Книги сдружили пожилого библиотекаря Ли И и Эридана. Они вместе разбирали схемы радиопередающих устройств и иногда Ли дарил парню детали от старых радио. От родителей Эридану с сестрой достался старый радиоприемник, который он пытался починить.
На ежегодном распределении обязанностей Ли выступил с просьбой о переводе Эридана из свинарников в лесозаготовку. Даже смог убедить возмущённых жителей что хромота не является помехой для лесоруба. Так парня приняли на новую должность. Часов тут выплачивали больше, раньше хватало и на еду, и на одежду. Пока сестра не заболела. Теперь все часы уходят на оплату лекарств и посещения доктора.
Подъем по влажному склону, вдоль ручья и днем довольно сложный. Ночью подниматься почти нереально. Ноги скользят по влажному камню, прикрытому листьями, колючие растения впиваются в ладони, когда парень пытается подтянуться немного выше. Но это единственный ориентир, который приведет обратно в поселение. Вырубка вдоль ручья запрещена. Корни удерживают склон от обвалов и не позволяют ручью выходить из русла. Эти же корни на каждом шагу цеплялись за сапоги, желая задержать ночного гостя. Эридан отполз от ручья чуть подальше. Тут подъем был не таким крутым и подниматься вверх стало полегче. Переведя дыхание, он проверил топор, висевший на поясе.
- еще немного и я выйду к лагерю – ползучие растения и лианы не облегчали задачи.
Казалось, что поднимается он уже целую вечность, когда в его ладонь что-то впилось. От неожиданности он остановился и на ощупь проверил нет ли крови. Ладонь болела и была влажной.
-только этого не хватало – он замотал полоской ткани руку, надеясь, что разрез неглубокий. Он прислонился к стволу дерева, чтобы немного отдохнуть. Писк комаров сводил с ума, но что-то в этом писке было не так. Его не кусали. В это время насекомых уже и нет в лесу. Так откуда звук.
Находка
Заинтересовавшись, он на ощупь пополз на звук. Подниматься на ноги, стоя на склоне, не решился. Слабый писк шел из-под земли. Еле уловимый. Примерно в этом месте он и рассек ладонь. Ощупывая пальцами землю сантиметр за сантиметром он пытался найти источник звука. Пальцы наткнулись на острый край. Эридан осторожно наклонился и прислушался. Звук стал яснее и громче. Теперь он походил на радиопомехи. Работая руками, он разгребал рыхлую лесную почву, спасибо дождям, это было не сложно. Предмет, издающий звуки, был металлическим на ощупь и квадратным когда Эридан откопал его полностью. Он решил, что рассмотрит его дома получше. Он снял с себя рабочую куртку и положив в нее находку перекинул через плечо. Подъем наверх, казалось, не закончится никогда. Дыхание сбивалось, хотелось воды и отдохнуть, но больше всего хотелось рассмотреть свою находку дома. Пронести же ее незамеченной через все поселение можно ночью. Если поймает патруль, находку, по закону, придется передать в общину, а ему самому еще и штраф в пару часов отрабатывать.
Прихрамывая, он шел к дому, стараясь передвигаться как можно тише. Над сопками уже розовело небо.
Сестра спала, обнимая соломенного зайца. Игрушка, подаренная братом, помогала девочке справляться со страхами. Корявый и колючий, но безумно любимый малышкой, он сторожил ее сон.
Находка оказалась ржавым радиоприемником. Каким-то чудом, ожившим ночью. Он осмотрел руку. Порез оказался забит грязью и запекшейся кровью. Звон колокола отвлек его от обработки раны.
- напоминаю, что, если вы не вернетесь до темна, вас искать не будут – скучающим голосом произнес лесничий надоевшую фразу.
Эридан рассматривал стоявших возле него крепких парней, которые спокойно выполняют норму по заготовке леса. Вот только сегодня его это не расстраивало как обычно. Сегодня в его жизни появилась тайна. К которой он вернется завтра утром, в свой выходной день.
День выдался еще более теплым чем вчера и работать получалось легче чем обычно. Хорошо хоть напарников перестали ставить с ним в пару. Никто и не горел желанием провести весь день с «недоумком-плесенью». Эридан же устраивало отсутствие раздражающей компании с пустой болтовнёй, которой хватало и в банях
- а слышал, как Мира отшила своего....
- и я дал ему в нос со всей дури
- мне б собрать еще немного часов и смогу приходить в кинотеатр
- а я напиться хочу....
Эридан мотнул головой отгоняя мысли как надоевшую муху. Дома его ждет клад. Радиоприемник издавал звуки, он может быть рабочим. Вопрос насколько изношены батареи, но с этим он разберется. Топор выбивал щепки из старого, поваленного дуба. Учитывая, что вчера он весь день провел без сознания, ему придется сделать сегодня двойную норму. В животе предательски заурчало. Скоро прозвенит колокол к обеду, а лесорубов кормят почти так же хорошо, как и тех, кто работает в шахтах. Но на обед Эридан решил не подниматься. Он остановился, достал из кожаного мешочка полоски вяленного мяса.
- не хуже, чем отварная свинина – с горькой усмешкой он зажевал мясо и продолжил заготовку дров.
Без дров, его поселению не пережить зиму. Угольные шахты обеспечивают топливом и светом только важные объекты: библиотеку, больницу, школу и дом главы поселения. И конечно же кинотеатр, но только раз в месяц. Эридан не был там ни разу, но обещал сестру сводить, когда она станет чуть старше.
Он вышел из леса, когда уже смеркалось, от усталости он не мог поднять рук. Да, казалось, что и ноги, и спина превратились одну сплошную кровоточащую рану. Хотелось спать и помыться. Эридан не посещал бани уже несколько недель. Нет, он не оброс грязью и чистил зубы вместе с сестрой, солью регулярно, но хотелось пропариться в горячей парилке. Даже если при этом придется выслушивать насмешки
- эй, цирковой, покажи нам номер
- смотрите, плесень пришел помыться. Видимо самого уже тошнит от вони
- где ты потерял наряд клоуна, клоун?
- что за цифры на твоей спине? Клеймо как у наших свиней
Эридан научился не слышать насмешки, пока они не коснулись сестры.
- у сестренки твоей тоже цифры на спине, я бы взглянул. Познакомь меня с ней
Он уже и не помнил кто сказал это, но смеялись все. Эридан перестал ходить в бани с лесорубами и старался быть более незаметным, чем всегда. Сложная задача, когда ты единственный человек в поселении с белыми волосами, белой кожей и почти белыми глазами.
Он умылся из таза с холодной водой. Вязкий суп упал в желудок, неприятно, но хотя бы на время отвлечет от чувства голода.
Цирковое прошлое Эридана и сестры не давало покоя лесорубам Отмененных земель. Шесть лет назад цирковая повозка доехала до юга поселения, где жили будущие родители брата и сестры, давая очередное представление. Девочка с белыми волосами, в четыре года выполняла акробатический номер с дрессированным медведем. Мальчик, с такими же былыми волосами, заливался клоунским смехом и кривлялся на потеху детям. Для тринадцатилетнего мальчишки он был слишком тощим и низким. Брат и сестра были сиротами и родители воспользовались своим положением в поселении и забрали детей себе. Они привели Эридана и Хару в свой дом и подарили детям любовь и заботу. Цирковое клеймо залечить не получилось. Длинна строчка выжженных на коже цифр. Длинная у Эридана и короткая у Хары
Эридан быстро переоделся в домашнюю одежду и затопил печь. Хара вышла из комнаты, потирая кулаками припухшие глаза
- я думала ты и сегодня не вернешься – голос слегка дрожал, то ли от того, что она недавно плакала, то ли от слабости
- ты сегодня кушала, малышка?
Она кивнула и прошлепала босыми ногами к баку с чистой водой
- я за водой ходила и меня соседка угостила, смотри чем – она достала из кармана выцветшего комбинезона печенье – льняные печеньки, я тебе оставила немного
Эридан поцеловал сестру в лоб, температура все так же держалась.
-спасибо, моя светлая девочка – он с удовольствием скушал половину печенья – остальное тебе. Ты обещала выздоравливать
- я спрятала твою коробочку, отнесла ее на крышу. Боялась, что ее могут забрать
-спасибо. Пойдем посмотрим вместе, может у меня получится ее починить
Дождь лил, не переставая. Выходить на заготовку леса бессмысленно. Поэтому брат с сестрой провели три дня на крыше, разбираясь в старом радиоприемнике. Звуков он больше не издавал.
-возможно я задел что то, вот он и включился – Эридан ковырялся самодельной отверткой в заржавевшей крышке – по идее блок питания должен быть тут
Ржавчина запечатала все стыки и достать аккумулятор не выходило.
- что будет когда он заработает?
- не знаю на что я надеюсь, но я делаю это просто из интереса. Моя жизнь скучна, как и твоя. Мы заслужили немного веселья – он подмигнул сестренке.
Крышка отскочила, обнажив зеленоватую батарею. Эридан вынул батарею из отсека и осмотрел
- надо попробовать ее подзарядить
- думаешь получится – Хара повисла на спине брата, глядя ему через плечо – смотри, там есть надпись
Ее тоненький пальчик показывал на отскочившую крышку радиоприемника
-УВБ-76. Первый раз слышу о такой модели. Поищу в библиотеке