3. Формирование позитивных социокультурных отношений в организации
Современные исследования подчеркивают конструктивную роль позитивных представлений и образов при формировании людьми отношений друг с другом и с элементами окружения. К таким позитивным факторам совместного конструирования социокультурной реальности принято относить надежду, веру, любовь, волю к жизни, доброжелательность, юмор, креативность, игровое начало, доверие, «большие надежды». В групповом контексте организующее, способствующее коллективному и индивидуальному успеху значение этих факторов усиливается, обусловливая формирование и поддержание благоприятной, доброжелательной, поощряющей социокультурной среды. В социальных науках признано, что позитивный образ реальности, включая «Я-образ», является непременным условием развития личности и человеческих отношений. Многочисленные исследования в области культурной идентификации свидетельствуют о том, что представления людей друг о друге играют важную роль в изменениях их поведения и самооценки
Позитивные конструктивные отношения между людьми способствуют формированию социокультурной среды, усиливающей подконтрольность людям их динамичного окружения. Во-первых, в ее рамках отношение к будущему носит оптимистичный характер и сопровождается активной позицией, связанной с его целенаправленным достижением. Во-вторых, ей свойственны поисковые ориентации, допускающие пробы, ошибки и их сознательное исправление. В-третьих, позитивный образ будущего и право на ошибку (с ее последующим исправлением) активно продвигает познание и выбор, становящиеся механизмом реализации представлений о будущем.