Развитие идей «консервативного интернационала» в современном мире
В то время, когда мироустройство, мораль, традиции и нравственность в странах ближнего и дальнего зарубежья подвергаются деструкции в угоду либералам и некоторым радикальным группировкам, страны и общества, где исторически преобладают консервативные взгляды на мир, должны объединиться под началом идеи консервативного интернационала, как новой мировой идеологии. Главными задачами этой идеологии являются: сопротивление навязыванию либеральных ценностей, где права человека без обязанностей всего лишь оправдание криминала, где будущее не иллюзорная фантазия социальных философов, а глобальная система прав, свобод и обязанностей общества концентрирующаяся на традициях и религиозных устоях.
Разговоры о консервативном интернационале начались в 2014 году, при президентском сроке Брака Обамы в США, в связи с событиями на Украине, Сирии и Ираке. Об этой идее мирового устройства в своей книге говорит американский политолог Генри Р. Нау "Консервативный интернационализм: вооружённая дипломатия при Джефферсоне, Полке, Трумэне и Рейгане" 2013 года, описывает консервативный интернационал как три лучших аспекта внешней политики таких как: либеральный интернационализм, реализм или реальная политика и национализм — и при этом эти три столпа консервативного интернационала создают четвёртый столп, который часто упускается из виду - это традиция [1].
При этом политолог Эндрю А. Сарейко в своей статье «Conservative Internationalism: Prospects and Pitfalls» опираясь на книгу Пола Д. Миллера, американского учёного, писателя и бывшего сотрудника Белого дома при президенте Джордже У. Буше и Бараке Обаме, «» доказывает, что внешняя политика США руководствовалась, а вернее всего и должна руководствоваться "консервативным интернационализмом". Объединяя фокус реалистического подхода на равновесии сил с изучением либеральных интернационалистских норм и институтов, Миллер стремится сформулировать грандиозную стратегию, которая может обеспечить американскую свободу, процветание и безопасность на долгое время в будущем [2]. Вы можете согласиться или не согласиться с тем, что внешняя политика нынешнего руководства США не соответствовала традициям консерватизма или интернационализма. По правде говоря, Миллер был одним из многих сотрудников национальной безопасности, которые в 2016 году подписали открытое письмо против Трампа во время предвыборной кампании. В нем говорилось о том, что Трамп не подходил на должность президента, и с тех пор он часто критиковал националистические взгляды Трампа. По словам Миллера вопрос о том, будут ли будущие лидеры республиканцев придерживаться курса Трампа во внешней политике или же они предпочтут вернуться к более консервативным идеям в области интернационализма, так и остался открытым. Если они примут решение о выборе этого варианта, им стоит прочитать "Американскую мощь и либеральный порядок" в качестве более точного и углублённого комментария к тому, как могла бы выглядеть более продуманная и последовательная внешняя политика республиканцев.[2]
В тоже время пока в США обсуждали, возможен ли консервативный интернационал, в РФ президент В. В. Путин на XI сессии «Международного дискуссионного клуба Валдай» от 24.10.2014 года в Сочи произнёс речь в которой говорилось о защите традиционных ценностей. Несколькими месяцами ранее состоялись выборы в Европарламент, в которых победили правые партии. В своей статье директор центра актуальной политики А. Татаринов говорит о поддержке президента РФ В.В. Путина среди простых европейцев, которые по словам автора статьи «...составляют консервативный интернационал и поддерживают традиционные ценности» [3].
В своём интервью от 2016 г. «Москва стала восприниматься как столица «консервативного интернационала»» политолог и публицист, президент Института национальной стратегии М. Ремизов утверждает, что консерватизм действительно стал фактором российской «мягкой силы» на международной арене. Причём даже в большей степени, чем этого можно было ожидать. Москва стала восприниматься как столица своего рода «консервативного интернационала» [4].
Раскручивать идею консервативного интернационала уже в 2018 году стал бывший идеолог Дональда Трампа Стивен Бэннон. Его задача была в формировании нового Европейского движения, состоящего из консерваторов, правых и националистов для успеха на выборах в Европарламент в 2019 году [5]. Хотя по другим источникам, то чем занимается С. Бэннон на Апеннинах, - просто чистой воды национал - популизм. В этих круговоротах событий, которые определяются как противостояние процессу евроинтеграции, воплотить данную идею поспособствовал бывший идеолог Д. Трампа, а помог ему бывший помощник британского депутата Нирджу Деве, который на данный момент является директором института Dignitatis Humanae, базирующегося в Риме. Следует заметить, что данный институт оказался замешанным в скандале... [6].
Если действия Бэннона и Харнуэлла были лишь рекламным ходом консервативного интернационала, то состоявшаяся в Риме 3-4 февраля 2020 года международная конференция «Бог, честь, страна: президент Рональд Рейган, папа Иоанн Павел II и свобода народов - конференция по национальному консерватизму» стала своего рода манифестацией национального консерватизма. За затейливым и явно прозападным названием скрывались любопытный состав спикеров, авторитетные организаторы и амбициозная повестка, направленная на переосмысление места и содержания консерватизма в меняющемся мире. Состав спикеров можно назвать «звёздным». Среди них были экс-министр внутренних дел Италии Маттео Сальвини, премьер - министр Венгрии Виктор Орбан, племянница Марин Ле Пен - Марион Марешаль. Организаторов конференции характеризует широкий географический диапазон и консервативная ориентация: от Фонда Эдмунда Берка в США до Института Херцля в Израиле. [7] В своей статье «Вперёд к консервативному интернационалу?» к. полит. н., доцент Департамента зарубежного регионоведения, научный сотрудник ЦКЕМИ НИУ ВШЭ, эксперт РСМД освещает эту конференцию, не упуская возможность подчеркнуть пророссийскость Сальвини, Орбана и семейства Ле Пен [7].
Пророссийская позиция Сальвини, Орбана и Ле Пен, основывающаяся на требованиях отмены западных санкций, свидетельствует о их антисистемности и стремлении выстроить собственное видение международного порядка, отличающееся от традиционного западного мейнстрима. Использование российскими акторами традиционных ценностей, таких как семейные ценности и религия, как инструментов для укрепления своего положения на внутренней арене, создает возможности для пропаганды и сотрудничества с Ле Пен и ее коллегами, чьи избиратели также отзываются на эту тему. Заявления Марин Ле Пен о "России как форпосте христианства в современном мире" следует рассматривать как инструментальное использование традиционных ценностей во внутренней политике, где политик стремится подчеркнуть, что она опирается на религиозные ценности, а не на намерение присоединить Россию к западному консервативно - националистическому лагерю.[7] Возможность России соединиться вокруг традиционных ценностей с политиками, такими как Сальвини и Ле Пен, выглядит крайне сомнительной. Достаточно взглянуть на результаты голосования в Европарламенте по резолюции о равной вине Советского Союза и нацистской Германии в развязывании Второй Мировой Войны. Фракция "Идентичность и Демократия", включающая Партии Сальвини и Ле Пен, поддержала данную резолюцию. Однако стоит отметить, что голосование в этой группе оказалось самым неединодушным по сравнению с другими: из 73 членов группы 16 воздержались.[7]
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что конференция обсуждает способы увеличения принятия и включения антисистемных политических сил в европейском политическом пространстве, используя маркетинговый приём "консервативный бренд" и укрепляя их политические связи на транснациональном уровне. Для консерватизма эти взаимоотношения являются бесполезными, так как они приводят к утрате базовой поддержки, усиливают разделение между либеральными и традиционалистскими крыльями консерватизма и размывают его ценности.
Несмотря на то, что американские политологи и идеологи рассматривали консервативный интернационал как новый, давно забытый, метод в реализации внешней, и в некоторых аспектах и внутренней, политики США, хотя вряд ли они могли подумать, что их идея как гром среди ясного неба прогремит в ЕС и РФ. Что уж говорить о том, что на данный момент Россия - это центр притяжения для консервативного интернационала не только в Европе, но и в мире. Принятие консерватизма в качестве движущей силы может привести к расширению влияния России в мире, всё зависит от того, какая сторона возобладает. В целом, похоже, что результатом станет практичная, умеренная форма консерватизма, а не более крайние формы, характерные для консервативных защитников.
Мы придём к развитию и становлению идей консервативного интернационала как мировой идеологии, если либеральные ценности и либеральная политика, которые несут только ущерб обществу, станут не рентабельными. Тогда общество придёт к пониманию того, что именно консервативный интернационал сможет поспособствовать развитию человечества в новом, а может и нет, ключе. Нам нужно прийти к мысли, что так называемые права человека без обязанностей дают свободу не человеку, а лишь оправдывают криминал, под прикрытием международных отношений. Поддержание мира, хотя бы частичного - это прямая обязанность мирового сообщества, но самое главное, на моё скромное мнение, это истина памяти прошлого, которую так усердно пытаются переписать современные политики. Ведь сама идея консерватизма, а уж тем более консервативного интернационала, весьма проста - это прямое наследование истории в том виде, в которой она есть.
Литература
1. Nau, H.R.. (2013). Conservative internationalism: Armed diplomacy under Jefferson, Polk, Truman, and Reagan. [Электронный ресурс] Conservative Internationalism: Armed Diplomacy under Jefferson, Polk, Truman, and Reagan. 1-321. URL:
2. Andrew A. Szarejko. Conservative Internationalism: Prospects and Pitfalls [Электронный ресурс] // Law & Liberty. - 2018. URL:
3. Татаринов А. Консервативный интернационал [Электронный ресурс] / Андрей Татаринов // Взгляд. - 2014. - 27 мая. URL:
4. Ремизов М. Москва стала восприниматься как столица «консервативного интернационала». [Электронный ресурс]. // Русская истина. Сайт консервативной политической мысли. - 2016. - URL:
5. Нестеров П. Консервативный интернационал [Электронный ресурс] / Павел Нестеров // Информационное
6. Пушкарская Е. Признак Трампа бродит по Италии. Стив Бэннон сколачивает в Европе консервативный интернационал. [Электронный ресурс] / Елена Пушкарская // Коммерсантъ. - 2019. - 1 апреля. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/3923374
7. Шейн С. Вперёд к консервативному интернационалу? / Сергей Шейн // РСМД. - 2020. - 12 февраля. - URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/vpered-k-konservativnomu-internatsionalu/