2 страница14 апреля 2024, 12:22

Образ Екатерины II на полотнах российских и иностранных художников

Актуальность. В нашей стране было много великих правителей, которые влияли на культурную и художественную жизнь страны, прививалиновые веяния и использовали искусство в своих целях. XVIII век в русскойживописи - один из самых плодотворных периодов, сокровищницатворчества и шедевров. В течение этого столетия русская живописьпретерпела значительные изменения, перейдя от церковной живописи ксветской, искала новые решения и пыталась отразить их в своёммировоззрении. XVIII век - расцвет культуры, появление новых жанров влитературе, музыке и искусстве. Именно в это просвещённое время мировой истории на российский престол 9 июля 1762 года бывшая немецкая принцесса Софья АвгустаФредерика Анхальт-Цербстская стала российской императрицей ЕкатеринойII. В этой работе образ Екатерины Великой как монаршей особы и просточеловека будет рассматриваться через полотна иностранных и российскиххудожников. Целью работы является исследование и анализ образа Екатерины вразличных живописных полотнах созданных не только в период её правления, но и жизни в целом. При написании этой работы был использован идеографический(нарративный) метод как способ изучение личности российскойимператрицы Екатерины Великой по полотнам российских и иностранныхживописцев того времени. Задача работы:1. Сравнить и проанализировать различия в изображении Екатерины II наполотнах российских и иностранных художников в XVIII веке,сосредоточившись на стилях, техниках и символике, используемых дляпередачи образа императрицы. 2. Выявить общие черты и уникальные особенности в подходах российскихи иностранных художников к изображению Екатерины II, а такжеисследовать влияние этих образов на восприятие императрицы какисторической фигуры и лидера. 3. Проанализировать, какие аспекты личности и правления Екатерины IIбыли подчеркнуты или искажены в работах российских и иностранныххудожников, и как это отражает их собственные представления о власти, красоте и женственности. Предмет исследования: Изображение Екатерины II на полотнахроссийских и иностранных художников в XVIII веке. Объект исследования:1) Портреты Екатерины II, созданные российскими и иностраннымихудожниками. 2) Стилистика, техники и символика, использованные художниками дляпередачи образа императрицы. 3) Культурные и художественные контексты, влияющие на визуализациюЕкатерины II в искусстве того времени. 4) Влияние художественных решений на восприятие Екатерины II какисторической личности и правительницы. 5) Особенности изображения Екатерины II, подчёркиваемые российскими ииностранными художниками, и их влияние на интерпретацию еёличности и правления. Образ Екатерины II на полотнах российских и иностранныххудожников занимает важное место в исторической науке, особенно вконтексте изучения истории искусства, истории культуры и историиполитики. Изображения Екатерины II на полотнах российских и иностранныххудожников отражают не только техническое мастерство и стилихудожников того времени, но и их восприятие и интерпретацию личности иправления императрицы. Исследование этих произведений позволяет понять, как менялись художественные подходы к изображению правителя и какиеидеалы и ценности они отражали являясь частью культурного наследия иисторического контекста XVIII века. Изучение этих произведений позволяетпонять, какие ценности, идеалы и стереотипы были актуальны в то время, атакже как они отражались в искусстве. Ведь Екатерина II была одной изсамых влиятельных и известных императриц Российской империи, её образна полотнах художников играл важную роль в формировании общественногомнения о ней как правителе и личности. Исследование этих произведенийпозволяет понять, каким образом политические идеи и цели были воплощеныв искусстве того времени. Информационную базу для этой работы составляют портретыЕкатерины Великой созданные российскими и иностранными портретистами, которые находятся в выставочных залах Эрмитажа и Музее Московского Кремля. Также рассмотрением образа Екатерины Великой и их значениемзанимались М. Войтенко[1] и Е. Пчелов[4]. В своих работах они описываютзначение того или иного портрета государыни и, что они должны значит длясозерцающего их человека.

РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ЕКАТЕРИНЕ ВЕЛИКОЙ

ЕКАТЕРИНА II - выдающаяся российская императрица, получившая вистории прозвание Великой. Царствование Екатерины II, которое нередконазывают «золотым веком русской истории», было временем относительнойполитической стабильности. Её преобразования затронули все важнейшиесферы жизни русского общества. Екатерину часто сравнивают с Петром I. Она «кротко и спокойно закончила то, что Петр Великий принужден былучреждать насильственно» в целях «европеизации» страны. Екатерина IIпредпочитала силу убеждения, а не жестокую хватку своего кумира. Князь П. А. Вяземский остроумно заметил по этому поводу: «Как странна наша участь. Русский силился сделать из нас немцев; немка хотела переделать нас врусских». София Фредерика Августа появилась на свет в захолустном в ту поругороде Штеттине (Пруссия). Отец ее – ничем не примечательный князь Христиан-Август – преданной службой прусскому королю сделал неплохую карьеру: командир полка, комендант Штеттина, губернатор. В 1727 г. он, в 42 года, женился на 16-летней Голштейн- Готторпской принцессе Иоганне- Елизавете[2]. Екатерина получила домашнее образование: обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Уже в детстве проявился ее независимый характер, любознательность, настойчивость и энергичность. Большую часть своей жизни Екатерина Великая провела в России и только детство и отрочество – в Германии. Но именно за эти 14 лет великая императрица сформировалась как личность, именно в Германии в нее прочно были заложены основыбытовой культуры, благодаря которым ее на протяжении всей жизнивоспринимали как человека, воспитанного в лучших западных традициях, отмечая ее хорошие манеры и вежливость[2].

В 1744 г. она с матерью была вызвана в Россию императрицейЕлизаветой Петровной, крещена по православному обычаю под именемЕкатерины Алексеевны и наречена невестой великого князя ПетраФедоровича (будущий император Петр III), с которым обвенчалась в 1745 г. В 1754 г. она родила сына, будущего императора Павла I. Пока ее мужразвлекался дрессировкой собачек и разыгрыванием кукольных спектаклей, она изучала историю, географию, экономику, философию, знакомилась струдами Плутарха, Тацита, Монтескье, Вольтера, Дидро, читала русскиелетописи. Летом 1762 г., опираясь на гвардейские полки и деятельноеучастие своих друзей братьев Орловых, Екатерина совершила бескровныйгосударственный переворот и, свергнув своего мужа Петра III, сталасамодержавной императрицей[2]. Она показала себя мудрым и энергичным монархом. Ее правление(1762–1796 гг.) характеризовалось агрессивной внешней политикой ивнутренними реформами в духе французского Просвещения. Онапереписывалась с Вольтером и другими просветителями, по ее приглашениюв России побывал Дидро[2]. Находившиеся под влиянием идей Монтескье юристы составили под ееруководством «Наказ Комиссии о сочинении проекта Уложения» – документ, в котором явственно отразились идеи просвещенного абсолютизма. В 1775 г. Екатерина реорганизовала систему местного управления, укрепив положениеполитической, судейской и финансовой бюрократии[2]. Политика Екатерины II в области образования и культуры такжеосновывалась на идеях Просвещения. По её инициативе были открытывоспитательные дома для детей- сирот, Смольный институт, основанаИмператорская публичная библиотека в Санкт- Петербурге, заложеныосновы художественных коллекций Эрмитажа, для которых она лично спомощью специальных агентов за рубежом приобретала произведенияискусства. В 1780-е гг. по распоряжению Екатерины II проведена школьнаяреформа, в ходе которой создана единая государственная система начальногообразования – сеть 2-классных уездных и 4-классных губернских училищ[2]. Жестокое крестьянское восстание (1773–1775 гг.), вождь которогодонской казак Емельян Пугачев выдавал себя за Петра III, изменилонаправление ее мыслей: императрица начала привлекать на свою сторонудворянство. В 1785 г. она освободила дворян от обязательной службысогласно Табели о рангах, подписав жалованную грамоту на права ивольности дворянства[2]. Весной 1775 Екатерина II объявила о введении привилегий для гильдий купеческих и провозгласила принципы свободного предпринимательства. Затем была начата губернская реформа. В её рамках часть полномочийцентральных ведомств передавалась местным органам управления, былаосуществлена судебная реформа, впервые судопроизводство отделялось отадминистративных органов. Для развития экономики России векатерининское время важнейшее значение имели введение ассигнаций, ликвидация откупов и монополий на производство ряда товаров и торговлюими, сосредоточение контроля за всеми доходами и расходами государства ведином ведомстве и первые попытки составления государственного бюджета. Ко времени Екатерины II относятся также первые в истории Россиигосударственные займы и появление у государства постоянного внешнегодолга. Важным шагом к созданию в стране регулярной полиции сталоиздание в 1782 году Устава благочиния[2]. Активная наступательная внешняя политика Екатерины II способствовала повышению авторитета и роли Российской империи намеждународной арене. В годы её правления Россия неоднократно выступалапосредницей в разрешении конфликтов между европейскими державами, выдвигала важные международные инициативы. Почти вдвое увеличиласьармия, количество кораблей российского флота выросло с 20 до 67 линейныхкораблей, не считая других судов. Армией и флотом было одержано 78блестящих побед, упрочивших международный авторитет России. Екатеринапровела две успешные войны против османских турок, в результате которыхРоссия окончательно закрепилась на Черном море, были присоединеныСеверное Причерноморье, Крым, Прикубанье - территория, получившаяназвание "Новая Россия (Новороссия)". Она приняла под российскоеподданство Восточную Грузию. Возглавив союз России с Австрией иПруссией, Екатерина участвовала и в трех разделах Польши, в результатекоторых Россия не только вернула западнорусские земли, утраченные в XIIIвеке, но и захватила исконные польские земли[2]. В период правления Екатерины Великой территория России увеличилась весьма существенно: из 50 губерний 11 были приобретены в годы ее царствования. Население страны увеличилось почти вдвое, агосударственный бюджет – вчетверо. При ней были построены 144 новыхгорода (более 4 городов в год на протяжении всего царствования). Былоиздано более 200 законодательных актов. В Россию хлынул потокэмигрантов из Европы[2]. 8 апреля 1783 года был издан манифест Екатерины II о присоединении Крыма к России. Манифест, подготовленный князем Потемкиным, получившим впоследствии за свои труды в Крыму на благо Российскогогосударства титул светлейшего князя Таврического, положил конецдлительной борьбе России с Турцией, от которой Крымское ханствонаходилось в вассальной зависимости[2]. Путешествие Высочайшей особы (как сказали бы сейчас – VIP) в полуденный край 2 января - 11 июля 1787 года не имело прецедентов – ни по масштабам, числу участников, времени в пути, стоимости... Однако нидальняя дорога, ни возрастные недуги (Императрице исполнилось 58 лет) незаставили Екатерину отказаться от стремления лично осмотреть недавнообретенный «полуденный край». Это было путешествие, впервые в миреспланированное по всем правилам организации тура. Здесь можнопроследить все составляющие классического тура: транспорт, размещение, питание, культурная программа и даже сувениры. Так что можно с полнойуверенностью утверждать: путешествие Екатерины Великой положилоначало крымскому туризму в целом. Кроме того, это событие заложилотрадиции политического VIP-туризма, которые с успехом развили ипродолжили практически все властители Российской империи, СоветскогоСоюза и независимой Украины. Для путешествия строились целые города:Екатеринослав, Херсон, Николаев, Симферополь, Севастополь...[2]. Екатерина уделяла большое внимание строительству в городах, особенно в Санкт- Петербурге, стремясь придать столице парадный вид. Столица именно в екатерининское время, когда, в частности, были сооружены гранитные набережные Невы и каналов, приобрела современный облик. Благодаря ей город украсился лучшими образцами русскогоклассицизма. По инициативе Екатерины II в России была развёрнутаобширная градостроительная программа, разработаны общие принципыгородской застройки на основе генеральных планов городов[2]. Личные качества Екатерины II, её трудолюбие, стремление вникнуть вмельчайшие вопросы внутренней и внешней политики, умение воспринимать, творчески перерабатывать и эффективно использовать чужие идеи, способность оценивать своих соратников прежде всего с точки зрения ихкомпетентности способствовали формированию в России во 2-й пол. XVIII в. плеяды выдающихся государственных деятелей, дипломатов, военачальников, деятелей науки и культуры[2]. Образ Екатерины Великой нашел воплощение во многих книгах, художественных фильмах и даже сериалах, хотя большинство из нихполучили только ограниченную известность. Пожалуй, больше всегоЕкатерина запомнилась читателям по романам Валентина Пикуля, а зрителям- по фильму "Гардемарины, вперед![2]".Материальное воплощение деятельности Екатерины Великойотразилось в облике многих городов. Наиболее полно - в той части Европы, которая во времена правления Императрицы осваивалась заново и получиланазвание Новороссии (сегодня это области Украины и Юга России). Здесь же- наибольшее количество памятников Екатерине II (в Одессе, Краснодаре, Севастополе, Симферополе). В Краснодаре - городе, основанномимператрицей и получившей название Екатеринодар, сегодня, помимопамятника ей, на главной улице Красной стоит оригинальная стела - колоколс фигурой мученицы Екатерины на ней. Оригинальный памятник ЕкатеринеII в Симферополе был установлен в 1890 году. В 1920 г. он был разрушен. Однако 2 июня 2007 г. на гранитном обломке появляется надпись «На этомместе будет восстановлен памятник императрице Екатерине Великой поинициативе Симферопольского городского главы Геннадия Бабенко и приподдержке жителей города». Обещание было выполнено. В августе 2016 г. был открыт новый памятник Екатерине II в Симферополе. Монумент, возвышающийся над городом на 10 метров, установлен в одном из главныхпарков — Екатерининском саду[2].
РАЗДЕЛ 2. ОБРАЗ ЕКАТЕРИНЫ II ВЕЛИКОЙ В ЖИВОПИСИЕще до того, как в истории российской империи появилась такаяличность как Екатерина Великая, а будущая императрица была известна какСофья Августа Фредерика Анхальт-Цербстская, ее изображали еще юной, скаштановыми волосами как юную девушку дворянского происхождения, без атрибутов власти, торжественности, с едва заметной улыбкой иискренним выражением лица. Однако ее хрестоматийный образ сложился уже после начала ее единоличного правления. Одним из первых, и на наш взгляд, одним излучших, ее изображений уже в новом статусе служит портрет Екатерины II1763 года, кисти Федора Степановича Рокотова, одного из крупнейшихмастеров русского портрета XVIII века[1]. Этот портрет можно по правусчитать одним из самых известных при жизни художника произведением. Особенность его композиции состоит в соединении почти геральдическиотточенного профиля с расположением фигуры с поворотом в три верти. Жест государыни обращен не прямо к зрителю, что было в традицияхпарадных портретов с середины XVIII в., а к определенной аудитории, будтонаходящейся за пределами рамы. Таким образом, создается впечатлениеувиденной со стороны сцены, момент подглядывания. Зритель словнонаблюдает за важным государственным событием, которое удалосьзапечатлеть художнику[1]. В портрете Екатерины II Рокотова важность и ритуальная значимость изображенного подчеркиваются использованием профиля, которыйдостаточно редко встречается портрете «в натуру» в XVIII столетии. Напоминая изображения в гравюре или в миниатюре, а также на монетах, накоторых, в свою очередь также красовался профиль императрицы. Изображение в таком ракурсе предполагает и определенную формуидеализации модели, которая в итоге сопоставляется с древними героями ивызывает ассоциации с античной камеей и римской медалью, что также мывстречали ранее в иных государствах и эпохах[1]. Этот портрет понравился императрице, у него было много копий, в том числе, были известны различные версификации в гравюре и миниатюре. Он написан в лучших традициях популярного и наиболее распространённого тогда жанра парадного портрета: она находится в окружении символов власти – держит скипетр и державу, грациозно и величественно сидит наобитом бархатом троне, являясь воплощением идеального и справедливогомонарха, готовая выслушать, со снисходительным и одновременно несколькопокровительственным взглядом, на фоне массивной каннелированнойколонны и свисающей драпировки. Позже художник также писал ещенесколько портретов Екатерины II, которые также принято считатьклассическими[1]. В 1775 из Парижа портретировать Екатерину выписали модногошведского художника Александра Рослина[3]. Он виртуозно изобразилпарчу и бархат, создал максимально торжественный фон, тщательноавтор статьи об творчистве и жизни Александра Рослина Майкл Йонан, доцент кафедры
истории искусств и археологии Университета Миссури. Александр Рослин (1718-1793) –художник, чьи более известные картины хорошо знакомы современным ценителям. Многие узнают часто воспроизводимый портрет, который он сделал для своей жены, художницы Мари-Сюзан Гироуст, известной в просторечии как «Леди в фате» (1768, Стокгольм, Национальный музей). Но в целом, Рослин – маргинальная фигура, отсутствиеключевой известности привело к тому, что он является второстепенным художником. Взято из онлайн музея «Gallerix». Режим доступа: https://gallerix.ru/воспроизвел внешность императрицы. Ей понравилось все, кроме лица. Екатерина пожаловалась в письме, что иностранец сделал ее лицо «пошлым, как у шведской кухарки» и состарил на двадцать лет. На помощь позвалиРокотова, который очень угодил императрице еще в начале правления, когданаписал коронационный портрет. Екатерина гордилась своим профилем, сизящным носом и волевым подбородком. Она даже сравнивала себя сАлександром Македонским. А Рокотов тогда сумел предъявить это зрителюво всей красе[3]. Помимо коронационных портретов, парадных портретов Екатерины IIкак великой правительницы так же, как и в Европе XVII-XVIII веков былораспространено аллегорическое изображение монарха. Наиболее известнымявляется картина Дмитрия Григорьевича Левицкого «Екатерина II —законодательница в храме богини правосудия». Д. Г. Левицкий- художник- академист, родился в 1735 году на Украине, вырос в художественной среде, его главным учителем и наставником был П. А. Антропов. Уже к моментуоткрытия Академии Художеств он был известен как художник. П.П. Гнедичназывает его «первой блестящей звездой в нашей истории живописи»[1]. Уже в 1782 году совершенно очаровательный, светлый иодухотворенный образ императрицы создает Ричард Бромптон(1734–1783),блестящий английский живописец, на несколько лет ставший придворнымхудожником государыни. Пожалуй, это самый живой портрет Екатерины извсех когда-либо написанных[4]. Но свое законченное воплощение величественная приятность государыни получила, конечно, на портретах работы ДмитрияЛевицкого (1735–1822), среди которых выделяется образ Екатерины- законодательницы в храме богини Правосудия (1783). Эта вторая волнааллегорических изображений императрицы во многом былаинициирована Николаем Львовым – архитектором, поэтом, музыкантом, рисовальщиком и гравером, а также другом Левицкого[1].
ЗАКЛЮЧЕНИЕЕкатерина II, императрица Всероссийская, былавысокоинтеллектуальным и культурным, властным монархом, который за 34года своего правления завоевал расположение дворянства и народа и добилсяуспехов во внутренней и внешней политике. При Екатерине Алексеевне"просвещенный абсолютизм" укрепил позиции Российской империи каквеликой державы. Как и многие европейские монархи, Екатерина IIпридавала большое значение искусству, понимая, что жертвуя им, можно нетолько удовлетворить свои эстетические желания, но и достичь собственныхамбиций и личных целей. Как великую императрицу, Екатерину II частоизображают мудрым монархом в роскошных одеждах, обладающим всемикачествами власти и всем великолепием воплощенной богини. С другойстороны, художники представляли ее в ином образе. Как земную женщину впростой одежде, путешественницу или солдата, все еще мудрую и статную, но более близкую к народу. Как бы то ни было, благодаря множествуталантливых художников, которых Екатерина II, ее предшественники ипоследователи собрали вокруг себя, ее образ получил широкое признание какв русском народе, так и за рубежом.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ1. Войтенко М. Изображение правителя в российской империи второйполовины XVIII в.: на примере изображения Екатерины II Великой //Научно-популярный журнал «ИКСТАТИ». Режим доступа:https://spb.hse.ru/ixtati/news/598490781.html2. Екатерина II. проект "Имя России". Режим доступа:https://livingheritage.ru/brand/respublika-krym/ekaterina-ii3. От мудрой правительницы до иконы моды: как Екатерину II изображалиписатели и художники. Режим доступа: https://vtbrussia.ru/culture/ot- mudroy-pravitelnicy-do-ikony-mody-kak-ekaterinu-ii-izobrazhali-pisateli-i- hudozhniki/4. Пчелов Е. Образ российской императрицы вдохновлял художников, принадлежавших к разным эпохам и поколениям. Режим доступа:https://историк.рф/journal/post/5239

2 страница14 апреля 2024, 12:22