Глава пятая. Война с богами ванами
Был тёплый тихий вечер, дневные хлопоты и забо-
ты были уже позади, и Один предложил своей супруге
Фригг прогуляться по священной роще Гласир, находя-
щейся вблизи чертогов верховных богов. Роща была
настолько красива и великолепна в своём природном
величии, что все в Небесной Обители называли её
не иначе чем Сияющая.
Супруги шли не спеша, наслаждаясь пением птиц
и начинавшимся красивым закатом. Чтобы никто
не мешал их разговору, любящую друг друга парочку
сопровождали лишь два волка Одина, Жадный и Про-
жорливый.
В начинающемся закате солнца роща была велико-
лепна, листва персиковых деревьев, высаженных
вдоль аллей, сверкала золотисто-пурпурным отливом.
Их крупные сочные плоды напоминали золотые ша-
рики, подвешенные на ветках красивых и ровных де-
ревьев. За рощей заботливо ухаживали, простой люд
Асгарда сюда не допускался, это было место уедине-
ния верховных богов, где они могли насладиться ти-
шиной, красотой и пением множества диковинных
птиц.
Дойдя до края рощи, Один, показав рукой вперёд,
обратился к супруге:
— Здесь, невдалеке от Сияющей рощи, я хочу воз-
двигнуть, как ты и предлагала, новый чертог — Вальхаллу, Дворец Павших. Сил Асгарда не хватит, чтобы противостоять силам зла и хаоса, поэтому в этот чертог я буду отбирать из Срединного мира самых лучших, самых отважных, самых бесстрашных воинов, которые пополнят наши рати, когда придёт время Великой Битвы. Они будут здесь жить и совершенствовать своё боевое мастерство. Мы многое сделали дляМидгарда, судьбы наших миров неразрывно связаны,так что пора и людям послужить нашей Обители. Чемсильнее будут эти воины, а я решил назвать их эйнхерии, тем больше у нас будет времени на подготовку
к Последней Битве.
— Как же ты за всем уследишь, — усомнилась
Фригг, — эти люди постоянно между собой враждуют
и воюют, я вообще иногда подумываю, что ты со свои-
ми сотоварищами Хёниром и Лодуром сделал огром-
ную ошибку, вдохнув в них душу, чувства и разум.
— Это их путь, они должны его пройти, либо они
все погибнут, либо достигнут духовного рассвета и бу-
дут жить в мире и согласии. А особо зарвавшихся ни-
когда не поздно отправить в Хель. Что же касается от-
бора эйнхериев, то я подумал и об этом. Я уже обсудил
этот вопрос с Фрейей, я дам ей валькирий, и они будут
реять на крылатых конях над полями битв и отбирать
лучших из лучших воинов, — пояснил Один супруге.
— Но ведь Фрейя из рода ванов, богов Природы,
ратное дело — не их удел, как же она согласилась? —
поинтересовалась мудрая богиня.
— Я пообещал ей половину павших воинов, а также
ей будет разрешено воздвигнуть в Асгарде для этих
воинов свой, отдельный чертог, мы решили назвать
его Фолькванг, Людское Поле, — пояснил супруге
Один.
— Это мудрое решение, таким образом у тебя будет
больше времени на подготовку к Великой Битве.
Но мой любимейший супруг, у меня будет к тебе «ма-
ленькая просьба» — согласовывай со мной, пожалуй-
ста, такие серьёзные для нашей Обители решения. Я
соправительница Обители богов, богиня богинь, мать
твоих сыновей, и я имею право принимать участие
в решении подобных жизненно важных вопросов, —
с этими словами Фригг вполоборота повернулась
к Одину, серьёзно и требовательно взглянув в его те-
перь уже единственный глаз.
ВсеОтец почувствовал лёгкую неловкость сложив-
шегося положения и решил перевести тему разговора
в другое русло.
— Моя милая, любимая, чуткая и красивейшая
Фригг, — с этими словами Один нежно обнял супругу, — а помнишь, как нам в Асгард попал ван Ньёрд со своими детьми Фрейей и Фрейром?
— Как уж тут забыть, они стали Почётными Гаран-
тами мира после нашей войны с богами Природы, раз-
разившейся из-за этой… — Фригг старалась подобрать
выражение помягче, — этой злобной колдуньи Гулль-
вейг.
Парочка в обнимку пошла к ближайшей изящной
резной скамейке, села на неё и, продолжая любоваться
закатом, стала вспоминать былые времена…
***
После того как Асгард избавился от трижды со-
жженной злобной старухи, боги Природы ваны предъ-
явили богам Небесной Обители ультиматум — выплатить виру (компенсацию) за смерть родича. ВсеОтец, ослеплённый ненавистью к колдунье в частности и к ётунам в целом, им в вире отказал. Началось долгое противостояние двух Родов Богов-Созидателей.Лишь сейчас, испив из Колодца Мудрости, Один понял, что Гулльвейг хоть и была причиной войны между Богами, но глубинный смысл Противостояния корнями своими уходил в Срединный мир.
Долгое время богами Природы копилось недоволь-
ство и на богов асов, и на жителей Срединного мира.
Боги асы вдохнули душу в людей, дали им чувства, ра-
зум, эмоции. Боги асы пошли ещё дальше — они дали
людям Право Выбора.
Люди славили асов и поклонялись им. Но люди
не ценили и не почитали окружающую их Природу.
Леса нещадно вырубались, дичь в лесах убивалась
и надо и не надо. Боги асы научили людей кузнечному
и литейному делу, вследствие чего планета Астра стала
постепенно загаживаться. Недовольство и возмущение
ванов нарастало.
«Кто даёт этим людишкам теплое благодатное
солнце, дожди, поливающие их урожаи, дичь в лесах,
рыбу в реках, чистый воздух и воду? Кто даёт этим лю-
дям здоровое потомство? Где хотя бы слова благодар-
ности? Их нет. Людьми всё принимается как должное,
как будто все, кроме богов асов, им чего-то долж-
ны,» — негодовали боги Природы.
Все эти негодования, возмущения и недовольства
неоднократно озвучивались богами ванами, но боги
асы были «глухи». Их уникальный эксперимент под
названием «Человек» был в самом разгаре, и прекра-
щать его никто не собирался.
Время от времени боги ваны напоминали людям,
«кто на планете хозяин», насылая на них засухи, урага-
ны, студеные зимы, неурожаи, землетрясения и навод-
нения. Но люди оказались упорными и цеплялисьза свою жизнь всеми возможными способами. И начи-
нали ещё больше славить асов, прося у них хороший
урожай, удачу или победу в очередной междоусобной
войне.
Ванам, по сути, нужен был лишь повод, и сожжение
Гулльвейг с последующим отказом выплаты виры как
раз для этого подходило.
Ваны не были воителями, это были Боги-Созидате-
ли, Боги Природных Стихий, но у них было огромное
преимущество перед другими мирами — магия Сейта,
древняя шаманская магия, с помощью которой они
могли управлять природой планеты. В их власти были
засухи, наводнения, землетрясения, урожаи или
неурожаи, лютые зимы или знойное, выжигающее всё
живое лето. И полагаться только на воинское искус-
ство и развитое ремесленное дело со стороны асов бы-
ло несколько неосмотрительно.
Две огромных рати собрались в чистом поле, ваны
последний раз, надеясь всё закончить миром, выдви-
нули свои условия, но воинственные асы их не приня-
ли. Знаком для начала битвы послужило копьё Одина,
брошенное в сторону войска ванов. Битва началась.
Асы сразу почувствовали, что одним ратным искус-
ством им ванов не одолеть. В глаза им летел песчаный
ветер, их войско поливало проливным дождём, они
погрязли в непроходимой распутице, после дождя уда-
рил сильнейший мороз, и всё это повторялось
по несколько раз по кругу и только на территории, где
были асы. Сталь мечей стала хрупкой, как стекло, те-
тива луков сначала размокла, потом полопалась от мо-
роза, войско замерзало, голодало, боевой дух асов таял
на глазах.
Войско асов медленно отступало к Асгарду, и ника-
кое воинское искусство не могло противостоять буй-
ству Природы. Ваны осадили Асгард, сломали городские стены. Начались уличные бои, за каждый дом,
за каждый квартал.
И тут удача несколько отвернулась от богов Приро-
ды, в городе асов их магия была не столь сильна, каж-
дый дом превратился в маленькую крепость, даже раз-
рушенные жилища превращались в оборонительный
рубеж. Войско ванов постепенно истощалось. Война
принимала долгий, затяжной, кровопролитнейший ха-
рактер. Потери нападавших в уличных боях были за-
предельными — на одного убитого аса приходилось
по семь ванов.
Ётуны, почуяв слабость и тех, и других, стали «ша-
лить» в землях Ванахейма и Мидгарда. Война между
богами-созидателями была им только на руку — пла-
ны злобной колдуньи достигли своей цели.
Это была бессмысленная, беспощадная, затяжная,
кровопролитнейшая война на истощение и уничтоже-
ние друг друга. Кто-то первым должен был одуматься,
кто-то первым сделать шаг навстречу.
***
В зале Совета верховных богов собралась вся элита
Асгарда, решали, что делать дальше — продолжать
войну или предложить ванам перемирие.
Один, как верховный бог Асгарда, взял слово пер-
вым.
— Мы недооценили нашего противника, полагаясь
только на наше воинское искусство и различные воен-
ные механизмы. Мы ведём уличные бои в своей Оби-
тели, у нас достаточно провианта и оружия, наш дух
не сломлен, каждый, кто может держать оружие в ру-
ках, защищает стены своего дома. Но даже если ваны уйдут из города, за пределами города они будут силь-
нее нас. Но находясь в осаде, мы не сможем пополнять
наши каждый день уменьшающиеся ресурсы. Это
лишь вопрос времени. Жду ваших предложений.
— Биться до конца, пусть эти ваны убираются
из нашего города, у них огромные потери, скоро их
войско иссякнет, — тут же вспылил бог Грома и Мол-
нии Тор.
Бальдр, бог Света и Солнца, а был иного мнения:
— Мы асы — боги-созидатели, ваны тоже боги-со-
зидатели, кому выгодна эта война? Ётунам, тёмным
альвам, огненным великанам? Что будет, если мы ис-
тощим друг друга? Что будет с нашими землями? Вы
думаете, они не воспользуются моментом? Неужели
вы настолько наивны?
Мудрая Фригг тут же, воспользовавшись словами
Бальдра, пока все не увязли в спорах, предложила:
— Предлагаю направить к ванам нашего предста-
вителя, чтобы озвучить наши мирные предложения.
Зал загудел.
Фригг настойчиво посмотрела на супруга, её взгляд
требовал решительных действий. Хёд и Хермод, бра-
тья Бальдра и сыновья Одина и Фригг, встали на сторо-
ну брата и матери:
— Мы за мирные переговоры, — сказал Хермод.
Мнения разделились, половина собравшихся пред-
лагала мир, половина — продолжать войну. Все взоры
устремились к Одину. В зале воцарилось затишье.
— Как верховный бог и владыка Асгарда, я прини-
маю решение о мире. Мой сын Бальдр, бог Света, вла-
деющий лучше всех нас Силой Слова, возглавит эту от-
ветственнейшую миссию, — озвучил своё решение
ВсеОтец.
Сказано — сделано.
***
Ваны также уже подумывали о мирных перегово-
рах, и поэтому появление Бальдра, самого светлого
бога асов, встретили с нескрываемой радостью и об-
легчением. Бальдру были оказаны самые высокие по-
чести, которые можно было оказать в полевых усло-
виях военного лагеря.
В ходе переговоров было решено, что асы потребуют
от своих «подопечных» — людей — уважительного отно-
шения к Природе и к богам Природы, для чего будет со-
здан свод Конов и Укладов. Ну а нарушителей сих конов
и укладов жаловать не будут ни те, ни другие боги.
Также была достигнута договорённость, что ваны
вернутся на свою землю, и никто ни с кого требовать
виры не будет. Война есть война — что разрушено, то
разрушено, кто убит, того уже не вернёшь.
Совместными усилиями был сварен хмельной квас
и устроен пир, на котором асы и ваны заверяли друг
друга в благих намерениях и желании жить в дружбе
и мире.
Заверения заверениями, но самое главное — обеим
сторонам требовались гарантии, поэтому было приня-
то решение обменяться Почётными Гарантами мира
из высшей элиты богов.
Со стороны ванов в Асгарде оставались бог Ветра,
Морской Стихии и мореплавания Ньёрд и его дети, бо-
гиня Любви и Красоты блистательная Фрейя и её брат-
близнец, бог Плодородия и Лета Фрейр.
Ньёрду, как главе миссии Гарантов мира, позволено
было в землях асов построить свой чертог. Ньёрд
не любил городскую суету и с позволения Одина по-
строил свой дворец «Корабельный двор» у края моря,
что омывал один из берегов земель асов.
Фрейя и Фрейр остались в Асгарде. Блистательная
и добродушная Фрейя покорила асов своей красотой
и своим искренним радушием, поэтому сразу же была
принята асами в высшие слои элитной знати верхов-
ных богов Небесной Обители. Её брат Фрейр красоте
под стать не уступал великолепному Бальдру, да и ха-
рактером он был мягок, покладист и добродушен. Вер-
ховные боги Асгарда его также приняли как равного
себе, и со временем Фрейр также вошел в элиту богов
Асгарда.
Боги Природы честно и добросовестно выполнили
условия мирного договора, их представители включи-
лись в полноценную жизнь Небесной Обители, что
нельзя было сказать, в полной мере, о богах Асгарда.
В зале Совета богов ВсеОтец обсуждал со своей су-
пругой, кого они пошлют в Ванахейм (страну богов ва-
нов) Почётными Гарантами мира.
— Условия договора требуют, чтобы Гарантами
был кто-то из высших богов. Ваны однозначно дали
мне понять, что желательно, это должен быть кто-то
из наших сыновей, — начал нелёгкий разговор ВсеО-
тец.
— Кого же из сыновей ты хочешь послать? — поин-
тересовалась супруга.
— Выбор небольшой, у нас трое сыновей: Бальдр,
Хёд и Хермод, я бы не хотел давать ванам никого
из них, они мне все нужны в Асгарде, после войны
очень многое необходимо сделать, многое приводить
в порядок, их помощь мне необходима здесь, — поды-
тожил Один.
— Что же ты предлагаешь? — спросила Фригг.
— Есть у меня одна задумка. Хёнир, мой ближай-
ший друг и дальний родич, одушевил людей, из-
за которых у нас с ванами, помимо выплаты виры
за колдунью, возникли разногласия, вот пусть он и будет Гарантом мира с нашей стороны, — рассудил
Один.
— Не знаю, насколько это правильно, ведь Хёнир
провидец, как и я. Но он не настолько мудр, поэтому
частенько, чтобы не сболтнуть лишнего, помалкивает
либо говорит свою любимую фразу: «Делайте, как счи-
таете нужным», — высказала сомнения Фригг.
— Я об этом уже подумал, мы ему дадим в помощь
Мимира, он самый мудрый из всех, кого я знаю, да
и в войне с ванами доблестно отличился, вот пусть он
нашему провидцу и советует, что стоит ванам гово-
рить, а что нет, — довольный Один ожидал похваль-
ную реакцию супруги.
— Не знаю, мне всё это как-то не по душе, — опять
высказала свои сомнения мудрая Фригг.
— Я так решил — своих сыновей в заложники я
не отдам. Никому не известно, сколь долгим будет пе-
ремирие с богами Природы. С Хёниром и Мимиром я
уже переговорил — они согласны.
— Будь по-твоему, — нехотя согласилась Фригг с супругом.
Сказано — сделано. Хёниру и Мимиру, для весомо-
сти их значимости, придали целую свиту помощников
и сопровождающих, и вся эта пышная и разодетая
в яркие парадные одежды процессия тронулась в зем-
ли богов Природы.
Боги ваны искренне и с радушием приняли Почет-
ных Гарантов мира. Хёнир с Мимиром так же, как
и Ньёрд, Фрейя и Фрейр, были приняты в высший свет
Ванахейма. Хёнир был даже удостоен почести быть со-
правителем ванов.
Но сомнения мудрой Фригг, к сожалению, оправда-
лись. В те моменты, когда Хёнир с Мимиром были
вместе, из уст Хёнира ваны слышали очень правиль-
ные и мудрые советы и речи, когда же бог-прорицатель оставался один, он, опасаясь сказать что-либо
лишнее, говорил свою любимую фразу: «Делайте, как
считаете нужным».
В умы и сердца ванов постепенно стало закрады-
ваться сомнение и ощущение подвоха. Их недоволь-
ство стало нарастать, когда подобные ситуации стали
повторяться всё чаще и чаще.
И вот в один прекрасный день Нертус — богиня
Земли, сестра и одновременно супруга Ньёрда — со-
брала совет ванов, чтобы решить, что им делать
со столь неравноценными заложниками.
Нертус переполняли с одной стороны чувства него-
дования и возмущения, а с другой, помня последствия
войны, желание не обострять отношения с асами.
— Я лишилась возможности видеться и общаться
с братом и своими детьми Фрейей и Фрейром, я чест-
но выполняла условия мирного договора, а эти асы
опять схитрили, прислали нам в заложники не пойми
кого. Одного аса, который ни рыба, ни мясо, а второй
так вообще, похоже, из турсов, — начала Нертус свою
речь на Совете богов Природы, — нам необходимо ре-
шить, что нам дальше с ними делать.
Разгоряченные негодованием, ваны сначала пред-
ложили отрубить обоим головы и послать их (головы)
в «подарок» Одину, но поразмыслив, отвергли сей явно
обостряющий отношения замысел. Стали предлагать
Мимира умертвить, а Хёнира посадить в темницу
на веки вечные, но поразмыслив, решили, что и этот
замысел явно вызывающ.
Выслушав эти и другие, не менее обостряющие от-
ношения с асами предложения, богиня Плодородия
и Растительности подытожила:
— Убивать их нельзя, это только ухудшит наши от-
ношения с асами, но и оставить всё как есть мы не мо-
жем. Есть у меня одна интересная задумка, — поделилась Нертус мыслями со своими советниками, — мой
брат и мои дети принимают самое активное участие
в жизни Асгарда. Те же права мы предоставили и Хё-
ниру с Мимиром, и раз уж обмен произошел неравно-
ценный, то самое болезненное решение для этих над-
менных и самолюбивых асгардцев будет лишение их
представителей права принимать участие в жизни Ва-
нахейма.
Советники богини Земли одобрительно загудели
и закивали головами в знак согласия.
— Поэтому, предлагаю, — продолжила владычица
ванов, — Хёнира с его «свитой», как ближайшего дру-
га и товарища Одина, оставить в наших землях,
но к управлению нашей страной не допускать
и предоставить ему апартаменты где-нибудь на окра-
ине наших земель. А вот с этим полутурсом-полуаль-
вом Мимиром мы поступим иначе. Он показал всем
нам свою мудрость — прекрасно. У корня Древа Жиз-
ни есть Колодец Мудрости, его необходимо стеречь
от посторонних, чтобы сакральные знания не попали
в случайные руки. Этот Колодец — наше всеобщее до-
стояние, и мы, представители различных миров, дав-
но ищем надёжного, сильного и мудрого хранителя.
Вот мы его и предложим сделать хранителем Колодца
Мудрости. И тогда и убивать его не будет необходи-
мости, и с наших земель уберём этого то ли велика-
на, то ли альва. Колодец Мудрости место далёкое
и тихое, и Мимир там будет у нас всегда под контро-
лем.
Одобрительный гул вновь пронёсся среди советни-
ков владычицы ванов. Все с облегчением вздохнули.
Решение воистину было принято мудрое. С одной сто-
роны утёрли нос асам, по сути сослав Хёнира с его сви-
той в ссылку. С другой выслали с глаз долой Мимира,
который был слишком мудр и мог явно или тайно вмешиваться в дела ванов, играя в только ему ведомую
«многоходовку».
Сказано — сделано. На этом конфликт был исчерпан, и боги-созидатели стали жить каждый своей жизнью, периодически обмениваясь различными любезностями, а при необходимости и помогая друг другу. Забегая немного вперёд, можно сказать, что нахождение Хёнира — бога Памяти и Благоразумия — в землях сил Природы спасло его от гибели в Великой Битве богов, он единственный из «старого поколения богов» выжил и передал молодому поколению богов знания и всю правду о Старом Мире.