Знакомство
Первая встреча с артистом происходит через его творчество. Николя описывает то, во что превратился Демиан в руках Сабиса: «Это уже не человек». Однако. Николя останавливает Шарля от визита к Сабису этим аргументом, хотя на следующий день Шарль все равно увидит во что превратился Демиан, когда будет участвовать в его казни. Сначала в этом можно увидеть глупую необдуманную заботу о племяннике. Но дальнейшее развитие говорит скорее о том, что это было проявление специфической (и взаимной) любви Николя к Сабису, нежели к племяннику. В конце-концов он трепетно признает в нем художника, делающего из людей уже не людей, а произведения искусства.
Сабис предупреждает, чтобы еще шаг и палачи окажутся на территории экзекуторов, где им не место. Фандом из этого момента замечает только то, что Сабис использует слово в отношении палачей, которое является презрительным, из чего делается вывод, что он их вербально заабьюзил. Экзекутор вообще-то тоже слово презрительное, которое он применяет к себе (по непрезрительному он дознаватель). Так что этот момент скорее подает манеру речи, а не призван показать, как очередная бяка обидела Шарля. Памятуя о сюжете суда над Шарлем на приеме принца можно даже отметить, что Сабис этим своим действием (и внешним видом) соответствует тем требованиям общества, которым не соответствует Шарль: он сразу же предупреждает, кто он, и чтобы к нему не приближались, и у него отметина буквально на лице — именно этого требовала графиня от Шарля на суде. Если задуматься над этим, то получится, что Сабис более социально адаптивен, смиренен и эмпатичен, чем Шарль.
Кстати об отметине на лице. Эта звездочка как бы намекает, что его мать была цыганкой. И пускай это пока что не основная тема сюжета, но читателю уже должно быть понятно, что палачам и дознавателям крайне сложно найти жену, так как никто не захочет об них мараться в нормальной ситуации. И лицо Сабиса (и его кудри) говорят о том, как его отец креативно подошел к решению этого вопроса. У нас тут камео Нотр Дамм де Пари!
Далее мы видим помощника Сабиса, которому тот говорит поддерживать огонь. И тут снова небольшое лирическое отступление. Эстетика манги конечно эстетична, но автор явно разбирался в той эпохе, которую изображал, а не просто натягал каких-то европейских образов чтоб было загадочно и красиво. Поэтому напомню, что древесина в те времена в Европе была дефицитом, и мытье было не всегда доступно даже аристократам. Поэтому бедняки носили короткие волосы, а богачи длинные — чтобы было видно, что они могут позволить себе дрова на разогрев воды для ежедневной помывки головы. И еще исполнители закупали материалы и платили помощникам за свой счет (об этом уже было в манге). А теперь зацените, сколько семья Сансонов тратила на дрова, чтобы сжигать трупы казненных и мыть головы, и сколько тратил Сабис, чтобы раскалять инструменты пыток, серу, свинец, и на кучерявый уход. Просто фан факт.
А дальше автор представляет нам Сабиса. Дознаватель парижского парламента. При том, что нам уже много раз повторили, что Сансоны это палачи короля Франции. То есть и Сансоны и Гильомы в глазах окружающих самые конченые люди из-за их профессий, и вроде даже как занимаются чем-то похожим, но они представляют разные, даже противоборствующие силы. Сансоны служат устаревающей монархии, Гильемы служат зарождающемуся капитализму.
Через его слова нам представляют его как еще более странного человека, чем можно было подумать по его приветствию. Фандом считывает это как садизм и любовь к работе. Хотя учитывая его приветствие это логичнее было бы считать как сарказм. А может он отъехал и живет в своем выдуманном мире — на постоянке (травматическое расщепление) или ситуативно. Это пока что непонятно. Нам уже показывали, как Шарль представляет, что рубит куклу, чтобы провести казнь (в дальнейшем будет метафора упавшего яблока как отрубленной головы) — вполне логично предположить, что Сабис также, как и Шарль на эшафоте, спускаясь в пыточную представляет, что он делает не то, что он делает, а что он рисует, например.
Потом нам более подробно показывают рабочее место мастера. Мы видим нотариуса, фиксирующего допрос, и помощника. И мы видим хренову кучу инструментов. Мое внимание привлекла кружка на цепи, но внимание фандома привлек пояс верности, из чего был сделан вывод, что Сабис бдсмщик и ему не хватает бабы. Так что снова историческая справка. Да, пояс верности это БДСМ инвентарь, только Англии XIX века, а не Франции XVIII. Но, тем не менее, здесь этот пояс нужен и является чеховским ружьем. Во-первых он висит рядом с другими двумя приспособлениями, вполне реальными, которые использовались для наказания провинившихся женщин, то есть это просто женский уголок. Если забегать вперед, то можно вспомнить, что казнили и пытали и мужчин и женщин и даже детей, так что детский уголок в этом помещении тоже есть. Это не про недоеб и фетиши, это просто рабочий инструмент. Во-вторых, когда во второй книге будет сюжет (начала революции) про казнь сына кузнеца и его мачеху, то там снова будет фигурировать пояс верности, который был выкован по чертежам, купленным за большие деньги. То есть можно предположить, что Сабис не спился в усмерть, а переквалифицировался на инженера проектировщика. Кстати, ухваты революционеров сделаны из цанг, которые также представлены среди инструментов.
Далее идет подъебка, что Сабис не ожидал видеть Николя. Он делает классическую качельку: сначала как будто проявляет эмпатию и сочувствие, что Николя не легко быть всегда вторым в отношении своего старшего брата (и потом мы узнаем, что их мать сделала многое, чтоб ему было хреново от этого), а потом переворачивает это так, что Николя в поисках восполнения профицита готов быть на вторых ролях даже в комнате дознавателя. Из этого можно сделать вывод, что Сабис достаточно хорошо знает Николя, чтобы ударить его в самое болезненное место, и тут я согласна с фандомом — скорее всего они давно знакомы и были близки в каком-то смысле. Но почему он хочет его обидеть до конца не ясно. Аргумент, что он просто истеричка, садист, алкоголик и центрист не канает. Даже банальный слэш фанфик на эту тему был бы более обоснован, чем такая мотивация. И у меня есть предположение, основанное уже на моем переносе, но об этом позже, когда наберется больше проявлений.
Далее идет метафора пытки как танца. Напомню, что ранее была метафора танца Демиана и Шарля, и позже, когда Шарль будет казнить Демиана, она повторится. Разница в том, что Демиан танцует С Шарлем (как партнер), и ДЛЯ Сабиса (как под управлением хореографа). Делает ли это Сабиса плохим человеком? Нет. Это делает его таким же отъехавшим, как Шарль, который представлял куклы и яблоки, когда убивал людей ужасными способами. Нам отдельно несколько раз сообщают, что Шарль Сансон казнил около 3000 человек, 2850 из которых он видел впервые. Просто в арке с Дэмианом нам показывают казнь человека, которого он предварительно узнал достаточно близко, что подразумевает экстроординарное стеклище. И то, что Сабиса с Демианом ничего не связывало не значит, что у него не могло быть таких стекольных историй с другими. Если уж на то пошло, у дознавателя было гораздо больше работы, чем у палача, так как дознаватель не только работал с людьми до казни, но и сам проводил непубличные летальные и непубличные нелетальные экзекуции. Так что статистически у Сабиса должно было быть больше стеклища, чем у Шарля. При этом далее будет понятно, что Сабис находится в полном контакте с реальностью, адекватно оценивает ситуацию, предпринимает умные многоходовочки и доносит глубокие правдивые вещи. Во второй книге автор уже прямым текстом говорит, что они с Шарлем похожи. Только в момент их встречи Сабис был уже зрелым дознавателем с большим трудовым стажем, а Шарль был еще подростком, который только готовился к тому, чтобы сформировать свои ценности. Помните во второй книге момент, когда Шарль слушает молодого короля и понимает, что сам в юности был таким же, что со временем он изменился, так как жизнь внесла свои коррективы, но как же юный король прекрасен в своих наивных стремлениях. Просто проведите параллель. И подумайте, если бы еще будучи принцем король впервые увидел Шарля не охотящимся в лесу на фазана, чтобы подарить его перья своей возлюбленной, а за работой — считал бы он его самым прекрасным человеком?