7 страница15 июня 2025, 03:15

Дно иерархии

6 глава

Часть 1

Первый день месяца мая. Прозвенел утренний звонок. Следом за ним в класс вошла Чабашира-сенсей, со свернутым плакатом в руках. Ее лицо всегда выглядело мрачным и серьезным.

- Учитель, у вас месячные? - Произнёс Ике в полный голос.

- Итак, начинаем утренний классный час! - Чабашира-сенсей проигнорировала Ике и продолжила, - У кого-то из вас есть ко мне вопросы? Если что-то беспокоит, не стесняйтесь спрашивать.

Она сказала это с такой интонацией, будто была уверена, что вопросы обязательно появятся. И буквально в тот же миг несколько человек подняли руки.

- Эм, я проверил счет утром, и на нем ноль баллов. Разве нам их не должны были перечислить сегодня?

- Хондо, я же объясняла, баллы поступают на счета учеников ежемесячно первого числа. Все заработанные вами баллы уже были выплачены.

- Эм, но... я не получил ни одного балла.

Хондо и Ямаучи переглянулись между собой. Ике был слишком удивлен, чтобы обратить внимание на их перемигивания.

- Вы... правда такие тупые?

- Тупые? В смысле?

Когда Хондо переспросил, в глазах Чабаширы-сенсей промелькнуло откровенное презрение.

- Сядь, Хондо. Позволь, объясню еще раз.

- С-Сае-тян-сенсей? - Хондо рухнул на стул, шокированный ее строгостью.

- Баллы были зачислены на счета учеников. Ошибок или сбоев быть не может. Вероятность того, что какой-то из классов не учли при расчетах, крайне низка. Понимаете?

- Нет, я не понимаю, мы не получили своих баллов... - с недовольным видом пробурчал Хондо.

- Ха-ха-ха, понятно, вот оно что, учитель! Я все понял! - воскликнул Коэнджи сквозь смех. Закидывая ноги на стол, он самодовольно посмотрел на Хондо, - Мы не получили баллов, потому что мы, из класса D.

- Что? Что это значит? Нам говорили, будем получать по сто тысяч баллов каждый месяц.

- Что-то не припомню ничего такого, а? - Коэнджи с ухмылкой повернулся к Чабашире-сенсей.

- Ты близок к истине, хоть и не до конца, Коэнджи. Мало кто услышал меня правильно, и это печально.

Класс загомонил в смятении.

- Учитель, можно вопрос? Я все еще не понимаю, - поднял руку Хирата. По виду он беспокоился не столько о своих баллах, сколько об остальных учениках. Как и ожидалось от него. Снова взял инициативу в свои руки, - Пожалуйста, объясните, почему нам их не начислили? Как мы можем что-либо понять, если вы ничего не объясняете?

И действительно, она еще не назвала причину.

- Девяносто восемь прогулов и опозданий за месяц, триста девяносто один случай болтовни и использования телефонов во время урока. Я подсчитывала все ваши нарушения с самого первого дня. В этой школе ваше поведение и оценки отражаются на количестве получаемых баллов. В результате сто тысяч баллов, которые вы могли бы получить, просто растворились. Вот что произошло! Я вас предупреждала в день вступительной церемонии, что эта школа оценивает учеников по их способностям. А это значит, что за прошедший месяц ваша ценность в глазах школы упала до нуля.

Чабашира-сенсей говорила как робот, безо всяких эмоций. Мои сомнения, возникшие еще в начале учебы, в конечном счете оправдались.

Получается, наша изначальная ценность в сто тысяч баллов была потеряна классом D всего за один месяц.

До меня донесся звук карандаша, царапающего по бумаге. Хорикита пыталась хладнокровно разобраться в ситуации и записала число прогулов, опозданий и случаев болтовни на занятиях.

- Чабашира-сенсей, не припоминаю, чтобы вы раньше это нам объясняли...

- Что? А вы разве не способны понять такие вещи без объяснений?

- Само собой. Но никто не упоминал, что количество баллов, что мы можем получить, уменьшается. Если бы нам это объяснили, мы бы старались не опаздывать и не разговаривать на занятиях.

- Интересный аргумент, Хирата. Я тоже не припомню, чтобы говорила, сколько именно баллов вам будут начислять каждый месяц. Разве вас не учили ходить на занятия и не болтать на уроках в младшей школе?

- Это...

- Я абсолютно уверена, что учили. Все девять лет обязательного обучения вам твердили, что за такие дела по головке не погладят, что разговаривать во время уроков и опаздывать нехорошо. Говоришь, вы не поняли, потому что я не объяснила? Такое оправдание здесь не прокатит. Если бы вы вели себя так, как должны вести себя студенты, ваша ценность не упала бы. Ответственность лежит только на вас! - ее рассуждения были абсолютно правильными. В конце концов все знают, что такое «хорошо» и что такое «плохо», - Неужели вы думали, что поступив в старшую школу, вдруг станете получать по сто тысяч баллов в месяц безо всяких условий? В этой школе, созданной правительством Японии для воспитания идеальных граждан? Советую прислушаться к здравому смыслу. Думали, все для вас будут делать за просто так?

Пускай Хирата и выглядел растерянным, но пришёл в себя очень быстро и посмотрел учителю в глаза.

- В таком случае не могли бы вы объяснить, как начисляются и отнимаются баллы? Мы будем стараться изо всех сил, чтобы соблюдать правила.

- Это невозможно! Нам запрещено разглашать подробности методики оценки качеств учеников. Точно как в реальном мире. В современном обществе, при трудоустройстве, вам вряд ли сообщат о том, как вас оценивают. Хотя это зависит от компании. Однако... я не пытаюсь отстраниться от вас, не испытываю ненависти. Мне вас даже жаль немного, потому скажу кое-что, - впервые я увидел на лице Чабаширы-сенсей тень улыбки, - Если вы перестанете опаздывать и начнете прилично вести себя в классе, вычеты прекратятся. Но это не значит, что вы получите больше баллов. Значит, в следующем месяце стипендия будет тоже ноль баллов. Отсутствие опозданий и разговоров не поможет вам вырваться с последнего места. Помните об этом и работайте над собой.

- Ох... - лицо Хираты помрачнело. Часть класса так ничего и не поняла. Объяснение, скорее, возымело обратный эффект. Ученики, собиравшиеся исправиться за счет хорошего поведения, были в смятении.

Прозвенел звонок, обозначая конец классного часа.

- Что-то мы заболтались. Надеюсь, вы меня поняли. В общем, давайте перейдем к главному, - она расправила скрученный плакат и закрепила его на доске магнитом.

Ученики взирали на плакат с той же неуверенностью, мало что понимая.

- Это... результаты каждого из классов? - Хорикита пыталась разобраться, хотя и не была до конца уверена.

Наверное, она права. На плакате числились классы от A до D, а напротив каждого из классов виднелись числа.

У нашего класса D был ноль. У класса C - 490, класс B - 650. И лучший результат у класса А - 940. Значит, тысяча очков равна ста тысячам йен? Каждый класс потерял разное количество очков.

- Эй, вам это не кажется странным?

- Да... рейтинг классов соответствует положению букв в алфавите...

- В этом месяце вы делали, что хотели. Теперь школа ничего не запрещает. Ваши действия, а именно опоздания и разговоры, просто влияют на количество баллов у вас. Вы вольны распоряжаться баллами, как захотите. Мы за этим не следим.

- Так нечестно! Мы не можем жить нормально с такими правилами! - выкрикнул молчавший все это время Ике. Ямаучи также бился в истерике. Он уже потратил все свои баллы.

- Смотрите внимательно, глупцы, все остальные классы получили свои баллы! Того количества, что осталось у вас, должно хватить, чтобы протянуть еще месяц.

- Н-но как остальные классы смогли их сохранить? Это странно...

- Я скажу вам, но в этом нет никаких уловок. За весь прошедший месяц классы оценивали по одним и тем же критериям. Тем не менее они не потеряли столько же баллов, сколько вы. Это факт.

- В таком случае... откуда такая разница в баллах у разных классов? - Хирата заметил нелогичность. Разница между цифрами была слишком заметной.

- Догадались наконец, почему вы попали в класс D?

- Почему попали в класс D? Разве не потому, что мы соответствуем уровню этой школы?

- Что? Так бывает и в обычной школе, знаете ли? - все начали переглядываться, - В этой школе все ученики распределяются по классам, в зависимости от их ценности. Лучшие попадают в класс A, самые худшие - в класс D. Такая система используется и в большинстве обычных школ. А значит класс D - самый настоящий цветник отбросов. Это значит, что вы худшие ученики, забракованные нашей школой. Заслуженный результат для ущербных учеников.

Хорикита окаменела. Похоже, что метод распределения учеников ее сильно шокировал.

Конечно, лучше собрать умных с умными, а ограниченных с ограниченными. Если положить заплесневелые мандарины к хорошим, те испортятся значительно быстрее. Неудивительно, что склонная ощущать собственное превосходство над другими, Хорикита оказалась застигнута врасплох.

- Однако вы первый класс D, сумевший потерять все баллы за первый же месяц. С другой стороны, могу только восторгаться тому, как роскошно вы жили до сих пор. Достойно восхищения, - отнюдь не искренние аплодисменты Чабаширы-сенсей разнеслись по притихшему классу.

- Опустившись до нуля, мы так и будем вечно получать по ноль баллов?

- Скорее всего, ваш уровень останется нулевым до самого выпускного. Но не волнуйтесь, комнаты в общежитиях все еще ваши, а в столовой есть бесплатные обеды. С голоду не умрете.

Жить в жесткой экономии вполне возможно, но большинству это вряд ли понравится. Все-таки мы прожили месяц, предаваясь всевозможным излишествам. Внезапно начать себя ограничивать будет для многих из нас непростым испытанием.

- Теперь остальные классы будут над нами издеваться? - с грохотом пнул парту Судо.

Осознав, что классы распределены по ценности, все наверняка будут смеяться над классом D как над кучкой придурков. Подобное наверняка лишний раз усилит наше отчаяние.

- Ты еще держишься за свою гордость, Судо? Тогда постарайся и сделай худший класс лучшим.

- Что?

- Эти очки не просто связаны с вашей ежемесячной стипендией, они также отображают уровень класса.

Значит, получается... например, если класс D наберет 500 баллов, он станет классом C. Совсем как в оценке компаний.

- Ладно, у меня для вас еще плохие новости, - с этими словами она прикрепила к доске второй лист. На нем значились имена всех учеников нашего класса. Рядом с каждым было число, - Глядя на это, я понимаю, сколько же идиотов в классе D, - она оглянулась на учеников и пристукнула каблуками, - Перед вами результаты теста, написанного вами несколько дней назад. Я была просто в восторге от ваших потрясающих способностей. Серьезно, чем вы, черт возьми, занимались в средней школе? - за исключением нескольких учеников, практически у всех меньше 60 баллов. Если опустить невероятную оценку Судо в 14 баллов, следующим будет Ике с 24. Средний проходной балл был порядка 65, - Если бы этот тест учитывался, семеро из вас уже были бы исключены. Хорошо, что его результаты не отразятся на итоговых оценках, не так ли?

- Исключены? В смысле?

- Что непонятного я сказала? Если вы провалитесь на экзамене в конце семестра или года хотя бы по одному предмету, вас исключат. На данный момент, это относится ко всем, у кого меньше 32 баллов. Вы самые настоящие отбросы.

- Что? - удивленно отреагировали семеро провалившихся, то есть Ике с компанией.

На листе со списком была красная линия, отделявшая семерых учеников от остальных. Лучшим из них был Кикучи с 31 баллом. Те, кто расположились в списке ниже него, однозначно провалились.

- Не несите чушь, Сае-тян-сенсей! Не надо шутить про исключение!

- У меня тоже слов нет. Но таковы школьные правила, так что готовьтесь к худшему.

- Как учитель и сказала, тут полно идиотов, - сказал Коенджи с самодовольной улыбкой, подпиливая ногти.

- Что это ты, Коенджи? Твои оценки небось тоже красные!

- Хех, ты хорошо посмотрел, мальчик? Взгляни-ка еще раз.

- Что? Хм, Коенджи... а? - просматривая от самого низа, он дошел до вершины. И наконец увидел имя Коенджи Рокуске. Трудно поверить, но Коенджи был на вершине рейтинга - 100 баллов.

- Никогда бы не подумал, что Судо такой же тупой, как и я, - саркастично произнес Ике на весь класс.

- О, и еще кое-что. Эта школа под управлением государства, и многие выпускники действительно получают высшее образование и легко трудоустраиваются. Это всем известный факт. Скорее всего, большинство из вас поступят в институт или найдут работу.

Как она и сказала, в этой школе высочайший процент поступлений и успешного трудоустройства. Ходят слухи, что выпустившись из этой школы, трудности поступления и поиска работы станут плевым делом. По другим слухам, завершение этой школы - практически рекомендация в Токийский университет.

- Но все не так просто в нашем мире. Такие, как вы - низкоуровневые отбросы наверняка столкнетесь с большими проблемами, - слова Чабаширы-сенсей эхом отразились от стен класса.

- Значит, если мы мечтаем о работе и поступлении в университет, нужно как минимум стать классом С?

- Это не совсем так, Хирата. Исполнить все свои мечты можно, только пройдя путь до класса А. Остальным ученикам школа ничего не гарантирует.

- Это... я никогда об этом не слышал! Полнейший абсурд! - подскочил очкарик Юкимура. У него был такой же высокий балл, как и у Коенджи.

- Стыдоба! Нет ничего более жалкого, чем трясущиеся и паникующие мальчики, - вздохнул Коенджи, словно что-то из слов Юкимуры его задело.

- Коенджи, разве тебе не обидно состоять в классе D?

- Обидно? С чего бы? Не понимаю.

- Потому что нам сказали, что наш класс - кучка отбросов и что наши шансы получить высшие образование и работу ничтожны.

- Ха! Это все бессмыслица! Мне незачем отвечать на такие глупые рассуждения, - ответил тот, продолжая пилить ногти. Он даже не смотрел на Юкимуру, пока говорил:

- Эта школа просто не разглядела еще всего моего потенциала. Я ценю, уважаю и отношусь к себе лучше, чем к кому-либо другому. Даже если школа распределила меня в класс D, это ровным счетом ничего не значит. Если, к примеру, меня исключат, тоже ничего страшного.

Конечно, если тебе плевать на школьную систему оценки, в ней нет смысла. Если учитывать его интеллект и физические способности, трудно представить, что ученики из класса А чем-то лучше Коенджи. Хотя, возможно, его отправили в класс D из-за характера.

- Раз уж на то пошло, я не собираюсь идти в университет или искать где-то работу после выпуска. Давным-давно решено, что я возглавлю в будущем конгломерат Коенджи. И неважно, в классе А я или в D.

Тому, чье будущее определено, и впрямь незачем волноваться об уровне класса. Не посмев и слова возразить в ответ, Юкимура сел.

- Похоже, ваша радость улетучилась. Если бы вы поняли с самого начала, в какую суровую среду попали, нам бы не понадобилось проводить этот классный час. Экзамены будут через три недели, в середине семестра, так что постарайтесь не вылететь из школы. Уверена, вы все сможете сдать тесты, не переступив за красную линию. Постарайтесь справиться с ситуацией и вести себя подобающим образом.

Чабашира-сенсей покинула класс, захлопнув за собой дверь. Ребята с оценками ниже красной линии сидели удрученные. Даже обычно горделивый Судо сейчас пристыженно опустил голову.

Часть 2

- Что же теперь нам делать, если баллов больше не будет?

- Я потратил остаток вчера...

Как только Чабашира-сенсей покинула класс, он наполнился шумом.

- Да черт с ними, с этими баллами. Проблема в этом классе... Почему я попал в класс D? - нервничал разочарованный Юкимура. На его лбу даже выступили капельки пота.

- Погодите, выходит, мы не попадем в те университеты, в которые захотим? Зачем я тогда вообще сюда поступил? Похоже, Сае-тян-сенсей меня ненавидит...

Никто из учеников не мог скрыть замешательства.

- Понимаю, что вы в панике, но прошу, успокойтесь! - Хирата пытался взять контроль над ситуацией и успокоить всех.

- Как мы можем быть спокойны в такой ситуации? Разве тебя не расстраивает, что наш класс - это кучка неудачников?

- Даже если так, не лучше ли нам всем объединить усилия для того, чтобы выкарабкаться из сложившегося положения?

- Выкарабкаться? Я даже не согласен с подобной иерархией классов!

- Я отлично понимаю, что ты чувствуешь. Однако нет смысла сидеть на месте и возмущаться.

- Чего? - Юкимура подошел к Хирате и схватил его за воротник.

- Вы оба должны успокоиться, ладно? Уверена, учитель объяснила ситуацию с позиции жесткости, специально чтобы подстегнуть нас, - добавила Кушида. Она разняла этих двоих и мягко взяла в руки сжатый кулак Юкимуры. Тот, как и ожидалось, боялся навредить ей, потому неосознанно отступил назад. Кушида продолжила, - С начала занятий прошел только месяц. Как и сказал Хирата, думаю, лучше всего нам постараться преодолеть эту ситуацию общими силами. Считаешь, что я не права?

- Н-нет, это... конечно, я не думаю, что ты ошибаешься, только... - гнев Юкимуры уже отступил. Кушида искренне посмотрела на каждого в классе D, будто бы рассчитывая на их помощь.

- ... - Химекава молча стояла с Кушидой и смотрела на Хирату с Юкимурой.

- Простите, я на мгновение потерял самообладание.

- Все хорошо, сам должен был аккуратнее подбирать слова.

Благодаря помощи Кушиды, и её зависимости класса, проблема разрешилась мирно. Я достал телефон и сделал снимок таблицы классов с набранными ими баллами. Заметив это, Хорикита взглянула на меня.

- Чем ты занят?

- Какая тебе разница? Разве ты сама не делала записи?

- Может, ты хочешь сделать расчёт со столь малой информацией?

- От части, ты права.

- Но зачем? Разве это поможет? У нас многие в классе опаздывают.

- Ты тоже поступила сюда, чтобы попасть в хороший университет?

- Почему ты спрашиваешь?

- Просто когда учитель говорила о разнице между классами А и D, ты выглядела шокированной.

- Практически все в классе так выглядели, нет? Нам не объяснили ситуацию в первый же день, и я не понимаю, почему они так поступили.

Ученики из классов B и C наверняка тоже недовольно ворчат. В этой школе ущербные все классы, кроме А. Стараться изо всех сил ради повышения уровня класса наиболее верный подход в данной ситуации.

- Думаю, нужно для начала набрать хоть какое-то количество баллов, нежели задумываться, в каком мы классе.

- Баллы - последствия наших усилий на занятиях. Отсутствие баллов не мешает учебе. В конце концов в некоторой мере эта школа предоставляет все бесплатно. Даже потратившие все свои баллы не останутся голодными.

- Ну, знаешь. Есть многое, что можно получить только за баллы. Например, досуг и развлечения. Жизнь совсем без развлечений создаст проблемы в будущем.

- Сколько ты потратил в прошлом месяце, Аянокоджи?

- Примерно шестьдесят тысяч.

Те, кто потратили все баллы, безусловно, серьезно влипли. Тот же Ямаучи уже паникует. Ике же потратил абсолютно все. Пускай это и некстати будет сказано, но они сейчас расплачиваются за собственные ошибки. Потратить сто тысяч баллов за месяц - задача несложная.

- Нам вскружила голову первоначальная сумма. Сто тысяч баллов в месяц - было понятно, что это все слишком хорошо, чтобы быть правдой, но все так обрадовались.

- Ребята, когда занятия начнутся, прошу всех быть внимательнее. Особенно тебя, Судо, - Хирата привлек внимание класса, встав у доски.

- Блин, ну да.

- В этом месяце мы ничего не получили. Эта проблема сильно повлияет на нашу дальнейшую жизнь в школе. Мы же не хотим продолжить в таком же духе до самого выпуска?

- Конечно нет! - крикнула одна девушка в ответ.

Хирата кивнул ей, продолжив:

- Конечно нет! Тогда у нас нет выбора, кроме как постараться получить их в следующем месяце. Поэтому мы должны работать все вместе. Не должны опаздывать и разговаривать на уроках. Конечно же, использовать телефоны на занятиях тоже запрещено.

- Ха? С чего бы нам тебя слушать? Если баллы так и останутся на том же уровне, нам незачем прекращать.

- Однако, если мы так и будем опаздывать и разговаривать на уроках, ничего и никогда не изменится. Ноль останется нулем, даже если в минус не опуститься.

- Не понимаю. Если мы будем выкладываться на занятиях, не похоже, что бы это помогло повысить наши оценки, - Судо недовольно фыркнул и скрестил руки на груди.

Кушида увидела это. Подняв руку Химекавы вверх, она вмешалась:

- Разве нам не сказали, что не опаздывать и не разговаривать на занятиях - это очевидная норма для любой школы?

- ...Э-э. Верно... - Произнесла Химекава.

- Ты так это объясняешь, потому что тебе так удобно. Если баллов больше не станет, все бессмысленно. Говори подобные вещи, когда выяснишь, как повысить наши баллы.

- Не думаю, что Судо не прав во всем. Прости, что смутил тебя, - Хирата кивнул раздраженному Судо, - но, Судо, если мы не будем работать вместе, баллов нам не видать - это факт.

- Мне плевать, что ты делаешь. Просто не втягивай в это меня. Ты понял? - Судо вышел, словно ему некомфортно было оставаться в классе.

- Судо и правда ничего не понимает. И он опаздывает чаще всех. Сможем ли мы получить баллы без его помощи?

- Да... отстой, почему он в нашем классе?..

Спустившись с возвышения, Хирата приблизился к нам.

- Хорикита, Аянокоджи, у вас будет время чуть позже? После занятий я хотел бы обсудить наши дальнейшие действия по возвращению баллов классу. Нужно чтобы вы оба пришли. Это возможно?

- Почему мы?

У меня точно такой же вопрос.

- Хочу услышать мнение каждого. Однако, даже если я попрошу всех высказаться, боюсь, больше половины не воспримет мои слова всерьез.

Верно, но есть и те кому наплевать на эти школьные правила.

- Прости, не мог бы ты попросить кого-нибудь другого? Я не очень хороша в обсуждениях.

- Ты не должна заставлять себя говорить что-то конкретное. Достаточно прийти.

- Прости, но я не собираюсь никуда идти без необходимости.

- Думаю, это наше первое испытание как класса, так что...

- Я ведь уже отказалась, зачем настаиваешь на своём? - спокойно, но твердо отказала она, не обращая внимания на его точку зрения.

- Вот как, прости... но если передумаешь, то приходи.

Хорикита уже не обращала внимания на отчаявшегося Хирату.

- Ну а ты, Аянокоджи?

- Если Хорикита будет единственной отказавшейся, к ней будет относиться также плохо как и к Судо. - Сказал я, придумав оправдание.

- Думаю ты прав. Тебе лучше отказаться.

Разговор на этом завершился. Забавно, но Хирата только что назвал Судо изгоем, вернее, не стал это отрицать.

Хорикита начала готовиться к уроку.

- Хм, Хирата... Он сумел задействовать всех. В такой ситуации было бы нормально чувствовать подавленность.

- Это одна из точек зрения. Если ты умеешь решать проблемы разговором, проблем не будет. Но, если в обсуждении захочет поучаствовать кто-то не очень умный, дискуссия скатится в бессмыслицу. И я не могу заставить себя принять ситуацию вот так сразу.

- Заставить себя принять ситуацию? Ты о чем?

Хорикита не сказала ни слова больше. Мой вопрос повис в воздухе.

7 страница15 июня 2025, 03:15