4 страница20 июля 2016, 22:33

I

В жизни Тэсс придерживалась одного правила: не допускай ошибок, и тогда всё будет в порядке. Это было её личным способом держать вещи под контролем, избегая любых неожиданностей. К чему вообще нужны неожиданности, думала она. Они лишь меняют привычный распорядок вещей, переворачивая всё с ног на голову так, что потом не восстановить. Нет, Тэсс предпочитала спокойствие и постоянство. И её это устраивало.

Но люди не любят предсказуемость - по их мнению, это скучно и утомительно. Тэсса же видела в этом качестве безопасность и благополучие, которых ей всегда так не доставало. Она считала, что в жизни должа быть некая постоянность, рутина, что-то, на что всегда можно положиться в трудные времена.

Её психолог, Мистер Дормер, думает что это лишь травма, полученная в детстве, одна из многих. И он прав, ведь зачастую, когда ты теряешь нечто важное, тебе необходима некая опора, которая поможет подняться на ноги, что-то, на что можно опереться. Для Тэссы этим «чем-то» стало однообразие и отсутствие необходимости к чему-либо привязываться. «Вещи приходят и уходят»-думала она.

-Итак, Тереза,-эти слова ей доводилось слышать каждый день, в той же требовательной манере, и Тэсс уже заранее знала, что за ними последует долгий, утомительный разговор,-опиши своё настроение. Что ты чувствуешь?

Девушка вздохнула и взглянула на вид из окна: утреннее солнце освещало высокие здания, отбрасывая множество лучей, тем самым создавая некую световую игру на ребристой поверхности Темзы, которая так привлекла её внимание.

-Тереза.

-Я не знаю,-ответила Тэсс,-сложно сказать.

-Попытайся.

-Я чувствую...-она задумалась,-печаль, хотя нет, скорее...одиночество,-девушка выдержала паузу,-Это одиночество,-её глаза встретились с изучающим взглядом врача.

-Ты одинока?

-Нет, не думаю.

-Тогда почему ты это чувствуешь?

-Я не могу объяснить,-коротко ответила Тэсс, даже не пытаясь вникнуть в вопрос.

-Что ж,-пожилой мужчина поглядел в свои записи и продолжил, вздохнув,-тогда  поговорим о ваших снах.

-О снах?-удивленно спросила девушка.

-Иногда именно сны таят в себе истину. Так что же вы видели прошлой ночью?

Не нужно было долго думать над ответом-каждый раз Тэсс снилось практически одно и то же: ночь, когда она потеряла всё. Ночь, когда убили её родителей. Сны часто отличались друг от друга, но неизменным в них всегда оставалось лишь одно: яркие голубые глаза, сверкающие в ночи. Глаза человека, разрушившего её жизнь. 

-Я не помню,-соврала Тэсса, вновь взглянув на игру лучей за окном,-мне редко удается вспомнить такие вещи.

-Ваша мать...-Мистер Дормер тут же исправился, поняв свою ошибку,-...Миссис д'Эвуар сказала, что вы стали посещать лекции в Вестмистерском университете, это правда?

-Да.

-Вам там нравится?

-Там занятно.

-Занятно?

-Да,-с неким раздражением ответила Тэсс, что явно не одобрил её врач.

-Вы познакомились с кем-нибудь?

-Нет.

-Почему?

-Был первый день, я хотела сконцентрироваться на занятиях.

-Так ли это?

Психолог настойчиво смотрел ей прямо в глаза, ожидая, нет, требуя ответа, который он хотел услышать, но после напряжённой игры в гляделки Тэсс произнесла ровным, спокойным голосом:

-Думаю, на сегодня достаточно,-она резко встала с места и накинула на себе свой плащ.

-Хорошо,-вежливо улыбнулся мужчина, сдерживая разочарование,-увидимся завтра, Тереза.

Тэсса не ответила. Лишь улыбнулась в ответ и тотчас покинула кабинет.

Встречи с психологом были для неё обязательны, и хотя она уйму раз твердила родителям, что в них не было никакой необходимости, они настаивали на своём. «Видимо, им видно гораздо больше, чем мне, раз они сделали их регулярными».

-Мисс д'Эвуар,-поприветствовал её водитель, открыв дверь автомобиля.

-Добрый день, Роберт,-с улыбкой произнесла Тэсс и забралась на заднее сидение. 

Стоило двери захлопнуться, как в салоне тут же воцарился мрак. Окна были затемнены настолько, что не пропускали ни единого луча света, и Тэсс с трудом удавалось разглядеть что-либо. Ей хотелось хоть раз проехаться по Лондону и увидеть его в полной красе, но всё, что она получала взамен-завешанный тёмной пеленой смутный вид на красивые улицы и прохожих людей, с интересом глядящих в окно, гадая, кто же за ним прячется.

Машина остановилась у величавого особняка в изысканном палладианском стиле, и даже сейчас, спустя столько лет, он казался Тэсс далёким и чужим. Каждый раз, стоя у крыльца своего дома, она вспоминала тот самый день, когда впервые увидела его. Тогда Тэсс казалось, что это большой красивый замок, ведь для неё, после скромного домика в Филадельфии, он выглядел именно так: четыре высокие белые колонны с резными капителями украшали крыльцо, уставленное множеством цветов, а на массивной двери висел бронзовый дверной молоток в виде головы грозного льва.

Когда-то пройдя в эту дверь, Тэсс вошла не только в новый, чужой дом. Она вошла в новую, совершенно незнакомую ей жизнь, и порой не могла поверить, что это действительно произошло именно с ней.

-Здравствуйте, Мисс д'Эвуар,-экономка вышла из гостиной,-как всё прошло?

-Тэсс,-с шутливой требовательностью поправила пожилую женщину Тэсса, повесив плащ на вешалку,-всё прошло как всегда.

Она знала Миссис Девенпорт с того самого дня, как приехала сюда. Эта женщина работала на их семью, сколько себя помнит, и буквально вырастила Тэсс, проводя с ней каждую минуту свободного времени, и порой даже позволяла помочь ей с готовкой, когда родителей не было дома.

-Приготовить вам чаю с пирожными?

-О, нет, спасибо, я не голодна. Если меня будут искать, я в своей комнате.

-Но вам нужно поесть, посмотрите на себя! Скоро вас совсем сдует ветром!

Тэсс не смогла сдержать улыбки.

-Я спущусь к обеду,-заверила она,-обещаю.

В особняке было три этажа: на первом располагалась гостиная, большая столовая и кухня, на втором-комната родителей и кабинет отца, несколько гостевых спален, а также обожаемая Тэсс библиотека, на третьем же находилась её собственная комната,  занимавшая добрую его часть. 

Но самым любимым местом в доме для Тэсс была оранжерея на четвертом этаже. На самом деле четвертого этажа не было, её укромный уголок разбивался на обычной крыше, которую Мистер и Миссис д'Эвуар впоследствии превратили в место невероятной красоты. 

Стеклянная крыша защищала сад от дождя и другой непогоды, а также имела огромный бонус: с неё открывался завораживающий вид на весь город. Тэсс часто оставалась в оранжерее часами, читая книги или же просто наслаждаясь панорамой Лондона. Начало дня было единственным промежутком времени, когда ей удавалось это сделать, ведь вскоре возвращалась её мать, и тогда спокойствию приходил конец.

Элеонора д'Эвуар была истинным филантропом-она обожала заниматься благотворительностью, и муж её в этом активно поддерживал. Именно поэтому в их доме проводилось бесчисленное количество благотворительных мероприятий, с которых Тэсс, несколько минут пообщавшись с гостями, сбегала в библиотеку, дабы отдохнуть вдали от шума. Элеонор ловко руководила людьми, словно дирижер оркестром: всё было под её строгим контролем, неизменно идеально. Тэсса, к огромному сожалению матери, не разделяла её любовь к подобным вечерам, по большей части потому, что они казались ей слишком поверхностными, а люди, их посещающие- чересчур претенциозными. 

Когда Тэсс наконец зашла в свою комнату, она устало повалилась на мягкую кровать и, прикрыв глаза, с удовольствием вдохнула знакомых и приятный запах сандалового дерева. Запах духов её матери. Она всё еще не могла назвать эту комнату своей-в голове до сих пор была свежа память о старой детской: тёплые кремовые стены, изрисованные красками, небольшая кровать с теплым одеялом, пушистый ковер и много игрушек, разбросанных по всей комнате. Нынешняя обитель Тэсс была полной её  противоположностью. Светлая и просторная, её новая комната не содержала в себе ничего лишнего: большое пространство занимала двуспальная кровать с резным позолоченным изголовьем, у окна стоял белый письменный стол, остальная же часть помещения была отведена под гардеробную. Комната казалось Тэсс пустой и безжизненной, лишённой всякого тепла и воспоминаний, о чём постоянно напоминали голые стены.  

 У Тэсс была лишь одна фотография. Она стояла на прикроватной тумбочке: Тэсс со своими родителями на её пятый день рождения. За год до того, как всё произошло. Счастливые лица отца и матери на этой фотографии заменяли для Тэсс ужасные воспоминания об их безжизненных телах, о глазах матери, отстранённо глядевших в никуда. Ей было сложно избавиться от этой картинки в голове, и даже сейчас она порой появлялась в её нескончаемых кошмарах. Тэсс проживала этот момент снова и снова и, просыпаясь, тут же смотрела на фотографию-она помогала ей понять, где она находится на самом деле. Что она в порядке. Почти в порядке.

-Войдите,-устало проговорила Тэсс, услышав стук в дверь.

-Мисс д'Эвуар, вернулась ваша мать. Она желает видеть вас,-сообщила горничная, неловко опустив взгляд в пол.

-Спасибо, Джоан, передай ей, что я скоро спущусь.

Девушка кивнула и мигом вылетела за дверь.

Взглянув на часы, Тэсса с удивлением отметила, что мать вернулась намного раньше обычного и, что самое главное, лекция в университете начиналась через час. И  она на неё опаздывает.

-Мама,-поприветствовала Тэсса, спустившись в гостиную. Она слегка запыхалась от слишком быстрого темпа переодевания и бега,-ты рано. Что-то случилось?

-Случилось,-судя по счастливому лицу женщины, это была очень хорошая новость,-помнишь семью Калторпе?

-Да,-Тэсс была в лёгком замешательстве.

-Их сын в прошлом году присоединился к Красному Кресту.

С каждым словом матери Тэсса всё лучше понимала, о чём идет речь. Мэттью Калтропе-старший и любимый сын Дэниэла и Ванессы Калтропе, был одним из самых завидных кавалеров в их обществе. Тэсса давно подозревала, что её мать непременно поднимет эту тему, учитывая её нездоровое желание с кем-то познакомить свою дочь, но надеялась, что этот вопрос не всплывет ещё как минимум год.

-Они устраивают вечеринку в честь его возвращения из Африки,-прочитав непонимание на лице дочери, Элеонора поспешила объяснить:-он отправился в Бурунди, Тэсса,-она явно была недовольна тем, что Тэсс не имела об этом ни малейшего понятия,-всё пройдет завтра вечером.

-Замечательно,-улыбнулась Тэсс, желая как можно быстрее закончить этот разговор,- что-то ещё?

-Пожалуй, это всё.

-Хорошо, а то я опаздываю.

-Ах да, лекции,-спустя минуту недоумения вспомнила Элеонор,-Роберт отвезёт тебя, я велю ему подождать.

Самым неловким для Тэсс, пожалуй, было выходить из машины у всех на виду, когда ей придерживал дверь её личный водитель. Это происходило каждый раз, и девушка не могла ничего с собой поделать-странные и непонимающие взгляды вводили её в ступор, и только когда Роберт закрывал за ней дверь, Тэсс возвращалась в реальность и шла дальше. Она много раз просила его воздерживаться от своей галантности, но пожилой мужчина непреклонно следовал этикету.

-Спасибо,-смущённо проговорила Тэсс и, войдя в здание, бегом направилась в нужную аудиторию, где её ждала лекция об истории искусств. 

Мечтать о хорошем месте даже и не стоило: аудитория была битком забита учениками, и так как Тэсс немного припозднилась, ей пришлось устроиться на задних рядах, вид с которых стал ещё ужасней, когда впереди расположился кто-то очень высокий. Голова этого парня загораживала весь проектор.

-Импрессионизм- это нечто воздушное, нечто сложно уловимое. Художнику удаётся запечатлеть момент жизни, и с каким мастерством он переносит его на холст, наделяя его осязаемыми ощущениями и реалистичностью. Давайте взглянем на несколько работ всем нам известных творцов,-Тэсса вертелась из стороны в сторону, стараясь разглядеть слайд, но ей удалось увидеть лишь его часть,-прекрасное произведение Клода Моне. Кто-нибудь скажет мне, как называется картина?

-Дама с зонтиком,-раздался голос с первого ряда.

-Только не надо так радоваться верному ответу, Дэнис, это элементарно. Ответь ты  неверно, я бы запретил тебе посещать мои лекции.

По классу прошлась волна лёгкого смеха.

-Эй,-кто-то с заднего ряда тыкнул Тэсс в спину карандашом. Она раздражённо обернулась, выискивая глазами виновника, и, остановившись на парне, сидевшем совсем рядом, послала ему вопросительный взгляд.

-Ещё немного и ты вывихнешь себе шею,-объяснил он,-пересаживайся сюда, здесь лучше видно.

-Нет, спасибо, мне и тут нормально,-отмахнулась Тэсс.

-Просидишь всю лекцию за спиной этого парня? А как же экзамен на следующей неделе? Не думаю, что его грязные волосы сильно тебе помогут.

-Но все же увидят,-Тэсс оглядела аудиторию, с ужасом представляя, как будет перелезать на верхний ряд, забравшись на парту.

-Все смотрят на произведения искусства,-парень изобразил голос лектора,-никто на тебя и внимания не обратит.

Тэсса ещё раз осмотрела аудиторию, оценивая ситуацию: все упивающе слушали учителя, а расстояние между рядами и вправду было не таким уж и большим.

-Ладно,-нерешительно прошептала она и отдала незнакомцу свою сумку с ноутбуком.

Ещё никогда в жизни Тэсс не делала ничего подобного.

-Ты собираешься перелезть к концу лекции?

Проигнорировав протесты здравого смысла, Тэсс в последний раз оглянулась по сторонам и решительно полезла на верхний ряд. Сначала залезла на парту одной ногой, потом подняла другую.

-Давай,-подгонял её парень,-ну же,-его голос звучал очень взволнованно. Поэтому она подумала о худшем.

-Девушка, сидящая на парте,-раздался громкий голос лектора.

Сколько она себя помнила, Тэсса ещё никогда не краснела. И сегодня это произошло впервые, когда она медленно обернулась, чтобы увидеть, как взгляды всей аудитории устремлены на неё.

-Прошу всех посмотреть на Мисс д'Эвуар,-«он знает мое имя?»-вот-настоящее стремление к знаниям,-аудитория взорвалась смехом,-садитесь, Мисс д'Эвуар, где вам удобно. Но только прошу вас, не на столе.

Тэсс почувствовала себя настолько униженной, что ей захотелось просто провалиться сквозь землю, но так как здесь это было невозможно, перед дней стояло только два варианта: вернуться на прежнее место или же пойти до конца.

-Не изволите подвинуться?-прошептала Тэсс виновнику всего этого в своей лучшей манере. Она никогда не злилась и даже в такие моменты старалась быть вежливой.

-Да, миледи,-с ухмылкой ответил тот и любезно освободил ей немного места.

Всё ещё сопровождаемая шутливыми взглядами однокурсников, Тэсса уселась в очень маленькое место, потеснив всех остальных. Она была в полном восторге-вид открывался и вправду отличный. Её мучения окупились, хоть и не в полной мере.

Следующая картина была одной из её любимых: «Чай»-Мэри Кассат. Казалось бы, в её картинах не было ничего особенного, когда на самом деле в них запечатлено самое важное: наша жизнь. Самые простые и не примечательные моменты в её работах приобретали новый смысл и казались невообразимо прекрасными.

-Я Айвен,-прошептал парень, не отводя глаз от картины.

Тэсса бросила на него мимолетный недовольный взгляд и снова перевела его на картину.

-Тэсс,-прошептала она.

Следующая картина-«Голубые танцовщицы» Эдгара Дега. Тэссе нравились её яркие цвета и то, что она отличалась от всего, что художник писал до. Эта картина была другой, и поэтому так привлекала её внимание.

-Нравится Дега?-снова раздался голос Айвена.

-А кому не нравится?-завороженно ответила Тэсс.

-Завтра у моего брата проходит выставка в Камдене,-он поймал её заинтересованный взгляд, и Тэсс не смогла не заметить, какими зелеными были его глаза,-если ты поклонница Дега, то тебе непременно понравится.

-Мне показалось или ты только что сравнил своего брата с Эдгаром Дега?

-Может быть,-он хитро улыбнулся.

-Я постараюсь-сказала Тэсс и стремительно перевела взгляд на новый слайд. Она знала, что не прийдет, но вежливость и ложь были первым, чему она научилась в своей приёмной семье.


4 страница20 июля 2016, 22:33