11 страница19 января 2023, 15:41

Конец экспозиции

23:00 - 23:50 Конец экспозиции. Гус.

Королевский сад. Гуса проводят к Зофье под балдахин.

Зофья: Вы долгое время не давали себе знать*, Мастер. (Смотрит влюбленным глазами и внемлет.)

Гус (говорит с характерным придыханием): Знаете, споры в университете меня очень утомляют. Немцы и чехи, сторонники Виклефа и те, кто предпочел бы, чтобы он попал под инквизицию, если бы был еще жив. (Смотрит на Зофью не отрываясь.)
Зофья (улыбается): Вы пришли поговорить? Как в былые времена*.
Гус (меняет тон и лицо): Простите меня. Я пришел попросить за Учителя Штепана Палча.

Оба больше не улыбаются, меняются в лице, отводят глаза. Гус резко переходит на плачущие нотки в голосе. Зофья искренне расстроена**.

Гус: король отправил его в Рим с посланием. Один из самых влиятельных кардиналов, Балтазар Косса, заключил его в тюрьму в Болонье. Попросите короля добиться его освобождения.
Зофья: Говорят, что его вызвали к папской курии. Его обвиняют в ереси.
Гус (снова меняет тон и лицо, теперь он не плачет — он втирает): Он попросил дать оценку тезисам Виклефа. Он им не учил.

Зофья меняется в лице.

* В фильм, в отличии от сериала, не вошли события 1403 года. В принципе для фильма не важно, что там было. Мы понимаем главное — это не первая встреча, они давно не виделись, и Зофья рада его видеть как... эммм... женщина.
** Оцените, как сыгран этот переход! Как резко Гус обламывает ожидания Зофьи и меняет свои эмоции, а она поспевает за ним. То есть тут отлично показана психопатическая манипуляция.

Что мы видим в этой сцене.
Первая поворотная точка Гуса.
В экспозиции Гус был скорее нейтральным и пассивным персонажем: законопослушным, умеренным, делающим свою работу. Но мы уже видели и слабые аберрации: попытка давления на Зайца, раболепство перед королем, безумная речь перед Советом и контрастный ей конформизм во время университетских дебатов.
Теперь он «вскрылся», оставшись (почти) наедине с женщиной, которая смотрела на него влюбленными глазами при своем муже короле, а Гус прятал от нее свой взгляд в пол и бубнил под нос. Мы видим не слабые аберрации, а вполне конкретного манипулятора. Его цель вполне вызывает эмпатию — он хочет спасти друга и товарища. И поступает он разумно — идет просить о помощи человека, который ему вряд ли откажет. Но то, почему этот человек не откажет и как он это делает — имеет привкус. У нас если и возникают сомнения в том, что ему может не удастся его манипуляция, то очень слабые. Видно, что королева у него на эмоциональном крючке. Озабоченность зрителя вызывает скорее то, что герой манипулирует слишком высоко, и это может для него плохо кончится в случае ошибки манипуляции, или он может пользуясь своей властью над королевой зайти далеко и натворить дел.
Тема Гуса — делай что должно. В контртеме Палеча она звучит как «будь послушен и следуй правилам». Контртема Гуса — нарушай правила. Которую Палеч воплощает как свою тему «будь свободен».
Только в этой сцене у Гуса появляется какое-то осознанное желание. Это желание спасти Палеча. Неосознанное желание Гуса пока что не очевидно. Они с Палечем находятся в неком рассинхроне: Палеч бежит впереди и двигает сюжет, Гус бежит за ним. Но, особенно если вы знаете историю, а если и не знаете, то легко догадаться, что Палеч в какой-то момент «добежит» и претерпит изменение, а Гус к тому моменту только «разбежится».


23:50 - 25:57 Конец экспозиции. Заяц.

Вацлав (диктует писарю*) : «Вацлав, милостью Бога, король Рима, всегда умножающий силу империи и король Богемии, постановляет: до восстановления церковного единства я ...»


Далее экспозиция помещения, где собрались прелаты. Заяц сидит На Восток лицом к Деве Марии**.

Кбель (зачитывает): «... запрещаю всему духовенству и всем подданным в моем королевстве...»

Динамика нарастает. Чередуются лицо Вацлава и лицо Зайца. Мы понимаем, что они разделены временем и пространством, но создается впечатление, что Вацлав говорит все это напрямую Зайцу в лицо. Вацлав в гневе, а Заяц, впервые, напуган.
« ... принимать письма Папы римского Григория***, его легатов и сторонников и выплачивать ему любые пошлины».

Голос монаха за спиной Зайца, показано задумавшееся лицо Зайца: Это заявление о неповиновении Святому Отцу!
Прелат 1: Король не должен решать церковные вопросы.
Прелат 2: Кто послушается, тот должен быть отлучен от церкви.

Заяц (резко встает со стула и разворачивается к прелатам, робко разводит руками): Запрет?
Мейстерманн: Да. Запрет.

Сцена меняется. Храм. Монах читает с кафедры, он шатается типичным образом, камера идет кругом, динамика создается за счет движения, нет смены планов.

Монах: «Этим письмом, которое будет прочитано во всех церквях, я, архиепископ Праги Збинек, объявляю анафему всем, кто подчиняется решению короля о неповиновении Святому Отцу Григорию. Наказанные не могут совершать таинства или обряды и даже не могут принимать таинства. Торжественно заявляю, что Его Святейшество Григорий XII. глава всей церкви ...» ****

Сцена меняется.

Кубок, вино, голос Индрика Лефля: Они осмелились прочитать заявление в Праге только в трех церквях, наш господин. Большинство молчали.
Вацлав (фейспалм): Где?
Лефль: Отец архиепископ бежал из Праги.
Вацлав (ржет): Он молодец. Кто это написал? Кбел ему нашептал?
Лефль (голос): Насколько я знаю, да. Было несколько прелатов и пасторов. Мастер Мейстерманн.
Вацлав: Мейстерманн. Конечно.

Вацлав выплеснул вино в печь и подставил бокал для новой порции.

* Писарь, который до этого слуга, предаоложительно клерк на практике.
** Тут надо пояснять, в чем прикол?..
*** Тут вспоминаем диалог трех монахов и Коссы.
**** Считаю важным подчеркнуть, что оба письма касаются исключительно прелатов и не в коем случае не касаются мирян. То есть это внутренние разборки чиновников.

Что мы здесь видим.
Динамику. Много динамики, созданной операторской работой. Вроде бы скучное зачитывание документов, но снято как экшн сцены.
Испуг Зайца. Впервые мы видим его напуганным (хоть и собирающим быстро яйца в кулак, но все же). При том, что было показано, что даже угроза смерти его не пугала. Что же тогда смогло напугать его сейчас? И вот тут встает вопрос к Зайцу, как к персонажу, об осознанном, неосознанном желании, поворотной точке и т.д. Очевидно, это она — его поворотная точка. Но его мотивы все еще не очевидны. Достаточно странно было бы предположить, что он побоялся потерять место и уж тем более побоялся не платить налоги больше, чем смерти. Не думаю, что это будет спойлером, но Заяц и Вацлав имеют одну и ту же мотивацию — они жаждут сохранить целостность чешского королевства, но они видят ситуацию по-разному, потому и способы сохранения видят разные, которые входят в конфликт друг с другом.
Здорово показано, как Вацлав догадывается, что Заяц бежал и иронизирует над этим. Возможно Вацлав знает о Зайце недостаточно, но он его понимает по-человечески.
И еще интересная деталь, как Вацлав выплескивает вино в огонь, а потом ему снова доливают. Эмоциональный жест вроде, но учитывая, что некоторые вредоносные вещества, которые могли добавить в вино, оседают — в сложившейся ситуации вполне не лишняя паранойя.

11 страница19 января 2023, 15:41