22. Первые историки и просветители кыргызского народа в 19- 20 в.
22. Первые историки и просветители кыргызского народа в конце
19-начале 20 века.
Первым письменным историком кыргызов был Осмонаалы Сыдык уулу. Он выпустил в 1913 1915г.г. в г. Уфа две книги на кыргызском языке: «Мухтасар тарых-и- кыргызийя» («История кыргызов») и «Тарых-и-кыргыз-шадманийа» («История кыргызов, посвященная Шабдану».)
Видным исследователем истории кыргызов был и Белек Солтоноев. Сохранившийся труд Б.Солтоноева «Кыргыз-казак тарыхы»(«Кызьш-кыргыз тарыхы») считается важным документаль-ным источником истории Кыргызстана. В его трудах даны сведения об эпосе «Манас» и видных манасчы, о Махмуде Кашгари, легендарных мыслителях кыргызского народа Толубае-сынчы, Асан-Кайгы и таких известных акынах, как Калыгул, Арстанбек, Молдо Кылыч. Особое место в своем труде Б.Солтоноев уделяет эволюции древнейших мировоззрений кыргызов об астрономии, математике, обществе и природе.
После вхождения Кыргызстана в состав России в кыргызском обшестве оживилось и просветительское движение. Так, видным представ'тгелем просветителей того времени был И-Арабаев. Он является автором ряда учебников и учебных пособий: «Алип-бээ жана тете окуу» (1911г), «Жазуу орнектери» (1912г.), «Кыргыз Алип-бээси» (1925г.), «Саамалык» (1925г.) и др.
В дело просвещения и развития культуры кыргызского народа большой вклад внес Ыбрайым Абдырахманов. Просветительскую деятельность начал учителем новометодной школы в Жети-Огузе, затем с 1916 года - в Ат-Баши. Он известен также и как манасчи, этнограф, собиратель кыргызского фольклора.