день 1 (опоздание)
.......Каша под ногами, которая вчера ещё была снегом, сминается под подошвой с неприятным звуком, а за ночь это всё ещё и застыло, и вообще поворотось в полосу покрытия, по которой Арс с трудом добирается до машины. Он закидывает рюкзак в багажник и хлопает им чуть резче, чем хочется, холодный металл обжигает руку без перчаток.
- Один месяц, за который тебе хорошо заплатят, - Серёжа Матвиенко сидит за рулем, и сейчас не видно его лица. - А ты еще ворчишь.
- Не месяц, двадцать один день, - Арс падает на переднее сиденье, привычно отодвинутое назад почти до упора. - Двадцать два со всеми входными и итоговыми. И ни дня больше. Мы договаривались.
- Да-да. Кто бы сомневался, что у тебя график, планы, - машина трогается с места, выезжая со двора.
- И первый отряд, да? - вспоминает Арс, натягивая капюшон до самого носа.
- Я предупредил. Они самые старые, будет нормально.
Это немного успокаивает. Немного. Его хотелось поставить на группу с малышами. «Пятый класс, подойдет?». Но он совсем разучился общаться с детьми, поэтому только постарше, первый отряд.
- И перестань быть таким сварливым дедом, - продолжает Матвиенко, своим ворчанием, как раз напоминая старика. - Это же раньше лагерь, тебе нравилось. Природа, снег, снежки, ёлку нарядим, свечки перед сном, радость ближайший конкурс...
- Зубная паста на лицо, - подхватывает Арс. - Разбитые коленки и носы. Слезы, каждый раз, когда отряд проигрывает.
- Ты опять всё перепутал, - смеётся Сережа, выруливая на дорогу. - Коленки, носы и слезы - это у малышей. У первого отряда маты, сигареты за углом и раскрываются ночные вылазки девочек к мальчикам, а мальчиков к девочкам.
- Как скучно, а мальчики к мальчикам не залезают по ночам? - не в силах удерживает Арс, бросает взгляд на друга из-под капюшона.
- Не залезают, - улыбается Сережа от уха до уха. - Но если к тебе придет какой-нибудь парень с приходом «А переведи меня в обыкновенную комнату, к Пете обязательно», то мне скажи, я за ним буду присматривать.
- Ты что, делаешь выводы об ориентации своих детей по таким просьбам? - возмущается Арс тут же.
- Ну что ты, просто меняет обычно девочку. Парням глубоко насрать, им хватает общения днем. Если, конечно, действительно речь идет только об общении.
- А если им хочется подрочить с другом, то они меняются комнатами. Охуенно, я понял схему.
- Кстати, начинай давай вырезать из своей речи мат, - Сережа делает серьезное выражение лица. - А то по головке не погладят.
- По какой головке, просты? Мы все еще про дрочку? Я запутался!
Матвиенко уже ржёт в голос, и Арс подхватывает смех этим с удовольствием.
На самом деле, он благодарен Серёже, что в долгих уговорах он не использовал главный аргумент: «Тебе всё равно не с кем встречать Новый год». У Арса вообще-то есть родные и близкие, друзья. А ещё парень, уже бывший, который бросил его первого октября, на вечеринке в честь Хэллоуина. И Арс прекрасно понимает, что, если бы не Серёжа, он бы не стал искать себе компанию на Новый год как раз из-за этого болезненного расставания, от которого он уже почти полтора месяца не может оправиться.
- Кто вообще отправляет детей встречать Новый год с незнакомыми людьми за городом, среди ёлок и сугробов? - вздыхает Арс, когда они выезжают за город. Пейзаж не слишком разнообразен: ёлки, снег, ещё потом ёлки, и ещё снег.
- Те, кому есть с кем праздновать, - хмыкает Сережа.
Арс с трудом представляет, как можно выкинуть самого ребенка на самый чудесный праздник куда-то в лагерь. Сережа, конечно, говорил, что народу там немного на эту смену, всего 6 отрядов, но это все равно больше сотни детей и подростков.
Арс в который раз смотрит на часы.
- Ничего, что заезд с девяти?
- И что? - Серёжа явно не напрягается.
- А сейчас половина десятого.
- Никто не приходит так рано, спорим, мы раньше будем детей?
Уже собирается кивнуть, и в этот момент их обгоняет машина с двумя девочками лет десяти на заднем сидении.
- Уверен? - тянет Арс медленно. Серёжа матерится и прибавляет скорости.
Приезжают они «почти в десять», как это связано с Матвиенко. Арс смотрит на часы и занудно поправляет, что это уже больше одиннадцати минут, чем десять.
- Я тебе сейчас ёбну, - предупреждает Сёрежа, хлопает дверцей машины.
- Ты сам сказал вырезать мат из речи! - возмущается Арс. Из машины он ныряет сразу в сугроб, едва успев выскользнуть на дорогу, не начерпав в ботинках снега. - Здесь хоть дорожки чистят.
- Вот тебя сейчас это интересует? - Матвиенко дает ему рюкзак и прибавляет шаг. - Пошли скорее.
Машину необходимо оставить возле ворот, где-то дальше есть гаражи, как объяснил Серёжа, но сейчас нет времени.
Арс осматривается, разглядывает всё. Много снега, дорожки, старые и очень высокие ёлки вокруг. Сейчас всё покрыто снегом, но даже из-под него просматривают какие-то кусты. Наверняка летом здесь очень красиво, много зелени и цветов, хотя Арсу и сейчас нравится, сугробы здесь большие, а снег такой ослепительно белый, совсем не похож на тот, что в городе.
Они происходят немного по дорожке, и перед ними возвышаются несколько легких корпусов в два этажа, большая вероятность роста. Арс бы с удовольствием полюбовался подольше, но Серёжа нетерпеливо дёргает его за рукав, страшные глаза, и вынужден быстро реагировать, они залетают в самый дальний корпус, проигнорировав несколько предыдущих. Осматриваться здесь тоже некогда, Арс только обычный светлый коридор с ковровой дорогой на полу и много дверей.
- Здесь отряды не живут, - шепчет Серёжа, быстро стягивая шапку. - Здесь кабинеты, комнаты для персонала, начальства...
- Начальство? - Арс обнаруживает капюшон, поправляет чёлку. Зеркала очень не хватает.
- Да, сейчас познакомишься, - Серёжа замирает вдруг. - Слушай, а иди первым.
- Чего? - Арсений тормозит невольно наоборот.
- Я сейчас тебя догоню. Просто на тебя Стас не будет, ты же новенький, вроде как. А мне он мог голову открутить, если я снова буду опаздывать, - и взгляд такой просящий.
Арс смеется тихо.
- То есть, мне тебя ещё и скрывать надо?
- Ну, Попов, две минуты, я за тебя сразу. Просто он увидит тебя и останет немного.
Арс нервно поправляет чёлку ещё раз, одергивает зелёную толстовку.
- Шикарно выглядишь, - выкупает Матвиенко. - Иди-иди, пожалуйста.
Арс вцепляется в свой телефон и стучит его в дверь, к которой притягивает Серёжа, на дверь табличка «Шеминов», почему-то на русском. Ещё две секунды, и он буквально влетает в кабинет.
- Здравствуйте, простите, что так ворвался, - растерянно выдыхает Арсений.
Мужчина с высокими залысинами поднимается со своего места из-за стола с компьютером. Здесь темновато, и Арсу нужно какое-то время, чтобы проморгаться после улицы. Кабинет совсем простой: рабочий стол, диван у стены, большой длинный с несколькими стульями, здесь, наверное, встречаются.
- Здравствуйте. А вы, должно быть, Арсений?
- Да-да. Извините, Серёжа Матвиенко там машину паркует, сейчас будет...
Мужчина выходит из-за стола, протягивает ему ладонь, Арс пожимает её как-то машинально.
- Станислав. Можно просто Стас, не стесняйтесь. А это Дмитрий, знакомьтесь.
Стас возвращается за, а к Арсу подходит парень примерно его возраста, и как это он так незаметно в границах компьютера сидел?
- Дима, - кивает он, тоже пожимая ладонь Арса. - Без церемоний.
- Арс. Если без церемоний, - хмыкает Арсений невольно.
- Да, Дима у нас на втором отряде, у вас еще будет время познакомиться, - кивает Стас. - Вы вместе в корпусе будете.
Арс с трудом сдерживает желание выглянуть за дверь и позвать Серёжу.
- Что с машиной? - неожиданно спрашиват Стас, и Арс неожиданно поднимает брови, уже хочет переспросить, но Дима быстро наступает ему на ногу, так аккуратно и вроде бы незаметно для Стаса.
- Я уже понял, что из-за этой ёлки вы задержитесь, - вздыхает Дима. - Это же была ёлка?
Арс вообще отказывается что-либо понимать, но его новый коллега продолжает:
- Ну, дерево, которое на вас упало.
- А! Ну да, ёлка, - наконец доходит до Арса, и нога с его ботинка тут же исчезает. - Не знаю, конечно, я не так хорошо в деревьях разбираюсь. Вроде бы обычная ёлка.
- Здрасьте, - Серёжа заглядывает очень вовремя, улыбается смущенно.
- Матвиенко! - Стас резко поднимает ладонь. - Так, вы двое замолчали!
Арс не сразу понимает, что это обращаются и к нему тоже, Дима тянет его за рукав куда-то за спину к Стасу. В глаза бросается фотография ребёнка на столе.
- А теперь, Серёженька, расскажи, почему ты опоздал, и, если я пойму, что Позов тебя просто прикрывал, я тебе уши оторву... финансово.
Дима толкает Арса локтем в бок и делает большие глаза, а потом быстро показывает руками движение, как будто руль крутит. Арсу требуется несколько секунд, чтобы сообразить, что происходит.
- Мы просто ехали-ехали, а погода такая, знаете, - начинает Серёжа совершенно невозмутимо.
Дима рисует руками ёлку, Арс наконец подключается, вместе они вдохновенно показывают, как что-то похожее на «дерево там вот такое» падает на Диму, который снова крутит руль.
- На нас упало, - продолжает Серёжа неуверенно, Арс снова рисует руками треугольник. - Дерево... Да, ёлка!
- Упала ёлка? Да что ты говоришь, - тянет Стас.
Дима кивает, показывает большой палец и разводит руками, Серёжа уже сам вдохновенно врёт:
- Да, прямо на машину! Я тебе царапины потом на крыше покажу! Мы эту ёлку пока оттащили... Это еще хорошо, что мужики какие-то остановились и помогли, а то Арсений Сергеевич у нас нежный и хрупкий, он ёлки таскать не привык.
- Ты охренел? - ошарашенно выдыхает Арс, Дима рядом хихикает в кулак.
- Так, вы вдвоем, пошли вон, - командует Стас. - Там Шаст один отдувается, между прочим. А мы с Арсением тут обговорим детали.
Дима с Серёжей исчезают почти мгновенно, Матвиенко подмигивает на прощание.
Арс остается со Стасом наедине, с ним оказывается легко, словно и не совсем с начальством, они сразу переходят на «ты», подписывают бумаги, которые были подготовлены заранее.
- Инструктировать тебя будет Матвиенко в основном. Но ты же раньше работал, да?
- Это было так давно, - вздыхает Арс.
- Ничего, это как на велосипеде ездить, - усмехается Стас. - Всё, свободен. Тебе сейчас в первый корпус, как выйдешь - сразу направо, там табличка есть. Сейчас идет заезд, до обеда надо всех заселить. И тебе самому устроиться.
Арс накидывает капюшон, подхватывает свой рюкзак и быстро выходит. На улице идет снег, которого точно не было полчаса назад. Белые, крупные хлопья так и норовят упасть на самый нос или залететь в глаза. Арс придерживает капюшон, осматривается. Значит, направо. Он идет по дорожке, которая явно уже, чем те, по которым он сегодня уже успел пробежаться, может, потому что ведет к тыльной стороне корпуса. Главный вход явно с другой стороны, хотя здесь тоже есть большие двустворчатые двери, крыльцо, которое прикрывает крыша с большой пушистой шапкой снега. На крыльце какой-то пацан, в большом пуховике, сидит на скамейке, подтянув колени к ушам почти.
- Добрый день, это первый корпус? - вежливо спрашивает Арсений.
Парень оборачивается и улыбается, хотя лица его почти не видно за капюшоном с большим меховым воротником.
- Первый, ага.
И в этот момент Арс замечает сигарету, которую, кажется, даже не особо скрывают.
- Только заехал, а уже сбежал покурить? - хмыкает он. - Как быстро. Надеюсь, ты не в первом отряде будешь? А то придется тебя гонять и приучать к здоровому образу жизни.
Парень издает невнятный звук, больше похожий на смешок, стряхивает пепел в сугроб, вытягивая длинную руку через перила.
- Да не, я во втором. А вы, значит, Арсений Сергеевич?
- Что-то я не помню, чтобы представлялся, - хмурится Арс. Его уже знают все?
- Ну что, мы вас ждали, - парень тушит сигарету в том же сугробе, но окурок выбрасывает в урну, уже неплохо.
А потом пацан поднимается, и Арс невольно делает шаг назад. Не часто он встречается с людьми выше себя, а тут сантиметров десять, наверное.
- Будем знакомы. Антон Шастун. Можно просто Антон, можно просто Шаст, - он протягивает ладонь для рукопожатия. - Можно Антон Андреевич, по настроению. Я вожатый второго отряда.
Арсу становится неловко, но совсем чуть-чуть. Антон действительно выглядит, как пацан, куртка эта огромная, капюшон, сигарета, опять же, кольца на пальцах. А сам худой, ноги длиннющие.
- Извини, - вздыхает он, пожимая протянутую ладонь, рукопожатие у Антона крепкое, а кожу неожиданно обжигает холод металла: у этого Антона несколько колец только на одной руке. - Но выглядишь ты не как вожатый.
- А как нужно? У тебя там под курткой костюм-тройка? - смеется Антон, и смех у него такой приятный, теплый, что Арс даже улыбается сам.
- Нет, у меня там сюртук с перламутровыми пуговицами, - отзывается Арсений.
Шастун снова смеется, кивает.
- Тогда пойдемте, граф, нас ждут великие дела, - произносит он пафосно, и тут же добавляет совершенно будничным тоном, без перехода. - А то там наплыв детей, а дирёжи не справляются.
- Дирёжи? - удивленно переспрашивает Арс, идет следом за Антоном.
- Серёга Матвиенко и Дима Позов, ты вроде их обоих уже знаешь?
В корпусе тепло, маленький коридорчик и вешалка с какими-то куртками и пакетами. Антон снимает свой пуховик, под ним толстовка, черная, с рисунком, кажется, из какого-то комикса. Арс скользит взглядом выше. В придачу к такому росту и смеху еще и растрепанные кудри, то ли после шапки, то ли это своеобразный стиль, то ли просто Антон вот такой. Арс склоняется к последней версии.
- От имён и получается «дирёжа», мы их так прозвали, - продолжает Антон, скидывая свои объёмные ботинки на подошве. - Они обычно всегда были вместе, на одном отряде. А теперь Серёга с тобой, а я с Димкой.
В тесном коридорчике Арс остро появился запах табака и какой-то туалетной воды, что-то цитрусовое, кажется.
- Пошли, я тебе всё покажу, - Арс только снимает куртку, а его уже тянет куда-то дальше. Они выходят в небольшой холл, с уныло голыми стенами, выкрашенными в теплый бежевый цвет, от одного коридора и лестницы наверх со строгими перилами.
Арс повторяется от резкой смены среды. Здесь шумно, где-то на фоне играет музыка. И дети, много детей. На самом деле, подростки, конечно, каждый второй взгляд старше своих лет.
Антон имеет высокую степень защиты Арсения к распахнутым дверным ловям, в которых цветное стекло имеет высокую яркость и качество весёлыми зайчиками.
- Здесь у нас место силы. В смысле отдыха...
Комната просторная, два больших окна, стены такие же пустые, но обои как-то сразу добавляют уюта, а здесь ещё диваны и кресла: красивый такой оттенок синего, тёмный, приятный для глаз. Телевизор занимает половину стены. Два больших деревянных стола в противоположных углах, за Серёжа, за другим Дима, отличным разделением территории, таких как у одного хищника на природе.
- Наконец-то! - громко окликает Матвиенко. - Арсений Сергеевич, идите сюда.
Стол Серёжи окружают детей, Арсу очень хочется остановиться и сначала усадить всех, познакомиться нормально, но явно нет ни времени, ни возможности.
- Дети, это Арсений Сергеевич. Арсений Сергеевич, это дети. Наш первый отряд.
Арс все ещё растерян и немного дезориентирован. Ощущение, похоже, его бросили в стаю хищников с разбегом, дети все оценивающе обнаруживаются на нем, сразу вспоминается, что толстовку он поленился погладить, а волосы его в международном конфликте после поездки в машине и шапке, но улыбается он всем искренне:
- Привет, народ. Сергей Борисович, что я пропустил?
- Тех, кого я уже записал, - Сережа кивает на ноутбук с наклейкой в виде эмблемы лагеря, - нужно проводить наверху в комнатах, пока я записываю остальных.
- Наверх? - Арс поднимает брови, он до сих пор держит в руках свой рюкзак и не знает, куда ему самому деться.
Сережа понятливо кивает и поднимает голос:
- Антон Андреевич! Вы своих повели в комнатах?
Арс оборачивается на Антона. Он сам привык быть высоким, возвышаться над этой толпой, но Шастун заметно снижает его рекорд, потерять человека просто невозможно.
- Мы пошли, да, - у Антона в руках несколько сумок сразу. - Пойдемте, Арсений Сергеевич.
Они отделяются от основных толпы, Арс только наблюдают, чтобы ребята из его отряда не отставали.
Антон выходит из комнаты отдыха, проходит небольшой холл и поднимается наверх. От лестницы сразу небольшая свободная площадка с республиками пуфами ярких цветов. Здесь опять голые скучные стены, и эти цвета хоть немного добавляют живости. В противоположные стороны два прохода в коридор, Антон сворачивается налево.
- Вот здесь свободные комнаты. Пять с этой стороны коридора - это первый отряд, с той стороны, пять второй. Еще две двери в разных концах - в ванной, мужская и женская, разберетесь, - он говорит это всё вроде как, но Арс тоже внимательно слушает. - Всем всё понятно? Значит, вы сюда, вы туда...
Антон командует сейчас и первым отрядом тоже, но Арс не спорит.
- Мне бы тоже это куда-то закинуть, - встряхивает он рюкзаком, когда дети разбегаются по комнате.
- Пошли, - Антон тянет его за лямку рюкзака.
Они снова проходят площадку и сворачиваются теперь поворачиваются, здесь коридор поменьше и покороче, заканчивается дверью со стеклом наверху.
- Вот это наша с Димкой, - Антон толкает дверь в каждую комнату. - Обычно они с Сережей эту комнату делили, но как-то по отрядам теперь будет логичнее. Вот здесь ваша комната, можете бросить вещи.
Арс открывает дверь напротив. Небольшая спальня, но достаточно много места, учитывая, что всего две кровати, шкаф и один стол у окна. Еще сумки, гладильная доска в глубине в веселенькую белую ромашку, сушилка на полу, в полуразобранном состоянии, чайник на подоконнике с повисшей вилкой. Выглядит комнату не очень-то обжитой, скорее как только что после переезда.
- А ты раньше в котором жил? - неуверенно спрашивает Арсений, но Антон почему-то мрачнеет.
- Вот в этой, - он кивает на их с Димкой комнату. - Неважно, они родились. Если тебе надо умыться или там... ну в общем, ванная комната дальше по коридору.
Арс качает голову, он только забрасывает рюкзак в комнату, и они спускаются вниз. В работе нужно обнаружиться быстро, неожиданно резко, захват энергии подростков, смех и шутки, перетаскивание вещей из одной комнаты в другую. Много шума, новых людей, знакомств, столько имен нужно запомнить.
- Я Аня, вы у нас новенький, - девушка поправляет свой красивый красный свитер, даже на вид мягкий. - Это Даша. И еще раз Даша. Но вы привыкнете.
Арсений быстро и честно запоминается. У них еще будет и знакомство, и время, чтобы поближе узнать друга, но сейчас он просто старается не потеряться в этом мешанине лиц и улыбок.
- Эй, - тяжелая рука ложится ему на плечо. - Держи.
Перед Арсом используется стаканчик с черным кофе, и кажется, что он утихает.
- Серёга сказал, ты любишь чёрных, - Антон падает на стул рядом, вытягивает ноги. - А я вижу, ты с трудом держишься. Сделай паузу, как говорится.
Арс удивленно хмыкает, но улыбается.
- Спасибо, это очень кстати.
В комнате отдыха не осталось детей, остальное разбирает вещи. До часа все должны устраиваться и хотя бы немного познакомиться со своими вожатыми. В 13:30 обед. Сережа убежал перепарковать машину, воспользовавшись затишьем.
Арс отпивает кофе, сглатывает тяжело.
- тут Сколько сахара?
- Кубика два, вроде бы, - неуверенно отвечает Антон. - Мало?
Арсений, у, кажется, чудом не слиплись зубы от сладости, шумно выдыхает все сжатые зубы. Два? Это вряд ли.
- Мало? Серьезно? Ты просил, люблю ли я кофе, но не просил, сколько класть сахара?
Антон виновато поднимает руки вверх.
- Сдаюсь. Я дурак. Давай сюда.
Он выглядит таким пристыженным, но Антон действительно быстро поднимается и убегает куда-то вместе со стаканчиком, а его собственный кофе остается стоять на столе рядом. Так и тянет попробовать, насколько он сладкий.
Шастун возвращается быстро, качественно ставит стаканчик на стол.
- Ты так и не определил, сколько сахара, - хмыкает Арсений.
- Я полезно это! - Антон достает из кармана коробочку с сахаром, садится напротив. - Клади сам.
Арс улыбается невольно и снова повторяет:
- Спасибо...
Ему хватает одного кубика. Они сидят и медленно пьют растворимый кофе, который отдает горечь и сладость одновременно. Где-то наверху слышно топот, шум, музыка. Дима Позов как раз там же, подозревается, кто как устроился.
Арсений слушает эти звуки, смотрит на Антона его, вернее на руки; на лицо почему-то смотреть неловко. На ладони, с осторожностью, несколько толще колец, браслет черный, то ли кожаный, то ли из ткани, Арс невольно склоняется ближе.
- Можно посмотреть? - неуверенно выдыхает он, когда его интерес становится слишком очевидным.
Антон улыбается и спокойно вытягивает руки.
- Знаю, что спросишь, отвечаю сразу: они ничего не значат, ни кольца, ни браслеты, мне просто нравится, красиво же.
Действительно красиво. Арс кивает машинально, он любит украшения, но не решается носить их часто. Это все еще стереотипы про то, что можно носить гетеросексуальному мужчине, который вбивали в него с глубокого детства. Удивительно, что Антон так спокойно всё это говорит о красоте. Вероятность того, что в одном смене, в одном корпусе, два бисексуала примерно ноль истинно хрен десятых.
Арс встряхивает челкой и откидывает обратно на мягкую спинку стула. Почему он вообще смотрит на ориентацию парней, с животными знакомится несколько часов? Кольца, конечно, красивые, как и руки, и охватывают эти широкие, хотя толстая толстовка скорее скрывает фигуру, чем сохранена, но не в них же дело?
Очень нужно срочно переключить мысли на что-то другое, и Арс кивает на часы на столе, маленькие и старые, в виде домика.
- Немного осталось до обеда, да? Здесь вообще можно есть?
- Ну кормят здесь как раз неплохо, - Антон допивает кофе, сминает стаканчик в руке. - Вкусно, сытно, разнообразно. Даже привередливым детям обычно нравится. Еще здесь недалеко, чуть больше километра, придорожное кафе. Но на самом деле это кафе скорее продает продукты, и выручка от наших детей там ого-го. И алкоголь там тоже продают, без паспорта. Уже несколько раз удалось поймать руку, но всё никак. Так что будь готов, что за старшими нужно следить.
Шастун сглаживает впечатление от своей лекции, и Арсу уже не хочется ворчать, что он вообще-то тоже работал когда-то вожатым.
- Да, я понимаю, - отзывается он. - И сигареты там, наверное, тоже продают. И не только детям.
Антон смеется, и Арсений радуется, что он так отзывается: вообще-то замечание про сигареты можно было и оставить себе.
- Да я обычно беру с запасом на всю смену, - Шастун пожимает бедрами.
В комнату заходит Дима Позов, окидывает взглядом стол.
- Кофе? - тут же спрашивает он. - Охренительно, тоже хочу. А вы вдвоем идите наверх, там ещё не все устроились, надо следить.
- Всё, Поз, не буянь, - смеется Антон. - Уже ожидаем.
Арс поднимается быстро.
- Что у вас у всех за клички? Шаст, Поз...
- Мы и тебе придумаем, не огорчайся, - хмыкает Дима.
Шастун тянет Арса за себя, и тянет уже как-то не солидно.
- Серёга, кстати, предупредил, что ты можешь отрезать, если назвал тебя Сеней, - произносит Антон уже на лестнице. Арс вздыхает:
- Меня зовут Арсений. Или Арс, если длинное имя запомнить ну никак не получается...
- Стой, - Антон резко останавливается, ловит Арса за плечо и прислушивается. Со второго этажа потом слышно какой-то шум, а что-то громко падает.
Они срываются с места одновременно, бегут наверх быстро и сворачивают в коридор к комнате.
- Стоять! - резкий окрик парень Шастуна раздается раньше, чем Арс использует сообразить, что происходит, кто бы подумал, что этот умеет таким басом желудка. - Разошлись!
С пола вскакивают двое мальчишек, у одного ссадина на щеке, у другого кровь из носа.
- Кто-нибудь мне объяснит, что происходит? - так же сильно спрашивает Антон, но хотя бы голос уже не похож на рык.
Повисает пауза. Арс обводит взглядом подростков, почти все повыглядывали из комнат, но доложить никто не спешит.
- Мы ждем, - холодно произносит Арс.
- Да короче, - вперед шагает какая-то мальчишка из дальней комнаты, Арс даже не помнит, из какого он отряда. - Они не договорились, кто где будет жить. Вот эти две комнаты, которые находятся напротив другого друга, непонятно, в какой комнате какой отряд должен жить. Серёжа сказал, что они будут жить в комнате с видом на лес, в смысле второй отряд, а Коля сказал, что они первыми забили, ну а дальше понеслось...
- Понеслось? - хмыкает Антон.
- И вы решили, что начать первый день с драки - это очень хорошая идея? - громко спрашивает Арсений.
Особого раскаяния на лице драчунов не замечают, но взгляды они виновато опускают очень синхронно.
Арс пересматривается с Антоном. И как поделиться теперь комнатами?
- Как насчет придумать более цивилизованный способ найти победителя? - медленно предлагает Арсений, проходит дальше, чтобы посмотреть на спорные комнаты хотя бы.
- Это например? - бурчит Коля тихо.
Арс снова поднимает взгляд на Антона.
- Вообще-то, парни, у нас каждый же день какие-нибудь состязания, - произносит Шастун. - Сегодня же проверим, кто из вас будет круче.
- Пока можно бросить монетку, - предлагает Арс.
Его вариант, на удивление, принят спокойно. Комната достается Серёже. Он довольно часто усмехается и несколько его друзей забирают вещи в комнату с видом на лес.
- Это временное ощущение, - говорит Арсений мальчишкам из первого отряда. - А вы, двое, со мной, надо посмотреть, сильно ли вы друг друга покалечили.
Серёжа касается щеки, Коля шмыгает носом, вытирает кровь.
- Держи, - девушка, Аня, кажется, протягивает ему салфетку. Арс благодарно кивает ей.
Они опускаются вниз, натыкаются на Позова.
- У нас же есть аптечка? - осторожно спрашивает Арсений, Антон остался на втором этаже на всякий случай.
- Есть, - Дима щурится. - Так-так-так. Шевелев, Сипачёв! Что на этот раз?
- Так это не в первый раз уже? - усмехается Арс невольно.
- И даже не во второй. И даже не в пятый! - Позов достает аптечку. - Что вы языки проглотили? Арсений Сергеевич, знакомьтесь, эти две компании уже вымотали своим вожатым все нервы. Учатся они вместе, но в параллельных классах. В отрядах всегда происходят разные, и в каждом состязании мы чувствуем за этим противостояние. Ездят в лагерь они часто. Пару раз в год минимум.
Коля с Серёжей переглядываются и тут же снова опускают голову.
- Давайте помогу, - Арс тянет к себе аптечку.
- Иди сюда, горе ты, - Дима садится рядом с Серёжей, рекомендациям ссадину. - Вот как дети, кулаками махаться вздумали.
- У меня все в порядке, - Коля мне в руки красную уже салфетку. Арс медлит, забирает у него салфетку, достает гипотермический пакет, мне его в руки, через несколько секунд уже можно положить. - Держи вот так.
Коля прижимает пакет к носу, невнятно выдыхает:
- Спасибо, Арсений Сергеевич.
- Сам заклеишь? - Позов протягивает пластырь Серёже, тот кипит быстро. - В первый вечер создашь с синяками, красавцы просто.
- Главное же не первый, главное - последний, - отзывается Шевелев и улыбается.
- Мы вас все равно сделали в этот раз, - Коля смотрит куда-то в потолок, но говорит о поисках.
- Надеюсь, это будет состязание, а не мордобой, - Арс качает головой, бросает взгляд на часы. - Пора на обед собираться, Дмитрий Темурович?
- Да, помогите там Антону Андреевичу, пожалуйста, я пока за этой парочкой присмотрю.
Арсений кивает и поднимается наверх снова. Антон, надо отдать ему должное, уже собирает детей.
- Настроение каково? - его громкий голос слышно ещё лестницы. Дети перекрикивали его громким: «Вооооо».
- У вас тут весело, - Арс подходит к Антону со спины как раз, Шастун улыбается.
- Как всегда. Арсений Сергеевич, забирайте своих.
- Первый отряд!
Когда все выстраиваются возле корпуса на улице, Арс думает, что Матвиенко пора бы и вернуться уже, а потом как раз замечает, как тот бежит по дороге.
- Первый отряд, - громко произносит Арсений. - А давайте поддержим нашего Сергея Борисовича. Давайте дружно: «Бегите, Сергей Борисович, бегите!».
Главная хитрость в работе с подростками - они обучаются любым безумствам. Когда пятнадцать человек дружным хором кричат: «Бегите, Сергей Борисович, бегите», Серёжа наоборот запинается и едва не падает. Отряд разражается хохотом. Матвиенко показывает им кулак и снова прибавляет шагу.
- Бегите, Сергей Борисович! - снова кричат дети, Арс им подсказывает, и они уже кричат. - Мы кушать хотим!
- Без меня вы до столовой идти не хотите? - Серёжа явно запыхался, но говорит с места. - Спасибо, что подождали!
Отряд снова смеется, и они идут на обед наконец. Арс рассказывает Серёже последние новости быстро.
После обеда по расписанию время отдыха. Старшие отряды никто не заставляет спать, конечно, но вот это тихое время после обеда обязательно для всех. Арсению это кажется пустой тратой времени, всегда закономерным. Но для вожатых это возможность немного отдохнуть или наоборот подготовиться к мероприятию, оставив кого-нибудь одного присматривать.
На время отдыха с отрядами Дима. Арс с Серёжей и Антоном идут в главный корпус, здесь расположены актовый зал и учебные классы.
- По распорядку после отдыха полдник, мероприятие, на свежем море в основном, если погода позволяет, конечно, - рассказывает Серёжа по дороге. - Но сегодня первый день, вместо мероприятий будет просто работа с отрядом, выберем название готовить, визитку.
В актовом зале вожатые разные отряды, все называются, и Арс старается запомнить. Вот это вожатые самые маленькие, женатая пара. Эти двое вроде бы не пара, но ведут себя как пара, третий отряд. Вон тот маленький смешной парень, из пятого отряда, Денис, кажется, привлекает внимание, прыгает по встрече. Вот эти двое, четвертый отряд, что-то рассудит в уголке, а потом Стас или в микрофон:
- Щербаков, блядь! Твои выступления скоро надо будет маркировать «18+». Ты помнишь, что ты с детьми работаешь?!
- Если ты думаешь, что подростки не знают, что детей не находят в капусте, ты очень ошибаешься, - или на своем месте Паша, шестой отряд.
Арс, закусив губу, быстро выделяет факты о себе. Ему объяснили, что вечером будет своеобразное знакомство детей с вожатыми. Дети будут вытягивать факты про вожатых и ориентироваться на предположения, где информация про кого. Арсу это всё очень не нравится, но придумать смешные факты легко. Он пишет: «Играет в театре», «Ненавидит рыбу», «Считает, что красота спасёт мир». Последнее просто красиво звучит, Арсению нравится.
- Арсений! - его дёргают за плечо, он оборачивается к парню из четвертого отряда, это, кажется, Нурлан, легко запомнить. Такой привет из расизма. - Слушай, мы тут вписываем какие-нибудь смешные факты, ты же друг Матвиенко, есть какой-нибудь факт, в меру стыдный, который можно озвучить, но будет забавно и пикантно немного? Это мы будем вечером тянуть, а не дети, конечно.
Арсений улыбается. Похулиганить он любит.
- Так. Подожди... Да. Я впишу, конечно.
Они создают несколько стульев к первому ряду, садятся вокруг Стаса, который держит в руках коробку.
- Тянуть буду я! А угадывать вы.
Попадается что-то совсем невинное, милое даже. А потомлетает: «Измерял линейкой свой член на барной стойке».
- Наконец-то! - радостно восклицает Щербаков, Лёша, кажется. - Пошло что-то поинтереснее.
Матвиенко кидает отрицательный взгляд на Ар егосения, и это выдает строхами.
- Рассказывай сразу! - требуют все наперебой. Всего коллективно две девушки, и их арест задержан с детьми, так что компания чисто мужская, десять человек, вместе со Стасом.
- Да ладно вам! Это был конкурс на баре. Я был трезвый, между прочим!
Новый взрыв хохота ему ответить.
- Как раз это и самое веселое, - окликает Паша. - Был бы ты пьяный, я бы понял.
То, что Матвиенко не пьет вообще, даже здесь все знают, кажется.
Серёжа рассказывает увлеченно, но всё равно пинает Арса легко:
- Я бы рассердился, но ты ещё своих фактов не слышал.
До Арсения с опозданием доходит, что, если у него есть определенные факты, Серёже наверняка тоже дали возможность высказаться. Арс запоминает все факты, просто на всякий случай, но быстро обнаруживается в информации. Хотя кое-что всё-таки невольно западает в память.
- Недавно расстался с Воблой, - читает Стас и закатывает глаза.
- Да пошли вы! - сразу кричит Антон, даже нечасто кого-то обманывают. Никому из присутствующих, кажется, не нужно представлять, поэтому Арс влезает всё-таки:
- Я явно чего-то не знаю, да?
- Расскажите Арсению, - кивает Нурлан.
- Я просто расстался с девушкой, два месяца назад, - Антон разводит руками. - Она раньше со мной работала в одном отряде. И не предупредила никого, что больше она со мной даже не собирается.
- То есть, это ей мне нужно сказать спасибо? - смеется Арсений, стараясь чуть сгладить напряжение, которое он явно представил в Антоне.
- Точно! - Шастун улыбается, и эта улыбка адресована лично Арсению.
Арсу весело и уютно в этой компании ровно до момента, когда Стас читает:
- «Любит позу наездницы (ка)», - и выращивается. - Тут так и написано, с «ка» в скобках.
Арс моргает. Нет, удержать лицо он может, но убить Серёжу хочется ещё сильнее. Особенно за это «ка» в скобках. Спасибо, что не написал «предпочитает», а то с него сталося бы.
- Шастун! - вкидывает вариант Лёша.
- Не, скорее ты сам, - Нурлан толкает его в плечо и смеется.
- Может, Дорох, - влезает уже Паша. - Такой, маленький наездник получится сверху.
Арс ржёт вместе со всеми, скрывая лицо в ладонях.
- А вдруг мне кажется, Арсений, - предлагает Антон, и Арс поднимает на него взгляд. - Что, я прав?
- Ну... да, - медленно произносит Арс, быстро отводит взгляд и демонстративно пинает ноги Серёжи на соседнем сидении.
- Эй, ты написал про мой член! - возмущается Матвиенко, снова все превращается в балаган, но это только к лучшему, никто не вспоминает о приставке «ка». Внимательный взгляд Антона Арсу, конечно, мерещится. Конечно.
День бесконечно длинным, эмоциональными событиями и эмоциями. Только что Арс смеялся вместе с тревожными вожатыми, а вот уже сидит на ковре в комнате отдыха, уступив все сидячие места детям, и громко окликает:
- Никита! Я сказал «приличное название»!
- Лёша, объяснение своим друзьям, что такое прилагательное, - Матвиенко кидает скомканный лист бумаги в мусорную корзину.
Как выбрать один вариант названия отряда, если их уже больше десятка? И все спорят, какой же лучше.
- Ну, Аня, блин! - Вадим толкает девушку в легком плече. - Посмотри на меня, я похож на кого-то, кого можно назвать «тайный»?
- То есть, я похожа на кого-то, кого можно назвать «лютый»? - возмущается Захарова и отпихивает от парня себя.
Арс прячется за папкой и смеется. Названия подбирается одно лучше другого, конечно.
- Будете ругаться - своим вожатым заказом сделаю вас «тупыми»! - поднял голос Серёжа. Арс тихо фыркает. У Сёрежи контакт с детьми явно налажен. Да ещё некоторые видят далеко не первый раз, и у них уже давняя история знакомства.
Голосованием они всё-таки выбирают название. Вожатые не голосуют, конечно, но Арсений всё равно тихо радуется, когда побеждает титул «Лютые». Даже девочки согласны, что звучит круто.
- Рисовать плакаты - это прошлый век! - это снова Лёша. - Давайте распечатаем красиво.
- Ну да, красиво, на листе А4, - хмыкает Арс, расширяя большой ватман. - Должно быть видно!
Пока одни пишут название на листе и придумывают эмблему, другие сочиняют кричалки и визитку. Матвиенко неплохо рисует, поэтому помогает с эмблемой, а Арсу проще собирать элементы, и они берут на себя своеобразные массы, распределяя обязанности.
Дети активные, яркие, остроумные и вообще с неплохим чувством юмора, обладают Арсений невероятно рад. В большинстве своем они подбирают себе музыку, охватывая сцену с представлением коллектива.
- Мы должны быть самыми экономичными! - подбадривает Арс ребят. - Самые крутые!
- Пааааберегись! - раздается громогласный окрик Шастуна, в комнату отдыха вваливается второй отряд, репетируются они на втором этаже, чтобы не мешать другу, но теперь прибежали со своим плакатом. У Антона в кнопках и скотч, тот самый в руках, который успел подраться сегодня, держит плакат вместе с еще одним парнем. Арс цепляет взглядом название. «Громкие». Ну, кое-кому точно подходит.
- Антох, давай сюда, - Шастун забирает плакат у тёзки, крепит повыше. - Помогите кто-нибудь подержать!
Арсений видит, как мальчишка из второго отряда ищет стул, чтобы встать повыше, вздыхает и сам поднимается.
- Давайте помогу, Антон Андреевич, - Арс легко достанет до упора, за что получает благодарную улыбку от Антона. Они вместе крепят оба плаката в разных углах пространства, словно отгораживая ядра. Выглядят оба названия неплохо, даже сочетаются как сказки.
Вечером, когда весь лагерь собирается в крупном актовом мероприятии, Арс наконец увидел масштаб. Всего шесть отрядов, но все вместе, от малышей до старшеклассников, - огромная живая толпа.
Сегодня не было никакого праздника вообще, просто визитки, но Коля Сипачёв дергает Арса за рукав.
- Вы ожидали, что мы выясним, кто в какой комнате будет.
Арс бросает взгляд на Шастуна.
- Да, Коль, сядь на место и готовься, - он подмигивает парню и идет пинать Антона, идея была его.
После объявления отрядов («Лютые», «Громкие», «Легкие», «Кайфовые», «Несносные», «Разные»), представления отрядов и выступление с визиткой. У всех примерно одинаково: название, эмблема, пара слов о себе. Получается небольшое выступление, как будто номер из КВН.
Визитки заканчиваются, и тогда Шастун собирает микрофон и объявляет о дополнительном совещании между первым и вторым отрядом.
Коля Сипачёв и Серёжа Шевелев берут в счёте ещё по три человека, Арс уже запоминает всех своих по именам, но теперь запоминает второй отряд, на всякий случай. Шастун произносит в микрофон:
- А сейчас даю две минуты на размышление, а мне нужна от вас история, почему именно вам стоит жемчужина в палате...
Пока идут две минуты, - на самом деле немного больше, - Арс просит включить музыку громче и раз встретит зал, танцует вместе с детьми. К нему присоединяются девушки вожатые, Арс еще не успел с ними познакомиться, но они втроем здорово подхватывают друг друга. А Арс потом замечает взгляд Шастуна, и как-то тормозит. Он привык танцевать под встроенным взглядом совсем иначе, не так, как можно танцевать с детьми.
Мальчишки из первого и второго отряда, наконец, готовы. Получается весело и смешно, будто какой-то баттлов артистов. В большинстве случаев победителя выбирают по количеству баллов, один балл от каждого отряда. Когда Шастун объявляет:
— Со счётом 4:2 побеждают Лютые!
Зал взрывается аплодисментами, Арс смеется и показывает своим большой палец.
Перед вечерней «свечкой» в корпусе шумно, мальчишки меняются комнатами, и в это вовлекаются все вокруг, кажется. Арс пользуется моментом и заглядывает в свою комнату, раскладывает вещи, убирает гладильную доску в угол, бросает коврик на пол, расстилает постель. Выглядит это теперь получше, можно жить даже.
Перед сном отряд собирается на «свечку», выключают свет и сидят с гирляндой, которую приносит Матвиенко. Желтые плетеные шары, с маленькой лампочкой внутри, а выглядит так тепло и уютно.
Арс слушает впечатления детей от сегодняшнего вечера по кругу, не позволяет отделаться коротким «Мне все понравилось» и искренне верит, что смена пройдет хорошо. И уж точно не скучно.