23 страница3 февраля 2024, 02:14

Глава 21. Осколки

– Как смотрите на то, чтобы сходить на каток? – поинтересовалась однажды в общей беседе Маргарита. – Наталья Владимировна ещё в прошлой четверти предлагала куда-нибудь всем классом выбраться.

– Каток – это супер! – тут же поддержала идею Оля.

– Может, куда-нибудь ещё сходим? – спросила вместо ответа Юля. – Я не умею кататься на коньках. Возможно, не только я.

– Так ещё веселее, – встрял Тимур. – Плюс на коньках кататься легче, чем на роликах.

– Они более устойчивые, – подтвердила Марго. – А вообще могу помочь, если хочешь.

– Спасибо за предложение, но я – пас, – отписалась Юля.

– Эх, вот бы все любили каток, – настрочила Оля, добавив в конце грустный смайлик. – И научиться всему быстро можно.

– Смысл идти на каток, чтобы ползать вдоль борта? – с четверть часа спустя заметил Саша.

Комментарий потонул в груде вопросов о сочинении по фильму ("О чём там вообще писать? Список актёров с Вики?") и грядущих пробниках, важность которых учителя раздували до невиданных масштабов. Однако к вечеру беседа получила продолжение.

– А я, видимо, должен грациозно скользить на одной ноге, – набрал Серёжа в ответ на закреплённое сообщение Марго и язвительный Сашин вопрос.

– Приходи в качестве моральной поддержки, – минут через десять среагировал Денис. – Вы с Юлей будете неплохо смотреться.

– Ясно, каток отменяется... – написала ближе к ночи Маргарита. – Хотя если кто-то всё же хочет и умеет, можем сходить в субботу.

– Зачем нам вообще собираться всем классом? – тут же подлила масла в огонь Риша. – У меня, например, ни денег, ни времени.

– Мы последний год вместе, – напомнила Катя.

– И что? – не поняла Риша. – Школа – это просто школа. От одной встречи ничего не изменится. Кому надо, те и так общаются, и для этого не нужен какой-то особенный день. И уж точно за это время нереально наладить отношения с теми, с кем не получилось этого сделать за девять лет.

– Чего ты такая злая? – пришло от Дениса пару секунд спустя.

– То есть любой человек, не срущий радугой, – зло во плоти? – не стала сдерживаться Риша.

– Ребята, не ссорьтесь. Давайте хоть до конца года друг друга потерпим, – продолжила выступать в качестве миротворца Катя.

– Да, давайте лицемерить, – заключённый в Ришиных словах яд едва не разъедал монитор. – Мне больше всего нравится, что с этой инициативой выступают спортсмены, которые приходят в школу только по особым случаям. На расстоянии быть милыми проще, да?

Катя, как и её мать, была волейболисткой. Перед соревнованиями на физкультурной разминке она бегала медленно, едва отрывая ноги от пола, да и то, лишь получив от учителя нагоняй. В такие дни Катя не хотела напрягаться. Вроде как по заветам тренера.

– Не знаю, что тебя так задело, но я лично провожу в школе не меньше времени, чем остальные, – заявила Катя. – И даже участвую во внеклассных мероприятиях наравне со всеми, представляешь? В худшем случае на неделю могу выпасть.

– Звучит убедительно, но... нет. У меня слишком скудное воображение, чтобы такое представить. Напомни-ка мне, на чьи прогулы смотрят сквозь пальцы? Кого освобождают от нормативов по физре за очередную грамоту? На кого не станут вешать дополнительные нагрузки вроде оформления зала, уборки в классе и т. п.? Так что давайте не будем.

– Можно подумать, ты сама принимаешь активное участие в жизни школы, – заступилась за честь Кати и остальных спортсменов Марго.

Однако Риша не стушевалась и на сей раз.

– Вообще-то я не обязана делать больше необходимого минимума. И я говорила именно о тех вещах, которые вроде как обязательны для всех.

– Не раздувай скандал на пустом месте. Не хочешь приходить на общие встречи – не приходи. От отсутствия одного человека мы ничего не потеряем.

– Вообще-то я не одна такая. И да, вы призываете меня не "раздувать скандал" и якобы беспокоитесь об атмосфере в коллективе, а сами даже не подумали о том, что на каток физически не все смогут пойти.

– Вопрос с катком закрыт, что не так? – в комментариях Маргариты начала проскальзывать сдержанная ярость. – Я не виновата, что никто не предлагает своих вариантов. Риша, ты много критикуешь, но я не понимаю, чего ты добиваешься. Повторюсь, тебя никто никуда силком не тянет.

– Зато мне пытаются навязать определённую манеру поведения. Неужели кому-то станет легче от показного дружелюбия? Если так, следите лучше за собой и не указывайте другим, как себя вести. И да, проблема не в том, какие кто предлагает идеи, а в том, как это делается.

Риша любила идти наперекор общественному мнению. Любила спорить и цепляться к словам. Её стараниями беседа класса превращалась в дебаты на каком-то политическом канале. И, хотя Серёжа стал обращать внимание на разгоравшиеся в общем чате споры лишь в последние пару месяцев, Риша уже успела его достать. Телефон постоянно гудел, оповещая о новых сообщениях, и на нём приходилось отключать звук, чтобы не сойти с ума. Но противнее всего было то, что упрекавшая остальных в лицемерии Риша сама была той ещё лицемеркой.

Вот зачем она приплела тех, кто "физически не сможет пойти на каток"? Без имён ясно, о ком идёт речь. Риша якобы беспокоится о получившем травму однокласснике, хотя спортсменов презирает и вообще на дух не переносит, о чём не стесняется напомнить при каждом удобном случае. Но для красного словца можно сделать вид, будто судьба какого-то там парня на костылях её действительно волнует. Наверное, в следующий раз в ход пойдут бездомные котята и сироты.

А Марго, конечно, изображает из себя святую. Очевидно же, что она просто транслирует послания классручки, не особо над ними задумываясь. Хорошие девочки не обсуждают приказы начальства. Хорошие девочки пытаются угодить всем, но в итоге только всё портят. Не выполняют поручения и настраивают против себя людей.

Марго облажалась дважды. А теперь ещё и пытается выставить себя жертвой.

От затянувшейся переписки тошнило. Тошнило от чужого двуличия, от бессмысленности спора в целом.

– Чё вы тут развели? Вам же обеим на всех насрать!

Быстро, едва попадая по клавишам, набрав текст, Серёжа откинулся на спинку дивана и уставился в потолок. Уже смеркалось, но свет в комнате по-прежнему не горел. Как будто в темноте было проще игнорировать безрадостную действительность.

Лучше бы Рише хватило ума промолчать, но с этим у неё всегда были серьёзные трудности.

– Просто кое-кто, в отличие от меня, не хочет этого признавать. И, кстати, мы как-нибудь разберёмся без твоих ценных замечаний. Если тебе жить в таком цирке норм, просто пролистывай в конец.

"Так ты же этим цирком и заправляешь..."

– А можно как-то выбирать слова? – в свою очередь отреагировала Марго. – Если тебя сама беседа бесит, лучше не читай. Тут я согласна с Ришей. А если проблема в том, что я с этим катком про тебя не подумала... Извини, я не нарочно. Понимаю твои чувства. Просто у меня с начальной школы фигурка головного мозга, вот я и написала первое, что на ум пришло.

Фигурка? Что ещё за фигурка? Это какая-то странная шутка? Типа, мозги не на месте? Или...

Точно. Фигурка. Фигурное катание. Но... с каких это пор наматывание кругов на общественном катке стало так красиво называться? Или Марго из тех, кто смотрит по телику все трансляции соревнований и с умным видом рассуждает о том, насколько правильное у спортсмена ребро? Или о чём там ещё любят дискутировать диванные эксперты.

И... что она сказала о понимании? Откуда Марго вообще знать, каково сейчас Серёже? Если она считает, что его действительно больше всего на свете волнует какая-то дурацкая встреча класса, Марго пора показаться специалисту.

К чёрту. Если эти две выпендрёжницы не умеют держать язык за зубами, почему он должен отмалчиваться?

– Да что ты там понимаешь своими куриными мозгами?

Синий кружок у сообщения пропал. Кто-то его прочёл. Но Марго ничего не печатала, и Серёжа почувствовал какое-то извращённое удовольствие от того, что ей не найтись с ответом. Через пару минут он даже решил, что Марго вовсе спасует. Сделает вид, будто вопрос адресован не ей. Сольётся, как сказал бы Денис.

И, действительно, в общей беседе всё внезапно затихло. Даже Риша как будто нашла более интересное занятие, чем борьба за право беспрепятственно ненавидеть окружающих в сторонке.

Серёжа победно усмехнулся и уже собирался закрыть ноутбук, когда...

Пришло сообщение от Марго. Причём не в злосчастной беседе класса. Личное.

– То, что сейчас у тебя не всё гладко, не повод срываться на окружающих. Ты не первый и не последний, кто оказался в такой ситуации, и, хотя я тебе сочувствую, думаю, ты не должен противопоставлять себя коллективу. Как я понимаю, ты считаешь, что я не имею права делать замечания или давать советы, потому что никогда не была на твоём месте и не знаю, каково это. Так вот, я была и знаю. Очевидно, об этом мало кто помнит, но я до шестого класса занималась фигурным катанием. В классе даже висела пара грамот. И всё было прекрасно, пока не начались проблемы со здоровьем и меня не поставили перед выбором: либо спокойно восстанавливаешься и снижаешь физическую нагрузку, то есть как минимум отказываешься от сложных прыжков, или рискуешь и делаешь то, что делала, но тогда уже пеняй на себя, когда одной операции будет мало. Мне казалось, что это ужасно несправедливо. Я злилась на врачей, на знакомых и близких, которые меня жалели, на себя, на тех, кто просто веселился, пока я лечилась и пыталась выбрать меньшее из двух зол. А сейчас понимаю, что тогда поступала некрасиво и себе же делала хуже. Потому что замыкаться в себе, зацикливаться на проблеме – не выход. Если не можешь справиться с этим сам, обратись к психологу. Так будет лучше, правда. И всё-таки не выпадай из общественной жизни. Может, тебе кажется, что встреча класса – ерунда, но такие вещи не дают загнаться окончательно. И, пожалуйста, не надо со мной ругаться. То, что я не всегда предлагаю удачные идеи, ещё не значит, что я законченная эгоистка. Надеюсь, ты сделаешь правильные выводы. И скоро придёшь в норму, конечно. Удачи.

"Замыкаться в себе – не выход". "Зацикливаться на проблеме – не выход". Они что, сговорились с этой говорящей Поганкой?

И почему все уверены, что знают, как для Серёжи будет лучше?

Не гробь себя раньше времени. Не изматывай организм. Найди себе занятие. Зависни где-нибудь с ребятами. Всё образуется, вот увидишь. Только с крыши не прыгай, а то на похороны денег нет.

Серёжа стиснул челюсти так, что заныли зубы, и резко захлопнул крышку ноутбука.

Какие все умные, вы только посмотрите! Марго советует обратиться к психологу и сама же пытается отнять у оного хлеб. И, судя по всему, искренне верит, что прошла огонь, воду и медные трубы, так что теперь наставит любого заблудшего барана на путь истинный. Российская Мать Тереза, блин!

В тёмную комнату проскальзывали последние лучи заходящего солнца; в их тусклом свете поблёскивали свисавшие с полки медали. С минуту Серёжа пристально вглядывался в выгравированные на них цифры, а потом, вскочив, доковылял до стенки, сгрёб пару призов, подцепил разноцветные ленты. И не глядя закинул награды в первый попавшийся ящик.


23 страница3 февраля 2024, 02:14