Традиции, которые мы потеряли
Мне часто приходится слышать от разных людей про «традиции», «нормы», «традиционные ценности», «культурные традиции», «нормальные ценности» и прочее. Что это такое, и нужно ли это обычному человеку, давайте разбираться.
Начнём с определения. Традиция — сложившаяся анонимно, в результате накопленного опыта, схема норм, представлений, правил и образцов, которой руководствуется в своём поведении довольно обширная и стабильная группа людей (цитата из словаря).
Если грубо — мы всегда так делаем. Почему? Да фиг знает. Так сложилось.
Евреи и мусульмане обрезают кожу с члена мальчикам (и иногда девочкам). Почему? Традиция. Индусы, пакистанцы и афганцы берут в жёны девочек с 6-9 лет. Опять традиция. Некоторые африканские племена едят людей. Что поделать, такие у них традиционные ценности. До недавнего времени китайцы бинтовали ноги девочкам, чтобы росла маленькая и кривая стопа. Снова традиция. Все так делали. И это я не привожу здесь самый кринж, вроде насилования мальчиков всем племенем и разрезания половых органов мужчинам.
Попробую сформулировать своими словами. Традиция — это всё, что творят люди, но что невозможно оправдать рациональной потребностью, отчего требуется ссылаться на некий опыт предков и принятые в этой группе людей практики, так как с точки зрения общечеловеческих ценностей эти практики не имеют смысла или даже вредны.
Это тяжело переварить, понимаю. Сейчас начнём разжёвывать. А начнём мы с общечеловеческих ценностей. Они потому и общечеловеческие, что не требуют пояснения и уж тем более, доказательств. Они понятны любому, даже ребёнку. Давайте их перечислим:
- жизнь
- любовь
- здоровье
- сытость
- защита слабых
- тепло
- комфорт
- забота
- сочувствие
- свобода
- творчество
- честность
Добавьте, если что-то забыл.
Человек стал человеком, только благодаря всему комплексу этих ценностей. Пещерные люди превратились в человека разумного, когда выходили первого пациента со сломанной ногой.
Всякая же традиция стремится эти ценности нарушить тем или иным образом, вторгнуться и отодвинуть общечеловеческие ценности на второй план. Почему? Вы уже знаете ответ на этот вопрос. Потому что человеком свободным, сытым, здоровым, творчески и интеллектуально развитым, имеющим любовь, тёплое жильё и планы на будущее, крайне сложно, практически невозможно управлять. Скажи ему, мол, иди и сделай вот это. А он тебе вопрос: а зачем? Зачем я буду таскать для тебя каштаны из огня? Возьми палочку и достань сам. Но мы-то знаем, что если есть власть, то ей нужны подчинённые. А где их взять, если все люди довольны жизнью?
Когда я читал произведения авторов давно минувших дней о жизни в средние века, о благородных рыцарях и не менее благородных дамах, меня всегда удивляло, зачем с людей драли три шкуры налогов. Даже вспомните историю князя Игоря. Пошёл собирать дань, ему показалось мало, и он вернулся дособирать, так сказать. За что и поплатился. Зачем? А принц Джон в сказаниях о Робин Гуде? Ну куда ему столько налогов?
На самом деле, всё предельно просто. Нужно было лишить людей достатка. Человек запуганный и бедный, которому не хватает средств, охотно пойдёт работать на богача. И будет выполнять такую работу, за которую в обычной жизни вряд ли бы взялся. Например, собирать эти же налоги. Во все века сборщики налогов популярностью не пользовались.
Но память людская будет подсовывать образы прекрасной жизни, а логика говорить, нет, кричать о том, что это неправильно. Нельзя обирать бедных и обижать слабых. И тогда приходят на выручку три спасительных кита общества: вера, традиция и норма.
Вера прекрасна. Ей не нужны доказательства и научные диспуты. Ты веришь не разумом, а сердцем. Разве не Зевс мечет молнии с Олимпа? Какое атмосферное электричество, дурачок! Иди, скорее принеси жертву богам, пока в тебя молнию не метнули! Все плохие люди понесут наказание. Потом. На Страшном суде, где Анубис на весах Маат взвесит сердце и перо истины. А пока ты должен подчиняться, потому что Ра каждый день рождается у умирает ради тебя. Как же ты можешь не верить в то, что начертано на стенах пирамиды? Там же, дурья башка, иероглифами по бетону написано! Специально для таких как ты, долбоящеров!
Традиция тоже штука хорошая. И тоже не требует объяснений зачем, почему. Все так делают. Это опыт предков. Только вот опыт предков, образцы их поведения будут выбраны не все, а только те, которые нужны для управления. Наши предки пили чистую воду, ели натуральную еду, уважали старших и заботились о маленьких. И часто об этих традициях вспоминают?
Традиции удобны. Фиговым листком традиций можно прикрыть всё, что угодно. Особенно, если натянуть сову на глобус истории. Она покряхтит-покряхтит, да и выдаст очередную традицию. Ну-с, какую изволите? А, семейные ценности! Хороший выбор. Что у нас там в исторической перспективе?
Если опустить пустые разговоры о справедливости, гостеприимстве, трудолюбии, верности и заботе о близких, то в русской деревне семейные отношения не были радужными (ой, упасите меня боги, я не то имел в виду). Факты, изложенные далее — не моя выдумка. Я цитирую их по книге, изданной в 1906 году, «Жизнь Ивана» Ольги Семёновой Тянь-Шанской, где описан быт крестьянских семей 1860-х – 1890-х годов.
Вы же знаете, что крестьянские девушки выходили замуж рано. В среднем, в 12–14 лет. Но борцы с педофилами как-то забыли о такой замечательной традиции.
После свадьбы невеста переезжала в дом к мужу. И сразу начинала работать. Вообще, в русской деревне работали только женщины и дети. Девочки в поле с шести лет, мальчики — с пяти. На женщине всё домашнее хозяйство, полевые работы, уход за детьми. Беременные работали до самых родов, после — в поле уже на 5–7 день.
Секс с мужем, когда тому захочется. Никаких «голова болит», «месячные». Жена должна исполнять свой долг и подчиняться мужу во всём. Чтобы «испытать» жену, муж мог приказать ей выйти голой на мороз или высечь себя. Кстати, это описано в нескольких источниках, например, у Шолохова в «Тихом Доне».
Несмотря на то, что жена — рабочая сила, мужик её за человека не считал. Жену били часто и со вкусом. Били плёткой, палками, сапогами, кулаками, пинали ногами. За измену могли и убить. Если женщина «прижила» дитё (забеременела) от чужого мужика, то младенца, скорее всего, она родит где-нибудь в неприметном месте и убьёт.
Дети вообще считались обузой. Убить ребёнка, если под руку подвернётся пьяному мужику — как нефиг делать. Сдохнет парочка малых — что может быть лучше? Поэтому такого понятия, как детская медицина, вообще не существовало.
А чем же занимался мужчина? Он «управлял» хозяйством, ездил на рынок продавать зерно, иногда помогал со вспашкой. Ближе к концу 19 века ездил в город на заработки.
Также в многочисленной литературе описана такая замечательная традиция, как снохачество. Если муж уезжал надолго по делам или уходил в армию, его отец переезжал к молодой жене и... ну вы сами догадаетесь. Начинал с ней жить. А его жена и мать нашего героя становилась «старой женой». И когда мужик возвращался, то мог и убить свою жену «за грехи».
С семейными ценностями на Руси как-то не задалось. И то ли европейские цисгендерные веяния тому виной, то ли, наоборот, излишняя аутентичность, но, согласитесь, лучше уж пусть они останутся в прошлом.
По правде сказать, в европах традиции не многим лучше. Там до сих пор пованивает горелой ведьмечиной и раскалённым железом. А любителям домашних животных лучше не ездить в швейцарскую глубинку.
Всякая медаль имеет оборотную сторону. И традиции как нельзя лучше подходят под это определение. Опыт наших предков весьма разносторонен, а история — такая наука, которая ловко умудряется торговать истиной. Волшебный фонарь её высвечивает только то, что потребно власть имущим в данный момент. Держу пари, вы никогда не слышали об обществах трезвости и воспитании мальчика мужчиной в славянских поселениях. Почитайте, будет интересно, гарантирую. Также можно вспомнить о том, что в 16–17 веках людей штрафовали за непосещение церкви, запрещали все увеселительные мероприятия кроме церковных. Сколько там лет христианству на Руси, говорите?
Про манипуляции насчёт русского/украинского я вообще молчу. С какого перепуга Киевская Русь вдруг стала Украиной? Русские все в Москву перебежали, а украинцы остались? Или Киев в другом месте был? И на каком языке в той самой Киевской Руси говорили?
Ни в коем случае не хочу ни на что намекать и уж тем более, обижать кого. Просто это же шизофрения — видеть одну сторону и упорно не замечать другую. Вопрос-то очень простой: на каком языке говорили первые русы? Какие у них были традиции? Уж не те ли, что описаны в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»?
Как видите, когда нужно народы разделить, очень быстро находятся различия в культурных традициях, а когда сплотить — наоборот, что-то общее. Традиции непостоянны, флюидны. Они подобно капельке ртути следуют за потребностями тех, кто нами управляет. Сегодня удобно вспомнить одну традицию, завтра — другую. С чего вы взяли, что отношения между людьми одного пола можно называть «нетрадиционными»? А вы уверены, что знаете все традиции наших предков?
Согласно историческим свидетельствам, традиция однополых отношений насчитывает тысячи лет. Уж скорее институт брака будет более нетрадиционным, чем однополые отношения. Первый брак официально зарегистрирован в 1653 году, а однополые отношения к тому моменту существовали более двух тысяч лет. Но если ложь повторить много раз, то она уже начинает казаться правдой.
В который раз повторюсь, что вижу свою задачу в том, чтобы научить вас думать своей головой, находить факты, проверять информацию и не принимать на веру всё, что вам говорят. Пусть даже это выглядит очень убедительно. У вас своя голова на плечах, и если вам разжевали некоторую информацию, то это повод ей не доверять больше, чем той, которую вы сами нашли. Благо сейчас доступ к информации значительно более лёгкий, чем раньше. Одну из следующих заметок я посвящу факт-чекингу. Это будет интересно.
Последний, третий кит, удерживающий шарообразную Землю и наше общественное поведение — это норма. Ты ведёшь себя не так, как ожидают, — ты ненормальный. Но что есть норма? Для каннибалов норма — скушать своего товарища, выпить кровь врага. Женщинам Бирмы вытягивают шеи кольцами. Это тоже норма. В некоторых папуасских племенах молодая жена должна переспать со всеми мужчинами рода жениха, прежде чем её допустят до мужа. В Шотландии 19 века все мужчины носили юбки, и приезжий мужчина в брюках считался ненормальным.
Этот список можно продолжать бесконечно, потому что понятие нормы сильно зависит от мысленных, морально-нравственных установок некой группы людей. Хорошим примером будет спор вегетарианцев и тех, кто потребляет мясо. Вы никогда не докажете вегетарианцу, что имеете право есть всё, что вам заблагорассудится. Другие нормы.
Если подвести итог, то получится, что вера, традиции и нормы — это дело очень субъективное, зависящее от интересов конкретной группы людей и их правителей. Не существует универсальных, объективных показателей нормы, которые бы не зависели от чьего-то личного мнения. Для кого-то нормально пить кофе по утрам, а для кого-о — чай, и только с молоком.
Проблема такого подхода — это попытка навязать свои нормы другим людям. В племени мукумбе из северо-восточной Австралии нормой считается членопожатие. Да-да, хочешь посетить племя — дай пощупать свой член. Так что весьма уважаемым учёным-антропологам приходилось снимать штаны. И несоответствие наших норм нормам племени не рассматривается как уважительная причина остаться в штанах.
Не буду вдаваться в причины такого поведения (навязывания своих норм), но замечу, что это выступает как своего рода механизм защиты от привнесения чужих мнений и ценностей. Группа защищается, чтобы не утратить свою аутентичность. Мы говорили об этом в предыдущих главах, когда обсуждали цель существования человека. Аутентичность (уникальность) позволяет распознать чужаков и не допустить их к ресурсам.
Теперь позвольте мне сделать небольшое отступление и пояснить, что я считаю божественным замыслом. Мы не знаем, кто и что нас создало. Возможно, случайные цепочки нуклеотидов сами объединились в ДНК, завернулись в двойную спираль и родили человека из яйца обезьяны. Возможно, бородатый дядька (или тётка, мы ведь не знаем его/её лица, имя бога также запретно) высморкался неудачно. Одно мы можем сказать точно — нам забыли сообщить, зачем весь этот праздник жизни. Поэтому по косвенным уликам я пытаюсь разобраться и пояснить, в первую очередь, себе, какой в этом во всём смысл, или, иными словами, в чём божественный замысел, будь этот бог случайным процессом или мужеподобной амазонкой, восседающей на троне над древом жизни Иггдрасиль.
Как я предположил в предыдущих частях, человек, микробы, животные на Земле являются биологическими машинами с чётко заданными целями существования. Они небольшого размера (относительно), но их много, потому что решать поставленные задачи проще большим количеством маленьких машин, чем малым количеством больших. Человек создаёт большие машины не потому, что так эффективнее, а потому, что пока толку не хватает для создания машин, которые бы делали сами себя.
Возьмём карьерный экскаватор. Он огромный, но его производительность не более 200 кубометров в час. И карьеры разрабатываются десятилетиями. Давайте пофантазируем и представим себе, что человек мог бы вывести пчелу с победитовыми челюстями, которая за раз откусывает 50 миллиграммов камня и доставляет его на фабрику. Казалось бы, очень малая величина. Но миллион пчёл за один укус отгрызут уже 50 кг породы. За день пчела делает 10 вылетов, то есть миллион пчёл выгрызут 500 кг в день. А миллиард пчёл? При этом не нужны экскаваторщики, водители, горные рабочие, подрывники, маркшейдеры, начальники... Система работает сама. Пчела знает, что откусить.
Задачей же человека, как высшего звена, наделённого наиболее совершенным разумом, является гармонизация, приведение к гармонии, по законам которой строится вселенная, подотчётной ему планеты, а потом и целых планетных систем. Не в том плане, что мы лопатами должны будем перекапывать Марс и спутники Юпитера, а в том смысле, что мы должны будем программировать те самые живые (а, может, и неживые) машины. Грубо говоря, ну совсем упрощая, по божественному замыслу мы должны стать управляющими среднего звена. Мелкие боги. Прилетели на планету, навели порядок и полетели к следующей.
Пока же развитие ещё не закончилось, в человеке очень силён инстинкт размножения, который заставляет бороться за ресурсы, ограничивать инакомыслие, насаживать бесконечные нормы и правила. Однако период развития подходит к концу. Всё больше появляется людей, мыслящих свободно, без ограничений сознания и без зацикливания на размножении, на борьбе за ресурсы. Мир движется к глобализации, человечество должно объединиться и родить уже богов. С этой точки зрения, нормы и традиции предыдущих веков должны уступить место новым тенденциям, призванным объединить людей не идеей размножения, а идеями нравственного и культурного развития, идеями развития своих интеллектуальных и творческих способностей.