Первый бал, или Юная дева.
Данзас оглядывал зал, довольно и счастливо улыбаясь. Играла музыка, чарующие мелодии скрипки ласкали слух, услаждая уши. Звуки разливались, пульсировали по телу юноши, настраивая его на необходимый лад.
-Константин, ты словно вечность на балах не был, - улыбнулся Пущин, - так жадно осматриваешься.
- Я пытаюсь насладиться молодостью,- повернулся к другу Данзас, хитро улыбаясь.
-Так, я сегодня кутить не собираюсь, я дал слово, - объявил Иван Иванович, аккуратно поправив пышные ржавые кудри.
-а я, как ты погляжу, совсем порядочным сделался, - Данзас остановился, повернувшись к Пущину, с наигранной строгостью смотря на товарища, - это не дело, дорогой Иван Иванович, совсем не дело...
Бывший лицеист усмехнулся, приподняв уголок правой губы несколько вверх.
Они находились в большой, просторной зале с высоким потолком. Подле стен стояли гости, державшиеся каждые своими кучками. Вот знатные князья, которые чувствовали себя хозяевами мира, презренно смотря на более бедных приглашенных. Где-то толпились светские, опытные львицы, неспешно обмахиваясь большими веерами. Рядом с ними сидели юные львята, они только-только учились быть обворожительными. Неподалеку от девушек и молодых жен располагались гусары с пышными усами. Жеребцы подкручивали их, хищно оглядывая девушек.
Пущин же хотел расстаться с Данзасом, примкнув к кругу поэтов, которые дружно сидели на диванчике с изысканными ножками из красного дерева. Жуковский, как всегда, являлся главной звездой данной компании. Но у Ивана Ивановича сразу сделать это не получилось. К нему, грациозно плывя по залу, спешил Александр Треплев. Его спортивные и худые бедра были обтянуты белыми лосиными, на тонкой талии затянут жилет. Прелестная головка обрамлена черными кудрями до плеч. Выражение лица у Александра словно у родовитой борзой, гордое и благородное.
-Иван Иванович, милейший Иван Иванович! Как я рад Вас видеть на приеме генерал - губернатора, - тонкие губы князя расплылись в сладкой полуулыбке.
-Александр Михайлович, дорогой, здравствуй! - юноши пожали друг другу руки.
- Здесь твой обожаемый Жуковский. Думаю, он будет рад тебя видеть, - промурчал Александр, внезапно повернувшись к Данзасу, - Вы ещё не представили меня своему другу, Иван Иванович..
-Ах, позвольте,- спешно кивнул Пущин, - Константин Карлович Данзас, - указывал ладонью на Данзаса, - Александр Михайлович Треплев, - ладонью показывал на Треплева.
Представленные протянули друг другу руки. Данзасу стало как-то неприятно от сахарной улыбки, хитреньких глазок Александра Михайловича, но он постарался не обращать внимания. Подумаешь, самоуверенный, богатенький князек. Типичное явления.
Внезапно раздалась чарующая мелодия, и все резко обернулись к центру залы. Начался вальс. Музыканты изгибались в причудливых позах, полностью отдавших игре.
-Послушайте, Иван Иванович, пригласите мою сестру. Она только - только вышла в свет, - более душевно и менее фальшиво улыбнулся князь.
-Я , признаться, танцую плохо,а вот Константин..- Пущин положил руку на плечо Данзаса, - он лучше подойдёт для первого танца, нежели я.
Александр многозначительно переглянулся с Пущиным, в глазах замелькали звёздочки недовольства. Но после гнев сменился на милость. Смотря на ухмылку Ивана Ивановича, тот склонил голову на бок, оценивающе оглядев Константина. Последний кашлянул, ощутив себя конем на торгах.
-Пойдемте, я представлю Вас своей Катеньке, - Александр взял Данзаса под руку, идя вместе с ним к маленькой фигурке рядом со стеной.
Константин Карлович увидел пред собой невысокую, худенькую и бледненькую девочку лет шестнадцати. Голубые глаза с пышными ресницами судорожно скользили по помещению, выражая лика приятное и почти торжественное. Бровки испуганно приподнялись, образовав морщинку на переносице. В юном личике с маленьким носиком-пуговкой читалось: "Пригласят ли меня? Пожалуйста, пригласите меня кто-нибудь!". Вид этого котёнка вызвал в Константине приступ лёгкого умиления. Эта барышня не проходила ни на рысей Петербурга, ни на кисейных дам.
-Катенька, позволь представить, мой добрый друг, Константин Карлович, - начинает старший брат, многозначительно впиваясь взглядом в Данзасе, словно говоря: "уважаемый, она- наша Полярная звезда, поэтому не дай Бог ты что-нибудь не так сделаешь".
Девушка присела в реверансе, ее нежный взор с интересом скользил по молодому человеку. По лицу расплылась радость.
Желая покинуть сахарного князя, Данзас протянул руку Екатерине. Она вложила свою маленькую ручку в
большую ладонь Константина Карловича, сжимая его пальцы, словно боясь, что тот отпустит ее. Девушка быстро опустила взгляд, стараясь не смотреть на юношу. Он улыбнулся по-доброму, ободрительно, испытывая странный прилив нежности.
Стоит им только выйти на середину залы, как Данзас почувствовал напряжение девичьих мышц под его руками. Желая как-то подбодрить партнёршу, тот наклонился к ней, обдавая ухо горячим дыханием.
-Не бойтесь, - взгляд Константина скользил по смущеному лицу Катеньки, по пылающим ланитам и пугливым глазкам. Он понял, что барышня первый раз в свете, оттого к сердцу приливает чувство нежности и внутренней теплоты.
- Спасибо, - тихо молвила она.
Катерина кружлась в кольце рук офицера, спешно скользя по паркету. Краем глаза Данзас видел, то девушка радостно улыбалась, что глазки ее загорались. Наконец она подняла на него свой взгляд, выражающий благодарность. Стараясь сохранять приличное расстояние между собой, герои обменялись взорами, говорящими более, нежели слова. Прижавшись плечом к плечу, сжимая его мундир вспотевшей ручкой в перчатке, крутя ее в вихре танца, пышных платьев и ароматов французских духов, они забыли обо всем. Жемчужные зубки молодой княжны обнажились, вся она светилась.
Данзас любовался ей , на душе становилось как-то хорошо. Искренняя радость первых глотков юности, счастье и нежность трогали молодого человека, приковывая взгляд к пышным черным, прямо как у брата, кудрям.
Наконец вальс кончился, и Константин медленно отвёл Катеньку к ее брату. Девушка покраснела от быстрого танца, шумно дыша. Лицо ее светилось от радости и счастья. И Данзасу было приятно, что именно он являлся источником радости.
-Простите, Константин Карлович, Вы ведь знакомы с Александром Пушкиным? - ее звонкий голосок заставил партнёра вмиг повернуть голову в сторону девушки, - я наслышана о нем.. им восхищался покойным Державин.
- Хотите, могу представить его вашему брату?
- Была бы очень признательна..- кротко улыбнулась она, смотря на Константина с большой признательностью.
В этот самый момент Александр перехватил сестру, удивив Данзаса столь ловким приемом. Офицер недовольно дёрнул усами, в ответ князь фыркнул . Девушка же с щенячьим выражением лица переводила взгляд то на брата, то на кавалера.
____
- и чем тебе молодой князь Треплев не понравился? Конечно, несколько надменен,но поверь, он человек порядочный, - Пущин откинулся на спинку, пока колёса экипажа монотонно стучали по мостовой.
- похож на павлина. Впрочем, это лечится, - констатировал Данзас.
Пущин хихикнул.
Александр оставил после себя впечатление неприятное: обыкновенный богатый дворянин с гордыней до небес. А вот сестра.. юная, милая девушка. Ее присутствие, ее голос, искренняя улыбка и невинная просьба вызывали у офицера самые теплые чувства.
- Данзас, - ласково укорил его Иван Иванович, - не скажи так на приёме у старого князя Треплева. Спасибо тебе за приглашени.
-скажи спасибо княжне Треплевой,- Данзас рассмеялся, - и не смотри на меня так!
Пущин посмеялся в ответ, Данзас хлопнул его по плечу. Сегодня им обоим было как-то счастливо: Пущин доволен встречей с Жуковским, а Константин.. Константин же уже предвкушал веселую ночь вместе с актрисами и шампанским.