Эпистолярное консультирование
В основном консультирование по переписке происходит в двух экстренных случаях:
1. Неотложка.
Например, когда у вас есть договоренность с клиентом, что он может написать смс между сессиями и, в случае необходимости, получить неотложную психологическую помощь по переписке. Обычно применяется в случае, когда клиент выходит из ситуации домашнего насилия и может подвергаться внезапным нападениям со стороны родственников и им «сочувствующих». В таких случаях «психолог в телефоне» может помочь выстоять против накрученного юриста бывшего и его мамаши и не выйти в окно, например.
2. Анонимка.
Когда клиент желает остаться максимально анонимным. Такое консультирование обычно проводится через специальные сервисы в формате чата, но может проходить и в «большом жанре» в формате электронных писем.
В принципе и «обычное» консультирование может проходить по переписке, например, по следующим причинам:
— клиенту такой формат удобнее (клиент не может разговаривать по какой-то физиологической причине или в силу обстоятельств);
— обстоятельства жизни клиента не позволяют вам состыковаться во времени и пространстве;
— клиент не располагает достаточными финансовыми возможностями для оплаты «полноценного» сопровождения;
— итд.
Можно заметить, что ранее я взяла слово «полноценное» в кавычки. Это потому, что я считаю, что консультирование по переписке более эффективно, надежно и безопасно как для клиента, так и для специалиста, чем личное консультирование, в котором куча мусора. Например, при визуальном контакте люди неосознанно (а еще хуже, если они думают, что на самом деле это умеют делать) «читают мысли» собеседника по мимике, жестам, интонациям. Чтобы на самом деле понять, какое поведение нормально для клиента, а какие его внешние проявления о чем-то говорят, специалисту надо устанавливать контакт (и делать только это и не более) с клиентом минимум 6 сессий (а лучше 12). По переписке вход в контакт происходит мгновенно, что экономит не только деньги, но и бесценное время, что, в некоторых случаях, может спасти жизнь человеку.
И да, как вы уже могли заметить, по переписке можно эффективно вести клинические и экстремальные случаи. Проще говоря, вы априори должны быть специалистом, готовым к случаям, когда к вам обращаются с мыслями о каком-нибудь *роскомнадзоре* или опасениями, что с человеком могут совершить какой-нибудь *роскомнадзор* впервые или повторно. Вы должны быть готовы к этому морально и практически — у вас всегда должны быть под рукой брошюрки с контактами экстренных служб, шелтеров и, очень желательно, конкретных специалистов, с которыми вы знакомы лично и можете поручиться за них, таких как врачи, юристы, политические деятели и т.п.
А теперь о том, как это обычно происходит.
0. пришел запрос (сообщение, письмо).
1.1. Сразу оговариваем, чем ограничены возможности консультирования по переписке, при этом сообщаем, что попытка помочь будет оказана*. Напишите о своих ограничениях во времени; о том, в какой области вы являетесь специалистом, а в какой не являетесь, но видите, что человеку, возможно, нужно в эту область, достаньте брошюрки, если надо.
1.2. Проанализируйте запрос, составьте прогноз и подберите оптимальную тактику.
Запросы можно условно разделить на две группы:
а. «ПАМАГИТЕ!!!»
б. развернутое письмо с полным анамнезом, результатами анализов, тестов, снимками функциональной диагностики с заключениями.
Тип а: сначала определите, человек в отчаянии или это нечто вроде любопытства. В своем ответе попросите человека раскрыть, что он имеет в виду под общими словами, которые конечно же будут фигурировать в таком запросе. Зачастую это слова типа «люблю», «невозможно», «тяжело», «*роскомнадзор*» и «депрессия». Вам нужно въехать в глоссарий клиента, плюс это очевидное проявление интереса к его проблеме и акт эмпатии, что и есть пресловутое установление контакта.
Тип б: выделите из текста триггеры и ключевые фразы. Уточните их у клиента. Смысл тот же.
2. Действуйте согласно выбранной тактике. Это на ваше усмотрение. Но учтите три момента, выстраданные специалистами на практике до вас еще со времен диал-ап соединений.
— Если вы зарегистрированный листнер или видите, что человеку сейчас для начала нужен именно листнер — не выходите за рамки листнинга; дайте человеку выплакаться; да, потом он пойдет к другому специалисту, возможно понесет ему деньги, и это будете не вы, а вы могли бы лучше и быстрее, так как у вас уже установлен контакт и вы знаете контекст, да бомбит, но смешение контекстов будет препятствием к эффективной терапии. Если вы «именной» специалист, а не безымянный случайный листнер, есть вероятность, что через несколько месяцев человек обратится к вам уже как к специалисту.
— Наилучшим образом себя показывает в этой области КПТ с ее домашними заданиями и последующим обсуждением результатов их выполнения. Если именно КПТ не реляет, то, по возможности, имеет смысл применять подход домашка-обсуждение в рамках выбранной вами тактики.
— Не рекомендуется устанавливать контакт по схеме психодинамички. Обычно это перерастает в попытки клиента завиртуалить или захаррасить специалиста и мочало будет обречено возвращаться в начало и вся терапия застрянет на шаге «Именно это вам сейчас важно? Разве именно это привело вас ко мне?»
3. В какой-то момент клиент вам не ответит. Через месяц с последнего письма поинтересуйтесь у человека, насколько изменились внутренние и внешние факторы, побудившие его написать первый запрос, и насколько эффективна была оказанная помощь.
-----
* Конечно, не надо писать, что не видя гениталий и не слыша криков (зачеркнуто) не видя лица и не слыша голоса клиента и не зная кто он, где живет, на ком женат и как зовут его детей ваша помощь будет неполноценной — в таком случае просто не предоставляйте услугу текстового консультирования, не регистрируйтесь в чатах экстренной психологической помощи и, пожалуйста, хотя бы уйдите из профессии.
----
ЗЫ
Хотите заметку на тему, почему популярный профайлинг, нлп, чтение микромимики и тд это залупа? — напишите об этом в комментарии.
----
Бонус: маленький лайтовый абстрактный показательный вводный пример. Предположим, человек написал фразу «текст не передает интонации азаза поэтому лалки от меня рвутся». Только по этому фрагменту можно установить, что написавший его понимает особенности передачи текстовых сообщений относительно акустических, понимает значимость коммуникативного контекста и намеренно (!) составляет свои текстовые сообщения таким образом, чтобы они несли за собой многозначность, а сам факт того, что его собеседники улавливают только одно значение или не хотят вступать в коммуникацию с человеком, который их очевидно троллит, вызывает у него чувство собственного превосходства и эксклюзивности. И для того, чтобы это понять, совсем не нужно видеть его специфическую осанку и 6-12 часов выслушивать резонерство с типичными тягучими интонациями.