Эпилог первый. Собеседование Виго Майерса
Виго Майерс, сидевший напротив мистера Талергута, был похож на мраморное изваяние. Хозяин магазина угостил его своим любимым печеньем, но во рту у Виго так пересохло, что он даже не пытался откусить хотя бы кусочек.
– Молодой человек, вы слишком напряжены. Не стоит так волноваться. Это всего лишь дружеская беседа, – попытался приободрить его мистер Талергут.
Он искренне не понимал, почему этот мужчина – лет двадцати пяти на вид – так напряжен.
– Вы переживаете из-за того, что вас исключили из университета? Боитесь, что это повлияет на мое решение? – спросил мистер Талергут, заглянув в резюме соискателя. – Вы лучший из наших претендентов. За десять лет, что я управляю магазином, вы первый, кто правильно ответил на все вопросы вступительного теста. Вы щелкали их как орешки, хотя я был уверен, что вопросы очень трудные.
– Совсем не трудные, – выдавил из себя Виго. – Мне будет сложнее рассказывать об исключении. Вы ведь обязательно спросите...
Виго Майерс опустил голову и уставился на свои грязные ногти. Он был совершенно не похож на человека, который пришел устраиваться на работу и хочет произвести наилучшее впечатление. Казалось, он отважился зайти сюда в последний момент, когда уже не было времени вымыться и переодеться.
– Понимаю, вам не хочется, но, к сожалению, я вынужден настоять. Я должен убедиться, что вы не совершили ничего противозаконного, – твердо сказал мистер Талергут.
– Я не преступник! – не менее твердо ответил Виго и впервые посмотрел прямо в глаза мистеру Талергуту. – Я просто не знал о правиле. Первый раз в жизни. Это была всего лишь ошибка. Честное слово.
– Так что произошло?
Виго несколько раз открывал рот, собираясь заговорить, но так и не смог произнести ни слова.
– Хорошо, хорошо, не мучайте себя. Если вы готовы отказаться от места, можем завершить собеседование. А если все-таки хотите здесь работать, я могу связаться с вашим университетом и спросить там.
– Нет, пожалуйста, не нужно. Я сам.
Глубоко вдохнув и с шумом выдохнув воздух, Виго Майерс начал рассказывать:
– Это случилось, когда я готовил дипломную работу...
* * *
Дипломная работа заключалась в том, чтобы отыскать настоящего заказчика и сделать для него сновидение, а затем представить созданный сон аттестационной комиссии.
Виго целый месяц ежедневно околачивался у «Магазина снов» мистера Талергута. Он останавливал заходивших в магазин гостей и умолял стать заказчиком для его дипломной работы. Однако люди от него шарахались и не соглашались.
В день, когда исполнился ровно месяц с тех пор, как он начал поиск, к Виго подошла женщина примерно одного с ним возраста. На ней была свободная пижама цвета слоновой кости.
– Ищете партнера для дипломной работы? Я готова помочь.
– Правда? Огромное вам спасибо!
– Я наблюдаю за вами целый месяц. Не знаю, в чем именно состоит работа, но ваша целеустремленность меня впечатлила.
Виго был ошарашен. Наблюдает целый месяц? Туристка? Обычно гости города сразу же забывали о визите.
– Но как это возможно?..
– Вы сохраните тайну, если я скажу?
Виго пообещал.
Женщина огляделась по сторонам и затем прошептала ему на ухо:
– Я практикую осознанные сновидения и добилась больших успехов.
– Практика осознанных сновидений позволяет по желанию оказаться в нашем городе? Я впервые об этом слышу, – изумленно произнес Виго.
– И в вашем тоже. Кроме того, я помню все, что здесь происходит. Замечательно, правда? Так чем я могу вам помочь?
Под предлогом обсуждения дипломной работы они встречались каждый день в кафе неподалеку от «Магазина снов». Им было интересно общаться друг с другом, время за разговорами летело стремительно.
Разумеется, Виго поддался женскому обаянию и потерял голову.
– Пожалуйста, приходи на защиту диплома. Я хочу, чтобы ты увидела, какой сон я для тебя сделал. Просто ложись спать в обычной одежде, и никто не поймет, что ты посторонняя.
Однако женщина не появилась ни на защите, ни после. Он никогда ее больше не видел.
* * *
– Мне пришлось начать без нее. И тут возникла проблема... – рассказывал Виго мистеру Талергуту.
– Какая?
– Дело в том, что я создал сон, в котором появлялся сам...
Виго виновато потупился.
– Ох, молодость, молодость, – вздохнул мистер Талергут. – Как вам только пришло в голову? Вмешательство в жизнь клиента недопустимо. А в случае с человеком, практикующим осознанные сновидения, это может быть даже опасно...
– Поверьте, я не знал. Люди, практикующие осознанные сновидения, встречаются крайне редко – откуда мне было знать? Нам даже не рассказывали об этом на лекциях.
В голосе Виго звучало подлинное раскаяние. Он немного помолчал и продолжил:
– Остальное можете себе представить... Профессора были в ярости, собрали дисциплинарную комиссию. Я рассказал правду, но меня все равно исключили. Более того, поскольку запись внесли в личное дело, я не имею права создавать сны. Я разрушил свою жизнь...
Мистер Талергут с сочувствием наблюдал за отчаявшимся и опустившимся молодым человеком.
– А работать у нас вы хотите не потому ли, что мечтаете снова встретить ту женщину? Вы сказали, что познакомились с ней у магазина.
Проницательность мистера Талергута поразила Виго.
– Да, поэтому, – не стал отрицать он. – Но не только. Я люблю сны. И хочу, чтобы моя работа была с ними связана. Если это невозможно... Я даже не знаю, как жить дальше...
– Так не пойдет. Ошибка, похоже, ничему вас не научила. Вы до сих пор не избавились от привязанности! – возмутился мистер Талергут.
– Я знаю, что веду себя глупо. И понимаю, что мы не сможем быть вместе. Даже если она когда-нибудь здесь появится, мне не суждено побывать в ее мире. Поэтому я и создал то сновидение – чтобы наше счастье стало возможным хотя бы во сне...
– Вы повторили распространенную ошибку молодых создателей снов. К сожалению, вы не первый, кто влюбляется в заказчика. В юности идея являться во снах кажется красивой и романтичной, но в конце концов создателям снов приходится признать, что приснившийся любовный роман никогда не заменит человеку реальный. Все подобные истории заканчиваются для создателей снов одинаково: отчаяние, депрессия, разрушенная жизнь.
– О, я перестал мечтать о свиданиях во сне. Все, на что я рассчитываю, – хотя бы раз увидеть ее здесь. Я готов ждать бесконечно. Умоляю, не лишайте меня этой возможности.
– А вы подумали, почему она перестала появляться у нас в городе? Из-за чрезмерного увлечения осознанными сновидениями у нее могли возникнуть проблемы со здоровьем. Или же она могла навсегда утратить к этому интерес. Я имею в виду, что ваше ожидание может оказаться напрасным.
– Я готов ко всему. Пусть пройдет десять, двадцать лет. Но если она появится хотя бы раз, я хочу быть здесь.
В кабинете воцарилась тишина. Мистер Талергут принялся что-то писать в резюме Виго Майерса.
– Обещайте хранить это в тайне, – внезапно произнес хозяин магазина.
– Что?
– Слух о вашем исключении, конечно, останется, но пообещайте больше никогда и никому не рассказывать о причине исключения.
– Я... я клянусь!
– Хм, студент, создавший сон, в котором появлялся сам... Признаться, я впечатлен. Такое произведение требует незаурядного таланта и огромного мастерства. Далеко не каждый смог бы сделать подобное сновидение в столь юном возрасте... Что ж, давайте попробуем поработать вместе и посмотрим, что из этого выйдет. А теперь вынужден попрощаться, у меня еще одна встреча.
– Мистер Талергут! У меня нет слов!.. Спасибо! Спасибо вам!
Виго Майерс вскочил, склонился перед мистером Талергутом и, продолжая кланяться, стал спиной отступать к двери.
– Ах да! Еще кое-что. С завтрашнего дня надеюсь видеть вас чистым и аккуратно одетым, – добавил мистер Талергут, окинув выразительным взглядом потрепанного Виго. – Вы ведь понимаете, что та, кого вы ждете, может появиться в любой момент?
Виго широко улыбнулся:
– Даю вам слово! Со мной никто не сравнится! Все будет чистым! И волосы, и руки, и одежда! И мое рабочее место всегда будет в идеальном порядке! Я все сделаю! Все! Большое вам спасибо! Большое спасибо!
Эпилог второй. Идеальный день Спидо
– Пенни, подожди меня! – крикнула Мокберри, заметив в толпе девушку, спешившую на работу.
Запыхавшись, она подбежала к Пенни. В каждой руке Мокберри держала по сэндвичу с яйцом.
– Я несколько раз звала, ты не слышала? – спросила она, протягивая ей сэндвич. – Держи. Ты ведь наверняка опять не позавтракала.
– Ой, извините, пожалуйста. Задумалась, чем заняться после работы. – Аппетитный запах пробудил чувство голода, и Пенни с благодарностью взяла сэндвич. – Это вы приготовили?
– Все мы так: не успеем прийти на работу, а уже думаем, что делать после... Нет, это сделала моя старшая сестра. В отличие от меня она умеет готовить, – с набитым ртом ответила Мокберри. – У меня в квартире ремонт, некоторое время поживу у сестры. Так что по утрам сможем часто с тобой видеться.
Сегодня Мокберри выглядела особенно юной и жизнерадостной. Жуя сэндвичи, девушки дошли до банка напротив «Магазина снов».
– Пенни, а того мошенника так и не поймали? – спросила Мокберри, когда они переходили улицу.
– Какого мошенника?
– Как это какого? Того, что украл бутылку «душевного трепета», когда Везер отправила тебя одну в банк, хотя ты была еще совсем несмышленой. – Мокберри указала на оставшееся позади здание.
– Вы знали об этом?..
– Конечно! В магазине все рано или поздно обо всем узнают. К тому же о подобных ситуациях менеджеру знать просто необходимо, ведь каждый может пострадать. Разве не так?
– Наверное, вы правы... Просто меня никто больше не спрашивал, и я была уверена, что об этом знаем только я, Везер и мистер Талергут... – Пенни покраснела.
– Спидо не знает. Я об этом позаботилась. Не хотела, чтобы он тебя попрекал при каждом удобном случае. Он это любит. Когда только устроился на работу, делал ошибку за ошибкой, а теперь ведет себя так, словно только другие ошибаются. – Мокберри недовольно тряхнула головой.
– Спасибо. Он и в самом деле постоянно ко мне цепляется: то глупой назовет, то скажет, что я зарплату зря получаю...
– Не обращай на него внимания. Если бы из его зарплаты вычли все убытки, которые из-за него понес магазин, Спидо до сих пор получал бы в лучшем случае половину. – Мокберри дружески похлопала Пенни по спине.
– Наверное, тот мошенник до сих пор прячется? Раз его все еще не поймали. Прошел уже почти год... – Пенни тоже оглянулась на банк и вздохнула. – Хорошо бы его нашли. А если и «душевный трепет» отыщется, вообще замечательно.
– Да, целая бутылка «душевного трепета» – вещь очень ценная. Собрать столько не так-то просто... Но такие мошенники обычно не действуют в одиночку. Скорее всего, там целая банда. Может быть, прямо сейчас кто-то снова попался на тот же крючок...
– Думаете, они продолжают действовать тем же методом?
– Кто знает. Вполне могли переждать и приняться за старое. Всегда нужно быть начеку.
У магазина толпились пришедшие на работу коллеги, уже закончившие смену сотрудники, а также ранние покупатели.
Один из направлявшихся домой помощников с третьего этажа обратился к Мокберри:
– Спидо уже несколько раз про вас спрашивал.
– Спидо? Разве у него сегодня не выходной?
– Я тоже так думал, но он почему-то на работе. Все, я пошел. Удачного дня!
– За что мне все это?! – Мокберри схватилась за голову.
– Мокберри! Сколько можно ждать! Я целых три минуты тут торчу! Все товары для четвертого этажа я получил и расставил, все заранее заказанные на сегодня сны перенес сюда, на первый этаж. Тебе нужно только свериться со списком в конце дня. Пенни, для тебя тоже есть задание. Паркетная плитка у семнадцатого стеллажа в четвертом ряду требует замены, мастер придет сегодня. Заплати ему из бюджета магазина и не забудь взять квитанцию. Паркет дорогой, но одна плитка не должна стоить дороже пятидесяти силей. Если мастер попросит больше, свяжись со мной. Поняла?
В других обстоятельствах Пенни все записала бы, но Спидо отдавал распоряжения с пулеметной скоростью, тогда как девушки даже не успели снять верхнюю одежду.
– Тише, тише! Я только что поела, сейчас стошнит! – с болезненной гримасой ответила Мокберри.
– Слушай, у меня выходной, а я тут вожусь с рассвета, чтобы вам поменьше работы осталось. Все, я побежал, мне некогда. – Спидо оказался за дверью раньше, чем закончил фразу.
Спидо считал, что составил идеальный план на день. Причина, по которой он взял отгул в будний, а не в воскресный день, состояла в том, что в будний день можно переделать больше дел, и именно этим он и собирался заняться, не теряя ни секунды. Понимать это следовало буквально. Он предвкушал удовольствие оттого, что проведет день с максимальной пользой.
Напевая под нос, Спидо вытащил из кармана блокнот и проверил пункты в расписании. Первым делом – отправиться в банк и открыть срочный вклад. Он слышал, что условия сейчас очень выгодные. Методом проб и ошибок Спидо успел усвоить, что у него нет таланта к инвестированию в новые технологии, поэтому остановился на менее прибыльном, зато безопасном варианте. Он рассчитывал закончить дела в банке к десяти утра, ровно в 10:00 купить свежие булочки в пекарне Барри Кекса, а в 10:20 набрать овощей, потому что овощная лавка начинала работать именно в это время. Затем ровно в 11:00 – час открытия ресторанчика, о котором все сейчас говорили, – сходить туда на обед и съесть рыбу и овощи в кляре до начала столпотворения. Спидо терпеть не мог очереди и не стал бы ждать, как бы заведение ни расхваливали.
Он перешел улицу, разделявшую «Магазин снов» и банк. Перед тем как войти, Спидо заглянул внутрь сквозь стеклянные двери и застыл на месте, потрясенно прижав руки ко рту.
– Этого не может быть!
Спидо специально изучил статистику посещений перед походом в банк. Он был уверен, что в 9:10 в банке будет не больше пяти человек. Однако сейчас внутри находилось одиннадцать клиентов.
– Что же делать? Я не успею закончить до десяти!
На секунду он отчаялся, но в голову ему вдруг пришла блестящая идея. Он ворвался внутрь, шлепнулся на пол и пополз на коленях. Спидо решил поискать номерок, который мог обронить или выбросить кто-нибудь из клиентов. На Спидо был белый комбинезон, но это его не остановило. Как и лопнувший шов на заднице, и то, что он едва не опрокинул кулер. Самое удивительное, что Спидо действительно повезло и он нашел, что искал. Теперь ему нужно было подождать всего пятерых, как он и планировал.
Спидо поднялся и триумфально уселся на лавку. Он ловил на себе косые взгляды, но ему было глубоко безразлично. Главное, он нашел способ сэкономить бесценное время.
Однако вскоре у него появился новый подвод для беспокойства и раздражения. Оглядевшись, Спидо заметил, как мужчина, одетый в безупречный костюм, подходит то к одному, то к другому пожилому клиенту и с улыбкой о чем-то с ними заговаривает.
– Неужели он тоже?.. – пробормотал менеджер.
Расстояние не позволяло услышать, о чем говорил незнакомец, но Спидо моментально догадался. Без сомнения, мужчина тоже ищет способ пролезть в очередь и уговаривает стариков пропустить его вперед.
– Вот это наглость! – искренне возмутился Спидо.
Он бросил взгляд на банковские окошки. За последние пару минут ничего не изменилось. Клиентов обслуживали непозволительно долго. Спидо подумал, что если мужчине удастся вклиниться раньше, то, вероятно, придется распрощаться с выпечкой Барри Кекса. Его пекарня в последнее время была на пике популярности, и любимые булочки Спидо расхватывали за считаные минуты. Стоило представить, что его план летит к чертям, – и дыхание Спидо участилось. Он решительно встал.
Спидо подошел к пожилому охраннику банка, мирно дремавшему около кулера.
– Извините за беспокойство. Вы меня слышите? Видите того человека? Он ведет себя подозрительно.
Охранник осоловевшим взглядом уставился на мужчину, которого показал Спидо.
– Что ты имеешь в виду? – спросил охранник, подумав, что намного подозрительнее выглядит сам разбудивший его лохматый чудак.
– Понаблюдайте за ним. Пристает ко всем старикам с какими-то разговорами. А вдруг он мошенник? Вы же знаете, сейчас много таких развелось. Любыми способами выманивают деньги у пожилых людей, – на ходу импровизировал Спидо.
– Да ты что? В самом деле?!
– Правда-правда. Нужно выставить его отсюда, и поскорее.
– Эй, мужчина! Мужчина в костюме!
Как только охранник его окликнул, соперник Спидо и в самом деле повел себя очень странно. Он явно растерялся, занервничал и попятился прочь.
Пожилой охранник громко позвал коллег. Те явились в мгновение ока, и в холле начался настоящий переполох. Но Спидо было не до зрелищ, он увидел, что освободилось одно из окошек, и мигом оказался перед сотрудником банка.
– Добрый день. Я слышал, ставка по вкладам повышена? Я хотел бы внести большую сумму.
Дальше все шло как по маслу. Спидо успел к открытию пекарни и купил десяток любимых булочек, а в овощной лавке ему повезло: на морковь была скидка. Правда, темпура в ресторанчике оказалась средней, но, наблюдая через окно, как растет очередь желающих пообедать, Спидо испытывал настоящее наслаждение.
Он переделал и все остальные запланированные дела: подкачал шины велосипеда, забрал белье из химчистки...
Вернувшись наконец домой, Спидо улегся на диван и включил телевизор. До вечернего сериала оставалось немного времени.
Спидо устал, но это была приятная усталость. Он чувствовал абсолютное удовлетворение.
– Не вздремнуть ли мне пару минут? – подумал он вслух и тут же заснул.
По телевизору передавали новости:
– И последнее. Задержана группа мошенников, на счету которых десятки преступлений, совершенных в центральном районе города. Жертвами злоумышленников, представлявшихся сотрудниками банков или государственных учреждений, чаще всего становились старики и неопытная молодежь, ожидавшие в очередях. Благодаря бдительности одного из посетителей сегодня был задержан младший член группировки, впервые пытавшийся обмануть клиентов банка. Напуганный преступник передал полиции информацию о составе и местонахождении группы, после чего были арестованы и его подельники. В результате обыска обнаружены редкие сновидения, бутылки с дорогими эмоциями, включая «душевный трепет», и другие ценности. Полиция заверила, что разыщет владельцев и вернет им украденные преступниками вещи. К сожалению, имя бесстрашного горожанина, остановившего мошенника в банке, осталось неизвестным. Надеемся, что он смотрит нашу программу и вскоре обратится в полицию за заслуженным вознаграждением...
Спидо вскочил и уставился на часы: самое начало одиннадцатого. Он быстро переключил канал. К счастью, реклама затянулась и сериал, который должен был идти с 22:00, еще не начался. Все пункты плана удалось выполнить без малейшей задержки.
Спидо потянулся и счастливо пробормотал:
– Идеальный день.