1 страница24 мая 2025, 10:08

Предисловие

Дисклеймер

Данное произведение содержит 18+ контент. Все персонажи и события, описанные в романе, вымышлены. Любое сходство с реальными людьми, живыми или мёртвыми, является чисто случайным. Произведение несёт исключительно развлекательный характер. Автор не пытается задеть чьи-либо чувства.

Спасибо за понимание!

Теряешь, плачешь, проклинаешь,
А вскоре навзничь падаешь от памяти дурной.
На смену людям старым, чье бытие ты отрицаешь,
Придёт субъект загадочный, до ужаса другой.

В потоке сладостных речей его ты распознаешь то родное,
То энергичное, живое, чего в других и капли нет.
Но в тихом омуте, как говорят, найдётся и гнилое:
Хотел ты в друге видеть Бога — увы, во мраке Бога нет...

Предисловие

Какого цвета ваша комната? Антрацит? Кобальт? Может быть, фуксия или орхидея? Ваниль или слоновая кость? Вряд ли ваша отделка чисто-белая.

Какие люди вас окружают? Здоровые? Добрые? Понимающие? Учтивые? Чуткие и эмпатичные? Едва ли душевнобольные.

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты... Кто твой друг?

Этот рассказ я бы хотел начать с простого мысленного эксперимента, предложенного Фрэнком Джексоном в статье «Epiphenomenal Qualia» в 1982 году:

Мэри — талантливый (в высшей степени) учёный, специализирующийся непосредственно в области нейрофизиологии зрения. Она обладает всей физической информацией, которую необходимо собрать, о том, что происходит, когда мы видим перед собой красную машину или зелёную траву и для их описания используем термины «красный», «зелёный» и т. д. Однако Мэри — неважно по каким причинам — вынуждена исследовать мир, находясь в запертой черно-белой комнате, посредством черно-белого телевизора.

Вопрос — что произойдёт, когда Мэри будет выпущена из черно-белой комнаты или когда ей дадут цветной телевизор? Узнает ли она что-то, чего прежде не знала? И не знала ли она чего-то вообще?

Логично предположить, что она узнает нечто новое о мире и нашем восприятии этого мира. Но в таком случае мы сможем без всяких сомнений утверждать, что её предыдущее знание было неполным, хотя она и обладала всей возможной физической информацией.

А что мы знаем о смерти? Если наши вычислительные машины смогут со 100%-ной достоверностью определить и передать нам, что именно мы увидим — если вообще увидим — после биологической смерти (когда мозг человека уже прекратил свою работу, а душа покинула бренное тело), будут ли наши знания эквивалентны смертельному опыту случайного умершего?

Что касается ощущений перед самой смертью — когда уже дремлешь на смертном одре — и по факту её наступления, то без излишней высокопарности можно заявить, что чувство выхода из физического тела, голоса родственников, эйфория, мистические видения, исчезновение эго, свет в конце тоннеля, выход за пределы пространства и времени или банальное ничего (пустота, бескрайняя и непроглядная тьма, конец сознания и осознанности и т. д.) — априори равносильно истинные презумпции, ведь ни одну из них нельзя опровергнуть.

Помучаю вас ещё немного: есть второй мысленный эксперимент, так или иначе (преимущественно иносказательно) относящийся к нижеизложенному линейному повествованию, заполучившему скромный статус романа и не менее скромное наименование — «Белая Комната».

Представьте:

Мы находимся в огромном оборудованном изолированном ангаре, посреди которого стоит куб размером с небольшую комнату. Внутри куба — пустое белое пространство.

Куб создан с одной единственной целью — всеми силами поддерживать жизнь в организме испытуемого объекта. Комната совершенно стерильна. Она снабжена неограниченным запасом энергии, требуемой для постоянного и безотказного освещения; механизмом для подачи пищи, воды и кислорода; а также безопасной системой быстрой утилизации отходов жизнедеятельности и последующей стерилизации всего помещения (в том числе, и испытуемого объекта). Важное уточнение — объект исследования полностью ограждён от каких бы то ни было вирусов, инфекций и болезней, а также от всевозможных контактов с внешним миром.

Рядом с кубом, в специальном инкубационном и совершенно стерильном помещении, имеющем прямой доступ к основной комнате, принимают роды у абсолютно здоровой и идеальной с биофизиологической точки зрения женщины. Процесс родов происходит безвредно и предельно быстро (исключительно для младенца). Первый свой вдох ребёнок — испытуемый объект — делает уже в белой комнате. С этого момента помещение опечатано и полностью автоматизировано.

Мы заходим в комнату спустя 30 лет. Что мы там видим? Кого мы там видим? Как поведёт себя испытуемый при первом полноценном контакте с себе подобным? Получится ли у него в дальнейшем ужиться в социальной среде? И можно ли будет называть его человеком в широком смысле этого слова?

Данный эксперимент может и даже должен подвергаться различным модификациям и деформациям. Например, с каждой новой итерацией опыта можно варьировать размеры помещения, учащать визиты к подопечному и чередовать его этническую принадлежность. Всё зависит исключительно от вашего воображения. Никаких финансовых, этических и временных рамок — полный карт-бланш и колоссальный простор для богатой человеческой фантазии!

А теперь попробуйте провести эти мысленные эксперименты самостоятельно. Задайте вслух все приходящие вам на ум вопросы, связанные непосредственно с результатом проведения «Эксперимента №1» и «Эксперимента №2», и постарайтесь дать на всё обоснованный ответ.

Вы можете использовать лист бумаги и карандаш, чтобы записывать количество заданных вопросов и логически обоснованных ответов. Чем больше вопросов и чем меньше ответов у вас получилось, тем любопытнее было бы воплотить эти опыты в жизнь.

1 страница24 мая 2025, 10:08