ОБРАЗЫ НЕНАВИСТИ И ГРЯДУЩЕГО ОПУСТОШЕНИЯ
Ратчадемноен говорит во сне, и ее монолог за-
ставляет призраков выходить из-под земли. Она
говорит об одной маленькой девочке, которой не
хотелось возвращаться домой, потому что там
каждый раз появлялся новый папа, и ни один из
них не был настоящим; про то, что этой девочке
постоянно приходилось врать — и дома, и в шко-
ле, и во дворе, — а как только она начала немного
взрослеть, приходилось драться, и не будем забы-
вать, что девочки-подростки из неблагополучных
районов особенно жестоки. Насилие, так же как
и ложь, было везде, и ни на секунду нельзя было
расслабиться, потому что даже мама не могла от-
городиться от этого жуткого мира, и он проникал
повсюду. Губы Ратчадемноен совсем посинели
и почти не двигались, что-то шепча.
— Пора выбираться, моя дорогая? — тревожит-
ся Даня. — Тебе все это только кажется. Бери мою
левую руку, хоть она совсем развоплотилась,
и пойдем на выход, к свету, и если выберемся из
подземного царства, то сходим вместе к семейно-
му психологу, в центр коррекции, или, в крайнем
случае, на йогу запишемся, в кино куда-нибудь,
только пойдем: надо преодолеть притяжение
к Темному Сердцу Ночи. Помнишь как мы готови-
ли яблочный пирог, и ту старую китайскую халду,
и наш дом на берегу моря?
— Нет. Ничего я не помню, — не открывая
глаз, говорит Ратчадемноен холодно и тихо. —
Ничего этого не было, или моя бессмертная душа
просто забыла об этом, как твоя забыла о дне име-
нинника, и мне остались только утопленники
в затоне, заброшенные здания со вскрывшимися
друзьями детства, стоящими на коленях в крови
и моче перед фактом неотвратимой смерти, на
пороге которой ты с ужасом осознаешь, что там
не будет успокоения, и перспектив не будет, как
в жизни их не было, а будет только бесконечно
повторяющийся ад внутри семьи или его беско-
нечные посмертные отражения. Опять твои кош-
мары? Из темного окна кто-то смотрит? Нет, ма-
ма, никто не смотрит. Там бьется Темное Сердце
Ночи, а тебя я ненавижу, и всю твою жизнь, кото-
рая будет повторяться круг за кругом, приближа-
ясь к дьяволу, упавшему с неба, и врезавшемуся
в промерзшую бесплодную землю, как невзорвав-
шаяся ржавая бомба. А ты, — Ратчадемноен тычет
пальцем в Нараяна, — пришел сюда, в эти прокля-
тые земли, посмотри на себя — насмешка над че-
ловеком, бритоголовый, пальцы все в татуиров-
ках, и вода поднимается к твоей шее, пока ты ле-
жишь пьяный в ванной, а потом опять кровь
смываешь с разбитого лица, и ни на что ты не го-
ден, никем не стал, нищий стремный бродяга, ко-
роль-мудак в своем мудильном королевстве. Ты
теперь — мое отражение. Видишь? Мне под кожу
вживлены демоны и черные звезды — рассвет не
наступит, ангелы не прилетят, выздоровление не
придет, и в этой нескончаемой ночи не будет при-
юта ни тебе, ни мне.
У Дани перехватывает дыхание на мгновение,
и подступают образы: на ветреном углу грязной
улицы стоит мальчишка лет пятнадцати, за пле-
чами сумка-мешок с вещами, которые не более
чем мусор, вроде той одежды, которая на нем на-
дета: три футболки, одна поверх другой, клетча-
тая черно-белая рубаха, свитер для тепла и обяза-
тельная толстовка с капюшоном. И ему кажутся
отблесками рая маленькие магазинчики с грубы-
ми мужеподобными продавщицами, потому что
в магазинчиках этих тепло и полно еды, а еще за-
правки очень нравятся, которые светятся в тем-
ноте одиноких холодных трасс, и железнодорож-
ные станции с грязноватыми зданиями вокзалов,
в которых можно забыться тревожным полуявью-
полусном.
Даня пожимает плечами и тянет с головы
стальную обезьянью корону, прорезая кожу на
лбу практически до кости. Корона падает на снег,
и рядом в снег уходит черный обсидиановый нож,
и мертвого котика занесло снегом, и стилет упал
в красный снег, и кровь из черной превратилась
в алую, постепенно перестала течь, свернулась
в незаживающих ранах, а та, что текла, смыла си-
ние татуировки с рук Дани Нараяна, который на-
чал играть свою музыку. И эта музыка звучала
почти неслышно вначале, а потом все громче
и громче, и перекрыла вой ветра и свист призрач-
ных мечей, а потом она возобладала над всем,
и ветер успокоился.
И Даня пришел в себя, как будто проснулся от
шума дождя по крыше, хотя последние десять ты-
сяч лет зима не прекращалась, и впервые за десять
тысяч лет у него не было иллюзий. Он взял холод-
ную, полупрозрачную руку Лары Ратчадемноен
в свою холодную, полупрозрачную руку, и Лара
нехотя подчинилась, хоть и открыла поначалу
свой маленький красивый ротик, чтобы что-то
сказать в знак протеста, но Даня чуть-чуть сжал ее
руку и пошел, влекомый музыкой, по темным, вы-
жженным, покрытым черным снегом полям к вы-
ходу — прочь от Темного Сердца Ночи, — к легкой
игре светлячков и блеску теплых мерцающих
звезд. И каждый шаг был как пытка, но Даня чувс-
твовал, что раны затягиваются, сознание успокаи-
вается, рука в его руке постепенно теплеет и раз-
мягчается, как будто проходит трупное окочене-
ние. И они шли по глади свинцового моря, сквозь
снег, без всякой лодки, потому что любовь творит
чудеса. Но чудеса, там или нет, а идти сквозь пус-
тыню потустороннего мира — это совсем не то же
самое, что уютная квартирка в центре зимы, в ко-
торой есть кресло у батареи, белые хризантемы
и звезды-снежинки из бумаги или какой-нибудь
уютный диван, на котором вы засыпаете, обняв-
шись, и снег идет за окнами, и укрыты вы не сне-
гом, а теплым пуховым одеялом, и под вами тем-
но-синие простыни, а вовсе не рефаимы, которые
смотрят из-под темной воды.
Даня думает обо всем об этом и вдруг перестает
чувствовать руку Ратчадемноен в своей вмиг по-
холодевшей руке. В его голове проносится мысль:
не оглядывайся.
Он и не оглядывается.
Он видит где-то вдалеке, на другом берегу, хол-
мы, березы, липу и звезды над ними.
И комнату, залитую лунным светом.
