ОГНЕННЫЕ ЗНАКИ НА КОЛЕСЕ ВРЕМЕНИ
Я верну свою Ратчадемноен той музыкой, кото-
рая звучала в огромном молле с кинотеатром, фуд-
кортом и ресторанчиком, где можно жарить мясо
и морепродукты прямо на углях, на таких малень-
ких жаровнях, и греться рядом с ними в тепле глаз
своих любимых, а кругом Азия, сезон дождей,
и темнеет рано, потому что близко экватор,
и дождь может идти месяцами. Твой уютный съем-
ный дом стоит почти у самого моря, и из дома на-
до ехать в молл, который находится на противопо-
ложном конце города, почти на выезде, если дви-
гаться в сторону аэропорта. Ты выключаешь
кондиционер, закрываешь стеклянные раздвиж-
ные двери, выкатываешь байк из-под крыши, за-
водишь его и выруливаешь под успокаивающее
тарахтение двигателя на узкую асфальтированную
дорогу, прорезающую банановые плантации. Эта
дорога приводит тебя на переполненную транс-
портом «королевскую магистраль», мокрую от
дождя. В лужах отражаются огоньки заправок,
реклам и ламп дневного света. Ты видишь мимо-
ходом — картина мелькает на скорости и пропада-
ет — разбитый новенький байк, так неестественно
выглядящий: вокруг какие-то осколки, и обнажив-
шаяся лампочка поворотника мигает белым из-под
треснувшего оранжевого пластика, и зеркала ос-
лепли, — и в этом байке столько боли и внезапно-
го горя, которые невозможно вместить. Ты видишь
красные блики от мигалок машин «скорой помо-
щи», пляшущие на изорванном дождевике в крас-
ных, что ли, пятнах, и дождевик этот скрывает что-
то несуразное, как сломанная механическая иг-
рушка. Что-то, что казалось таким реальным, но на
самом деле уязвимо и мимолетно. Ведь когда
странная и таинственная сила уходит, то мир пус-
теет, тело пустеет, холодеет, как луна, теряет гиб-
кость, и упорядоченное движение становится раз-
нонаправленным движением распада, форма про-
седает, теряет четкие очертания, уходит в землю,
превращаясь в жидкость, биомассу, удобрение для
цветов и пищу для животных. Жизнь снова берет
свое, бесстыдно, не спрашивая мнений и разреше-
ний, и даже в выбеленных дождями костях, в глаз-
ницах и под сводами черепа, в котором сияли ког-
да-то твои глаза, поселится змейка или жучок
и спрячется в них также, как раньше прятались
в этом черепе нейронные схемы различных кон-
цепций и нейронные схемы боли и любви.
Все это промелькивает на скорости и оседает
тревожным чувством, от которого встреча с лю-
бимыми становится еще теплее и приятнее. Повы-
шается внимание, зрачки расширяются чуть боль-
ше, чем обычно, кругом так много света, и весь
огромный молл оживает, наполняется волшебс-
твом, и благодаря этому волшебству что-то трево-
жащее и безымянное не может войти в эти свет-
лые кондиционированные залы из влажной, душ-
ной внешней темноты. И оно, это непроявленное
беспокойство, прячется где-то на границе воспри-
нимаемого и иногда возникает проблесками на
ночных трасах, когда идет дождь (уже не первую
неделю), морские ветра гнут пальмы к земле,
и гекконы скрываются от дождя под потолком —
караулят насекомых, а потом — мгновение! — ты
вцепляешься в руль и весь становишься дорогой,
и пытаешься вытеснить поглубже в хранилища
памяти по инерции вращающееся колесо, которое
никуда уже не едет, кроме как в безвременье, на
другую сторону, на свидание с самим Господом
Вседержителем или, может быть, в бархатную
тьму.
— Хочешь, я пожарю тебе морского угря? —
спрашивает Ратчадемноен и поднимает палочка-
ми кусочек морского угря.
Я киваю и смотрю на мерцающие угли, а потом
на тоненькую, хрупкую китаянку с ярко накра-
шенными губами. Ратчадемноен перехватывает
мой взгляд, улыбается. Я вижу восходящие терра-
сы рисовых полей, скалы-столбы, Цзяо Жаня и Юй
Вэнься.
Здесь, в азиатском безвременье, что может с на-
ми произойти? Особенно на пустых освещенных
автострадах, уходящих в глубь острова, где в тем-
ноте затихли джунгли и ночной воздух пахнет оке-
аном, на глади которого видны яхты с огоньками
и плоты морских цыган с длинными ртутными
лампами.
Ратчадемноен собирает свои волосы в хвост —
черный, как крылья тех птиц, которые галдели ут-
ром под окном, — и я понимаю, что все это уже
было. Прошлое сливается в моем сознании с на-
стоящим, но будущее не наступает, потому что
когда-то давным-давно, несколько сотен чашек
крепкого утреннего кофе, множество вечерних
монашеских служб, пару десятков воскресных ноч-
ных рынков и шумных боксерских матчей назад,
Ратчадемноен лежала на темно-синих шелковых
простынях, и пряди белого дыма вплетались в чер-
ные пряди ее волос.
Это были тихие жаркие ночи, и иногда мы вы-
ходили на крышу многоэтажки, в которой снима-
ли апартаменты, и там, наверху, было прохладно
и свежо, и холодный свет ртутных ламп делал про-
странство каким-то нереальным, наводя на мысли
о ночных автобусных станциях, затерявшихся где-
то в джунглях. Станциях, полных холодного света,
где можно поесть острой холодной еды практичес-
ки задаром и наконец-то покурить.
Лара курила и рассказывала мне подробности
своего гороскопа: Марс в Скорпионе, Луна
в Стрельце, огненные знаки преобладают или вро-
де того. Я ни черта в этом не понимал. Иногда она
плакала, когда я спрашивал ее о детстве. Про де-
тство она всегда говорила так, что я совершенно
не воспринимал образы, как если бы ее слова бы-
ли пустыми морскими раковинами, из которых
жадные ловцы жемчуга выковыряли весь жемчуг.
Но я помню, как крепко Лара обнимала свои заго-
релые колени, когда говорила. Она была ранима,
так же как и я.
По утрам Лара в одиночестве бродила по пляжу,
будто ждала, что приплывет корабль со всем поте-
рянным за жизнь или, может быть, океан вернет
ей все утраченные сокровища. Возвращалась она,
когда солнце поднималось в зенит, и загар ложил-
ся краснотой на ее тело, оставляя светлые следы от
купальника. Кода я целовал ее кожу, мои губы де-
лались солеными, а ноги у нее были в песке. Од-
нажды она залезла в постель с такими ногами, и я
снял с нее ту одежду, которая оставалась, и повел
в душ, где пахло джунглями из крохотного окна,
прикрытого полупрозрачными стеклянными жа-
люзи. Лара стояла под душем, и поток воды разби-
вался об ее голову и плечи, падая брызгами на пол.
В нескольких сантиметрах от ее босой ступни при-
таился маленький черный скорпион. Ларины гла-
за были закрыты, она переступила с ноги на ногу,
потом начала поворачиваться. В глазах у меня по-
темнело, а секунду позже мы с Ратчадемноен уже
лежали среди белых асфоделей, голые и обесто-
ченные, как будто на нас было наложено заклятие
молчания, сверхчувствительности и неослабеваю-
щего беспокойства. Казалось, что Лара спит, но по
ее щекам катились слезы. Ее сердце билось в уни-
сон с Темным Сердцем Ночи.