10 страница17 мая 2023, 14:35

Глава 6. Долгая дорога к Дому


Покидаем Бухту, едва только ночь расползается по небу тёмным покрывалом. Сегодня нас перевозит на лодке другой паромщик – маленький щуплый азиат. Я его помню – именно он в далёком прошлом переправлял меня на Лайнер и обратно.

Высадившись на берегу, мы бодро шагаем окольными путями к новой Норе. Фолк рассказал, как чуть не попался, когда однажды возвращался к старому люку – его спасли фонари на территории Библиотеки. Обычно здание освещается так, что можно разглядеть трещинки в стенах, но в тот раз горели всего два фонаря и оба – напротив Норы. Фолк заподозрил неладное и решил выждать. Оказалось, что поблизости уже дежурили несколько сердобольных полицейских. Пришлось выкручиваться.

– Постой, а я знаю, где мы... – сердце проваливается в пустоту. – Это же...

Так и есть. Смотрю на современное белоснежное здание в пять этажей, за высоким каменным забором. Мы у задних ворот, главное крыльцо – с другой стороны.

Само здание выполнено в виде буквы «Ш». В основании селят самых маленьких, а чуть позже тебя сканируют, присваивают эйдоса и поселяют в один из корпусов. Мы называли их «шипами»: левый для дефектных, правый для стандартных, а центральный для особенных. Вот тут-то и начиналось самое интересное. Кураторы именовали это здоровой конкуренцией, а для нас это была гонка на выживание. Каждый мечтал из дефектных перебраться в стандартные, а те надеялись однажды переступить порог корпуса особенных. В ход шли и обман, и хитрость, и грубая сила.

Однажды меня заперли в туалете и выключили свет. Я лишилась ужина, а заодно приобрела боязнь темноты. Но мне повезло больше, другой девочке сломали челюсть за то, что она не отдала свою котлету... Её отправили в больницу, кормили через трубочку, а вес неумолимо падал и как только достиг критического уровня, девочка незамедлительно отправилась туда, куда отправляются все испорченные.

– Это дом, в котором ты выросла?

– Не дом... – поправляю я. – Питомник... Ненавижу это место.

– Ничего. Вовнутрь мы всё равно не пойдём. Нам нужен вон тот гараж... Сквозь резную решётку ворот на нас молчаливо взирает пошарпанное одноэтажное здание. Именно там в далёком прошлом я обнаружила фотографию, письмо и книгу про Гая Монтэга. Теперь все эти сокровища покоятся в земле.

– А что там?

– Сейчас увидишь. – Фолк уже перелезает через ворота. – Давай за мной...

Перебравшись на ту сторону, мы гуськом пробирается к гаражу. Внутри всё осталось как прежде: тот же хлам по углам и пыль в воздухе. Фолк подходит к тому самому сундуку и, навалившись, сдвигает его немного в сторону, открывая узкий тёмный проход.

– С ума сойти... – сколько раз здесь бывала, никогда бы не подумала...

– Да, я сам удивился, – шепчет Фолк. – Давай, вниз... Там слева лестница вроде той, что была в шахте лифта, в Музее.

Я лезу в проход, ногой нащупываю ступеньку и начинаю спускаться.

– Порядок.

– Отлично...

Зажав в зубах карманный фонарик, Фолк протискивается вслед за мной, затем берётся за металлическую ручку, прикрученную к днищу сундука и тянет в сторону, закрывая проход.

– Здорово придумано...

– Да, кто-то на славу постарался... – соглашается Фолк. – Я нашёл этот проход совершенно случайно, пока таскался по катакомбам в поисках взрывчатки.

***

– Смотрю, теперь ты не боишься темноты? – шёпот Фолка разбивается о бетонные стены тоннеля.

– Люди меняются... А под гнётом обстоятельств – особенно. Я больше не боюсь темноты, сточные воды меня не пугают, как и эта вонь... Раньше, увидев насекомое, я начинала визжать в приступе паники, сейчас или сброшу его с себя, или прихлопну. Да, я превратилась в кровожадное чудовище...

– Я этого не говорил...

– Тебе и не нужно, и так всё понятно...

– Слушай... – Фолк останавливается и берёт меня за руку, разворачивая к себе. Луч фонаря теперь направлен в потолок, и я вижу лицо Фолка. В тусклом свете оно выглядит жутко. – Я не считаю тебя чудовищем. Мне просто жаль, что тебе пришлось измениться. Ещё больше мне жаль, что я тоже так или иначе приложил к этому руку. Я не толкал тебя с обрыва, но я привёл тебя на остров.

– Почему раньше никто не нашёл Нору в Яме или на Бугре? – перевожу тему, как он сам ещё недавно. – Ведь несколько вариантов всегда лучше, чем один. Тогда бы нам не пришлось в том году спускаться по Арке. Да может быть мне вообще не пришлось бы покидать Яму.

– Старую Нору ещё сам Эйрик Халле отыскал. Так и повелось. Мы с Бубликом много раз предлагали Магнусу... Ты и сама видела подземные ходы – они проходят под всем городом. Но Магнус любил всё контролировать. Все должны были чётко следовать его указаниям. Только в городе не так всё просто: то на полицию Внешности нарвёшься, то на фантомов, то с церберами столкнёшься. Запасной вариант может реально спасти тебе жизнь.

– Но ведь ты мог в обход...

– Ёпта... Во-первых, мы всегда ходили группой, а ты видела, как у Буббы глаз дёргался, если я что-то предлагал сделать не по плану. Во-вторых, для этого нужно очень много времени.

– Значит, после смерти Магнуса у тебя оно появилось?

– Скажем так... Пока меня никто не ограничивал, я не терял времени даром. Искал, исследовал... Тем более Илва и Дин заняты совсем другими вещами...

– Претворяют идею Магнуса в жизнь?

– Пытаются, но после смерти Магнуса дневник пропал...

— Значит Дину вряд ли удастся воплотить задуманное...

– Я бы не был так уверен. Они практически ежедневно отправляют патруль сюда, на поиски. Ведь Эйрику Халле однажды повезло обнаружить тайник...

– Выходит, Магнус умер уже давно?

Меня настолько поразило само известие о его смерти, что я даже не спросила, когда это случилось.

– Через пару месяцев после твоего исчезновения.

– И Дин до сих пор не оправился?

– Дин жив-здоров, просто он изменился. Ты ведь сама сказала, что люди меняются под гнётом обстоятельств.

Дальше мы продолжаем свой путь молча, погрузившись каждый в свои мысли и лично мои – полны тьмы.

***

Небо подмигивает тысячами звёзд, а луна уже вылупилась и глазеет на нас жёлтым глазом, когда мы, наконец, выбираемся из тоннеля.

И снова я дышу так, будто в последний раз. Касаюсь пальцами сухой травы, что едва колышется от лёгкого дуновения ветерка. Свобода внутри тебя. Свобода – это когда ты принадлежишь сам себе. Так, кажется, было написано в книжке Крэма?

– А где Крошка?

Мы как раз минуем бузинную рощу, где обычно прятали под замком машину в неприметном гараже. С теплом вспоминаю старое ржавое корыто, не раз спасавшее нам жизнь.

– Я не смог её взять. Ключи теперь у Илвы. – Фолк поправляет рюкзак. – Так что придётся идти пешком.

Пешком.

Мне подходит.

Потому что впереди меня ждёт встреча с прошлым и получить отсрочку – это как отхватить неожиданный подарок.

На путь, на который на машине у нас уходило четыре часа, теперь мы тратим целых два дня, и то, только потому что идём не по дороге, а двигаемся напрямик к горам. А горы, как известно, пристанище тех, с кем лучше не встречаться.

– А разве здесь не опасно? Не нарвёмся на диких?

– Вот так обычно людей и превращают в монстров. Стоит пару раз показать на экране кровожадную картинку и – готово. Во-первых, они живут гораздо выше и с гор спускаются крайне редко. Во-вторых, что ты вообще знаешь о диких?

– Ну... Они живут в Диких землях и... пожалуй, это всё, что я знаю.

Вспоминаю всё, что крутили про диких по моновизору. Фотографии, на которых люди в лохмотьях, грязные, беззубые... Одним словом – дикари. Для города они – отставшие в развитии люди, не захотевшие жить в цивилизации. Вроде как и ничего такого, но у большинства горожан эти картинки вызывали стойкое отвращение. Конечно, хуже только кровожадные падальщики, но те пробуждали в первую очередь животный страх.

– Ну а я знаю больше. Людьми они не питаются. А уж свободы у них побольше, чем на острове.

– Откуда ты знаешь?

– Ты забыла, что когда-то я был одним из них?

– Нет, я помню, что ты из Диких земель, Дин рассказывал, что Магнус спас тебя и твою мать...

– Дин был ребёнком и мало что помнит. Мне было семь, но это была моя жизнь. И, когда у меня её отобрали, я был убит горем...

– Отобрали? Как это?..

– Магнус. Они тогда тоже слонялись по Диким землям, но гордо именовали себя свободными. Иногда он захаживал к нам в деревню. И ему приглянулась моя мать. Он сделал всё, чтобы очаровать её. А это он умел.

– И твоя мать купилась?

– Не просто купилась, – поправляет Фолк, – она влюбилась.

– И что же дальше?

– Мой отец...

– У тебя был отец?!

– А что тебя так удивляет?

И правда. Ведь логично, что вне города люди живут семьями. Но рассказывая историю Фолка, Дин, ни разу не упомянул о нём.

– Наверное то, что его не было на острове, а твоя мать была возлюбленной Магнуса?

– Мой отец не придумал ничего лучше, кроме как отпустить её. Он считал, что у человека должно быть право выбора. А моя мать... Она не была для Магнуса возлюбленной, она была подружкой, любовницей, вдохновительницей, да кем угодно, но только не возлюбленной. Он относился к любви по-философски и не обременял себя долгими узами. Его девицы это понимали. Но моя мать была из другого теста.

Пытаюсь переварить услышанное и понять, как так вышло, что я не разглядела сущность Магнуса? Наверное, сказался недостаток общения и отсутствие опыта. Одно дело, когда человек проявляет свой характер, как та же Тина, и совсем другое, когда он старается закупорить себя настоящего и скрыться за доброжелательностью и харизмой. Тут придётся постараться, чтобы добраться до сути. Ты будешь слой за слоем снимать с него шелуху, точно он – луковица. Да только лук заставляет плакать и люди обычно прикрывают глаза или отворачиваются, так что гнильцу можно и не заметить...

– Она его любила...

– Да, а мой отец любил её.

– Почему ты не ушёл с острова, когда вырос? – по его взгляду догадываюсь, что всё было иначе.

– Я ушёл. Но отец к тому времени уже умер, а люди в поселении диких были мне чужими. Нет, они хорошо меня приняли, но... мой Дом был уже на Либерти.

– Но ты ненавидишь Либерти.

– Не совсем так. Бывает, ты любишь место, но ненавидишь то, что с ним происходит. Да и с людьми такая же беда.

– Значит, ты вернулся?

– Дом – это не там, где тебе хорошо и уютно, а там, куда тебя тянет вернуться... Так что я тоже сделал свой выбор. Пожалуй, здесь и устроим привал...

Я с облегчением сбрасываю рюкзак, от лямок которого на плечах, наверное, остались глубокие борозды. Для ночлега Фолк выбрал поляну, со всех сторон закрытую высокими острыми скалами. Не скалы, а настоящие зубья. Схлопнутся и – поминай как звали. В сумерках они походят на великанов, навечно застывших во времени.

Мы собираем хворост, разжигаем костёр и усаживаемся возле огня. Совсем как на фестивале Свободы прошлым летом. Не хватает только песен, танцев и Тины с её предательством.

Ужинаем бутербродами с сыром и овощами из Бухты, запивая водой.

Темнота сгущается и я, словно летящий на свет мотылёк, пододвигаюсь ближе ко огню. Теперь скалы нависают над нами, готовые сомкнуться и попробовать нас на вкус, проверить – живые ли ещё или душой уже мертвецы?

Фолк подкидывает ещё дров и пламя разгорается с новой силой, пожирая дерево.

– Давай-ка спать... – предлагает он.

Фраза звучит издевательски, если припомнить прошлую ночь, так что мои щёки опаляет румянец.

Интересно, сойдёт за жар от костра?

Вряд ли.

Земля до того промёрзшая, что я стелю одеяла почти вплотную к огню, но по разные стороны от костра. Пожелав Фолку спокойных снов, заворачиваюсь в своё, будто в кокон и блаженно закрываю глаза.

10 страница17 мая 2023, 14:35

Комментарии